онного климата в Алтайском крае» на 2011-2016 годы. Постановление Администрации Алтайского края от 15.06.2011. №> 314
5. Кузнецов, А.В. Перспективы регионов с российским участием с учетом новаций региональной политики ЕС / А.В. Кузнецов //Балтийский регион. -2009. -№2. - С.49-57.
6. Перстнева, Н. Трансграничное сотрудничество, или украинский опыт еврорегионов [Электронный ресурс] /Н. Перстнева. - Режим доступа: http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/archiv/301/
7. Приграничное сотрудничество : теория и практика. Политические, правовые, экономические проблемы международного сотрудничества на постсоветском пространстве / П.Б. Зверев [и др.]. - СПб., 2009. - 208 с.
8. Развитие Синьцзян-уйгурского автономного района КНР и его социально-экономические послед-
ствия для Казахстана. Агентство по исследованию рентабельности инвестиций. - М., 2013.
9. Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая и его роль в системе регионального экономического сотрудничества Большой Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. - 2009. - №1 (61). -С.98-109.
10. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года. Постановление от 28 декабря 2007 г., №2 622.
11. Суздалева, И.В. Еврорегионы в системе региональной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centis. bsu.by/rus/y2003/s.htm
12. Титова, Т. Еврорегионы с участием государств-членов СНГ : состояние и перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ыф:/ /www.materick.ru/
Kolesov V., Koshechkina E.
SOME QUESTIONS TO THE FUNCTIONING OF CROSS-BORDER COOPERATION IN THE FRAMEWORK OF THE «EURASIA REGION»
This article discusses the features of the present stage of regional integration in the post-Soviet space, due to both external factors transformation of the global economy and policy and the changing nature of intra-regional economic relations in the format of the EurAsEC. The special attention is paid to the project of «eurasia-region» and the definition of factors that promote as intensification of integration processes.
Keywords: inter-regional cooperation, «eurasia-region», EurAsEC, the development of regional integration.
УДК 159.923
Лосев К.В., Турчин А.С.
ВЫЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В статье рассматривается проблема профессионально-психологического отбора на материале современного вуза. Представлена структура ценностных ориентаций студентовРГПУ им. А.С. Герцена, обучающихся на военной кафедре.
Ключевые слова: ценностные ориентации, аттитюд, семантическое пространство, профессиональный психологический отбор.
В современных условиях процесс профессионального обучения студентов происходит на фоне значительного снижения уровня направленности личности обучаемых на приобретение знаний, наблюдается низкая мотивация к учебной деятельности [5]. Все это связано, в первую очередь, с падением статусного уровня социальных ценностей в обществе. В 90-е годы наблюдался значительный спад социальной значимости профессии учителя, в том числе и профессорско-преподавательского состава высшей школы. Это не могло не сказаться на восприятии учебного процесса студентами как довольно относительного («абстрактного») явления. Имев-
ший тогда место, весьма распространенный, коррупционный подход при оценке знаний обучаемых, в основном, в коммерческих вузах, порожденный псевдореформами образовательной сферы, сейчас, к сожалению, откликается грустным социальным эхом в сознании нашего глубокоуважаемого и любимого студента. Поэтому выявление ценностных ориентаций студентов, их мотивационно- потребно-стной сферы в процессе обучения очень важно, поскольку успешность учебной деятельности зависит, в том числе и от формирования направленности личности, а именно, установок, мотивов, их мировоззрения в целом [1;2;3].
© Лосев К.В., Турчин А.С., 2015
Экономика образования ♦ № 1, 2015
141
В социальной психологии, как отрасли психологической науки, имеется своя, самостоятельная традиция изучения установок [3;4;7]. При этом первичность возникновения термина «социальная установка» всеми учеными определяется однозначно. В обиход социальных психологов и социологов понятие установки (attitude) впервые введено У Томасом и Ф. Знанецким в 1918 году в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» как индивидуальный двойник социальной ценности. Установка определена как психологический процесс, трактуемый как изначально проявляющийся в соотнесенности с социальным миром и взятый, прежде всего, в связи с некоторой общественной ценностью. Обобщенно можно сказать, что социальная установка представлялась авторам как психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта, которое существует одновременно и как элемент психической структуры личности и как элемент социальной структуры.
