УДК 00 - 159.9.072
Чэнь Юй студент магистратуры факультет психологии Научный руководитель: Мельник Е.В., к.психол.наук Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
ВЫЯВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В
РОССИИ
Аннотация: Международный характер современного образования выражается в росте академической мобильности студентов, в увеличении числа иностранных студентов в мире. В сфере образования неуклонно растет роль международных контактов, как одна их составляющих глобализации. Значимость разрабатываемой нами проблематики обусловлена объективными трудностями, возникающими у иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, что в конечном итоге сказывается на процессе обучения. В связи с этим актуальность работы заключается в необходимости оптимизации процесса подготовки иностранных студентов, повышения качества их образования и конкурентоспособности на рынке труда. Одним из ресурсов оптимизации обучения иностранных студентов является учебная мотивация.
Ключевые слова: иностранные студенты, мотивация, обучение.
Chen Yu master's student Faculty of Psychology Scientific adviser: Melnik E. V., PhD in Psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University
IDENTIFICATION OF LEARNING MOTIVATION IN FOREIGN STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDYING IN
RUSSIA
Annotation: The international character of modern education is expressed in the growth of academic mobility of students, in the increase in the number of foreign students in the world. In the field of education, the role of international contacts is steadily growing, as one of the components of globalization. The significance of the problems we are developing is due to the objective difficulties encountered by foreign students studying at Russian universities, which ultimately affects the learning process. In this regard, the relevance of the work
lies in the need to optimize the process of training foreign students, improve the quality of their education and competitiveness in the labor market. One of the resources for optimizing the training of foreign students is educational motivation.
Keywords: foreign students, motivation, learning.
1. Введение. Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации16.
Привлечение иностранных студентов в высшие учебные заведения Российской Федерации - одна из задач, решение которой будет способствовать повышению места образовательных учреждений в международных рейтингах. В рейтинге университетов мира QS значимость этого критерия, на первый взгляд, оценивается сравнительно невысоко -всего 5 %, однако он формируется за счет наиболее легкой для получения и проверки статистики, которая отражает степень авторитетности и привлекательности учебного заведения. В рейтинге лучших университетов мира от The Times присутствует другой критерий - отношение числа иностранных студентов к студентам из страны нахождения учебного заведения. Значение этого критерия также невысоко, но оно очень важно для вынесения итогового вердикта, поскольку позволяет оценить глобальную конкурентоспособность учреждения и его включенность в процесс глобализации17.
Результаты интервью с иностранными студентами свидетельствуют о том, что чаще всего выбирается не та специальность, которая востребована на рынке труда, а та, которую легче получить. Иностранцы, прибывающие в Россию учиться, далеко не всегда следуют своей главной цели - получению качественного образования.
В процессе обучения студентов-иностранцев необходим учет особенностей их мотивации учения. Кроме того, важно также учитывать специфику соотношения мотивации учения с процессом социокультурной адаптации, а также с индивидуально-психологическими и социально-
16 Бугрименко, А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование.- 2016.- Том. 11.- № 4.- С. 51-60.
17 Герасименко, Н. А. Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект // Вестник ГУУ. - 2017. - №7-8. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/motivatsiya-studentov-k-obucheniyu-sotsialno-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 16.04.2021).
психологическими особенностями иностранных студентов18.
Иностранные студенты усваивают ценности новой социокультурной среды - это и налаживание социальных контактов, и преодоление языкового барьера, и самореализация в новом социуме, и интеграция в нем. Успешность процесса адаптации иностранных студентов к учебной деятельности и социальной среде вуза стимулирует их интеллектуальную активность.
Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов: особенностями обучающегося (самооценка, уровень интеллектуального развития); особенностями преподавателя; организацией педагогического процесса; спецификой учебного предмета. Проблема мотивации весьма
19
актуальна в современных условиях подготовки специалистов .
Наиболее распространенный вид мотивации - мотивация достижения. Ученые подразделяют мотивацию на внешнюю (при которой человек стремится что-либо сделать, что само по себе его не интересует, но ему нужен результат) и внутреннюю (при которой человек что- либо делает, что само по себе ему интересно, но для него не важно, каким будет результат). Внешняя мотивация зависит от отношений человека с окружающим его миром. Это может быть желание получить разного рода вознаграждения или, напротив, избежать наказания. При внутренней мотивации обучение является самоцелью, награду за свои действия человек ищет в самом себе. Внутренняя мотивация - идеи, творчество, самоутверждение, убежденность, перспективное развитие личности,
потребность в общении. Внутренняя мотивация имеет место в тех случаях,
20
когда интересен сам процесс познания20.
