Научная статья на тему 'Выявление уровня мотивации студентов к научно-исследовательской работе и разработка методов его повышения'

Выявление уровня мотивации студентов к научно-исследовательской работе и разработка методов его повышения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (НИР) СТУДЕНТОВ / РЕЙТИНГ СТУДЕНТОВ / MOTIVATION / MOTIVATION OF STUDENTS / RESEARCH WORK (R & D) OF STUDENTS / RATING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левашова Ю. В., Шарикова Ю. В.

Основной проблемой данной работы является вопрос современных подходов к мотивации студентов для участия в научно-исследовательской деятельности вузов и их эффективность в условиях информатизации общества. В статье представлены имеющиеся в теории методы мотивации студентов вузов в современных условиях, выявленные при помощи опроса и анализа ситуации, сложившейся в университетах и институтах Самарской области, а также методы, разработанные или модифицированные авторами данной статьи в соответствиями с запросами современного общества в данной конкретной области. Обозначены основные авторские подходы к мотивации, используемые в современных высших учебных заведениях, а также определены новые способы нематериальной мотивации, кроме того, произведена комбинация методов в своеобразные системы мотивации, позволяющие достигнуть наивысшего результата в соответствии с поставленными задачами. Авторами сделаны выводы о применимости различных видов стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов вузов в современных реалиях. В рамках данной темы было проведено исследование по выявлению уровня мотивации студентов на примере Самарского государственного экономического университета и представлены методы по повышению мотивации студентов вузов к научно-исследовательской деятельности, исходя из результатов текущего уровня и анализа применимости данных подходов на практике. Помимо этого, в научной работе предлагается подход к мотивации студентов с учетом всех особенностей и детальной проработкой критериев для воплощения данной идеи в реальной жизни, кроме того была произведена оценка работоспособности данного метода на практике в рамках одной академической группы. В соответствии с результатами проведенного социального эксперимента авторами было предложено внедрение подобного метода мотивации студентов в вузе при условии сочетания с иными методами материальной и нематериальной мотивации, рассмотренными в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левашова Ю. В., Шарикова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE LEVEL OF STUDENTS’ MOTIVATION FOR RESEARCH WORK AND DEVELOPMENT OF IMPROVEMENT METHODS

E main problem of this work is the issue of modern approaches to motivating students to participate in research activities of universities and their effectiveness in the context of the society digitization. The article introduces the methods available in the theory of motivation of university students in the modern context, identified by means of a survey and analysis of the situation in universities of the Samara region, as well as the methods developed or modified by the authors of this article in accordance with the requirements of modern society in this particular area. The main author's approaches to motivation used in modern higher educational institutions are outlined, as well as new ways of non-material motivation are defined, in addition, a combination of methods is made into a kind of motivation system that allows achieving the highest result in accordance with the tasks set. The authors draw conclusions about the applicability of various types of research activities stimulation of University students in modern realities. Within the framework of this topic, a study was conducted to identify the level of motivation of students by the example of the Samara State University of Economics and methods to increase the motivation of university students to research activities, based on the results of the current level and analysis of the applicability of these approaches in practice were presented. In addition, the research paper proposes an approach to the motivation of students with all the features and detailed elaboration of criteria for the implementation of this idea in real life, in addition, the evaluation of the efficiency of this method in practice within one academic group. In accordance with the results of the social experiment, the authors proposed the introduction of such a method of motivating students in high school, provided that it is combined with other methods of material and non-material motivation, considered in this article.

Текст научной работы на тему «Выявление уровня мотивации студентов к научно-исследовательской работе и разработка методов его повышения»

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

УДК316.74:378 ББК 60.561.9+74.480

DOI: 10.22394/2304-3369-2019-5-242-250

Ю. В. Левашова

Самарский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия ЛиШогГО: 1019188

ГСНТИ82.17.03,14.15.15 Код ВАК22.00.08, 08.00.05

Ю. В. Шарикова

Самарский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия ЛиШогЮ: 501999

АННОТАЦИЯ:

Основной проблемой данной работы является вопрос современных подходов к мотивации студентов для участия в научно-исследовательской деятельности вузов и их эффективность в условиях информатизации общества.

