Научная статья на тему 'Социально значимые векторы феномена одиночества'

Социально значимые векторы феномена одиночества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
368
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ОДИНОЧЕСТВА / СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ГРАЖДАНСКИЙ БРАК / СОЖИТЕЛЬСТВО / ВИТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филиндаш Елизавета Вячеславовна

Статья посвящена одиночеству как актуальной проблеме современного социума. Феномен одиночества рассматривается в контексте статистических данных, представленных рядом зарубежных и российских исследователей. Автором вводится научное понятие «социально-психологический вектор одиночества», который дает возможность выявить причинно-следственные факторы, оказывающие влияние на данный феномен, прогнозировать основные направления его развития в социуме, вычислить величину выявленных факторов с помощью социальных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY IMPORTANT VECTORS OF THE PHENOMENON OF LONELINESS

The article deals with the loneliness as a topical problem of modern society. The phenomenon of loneliness is considered in the context of statistical data submitted by a number of foreign and Russian researchers. The author introduces the scientific concept of "socio-psychological vector of loneliness", which provides an opportunity to identify the causal factors that influence this phenomenon, to predict the main directions of its development in society, to calculate the value of the factors identified through social methods.

Текст научной работы на тему «Социально значимые векторы феномена одиночества»

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ВЕКТОРЫ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена одиночеству как актуальной проблеме современного социума. Феномен одиночества рассматривается в контексте статистических данных, представленных рядом зарубежных и российских исследователей. Автором вводится научное понятие «социально-психологический вектор одиночества», который дает возможность выявить причинно-следственные факторы, оказывающие влияние на данный феномен, прогнозировать основные направления его развития в социуме, вычислить величину выявленных факторов с помощью социальных методов. Ключевые слова: социально-психологический вектор одиночества, семья как социальный институт, сексуальная революция, гражданский брак, сожительство, витальные ценности.

SOCIALLY IMPORTANT VECTORS OF THE PHENOMENON OF LONELINESS

Annotation. The article deals with the loneliness as a topical problem of modern society. The phenomenon of loneliness is considered in the context of statistical data submitted by a number of foreign and Russian researchers. The author introduces the scientific concept of "socio-psychological vector of loneliness", which provides an opportunity to identify the causal factors that influence this phenomenon, to predict the main directions of its development in society, to calculate the value of the factors identified through social methods. Keywords: socio-psychological vector of loneliness, family as a social institution, sexual revolution, civil marriage, cohabitation, vital values.

Проблема одиночества является одной из важнейших в современном обществе. В статье «Особенности информационного общества, инициирующие одиночество в среде российской молодежи» [10, с. 46] утверждается мысль о том, что наблюдаемый процесс дегуманизации общества связан с факторами стрессового воздействия социальной напряженности и во многом выступает как причина заболеваний, отчуждения и одиночества молодежи. Глобальные противоречия эпохи в широком смысле актуализируют проблему бытия человека. Природа, освоенная человеком и поставленная на службу удовлетворения его потребностей, свидетельствует, с одной стороны, о его могуществе, с другой - о беспомощности перед участившимися в последнее время стихийными катастрофами. Человек, который с эпохи Античности мыслил себя частью космоса - микрокосмом, а с XX в. осваивает его, теряет с ним духовное единство. Не только мир природы, но и мир человеческого бытия -Дом культуры, созданный человеком во имя своего блага, все дальше отчуждается от него. Цивилизация на современном, технологическом этапе развития представляет реальную угрозу для человека, который погружается в информационный поток и утрачивает способность к познанию и пониманию. В условиях интернет-коммуникаций нарастает изолированность, оторванность человека от реального социума. Само общество становится бесчеловечным, разрушаются идеалы, утрачивается вкус, наступает духовный голод. Все это актуализирует одиночество как социальную и психологическую проблему.