Понятие аттитюд используется для обозначения состояния сознания и нервной системы, выражающее готовность и организованное на основе предшествующего опыта. Аттитюд оказывает направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов и ситуаций, к которым он (аттитюд) имеет отношение. Главное в этом определении - обращение внимания на предваряющее и регулятивное действие социальной установки. С учетом современных представлений о социальной установке (аттитюде) в отечественной и зарубежной литературе, нами взято за основу ее определение у П.Н. Шихирева [5], согласно которому, социальная установка (аттитюд) есть устойчивое латентное состояние предрасположенности индивида к положительной или отрицательной оценке объекта или ситуации, которое сложилось на основе его жизненного социального опыта, оказывающие влияние на перцептивные, эмоциональные и мыслительные процессы и выражающиеся в последовательности поведения (как вербального, так и невербального) относительно данного объекта в данной ситуации.
В этой связи, в рамках проведенного диссертационного исследования, в 2006 году нами были исследованы ценностные ориентации студентов 2, 3, 4 курсов, обучавшихся в РГПУ им. А.И. Герцена на военной кафедре.
С целью выявления направленности студентов, обучавшихся на военной кафедре РГПУ, было проведено исследование их личностных и групповых установок на модели семантического пространства, построенной трехфакторным методом «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда на табеле 16 понятий разработанного для этого опросника:
1 - «Мое здоровье»;
2 - «Материальное благополучие»;
3 - «Признание окружающих»;
4 - «Военная служба»;
5 - «Мое Я»;
6 - «Избегание неприятностей»;
7 - «Моя профессия»;
8 - «Моя учеба на военной кафедре»;
9 - «Мое увлечение»;
10 - «Мое будущее»;
11 - «РГПУ им. А.И. Герцена»;
12 - «Моя семья»;
13 - «Мои товарищи»;
14 - «Мое настоящее»;
15 - «Достижение успеха»;
16 - «Вооруженные Силы».
Эмпирические исследования показали, что все
16 понятий являются четко осознаваемыми лишь у 87,5% обследованных лиц, у 22,5% лиц по одному нечетко осознаваемому понятию, а у 11,8% - по два и более.
Геометрическая интерпретация свертки семантического пространства позволила дифференцировать понятия по степени их «размытости» в индивидуальном представлении обследованных лиц (см. табл. 1).
Выявлено, что нечетко осознаваемыми чаще оказывались понятия:
- «Мое увлечение» (у 12,8%);
- «Вооруженные силы» (у 12,8%);
- «Моя учеба на военной кафедре» (у 10,8%).
Среди «четко» осознаваемых понятий выделялись:
- «Избегание неприятностей» (у 99%);
- «Материальное благополучие» (у 98%);
- «РГПУ им. А.И. Герцена» (у 98%).
Даже у лиц с максимальным числом «размытых» понятий (10 понятий) понятия «Избегание неприятностей», «Материальное благополучие» и «РГПУ им. А.И. Герцена» относились к четко осознаваемым.
Ранжирование выявило в групповых семантических пространствах три связки - лидера, стоящие по приоритетности на 1, 2 и 3 местах (табл. 2).
Исследования показали, что среди связок - лидеров выделяются те связки, корневыми понятиями которых являются: «Мое настоящее»; «Мое будущее»; «Моя профессия».
Приведенное ранее пилотажное исследование субъективных семантических пространств показало, что именно эти понятия превалировали над остальными в наиболее характерных для респондентов значимых связях, т.е. у наибольшего числа респондентов.
Таким образом, была выявлена иерархия социальных ценностей студентов, обучавшихся на военной кафедре РГПУ им. А.И. Герцена (рис. 1).