В статье представлены имеющиеся в теории методы мотивации студентов вузов в современных условиях, выявленные при помощи опроса и анализа ситуации, сложившейся в университетах и институтах Самарской области, а также методы, разработанные или модифицированные авторами данной статьи в соответствиями с запросами современного общества в данной конкретной области.

Обозначены основные авторские подходы к мотивации, используемые в современных высших учебных заведениях, а также определены новые способы нематериальной мотивации, кроме того, произведена комбинация методов в своеобразные системы мотивации, позволяющие достигнуть наивысшего результата в соответствии с поставленными задачами. Авторами сделаны выводы о применимости различных видов стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов вузов в современных реалиях. В рамках данной темы было проведено исследование по выявлению уровня мотивации студентов на примере Самарского государственного экономического университета и представлены методы по повышению мотивации студентов вузов к научно-исследовательской деятельности, исходя из результатов текущего уровня и анализа применимости данных подходов на практике. Помимо этого, в научной работе предлагается подход к мотивации студентов с учетом всех особенностей и детальной проработкой критериев для воплощения данной идеи в реальной жизни, кроме того была произведена оценка работоспособности данного метода на практике в рамках одной академической группы. В соответствии с результатами проведенного социального эксперимента авторами было предложено внедрение подобного метода мотивации студентов в вузе при условии сочетания с иными методами материальной и нематериальной мотивации, рассмотренными в данной статье.

гм

I КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

^ мотивация, мотивация студентов, научно-исследовательская работа (НИР) студентов, рейтинг студентов.

оч

§ ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

§ Левашова Юлия Валерьевна, Самарский государственный экономический университет,

| 443090, Россия, г. Самара, ул. Советский Армии, 141, levashova99.99@mail.ru.

Р

03 Шарикова Юлия Витальевна, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственна^ ный экономический университет,

^ 443090, Россия, г. Самара, ул. Советской Армии, 141, sharikovajv@mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Левашова Ю. В., Шарикова Ю. В. Выявление уровня мотивации студентов к научно-исследовательской работе и разработка методов его повышения // Вопросы управления. 2019. №5 (60). С. 242—250.

В современном мире мотивация персонала компании играет важную роль в работе всей организации в целом, поскольку правильно построенная система мотивации труда среди сотрудников может обеспечить повышение качества труда работников и конкурентоспособность компании на рынке.

В теории менеджмента можно выделить несколько авторских подходов к определению понятия «мотивация», некоторые из них представлены в таблице 1.

Исходя из рассмотренных определений, можно сделать вывод о том, что мотивация обладает следующими характеристиками: объяснение поведения человека, его направленность и активность; стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности; стимулирование кого-либо к деятельности, направленной на достижение целей организации. [2]

В общем виде, мотивация - главный двигатель поведения и деятельности человека, а особенно это необходимо в процессе формирования будущего профессионала. Именно поэтому наиболее актуальным становится вопрос о мотивах и стимулах учебно - профессиональной деятельности студентов. [3]

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет в полной мере проявить свою индивидуальность и готовность к самореализации личности, а также развить творческие способности. Следует заметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью в образовательном и личностном смысле. На фоне развивающейся рыночной экономики огромное значение для общества имеет подготовка специалистов, способных опера-

тивно справляться с решением текущих задач, способные применять полученные теоретические знания на практике. [4] В решении данной задачи может помочь развитие заинтересованности студентов в научно-исследовательской деятельности (НИД) и появление инновационных технологий в образовании. Данные факторы способствуют развитию у студентов самостоятельности в принятии нестандартных решений и инновационных решений.

Именно поэтому огромную роль для стимулирования студентов к научно-исследовательской деятельности играет мотивация, которая способствует обеспечению повышения результативности деятельности студентов в научно-исследовательской сфере и, как следствие, конкурентоспособности обучающихся на рынке труда в будущем.