Статистические данные дают представление о количестве одиноких людей в разных странах. Так, например, одинокие люди составляют более половины взрослого населения США. Согласно данным Бюро трудовой статистики Министерства труда США [5] в августе 2014 г. доля одиноких людей (старше 16 лет) достигла 50,2 %. При этом среди жителей США активного возраста (2534 лет) одиноких, никогда не состоявших в браке людей, оказалось на 46 % больше, чем семейных. В результате анализа этих данных исследователи считают, что возрастная пирамида США к 2060 г.

УДК 364.624.4 Е.В. Филиндаш

Elizaveta Filindash

© Филиндаш Е.В., 2015

может превратиться в «прямоугольник», так как количество американцев старше 85 лет будет практически равно количеству новорожденных.

Что касается проблемы одиночества в Европе, то стоит заметить, что если совсем недавно она рассматривалась в связи с группой пожилых людей, то сейчас одиночество испытывают люди всех возрастов. Данные статистики позволили установить, что количество одиноких людей, проживающих в восточной Европе, особенно в России и Украине, составили гораздо больший процент населения по сравнению с западной, северной и южной Европой. Это относится как к пожилым, так и молодым людям. Британские ученые доктор Кемин Ян и профессор геронтологии и общественного здоровья Кристина Виктор проанализировали данные опроса 47 тыс. чел. из 25 стран Европы в возрасте от 15 до 100 лет [6]. Они установили, что проблема одиночества имеет географические границы. В России среди людей шестидесятилетнего возраста 24 % чувствуют себя одинокими, на Украине этот показатель выше, он составляет 34 %. В странах северной Европы одиночество как социальная и психологическая проблема населения выявлена в гораздо меньшей степени, чем в России. Например, в Дании и Норвегии одиночество испытывают всего 3 % людей той же возрастной группы, что в России и в Украине, в Великобритании - 7 %, в Швейцарии - 5 %. В связи с осмыслением проблемы одиночества, важно констатировать, что молодые люди до тридцатилетнего возраста страдают от чувства одиночества так же, как и пожилые. Статистика выявляет ту же закономерность. Среди наиболее благополучных стран, где показатель одиночества не превышает 2 % - Швейцария, Финляндия и Норвегия. В то же время в России одинокими себя считают 11 % молодых людей, в Украине этот показатель достигает 15 %. «Считается, что одиночество - это проблема исключительно пожилых людей. Но это не совсем так. Гораздо больше, чем от возраста, это чувство зависит от страны, где живет человек. Существует четкое разделение на группы стран с низким и высоким процентом людей, чувствующих себя одинокими», - утверждает профессор Ян [5].

Характеризуя перспективу состояния данной проблемы в России, отметим, что с каждым годом в стране растет число одиноких людей. В Москве сегодня проживают более 50 % одиночек. Этот факт установлен в связи с работой службы, называемой «Телефон неотложной психологической помощи 051» [9]. В течение 2014 г. сотрудники службы психологической помощи населению отмечали рост числа абонентов, звонивших в связи с проблемой дефицита общения. Если в 2013 г. этот показатель составлял 27 % (6088) от числа всех звонков, то в 2014 г. - уже около 31 % (7828). Всего за год в службу поступило около 43 тыс. обращений. Для сравнения стоит отметить, что в 2013 г. было 39 тыс. звонков. Сотрудники службы констатируют, что подавляющее число обращений поступало от женщин (75 %, а в период праздников - до 81 %), а большую часть позвонивших составили люди от 35 до 60 лет (54 %).

В целом на основе анализа статистических данных можно сделать вывод о том, что одиночество является одной из наиболее актуальных проблем в России. В связи с существующей тенденцией углубления и расширения этой проблемы возникает необходимость проанализировать наиболее значимые векторы этого феномена.

Вектор (от лат. vector. - несущий) - 1) изображаемая отрезком прямой математическая величина, характеризующаяся численным значением и направлением; 2) основное направление развития какого-либо процесса, явления, деятельности. В первом значение понятие «вектор» используется, прежде всего, в физике и математике. Существует более широкий смысл термина, который выходит за рамки точных наук - это объект, структура, имеющая одновременно величину (модуль) и направление. Последовательность однородных элементов и перечень свойств моделируют определение класса и состояние объекта. Типы элементов вектора определяют класс объекта, а значения элементов - его состояние. Именно в этом значении понятие используется в настоящей работе.