Известно, что маленькие кластеры хорошо соответствуют данным, основываясь на маленьких раз-
Таблица1
Число респондентов с «четким» и «размытым» отношением к понятию, (%)
Число респондентов по характеру
№ Понятие отношения к понятию Всего
п/п отношение «четкое» отношение «размытое»
1 2 3 4 5
1 Мое здоровье 91,2 8,8 100
2 Материальное благополучие 98,0 2,0 100
3 Признание окружающих 94,1 5,9 100
4 Военная служба 91,2 8,8 100
5 Мое «Я» 96,1 3,9 100
6 Избегание неприятностей 99,0 1,0 100
7 Моя профессия 96,1 3,9 100
8 Моя учеба на военной кафедре 89,2 10,8 100
9 Мое увлечение 87,2 12,8 100
10 Мое будущее 92,6 7,8 100
11 РГПУ 98,0 2,0 100
12 Моя семья 92,2 7,8 100
13 Мои товарищи 92,2 7,8 100
14 Мое настоящее 90,2 9,8 100
15 Достижение успеха 92,2 7,8 100
16 Вооруженные силы 87,2 12,8 100
Таблица2
Связки - лидеры группового семантического пространства
Ранг Связки
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения общегрупповая
1 Мое настоящее Мое настоящее Мое будущее Мое будущее
2 Мое будущее Мои товарищи Военная служба Мое настоящее
3 Моя профессия Мое будущее Материальное благопол. Моя профессия
1ранг
¿7 2Ранг_
Зранг
о то
бранг
¿7] 7ранг
ТА
10ранг
8ранг
¿7] 9Ранг
га
11 ранг
12ранг
1Зранг
14ранг
15ранг
16ранг
10 14 7 3 13 15 11 6 8 5 2 12 16 4
9
1
ПОНЯТИЯ
Рис 1. Иерархия социальных ценностей студентов РГПУ им. А.И. Герцена, обучавшихся на военной кафедре
личиях, и часто являются осмысленными группами, а большие кластеры основываются на больших различиях и не выглядят осмысленными. Эта характерная особенность была учтена при интерпретации.
В группе респондентов, обучавшихся на военной кафедре, были выявлены три относительно автономных осмысленных кластера (аттитюда): 1) {10; 14; 13; 15; 7; 12; 5; 9};
1) {3; 6; 2; 1};
2) {4; 16; 8; 11}.
Интерпретация кластера №1. Понятия - лидеры («Мое настоящее», «Мои товарищи», «Мое будущее») вместе с понятием «Достижение успеха» составили первый маленький кластер, в который органично вписались понятия «Моя профессия», «Моя семья». Через этот союз происходит реализация творческого начала личности («Моя Я» + «Мое увлечение»). Этот кластер ориентирован на построение задела для будущего жизненного статуса.
Интерпретация кластера №2. Совокупность понятий «Признание окружающих», Избегание неприятностей», «Материальное благополучие» и «Мое здоровье» олицетворяет образ жизненного комфорта в представлении субъекта (.. .Я востребован, не обременен неприятностями, обеспечен и здоров. Можно ли желать лучшего?..). Этот кластер ориентирован на жизненный комфорт.
Интерпретация кластера №3. Понятия «Военная служба», «Вооруженные Силы», «Моя учеба на военной кафедре» и «РГПУ им. А.И. Герцена» самым естественным образом составили группу понятий, ориентированную на вторую специальность + статус офицера в условиях военной службы. Тот факт, что «военно-профессиональное обучение в стенах университета» и «жизненный комфорт» в собственном опыте респондентов связаны на уровне значимости (2<1,) свидетельствует об осознанной необходимости обучения на военной кафедре. В философской трактовке осознанная необходимость есть ни что иное, как свобода: человек сам выбирает - человек сам отвечает за свой выбор.
Таким образом, исследования показали, что социальные ценности обследованного контингента в пределах принятого паспорта семантического пространства держатся на трех основах:
- жизненный статус;
- жизненный комфорт;
- военно-профессиональное обучение в стенах университета.
Понятия, несущие смысловую нагрузку военно-профессиональной направленности, слиты в одном осмысленном кластере (№3), который значимо связан в первую очередь с кластером «№1 - жизненный комфорт» и опосредованно, но уже незначимо, - с кластером «№2 - жизненный статус». Эта незначимость представляет собой «зашумление» психологической готовности (предрасположенности) к военно-профессиональному обучению студентов педагогического вуза, созданное принципом «решающего большинства» при осреднении субъективных семантических расстояний до уровня групповой матрицы сходства.
Были исследованы социальные установки «успешных» и «неуспешных» студентов (рис.2).
Иерархия социальных ценностей «успешных» и «неуспешных» студентов существенно различалась, в частности, по статусу понятий «Военная служба» и «Вооруженные Силы» (рис. 2).
Исследование показало, что у студентов, успешно обучавшихся на военной кафедре, понятия «Военная служба», «Вооруженные Силы», «Моя учеба на военной кафедре» вошли в один осмысленный кластер с понятиями «Признание окружающих», «Избегание неприятностей», «РГПУ им. А.И. Герцена». В этом кластере базовым понятием является понятие «Признание окружающих». Понятия «Военная служба» и «Вооруженные Силы» функционируют в этом кластере как одно целое. Этот кластер на уровне значимых связей объединен и с «настоящим», и с «будущим».