В ФГБОУ ВО «СГЭУ» было проведено исследование с целью выявления уровня мотивации студентов в принятии участия в научно-исследовательской деятельности. Респондентами были студенты бакалавриата Самарского государственного экономического университета, преимущественно студенты 1 и 3 курсов. В опросе участвовало более 170 студентов со всех 7 институтов Самарского государственного экономического университета (включая факультет среднего профессионального образования)

Первый вопрос был направлен на выявление заинтересованности в научно-исследовательской работе в университете. Анализируя ответы респондентов, можно сделать вывод, что 21 % студентов занимаются научной работой на постоянной основе, а ровно 25 % студентов - время от времени.

Таблица 1. Подходы к определению понятия «мотивация»

Автор подхода Определение

Немов Р.С. Это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [6]

Травин В.В., Дятлов В.А Определяют мотивацию как стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности [7]

Мескон М.Х., Альберт М., Хе-доури Ф Мотивация - процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации [6]

Рисунок 1. Заинтересованность студентов в научно-исследовательской работе.

Занимаетесь ли Вы научно-исследовательской работой в университете?

1Да «Нет

_V

Время от времени

Также респондентам был задан вопрос относительно того, чем помимо учебы они занимаются в университете, какой вне-учебной деятельности они отдают свое предпочтение, ответы на данный вопрос представлены на рисунке 2.

По результатам диаграммы, можно сделать вывод о том, что почти у половины опрошенных студентов не хватает времени на участие в какой-либо деятельности университета, помимо учебной, что является не очень хорошим результатом. Студенты же, состоящие в каких-либо студенческих объединениях, как видно из опроса, чаще всего участвуют в нескольких направлениях деятельности одновременно. (так, например, член студенческого педагогического отряда является также и активистом студенческого научного общества). Что свидетельствует нам о том, что у студентов есть возможности для реализации своего потенциала в

вузе, все зависит исключительно от желания и замотивированности молодых людей к участию в активной деятельности Однако, студентов, которые являются членами студенческого научного общества, к счастью, не так уж мало и в рейтинге находится почти наравне с такими направлениями общественной деятельности студентов, как: во-лонтерство, спорт, педагогический отряд и участие в творческих конкурсах.

Для выявления причин низкой вовлеченности также были определены мотива-ционные факторы, заставляющие студентов задуматься об участии в развитии науки, среди которых наиболее частыми оказались - получение автоматов (35 % опрошенных), стремление к приобретению новых знаний (45 % опрошенных) и желание стать профессионалом в выбранном направлении (20 % опрошенных).

Чем помимо учебы занимаетесь в университете?

80 60 40 20

В Активист Студенческого научного общества В Член студенческого педагогического отряда

В Студдебют/весна/галка В Волонтер

В Спортсмен и Крупа ТВ/За кадром

Н Пишу статьи в газету/на сайт Н Только учеба, на другое времени нет У Работаю

Рисунок 2. Занятия, предпочитаемые студентами ФГБОУ ВО «СГЭУ».

0

Наиболее предпочтительными формами научно-исследовательской работы, исходя из результатов анкетирования, для студентов являются научные кружки (34 % опрошенных), а также очное участие в выездных научных мероприятиях (36 % опрошенных). Под очным участием студентов подразумевается участие студентов в различных молодежных форумах («¡Волга», «Таврида», «Территория смыслов» и другие), где есть шанс выиграть грант на реализацию своей научной разработки для дальнейшего её внедрения в производство, а также участие в различных конкурсах и грантах, часть средств которых идёт на поощрение грантополучателя.

В связи с этим студентам был задан вопрос касательно частоты написания ими научных статей, результаты которого представлены на рисунке 3. Подавляющее большинство (60 %), к сожалению, не имеет ни одной публикации, что безусловно, свидетельствует о низкой вовлеченности в данную сторону научно-исследовательской деятельности университета.

Проанализировав данные выводы, мы видим, что большая часть опрошенных студентов вуза никак не вовлечены в научно-исследовательскую деятельность университета. В связи с этим возникла необходимость в вопросе -«Каковы причины столь

низкой вовлеченности в НИР университета?» Наиболее популярными ответами среди студентов на этот вопрос были: «нехватка времени», «отсутствие поощрений», «неосведомленность».