Социально-психологический вектор одиночества как научное понятие, рассматриваемый в

контексте причинно-следственных факторов, оказывающих влияние на состояние такого сложного и многомерного феномена, каким является одиночество, дает возможность прогнозировать основные, наиболее значимые направления его развития в социуме. Социальные методы исследования могут вычислить величину того или иного фактора, воздействующего на одиночество [6, с.128].

Среди глобальных всеобщих, свойственных всем странам на современном этапе развития технологического общества векторов можно назвать мультимедийный характер коммуникации [2, с. 112]. Она парадоксальным образом сочетает видимость доступности массового общения с отчужденностью и одиночеством людей. Я. Голосовкер в работе «Имагинативный абсолют» считает, что культура как высший человеческий инстинкт призвана удовлетворять неполноценно реализованные потребности человека с помощью имагинативной, т.е., воображаемой реальности, посредством создания иллюзий. В эпоху информационного общества главную потребность самовыражения и самоутверждения человек имеет возможность удовлетворять в квазиреальном коммуникативном пространстве. Использование никнэймов (от англ. nickname - псевдоним), принятие на себя более привлекательной, чем в реальной жизни, роли связано с раздвоением личности, реальной и созданной в воображении индивида, живущей в пространстве псевдообщения. Отказ от собственной личности ведет к углубляющемуся разрыву с реальным бытием, что создает благодатную почву для одиночества. Человек ощущает недостаток общения не только в виртуальном пространстве: он стремится расширить реальные возможности общения. Не случайно в молодежной среде все более популярными становятся небольшие сообщества по интересам, специальные, построенные на общении акции, например, музейные, экскурсионные, театрализованные, фестивальные. В частности, музейная коммуникация, реализуемая, например, в таком мероприятии как «Ночь в музее» привлекает молодежь игровым форматом общения [4, с. 50].

Социокультурные изменения в России последних десятилетий во многом вызваны экономическими причинами, резкой переориентацией культурного сознания на Запад. Приоритет от духовных ценностей переходит к материальным благам. Предельно актуализируется проблема самореализации молодого человека. С одной стороны, при рыночной экономике создаются условия для самоутверждения личности, с другой стороны - конкурентные условия ведения бизнеса могут привести к нереализованности ожиданий в плане социального самовыражения. В любом случае внедрение новых ментальных позиций, превалирование монетаристских идеалов, карьеристских устремлений ведут к замене прежних ценностных установок, т.е., ослаблению общественных связей, семейных, дружеских, родственных уз, что, в конечном счете, усиливает состояние отчужденности, потерянности, одиночества.

В среде молодежи тяжелое эмоциональное переживание своего положения в обществе во многом связано с вопросами трудоустройства. После окончания обучения в вузах очень немногие бывшие студенты находят работу в соответствии с образованием и квалификацией. Выпускники вузов зачастую вынуждены работать с неограниченным испытательным сроком, без юридического оформления, мириться с незаинтересованностью государственных и коммерческих предприятий в предоставлении гарантированных условий труда и заработной платы. Такая неопределенная ситуация без включения молодого специалиста в трудовой коллектив, который дает чувство локтя, поддержки, возможности постоянного полноценного делового общения, уже дает повод чувствовать себя изолированным от своего профессионального сообщества. Уже на последних курсах обучения будущие выпускники понимают, что их ждут проблемы с поиском работы [9, с. 50]. Отсутствие институтского распределения, государственного распределения ставит молодого специалиста в жесткие конкурентные рамки. Уже во время учебы человек боится, что его знания, специальность будут невостребованными, а он окажется не нужным обществу.