Внешняя мотивация нацеливает на достижение конечного результата обучения, а при внутренней мотивации важен процесс обучения; внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя - качества. Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами.
Роль формирования и развития мотивации чрезвычайно велика в педагогическом вузе, поскольку профессиональная мотивация студента выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности; только на основе ее высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности. Для студентов - педагогов особо важна мотивация личностного
18 Гордеева, Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития / Татьяна Гордеева.- Москва: МГУ, 2017. - 444 с.
19 Мешков, Н. И. Мотивационная сфера обучающихся высшей школы // Гуманитарные науки и образование. - 2018 - Т. 9, № 2 (34). - С. 92-97.
20 Епифанова, С. В. Формирование учебной мотивации / С. В. Епифанова // Высшее образование в России. - 2020. - №3. - с.106-107.
роста и саморазвития21.
На формирование учебной мотивации студента вуза оказывают влияние следующие факторы: культурные, образовательные, психологические, психогигиенические и т.д., характеризующие воспитательную, образовательную, профессиональную среду личности.
2. Материалы и методы. Выявление мотивации иностранных студентов к обучению в педагогическом вузе проводилось с помощью комплекса методов и методик:
1. Теоретические: анализ, обобщение психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий), тестирование по методикам:
1. Методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза» Пакулина С. А., Кетько С. М22.
2. Методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной23
3. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой)24
Цель констатирующего этапа - выявить мотивацию и ее направленность студентов-иностранцев педагогического вуза г. Челябинск. Всего количество респондентов составило 20 человек.
3. Результаты. Анализ данных по методике «Мотивация учения студентов педагогического вуза» Пакулина С. А., Кетько С. М. представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ мотивации учения иностранных студентов
Уровень мотивации учения Высокий Выше Средний Низкий Мотивация
среднего (внешняя и внутренняя)
1 2 3 4 5 6 7
Испыту- Иностранные 0 % 5 чел 15 чел. 0 % Внешняя
емые студенты (25 %) (75 %)
Таким образом, испытуемые иностранные студенты руководствуются в основном внешними мотивами учения. Мотивы учения у иностранных студентов не связаны с самим процессом учения, находятся вне учебной деятельности. Для иностранных студентов на данном этапе характерны мотивы не связаны с самим процессом учения, находятся вне учебной деятельности (не отставать от сокурсников, достичь уважения
21 Бугрименко, А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование.- 2016.- Том. 11.- № 4.- С. 51-60.
22 Пакулина, С. А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза / С. А. Пакулина, С. М. Кетько // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. - 2010. - № 1. - С. 1-11.
23 Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2011. - 508 с.
24 Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 416 с.
преподавателей, добиться одобрения окружающих, избежать осуждения и наказания родителей или окружения и т.п.). Студентам характерно браться и выполнять простые задания, с целью получить оценку, а не прочные знания, которые помогут в профессиональной деятельности; преобладает слабая когнитивная гибкость в учебной деятельности.
На рисунке 3 мы наглядно представили полученное процентное соотношение выраженности уровня учебной мотивации студентов.
Рисунок 3- Результаты исследования уровня учебной мотивации иностранных студентов по методике «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (Пакулина С. А., Кетько С. М.)
Таким образом, мы видим, что большинство испытуемых иностранных студентов (75 %) имеют среднюю выраженность мотивации учения. Таким образом, для студентов характерно наличие широких познавательных мотивов, но не мотивов овладения профессиональной компетенцией или учебно-познавательных мотивов, когда основной целью становятся получение профессиональных знаний и умений.
Выше среднего мотивация учения выявлена у 25% иностранных студентов. Таким студентам важно получать знания и в то же время их привлекает и внешняя сторона мотивов учения: социальный статус, общение и т.п.
Высокий уровень и низкий уровень мотивации учения у испытуемых выявлен не был.
2. Методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной
Анализ результатов по методике «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной показал, что для студентов важно получение диплома о высшем образовании, но у иностранных студентов данный показатель мотивации учения выше, чем мотивы приобретения знаний и овладение профессией. Результаты представлены нами на рисунке 4.