Несмотря на некоторую недостаточность заинтересованности в НИР университета, большое количество опрошенных (71 %) считает, что заниматься наукой в современном мире достаточно престижно и только у 27 % опрошенных возникают насчет этого сомнения, однако почти все опрошенные студенты полагают, что реали-зовываться в научной сфере может быть слишком сложно и долго, что к сожалению, действительно так.

Проведя анализ ответов респондентов, делаем вывод, что уровень мотивации студентов ФГБОУ ВО «СГЭУ» в НИР университета находится на среднем уровне, так как, несмотря на отсутствие достаточного времени у студентов, около половины опрошенных время от времени все же занимается научно-исследовательской деятельностью, что говорит о наличии в данный момент слабых мотивирующих факторов.

Необходимо предпринять некоторые усилия, чтобы поднять данный показатель.

Существует следующая классификация учебной мотивации студентов, представленная в таблице 2.

■ Да, не реже 1 в месяц Да, 1-2 в семестр

Да, написал (-а) только 1 статью за весь период обучения и больше не собираюсь

■ В зависимости от наличия времени и финансовых ресурсов на публикацию

■ Пытаюсь написать первую научную статью/ Еще не успела написать/Нет, но планирую

■ Нет ни одной публикации

Рисунок 3. Частота написания научных работ студентами ФГБОУ ВО «СГЭУ».

245

Таблица 2. Классификация мотивации

Мотивы Характеристика

Познавательные Приобретение новых знаний в определенной области

Социальные Долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, принесение пользы обществу; стремление личности самоутвердиться в обществе и утвердить свой социальный статус через учение

Прагматические Получение достойного вознаграждения за свой труд, желание иметь более высокий заработок,

Профессионально-ценностные Расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу

Эстетические Получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов

Статусно-позиционные Стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получение признание окружающих, возможность занять определенную должность

Коммуникативные Расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств

Традиционно-исторические Установление стереотипов, которые возникают в обществе и укрепляются с течением времени

Утилитарно-практические Стремление научиться самообразованию и усвоить отдельный интересующий предмет

Учебно- познавательные Ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов

Мотивы социального и личностного престижа Самоутверждение и возможность занять в будущем определенное положение в обществе, в определенном ближайшем социальном окружении

Неосознанные Получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу

Источник: [1]

Исходя из результатов проведенного исследования и представленной классификации мотивации, можно сделать вывод о том, что же необходимо студентам для большей замотивированности в научно-исследовательской работе университета

Во-первых, чтобы замотивировать студентов заниматься научной деятельностью, необходимо стремиться к развитию набирающего на данный момент популярность студенческого научного общества (СНО), в том числе и создавая внутри него различные научные кружки, опираясь на направления внутри институтов. Данной практике уже дан старт - внутри Института Систем Управления (ИСУ) созданы четыре научных кружка по направлениям, входящим в состав данного института (Менеджмент, Экономическая безопасность, Экономический анализ, Бухгалтерский учет).

Повышению внимания студентов к научной деятельности может способствовать более успешная организация научно-технических условий, а также дополнительной мотивацией может послужить система поощрений за публикации. Одним из аспектов такой мотивации может послу-

жить рейтинг студентов наиболее активных в НИД.

Чтобы проанализировать влияние состязательного характера аналогичного рейтинга студентов наиболее активных в научно-исследовательской деятельности, было проверено влияние рейтингов на учебную деятельность студентов. Среди студентов 3 курса Самарского государственного экономического университета был проведен эксперимент. У одной из групп началась проектная деятельность на занятиях, в следствие чего группа была поделена на две подгруппы. В одной из подгрупп был введен рейтинг успеваемости при выполнении тех или иных заданий по данному предмету. Данный рейтинг был создан в формате Google-таблицы, доступ к просмотру которой был не только у студентов данной подгруппы, но и у преподавателя с целью определения успеваемости. Таблица заполнялась независимым студентом с корректировками преподавателя. По итогам выполнения или не выполнения поставленной перед студентом задачи ему ставились «пометки», виды которых представлены в таблице 3.