Постоянная тревога за будущее, материальная незащищенность, пролонгация времени обуче-

ния в связи с необходимостью постоянного повышения квалификации молодежи является причиной неуклонного уменьшения числа официально заключаемых браков, увеличения неравных по возрасту, социальному статусу и материальному положению союзов, переноса вступления в первый брак на более зрелый возраст. Эти явления выступают и следствием, и причиной общей неблагополучной демографической ситуации в стране [7, с. 30].

Экономические и социальные проблемы, значительно возрастающие с созданием семьи, актуализируют негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи. Среди экономических причин в первую очередь можно назвать материальные трудности по обеспечению семьи во время ухода матери за ребенком, высокие цены на жилье, затраты на образование детей и многое другое. Социальные причины отрицания брака в среде студенческой молодежи видятся в неприятии семейных принципов старшего поколения, преобладании профессионально-карьерных ценностей над семейными; распространении разнообразных форм брака.

На языке официальной статистики и демографии в качестве одиноких рассматриваются именно люди, не имеющие семьи: неженатые и холостые, живущие вне брака, разведенные, вдовцы и вдовы и т.д. Прирост одиноких людей в первую очередь наблюдается среди молодежи, отмечают в брачном агентстве «Импульс». Причем, проблема одиночества все больше молодеет.

Специалисты видят ряд других векторов, ведущих к одиночеству, к которым относятся сексуальная революция, кризис семейных ценностей и, как ни странно, рост благосостояния [3, с. 149]. Известно, что семейные отношения в условиях современного общества претерпевают значительные изменения. В наше время все чаще поднимается вопрос о том, остается ли семья столь же значимым социальным институтом, как и прежде. На эмпирическом уровне в России проводятся крупномасштабные исследования по определению института семьи в ценностных ориентациях россиян, которые в большинстве своем свидетельствуют о высокой значимости семьи как ценности. Например, по данным общероссийского исследования «Семья. Демография. Социальное здоровье населения» [1, с. 47], иерархию ценностей россиян возглавляют ценности здоровья, семьи, наличия детей, душевного комфорта. Вместе с тем, модификация возможных вариантов взаимоотношений между мужчиной и женщиной, все большая их вариативность ведет к постановке вопроса о необходимости брака как сути универсального, единственно приемлемого варианта взаимоотношений между любящими друг друга людьми. К основным социокультурным предпосылкам трансформации семьи как социального института относят процессы индустриализации и урбанизации, которые все в большей степени вовлекают женщин в производственную сферу и, соответственно, в ряды рабочей силы. Этот факт ведет к снижению социальной роли мужчин, которая ранее была доминирующей. Другой существенной причиной выступает «сексуальная революция» - изменения в области интимных, сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, сопровождающиеся стиранием двойных стандартов в половой морали, признанием за сексуальными отношениями не только репродуктивной, но и рекреационной функции.

Одним из распространенных современных мифов является представление о семье как о тюрьме или клетке. Все чаще молодые люди, особенно мужчины, избегают обременять себя тяжестью серьезных отношений и семейных уз, поскольку стремятся к психологической независимости и ощущению внутренней свободы. Возможно, дегуманизированные, т.е., «обесчеловеченные» ценности рыночной экономики, связанные с представлениями о материальном благополучии и карьерном росте, вытесняют из обывательского сознания такие традиционные общепризнанные витальные ценности, как любовь, семья, дети, друзья. Превалирование личностных, эгоцентрических установок приводит к тому, что молодежь не желает тратить время и усилия на создание семьи, организацию совместного быта, связанную со значительными материальными затратами по обеспечению общего жилья, содержанию детей и т.д. Молодые люди все чаще предпочитают брачным узам сожительство,