Совсем иная картина выявлена в группе студентов, неуспешно обучающихся на военной кафедре. Здесь обращает на себя внимание тот факт, что по-
1614121086420-
□ "УСПЕШНЫЕ"
□ "НЕУСПЕШНЫЕ"
14 10 3 13 11 7 15 8 6 5 9 16 4 12 1 2
Рис. 2. Иерархия социальных ценностей «успешных» и «неуспешных» студентов
нятия «Военная служба», «Вооруженные Силы», «Моя учеба на военной кафедре» не объединены в каком-либо одном осмысленном кластере.
В результате проявилась характерная отличительная особенность, связанная со статусом понятий военно-профессиональной направленности у студентов успешно и неуспешно обучавшихся на военной кафедре: у «успешных» семантические связи всех трех понятий «Военная служба», «Вооруженные Силы», «Моя учеба на военной кафедре» с остальными понятиями находились в пределах значимости, при этом только у «успешных» все три понятия «Военная служба», «Вооруженные Силы», «Моя учеба на военной кафедре» могли входить в один осмысленный кластер.
Таким образом, можно констатировать, что студенты, обучающиеся на военной кафедре или создаваемых учебных военных центрах (УВЦ) гражданского вуза, обладают рядом особенностей в оценке возможности их обучения на военной кафедре. Как показало исследование, основными психологическими свойствами пригодности студентов к обучению на военной кафедре являются: их военно-профессиональная ориентация и осознание важности и преимущества приобретения военной профессии как дополнительного образования. Одним из важнейших факторов, которое должно оцениваться в процессе обучения - желание студента обучаться военной профессии; направленность личности студента в сложившихся социальных условиях; истинное отношение студента к обучению на военной кафедре, то есть предрасположенность к военно-профессиональному обучению. При оценке успешности профессионального обучения первостепенное значение имеет направленность личности как сложное ее свойство, включающее установки, тенденции, потребности и интересы. Установка как форма направленности может носить осознанный (психологическая готовность) и неосознанный (предрасположенность) характер.
Результаты проведенного исследования имеют практическое значение для организации и проведения не только профессионального психологического отбора студентов для военно-профессионального обучения на военной кафедре педагогического вуза, но и их психологического сопровождения в процессе обучения. Прогнозирование успешности
обучения студентов на военной кафедре по оценке их психологической готовности (предрасположенности) к военно-профессиональному обучению рекомендуется проводить с использованием метода «Семантический дифференциал» по специально разработанному для этого опроснику с последующим анализом модели семантического пространства. Для идентификации степени готовности (предрасположенности) необходимо оценить для каждого студента статус понятий военно-профессиональной направленности по предложенному в разработанной методике. Опросник может включать в себя различные социальные ценности (понятия), в зависимости от решаемых практических задач. Данный алгоритм, при условии допущений и ограничений для определенного обследуемого контингента, может быть использован для оценки субъективного семантического пространства респондентов на предмет их отношения к профессиональному обучению по базовым дисциплинам на факультетах вуза и, соответственно, степень его актуализации в их сознании на различных этапах профессионального обучения.
Библиографический список
1. Алешина И.Н. Психологические особенности влияния социальных ожиданий на формирование профессиональной направленности студента педагогического института: автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 1990.- 16 с.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психофизиологические проблемы высшей школы.- Л., 1979. - С.3-153.
3. АндрееваД.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Уч. записки XIII. - Л.: ЛГУ, 1973. - С.62 - 69.
4. АсмоловА.Г. Деятельность и установка. - М.: Наука, 1979. - 230 с.
5. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения.- Киев: Вища школа, 1998. - 291 с.
6. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.: Деловая Книга, Институт психологии РАН, КСП+, 2000. - 448 с.
7. Maslow, A.H. Toward a psychology of being. -2nd ed. - N. Y. etc.: Vorn Norstrand, 1968. - 240 p.
Losev K., Turchin A.
IDENTIFICATION OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS AS ONE OF THE FACTORS OF SUCCESS OF EDUCATION
In article considers the problem of professional and psychological selection on the basis of the modern University. The structure of value orientations of students of Russian state pedagogical University n.a. A. I. Gertsen, students at the military Department.
Keywords: value orientation, attitude, semantic space, professional psychological selection.