Таблица 3. Виды «пометок», используемые в ходе эксперимента

Обозначение Сущность Перевод в баллы

«+» Задание выполнено студентом в полной мере, недостатков при выполнении не обнаружено или они несущественны, решение поставленной задачи было предоставлено в положенные сроки +1б.

Задание не выполнено или выполнено позже положенного срока и с большим количеством недочетов -1б.

«=» Задание выполнено студентом в срок, но с огромным количеством недочетов или выполнено верно, но не представлено в срок 0

По итогам оценки работы студентов составлялся рейтинг, который наглядно показывал участие каждого студента в работе команды над проектом.

Подводя итоги работы студентов, стало видно, что в команде с рейтингом уровень успеваемости выше, команды, в которой данная практика отсутствовала. Таким образом, мы видим, что рейтинг студентов, пусть и в рамках одной подгруппы оказывает существенное влияние на деятельность студентов.

Суть рейтинга студентов, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность, состоит в оценке участия и достижений студентов вузов в научной деятельности университета.

Посредством введения баллов за участие в НИР можно замотивировать студентов вуза, так как в основе будет лежать конкуренция среди студентов, которая и будет стимулом к участию и победе в конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.д. (табл. 4)

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в вузах происходит формирование предпосылок для развития научного потенциала молодёжи. Проведение научных и околонаучных мероприя-

тий по различным направлениям позволяет студентам и молодым учёным активно развивать свой научный потенциал, что в дальнейшем будет способствовать формированию профессионально-важных качеств. Однако на данном этапе развития общества мотивация студентов вузов к участию в научно-исследовательской деятельности находится на довольно низком уровне, что говорит о необходимости развития этого направления посредством введения новых методов, например, рейтинга студентов в НИД, поскольку состязательный характер данного метода будет стимулировать студентов к участию в научно-исследовательской деятельности (созданию собственных проектов, написанию научно-исследовательских работ, участию в НИД). Прообраз данного метода был опробован на группе студентов, результаты показали его действенность в современных условиях. Кроме того, для подготовки данного образца были использованы классические теоретические подходы к изучению мотивации. Необходимость внедрения данного подхода в вузы подтверждается наличием проблем с замотивированностью студентов, выявленной при проведении исследования.

Вид научно-исследовательской деятельности Баллы Примечание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участие в научно-исследовательских конференциях/форумах/круглых столах и др. 1 Внутривузовское мероприятие или мероприятие иного уровня без доклада

2 Мероприятие регионального уровня (с докладом)

3 Мероприятие всероссийского уровня (с докладом)

4 Мероприятия международного уровня (с докладом)

Участие в организации научно-исследовательских мероприятий 1 Внутривузовское мероприятие

2 Мероприятие регионального уровня

3 Мероприятие всероссийского уровня

4 Мероприятия международного уровня

Публикация научно-исследовательских работ обучающихся 1 Иные издания

2 РИНЦ

3 ВАК

4 Scopus или Web of Science

Таблица 4. Количество баллов за научные достижения

Помимо внедрения данной системы, безусловно, одним из факторов наибольшей вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность является использование иных факторов материальной и нематериальной мотивации, рассмотренных выше. Среди данных факторов можно выделить поощрение студентов, участвующих в НИР и занимающих одно из лидирующих положений в разработанном рейтинге, путем материального стимулирования (например, с периодичностью раз в полгода/год), выявление и вручение похвальных грамот и/или памятных подарков студентам, проявляющим наибольшую активность в организации научных мероприятий или занимающихся научно-исследовательской работой (например, раз в месяц/квартал).

Таким образом, исходя из проведенного в данной статье анализа теоретической и практической базы можно сделать следующие выводы:

- с точки зрения уровня заинтересованности и замотивированности студентов, можно говорить о низкой (ниже среднего) вовлеченности обучающихся анализируемых учебных заведений высшего образования в научно-исследовательской деятельности (как публикационной активности студентов вузов, так и участии и организации научно-исследовательских мероприятий)

- на данный момент в теории менеджмента существует огромное количество методов мотивации, которые при том или ином сочетании будут работать также и в высших учебных заведениях при современных условиях, однако для достижения наибольшей результативности и действенности данных методов их необходимо модернизировать, адаптировать и комбинировать в соответствии с целями и задачами, которые стоят перед системой мотивации в данном конкретном месте и времени.