которое в рамках обыденного языка неверно именуется гражданским браком. Понятие «сожительство» с корнем жит- и приставкой со- означает совместное проживание людей, имеющих сексуальные отношения, но не состоящих в юридически зарегистрированном в государственных органах записи актов гражданского состояния браке, т.е. фактически не обремененных никакими обязательствами по отношению друг к другу. При таких отношениях девальвируются понятия верности, супружества, долга, обоюдной ответственности за детей. В наиболее уязвимом положении оказывается женщина, если она решает стать матерью и не получает согласия партнера и остается без его поддержки, в том числе материальной. В России термин «гражданский брак» возник как противопоставление понятию церковного брака, не имеющего нормативно-правовой основы. Представляется вполне логичным, что феномен сожительства, являясь альтернативой традиционному браку, получает все большую популярность в обществе, в котором наблюдается толерантное отношение к добрачным половым связям. В целом, многие пары, рассматривают сожительство как пробу, репетицию возможных семейно-брачных отношений в будущем и считают его даже новой формой семьи. Однако практика показывает, что сожительство является формой краткосрочных отношений мужчин и женщин. Партнеры после трех-пяти лет совместного проживания, как правило, либо расходятся, либо заключают официально зарегистрированный брак, при этом решающим вопросом в определении формы отношений между мужчиной и женщиной часто выступает наличие детей. Молодые люди предпочитают гражданский брак в силу ряда причин. Среди ведущих причин называются проверка чувств и подготовка к официальному браку; отсутствие серьезной меры ответственности по сравнению с обязательствами в зарегистрированном браке; временное решение материальных, бытовых, сексуальных проблем. Одной из значимых и весомых проблем студенты считают обретение социального статуса.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что нежелание молодежи вступать в официальный брак обусловлено, прежде всего, представлением о том, что при сожительстве человек может позволить себе все, что угодно, вплоть до отказа платить алименты на содержание своего ребенка. Такая ориентация в целом свидетельствует о нарушении признанных норм морали, девальвации традиционных ценностей, лежащих в основе семьи, влияющих на прочность семейно-брачных отношений. В результате социальной нормой, а точнее, социальным бедствием становятся неполные семьи, незарегистрированные браки, внебрачная рождаемость.

Эти явления выступают и следствием, и причиной общей неблагополучной демографической ситуации в стране. Высокий уровень смертности мужского населения (российские женщины живут значительно дольше мужчин) и смертность от неестественных причин также рассматриваются в перечне причин одиночества в России. Считается, что примерно каждая третья мать имеет возможность пережить своего ребенка. Значимую роль играет общая социальная и семейная дезорганизация. Отсутствуют технологии оказания помощи одиноким или рискующим остаться одиноким, что превращает одиночество в злокачественную социальную болезнь.

В перспективе одиночество в России может вызвать необратимые катастрофические социальные последствия. Рост доли одиноких актуализирует сокращение рождаемости, так как одинокие молодые люди не мотивированы к рождению детей, а разведенные не стремятся создавать второй брак или в очередной раз примерять на себя роль родителей. Такая демографическая ситуация может инициировать социальную, политическую и экономическую нестабильность в стране. Молодое поколение вынуждено будет материально содержать представителей старшего населения - им придется финансировать пенсию стареющего большинства. В противном случае институт «пенсии» прекратит свое существование.

Подобные процессы характерны для всех развитых стран. Например, в Японии в 2013 г. объем приобретенных памперсов для взрослых превзошел объем приобретенных детских памперсов [5]. Факт довольно курьезный, но экономисты воспринимают его как тревожный сигнал, показатель по-

стоянного катастрофического уменьшения доли работоспособного населения. В этой связи серьезной проблемой могут стать частые депрессии одиноких людей. Финские ученые провели мониторинг потребления европейцами антидепрессантов и выявили, что среди работоспособного населения Европы наблюдается стабильной рост потребления препаратов от депрессии [8]. Специалисты утверждают, что люди, подверженные частым депрессиям из-за одиночества, становятся менее активными, страдают от алкоголизма и наркомании, имеют хронические проблемы со здоровьем.