Рисунок 4 - Результаты исследования мотивации обучения в вузе у иностранных студентов по методике «Мотивация обучения в вузе»
Т. И. Ильиной
Таким образом, мы видим, что мотив приобретения знаний у иностранных студентов составляет 60 %, мотив овладения профессией у иностранных студентов 65 %. Наиболее значимым мотивом у испытуемых оказался мотив получения диплома - 75 %. Получение диплома о высшем образовании относится опять же к внешним мотивам учения. Наличие диплома об образовании дает возможность подтвердить наличие профессии, но не гарантирует того, что выпускник на качественном уровне овладел преподаваемыми ему в вузе дисциплинами.
3. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой).
Анализ результатов по методике «Диагностика учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) показал, что для иностранных студентов важен мотив престижа. Наименьшее количество баллов среди испытуемых набрал социальный мотив, то есть учение в меньшей степени связано с тем, что получаемые студентом знания, необходимы ему, для того чтобы быть полезными обществу. Степень выраженности основных групп мотивов студентов приставлена на рисунке 5.
100
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
50 %
™ „, 35 % 35%
30 % 30 % 30 %
Ч?
#
/
/
/
•ЧУ
Г
Рисунок 5 - Результаты исследования учебной мотивации по методике «Диагностика учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин,
модификация Н. Ц. Бадмаевой)
Анализ данных показал, что у иностранных студентов в мотивации учения значимо выражены мотив престижа (50 %) и избегания (35 %). Это означает, что иностранные студенты учатся, чтобы быть на хорошем счету у преподавателей, добиться одобрения родителей, попав в университет, вынуждены учиться, чтобы окончить его, так как необходим диплом о высшем образовании. Коммуникативные (потребность в общении), профессиональные мотивы, обуславливающие выбор профессии) и учебно-познавательные (интерес к знаниям и самообразованию) находятся примерно на одном уровне: 30-35 %.
4. Заключение. Проведенное нами исследование показало, что высшая школа современной России привлекает значительное количество иностранных студентов. Особенности учебной мотивации иностранных студентов проявляются в том, что иностранные студенты находятся в другой социо-культурной и психологической ситуации, которую можно охарактеризовать следующими моментами: иная языковая среда; иная культурная (менталитет) и политическая среда; иная межличностная среда и нормы общения; иные традиции обучения; иные климатические и географические условия; иная архитектурная среда; иные традиции в бытовом самообслуживании; иные традиции в одежде, питании; фактор удаленности от родных и близких. Все это остро ставит вопрос о вторичной социо-культурной адаптации иностранных студентов. Таким образом, социо-культурная адаптация является для них одним из
важнейших факторов успешности обучения. Особенно в процессе обучения студентов-иностранцев необходим учёт особенностей их мотивации учения, её отличие от мотивации учения российских студентов. Кроме того, важно учесть отношения мотивации учения и комплекс индивидуально-психологических и социально-психологических условий.
Использованные источники:
1. Бугрименко, А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. -2016.- Том. 11.- № 4.- С. 51-60.
2. Верхова, Ю. Л. Формирование личностной и профессиональной направленности студентов в контекстном обучении: автореф... канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю. Л. Верхова. - Москва, 2017. - 30с.
3. Герасименко, Н. А. Мотивация студентов к обучению: социально -психологический аспект // Вестник ГУУ.- 2017.- №7-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-studentov-k-obucheniyu-sotsialno-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 16.04.2021).
4. Гордеева, Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития / Татьяна Гордеева. -Москва: МГУ, 2017. - 444 с.
5. Епифанова, С. В. Формирование учебной мотивации / С. В. Епифанова // Высшее образование в России. - 2020. - №3. - с.106-107.
6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2011. - 508 с.
7. Мешков, Н. И. Мотивационная сфера обучающихся высшей школы // Гуманитарные науки и образование. - 2018 - Т. 9, № 2 (34). - С. 92-97.
8. Пакулина, С. А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза / С. А. Пакулина, С. М. Кетько // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. - 2010. - № 1. - С. 1-11.
9. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 416 с.
10. Shudayfat E., Moldoveanu F., Moldoveanu A.D.B. A 3D virtual learning environment for teaching chemistryin high school // Annals of DAAAM for 2012: Proceedings of the 23rd International DAAAM Symposium. -Vienna, 2018 - Vol. 23, No. 1
9. Wahyudi S. Learning Model of Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction (ARCS) Supported by VideoTutorial to Improve the Students' Learning Motivation in Vocational High School // Advances in SocialScience, Education and Humanities Research (ASSEHR). - 2017 - Vol. 158 - P. 603611. - DOI: 10.2991/ictte-17.2017.72