- для повышения уровня мотивации студентов были разработаны и протестированы в ходе социального эксперимента методы, которые в совокупности с имеющимися в учебных заведениях, помогут стимулировать обучающихся к участию в научно-исследовательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гурова Н.А. Мотивация студентов к учебной и научной деятельности // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: сборник статей по материалам ХЦУП международной научно-практической конференции № 12(47). Новосибирск: СибАК, 2014. С. 102-106

2. Емалетдинов Б. М. Проблема мотивации учебной деятельности студентов // Вестник Башкирского университета. 2010. №2. С. 521-527.

3. Левашова Ю.В. Выявление проблем мотивации студентов в научно-исследовательской сфере // Сборник статей по материалам XVI Международной студенческой научно-практической конференция «Глобальная трансформация России в эпоху цифровизации: проблемы, особенности, тенденции» - Воронеж: НАУКА_ЮНИПРЕСС, 2019. С. 107-110.

4. Макарчук Я. В., Назмутдинова Е. С. Формирование мотивации студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Молодой ученый. 2015. №14. С. 494-498.

5. Матерова А. В. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. №1. С. 132-137.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Издательство Виль-ямс, 2017.

7. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Издательство Владос, 2017.

8. Реутов Е. В., Колпина Л. В., Реутова М. Н., Шиянова Е. Н. Формирование у студентов вузов мотивации к научно-исследовательской деятельности // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. №4-1. С. 59-64.

9. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - Издательство Дело, 2013.

10. Трошина Е.П., Мантуленко В.В., Левашова Ю.В. Влияние цифровизации на использование мотивационных методов в организации // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2019. № 8(178). С. 56-61.

IDENTIFICATION OF THE LEVEL OF STUDENTS' MOTIVATION FOR RESEARCH WORK AND DEVELOPMENT OF IMPROVEMENT METHODS

The main problem of this work is the issue of modern approaches to motivating students to participate in research activities of universities and their effectiveness in the context of the society digitization. The article introduces the methods available in the theory of motivation of university students in the modern context, identified by means of a survey and analysis of the situation in universities of the Samara region, as well as the methods developed or modified by the authors of this article in accordance with the requirements of modern society in this particular area.

The main author's approaches to motivation used in modern higher educational institutions are outlined, as well as new ways of non-material motivation are defined, in addition, a combination of methods is made into a kind of motivation system that allows achieving the highest result in accordance with the tasks set. The authors draw conclusions about the applicability of various types of research activities stimulation of University students in modern realities. Within the framework of this topic, a study was conducted to identify the level of motivation of students by the example of the Samara State University of Economics and methods to increase the motivation of university students to research activities, based on the results of the current level and analysis of the applicability of these approaches in practice were presented.

In addition, the research paper proposes an approach to the motivation of students with all the features and detailed elaboration of criteria for the implementation of this idea in real life, in addition, the evaluation of the efficiency of this method in practice within one academic group. In accordance with the results of the social experiment, the authors proposed the introduction of such a method of motivating students in high school, provided that it is combined with other methods of material and nonmaterial motivation, considered in this article.

KEYWORDS:

motivation, motivation of students, research work (R & d) of students, rating of students. AUTHORS' INFORMATION:

Yulia V. Levashova, Samara State University of Economics

141, Sovetskoy Armii st, Samara, 443090, Russia, levashova99.99@mail.ru.

Yulia. V. Sharikova, Cand. Sci. (Economical), Associate Professor, Samara State University of Economics 141, Sovetskoy Armii st., Samara, 443090, Russia, levashova99.99@mail.ru.

FOR CITATION: Levashova Yu. V., Sharikova Yu. V. Identification of the level of students' motivation for research work and development of improvement methods // Management Issues. 2019. №5 (60).