В то же время проблема одиночества, одной из причин которой специалисты называют рост благосостояния, может парадоксальным образом в перспективе положительно повлиять на развитие экономики. Одинокие люди, особенно молодые, не склонны приобретать жилье, они отдают предпочтение аренде. Они гораздо мобильнее, что позитивно сказывается на рынке труда. Помимо этого, они менее предрасположены к экономии материальных средств и могут позволить себе незапланированные дорогостоящие покупки. Это приводит к росту потребительских расходов, которые составляют «основной вклад» при расчете ВВП. Одиночки выгодны бизнесу. Поскольку, согласно исследованиям, в развитых странах число домохозяйств снижается, семейные люди будут меньше интересовать маркетологов. Можно сказать, что дни полной и счастливой семьи как идеальной потребительской единицы сочтены. В исследовании Цзяньго Лю из Мичиганского университета [5] говорится, что одинокий человек потребляет на 38 % больше продуктов, на 42 % больше упаковочного материала, на 55 % больше электричества и на 61 % больше газа по сравнению с семьей из четырех человек. Одинокие молодые люди имеют возможность и желание тратить деньги на свои увлечения, туризм и отдых, они приобретают дорогие товары, прежде всего, спортивно-туристического предназначения. Несколько лет назад в китайской блогосфере родилась идея отмечать «11.11» (11 ноября) как День одиноких людей, так как число одиннадцать, по мнению убежденно верящих в магию цифр китайцев, напоминает одиноких мужчину и женщину. Новый праздник начал набирать популярность в среде молодежи, став неким противовесом западному Дню Святого Валентина. Крупные ритейлеры увидели возможность увеличить продажи, в результате чего 11 ноября стал также Всемирным днем шоппинга. В 2013 г. объем продаж превзошел американскую Черную пятницу (пятница после Дня благодарения, с которой в США начинается сезон рождественских распродаж) и за 24 часа составил 35 млрд юаней (около 5,7 млрд долл. США).

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что одиночество - одна из важнейших социальных, социально-психологических, психологических проблем, являющаяся предметом исследования целого ряда дисциплин. Многие науки, в том числе философия, психология социология, педагогика, медицина, плодотворно изучают этот сложный, многомерный феномен с точки зрения своего, присущего каждой из них подхода, что, безусловно, способствует обогащению его понимания.

Что касается социального аспекта одиночества, то возникает необходимость разработки продуктивных механизмов и инструментов для устранения или облегчения этой социальной болезни на государственном уровне. Среди основных средств борьбы с одиночеством в социально-организационном плане актуализируется задача формирования новых социальных связей и пропаганда новых интересов вместо утраченных, в том числе популяризация смысложизненных, витальных ориентиров, утверждение новых духовно-нравственных ценностей, морально-этических норм.

Библиографический список

1. Варламова, С. Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С. Н. Варламова, А. В. Носкова, Н. Н. Седова // Социологические исследования. - 2006. - № 11. - С. 44-48.

2. Захаров, М. Ю. Информационная безопасность - основополагающий элемент безопасности социального управления / М. Ю. Захаров // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2012. - № 9. - С. 112-115.

3. Князев, В. Н. Есть ли новые идеи в социологии? / В. Н. Князев // Социологические исследования. - 2013. -№ 10 - С. 147-151.

4. Паудяль, Н. Ю. Музейная коммуникация в современном социокультурном пространстве / Н. Ю. Паудяль, Л. В. Филиндаш // Актуальные проблемы русского языка и культуры речи. - Иваново, 2014. - С. 44-56.

5. Статистические данные по одиноким людям, проживающих в России и других странах [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.spb-venchur.ru/news/8463.htm (дата обращения : 20.03.2013).

6. Тихонова, Е. В. Методология и методы социологического исследования / Е. В. Тихонова. - М., 2012. -330 с. - ISBN 978-5-7695-8453-4.

7. Тихонова, Е. В. Профессиональная социализация студентов в современном российском вузе. Социологический анализ / Е. В. Тихонова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 4. - С. 28-35.

8. Тихонова, Е. В. Социально-психологическая диагностика студентов как основа профессиональной ориентации / Е. В. Тихонова // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 2. - С. 49-54.

9. Филиндаш, Е. В. Особенности информационного общества, инициирующие одиночество в среде российской молодежи / Е. В. Филиндаш // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2015. - № 6. - С. 44-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.