Yu. V. Levashova

Samara State University of Economics, Samara, Russia

Yu. V. Sharikova

Samara State University of Economics, Samara, Russia

ABSTRACT:

Р. 242—250.

1. Gurova N.A. Motivation of students for educational and scientific activities // «Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology»: collection of articles based on materials of XLVII international scientific-practical conference No. 12 (47). Novosibirsk: SibAK, 2014. P. 102-106 [Gurova N.A.

REFERENCES

Motivatsiya studentov k uchebnoy i nauchnoy deyatel'nosti // «Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii»: sbornik statey po materialam XLVII mezhdunarodnoy nauchno-

prakticheskoy konferentsii № 12(47). Novosibirsk: SibAK, 2014. S. 102-106.] - (In Rus.).

2. Emaletdinov B. M. The problem of motivation of educational activities of students // Bulletin of the Bashkir University. 2010. No. 2. P. 521-527. [Emaletdinov B. M. Problema motivacii uchebnoj dejatel'nosti studentov // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2010. №2. S. 521-527.] - (In Rus.).

3. Levashova Yu.V. Identification of problems of motivation of students in the research field // Collection of articles based on the materials of the XVI International Student Scientific and Practical Conference "Global Transformation of Russia in the Digital Age: Problems, Features, Trends" - Voronezh: Nauka_UNIPRESS, 2019. P. 107-110. [Levashova Ju.V. Vyjavlenie problem motivacii studentov v nauchno-issledovatel'skoj sfere // Sbornik statej po materialam XVI Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencija «Global'naja transformacija Rossii v jepohu cifrovizacii: problemy, osobennosti, tendencii» - Voronezh: NAUKA_JuNIPRESS, 2019. S. 107-110.] - (In Rus.).

4. Makarchuk Y. V., Nazmutdinova E. S. Formation of motivation of University students to research activities // Young scientist. 2015. №14. P. 494-498. [Makarchuk Ya. V., Nazmutdinova E. S. Formirovanie motivatsii studentov vuza k nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti // Molodoy uchenyy. 2015. №14. S. 494-498.] - (In Rus.).

5. Materova A. V. Motivation of research activity of students // Vestnik RUDN. Series: Psychology and pedagogy. 2012. No. 1. P. 132137. [Materova A. V. Motivatsiya nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov // Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika. 2012. №1. S. 132-137.] - (In Rus.).

6. Meskon M. H., Albert M., Hedouri F. Fundamentals of management. Williams publishing, 2017. [Meskon M.Kh., Al'bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta. Izdatel'stvo Vil'yams, 2017.] - (In Rus.).

7. Nemov R. S. Psychology. In 3 books. Book 1. General principles of psychology. Vlados publishing house, 2017. [Nemov R.S. Psikhologiya. V 3 knigakh. Kniga 1. Obshchie osnovy psikhologii. Izdatel'stvo Vlados, 2017.] - (In Rus.).

8. Reutov E. V., Kolpina L. V., Reutova M. N., Shiyanova E. N. Formation of motivation for research activity among University students/ / Central Russian Bulletin of social Sciences. 2012. No. 4-1. P. 59-64. [Reutov E. V., Kolpina L. V., Reutova M. N., Shiyanova E. N. Formirovanie u studentov vuzov motivatsii k nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti / / Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. 2012. №4-1. S. 59-64.] - (In Rus.).

9. Travin V. V., Dyatlov V. A. personnel Management of the enterprise. - Publishing business, 2013. [Travin V.V., Dyatlov V.A. Menedzhment personala predpriyatiya. Izdatel'stvo Delo, 2013.] - (In Rus.).

10. Troshina E. P., Mantulenko V. V., Levashova Yu. V. The influence of digitalization on the use of motivational methods in the organization / / Bulletin of the Samara state University of Economics. 2019. No. 8(178). P. 5661. [Troshina E.P., Mantulenko V.V., Levashova Yu.V. Vliyanie tsifrovizatsii na ispol'zovanie motivatsionnykh metodov v organizatsii // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2019. № 8(178). S. 56-61.] - (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.