УДК 613.693 (470.1/.2)
ОСОБЕННОСТИ СКРЫТОЙ МОТИВАЦИИ МОЛОДЫХ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЬСКОГО заполярья и архангельской области
© 2009 г. И. М. Бойко, С. В. Маруняк, И. Г. Мосягин
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Проблема безопасности полетов сегодня настоятельно требует психологического осмысления, так как причинно она связана с личностью летчика, его моральным и профессиональным обликом [7]. Сложность полетного задания и ответственность за его выполнение — это не только большая нервно-психическая нагрузка, но и удовлетворение, уверенность в собственных силах, способностях, самоутверждение в коллективе, радость от удовлетворения потребности летать, преодолеть опасность, победить трудности [1]. При анализе причин аварийности следует строго разграничивать два понятия: «личный фактор» и «человеческий фактор». Под «личным фактором» понимают те отклонения в нервно-психической сфере конкретного летчика, которые могут быть причинами летных происшествий. За последние 60 лет относительная доля авиационных происшествий по причине личного фактора составляет до 90 %. Причинами ошибочных действий, обусловленных личным фактором, могут быть недостаточные социальные и моральные качества (низкая направленность на летную работу, недисциплинированность, низкая личная ответственность и др.) [11]. Для летчика-истребителя риск погибнуть в мирное время в 50 раз выше такового для летчиков гражданской авиации (3—4 случая смерти на 1 000 летчиков [12]. Угроза для жизни определенным образом воздействует на психическое состояние людей: возникает психическая напряженность, обусловленная неуверенностью в надежности системы безопасности. Готовность к опасности и адекватность поведения в условиях аварии состоят не только в том, что летчик хладнокровно встречает опасность, но и в том, что у него вырабатывается способность к оперативным, «сокращенным» приемам опознания характера отказа в «машине» и мгновенному извлечению из памяти нужной информации для принятия решения [5].
Осуществление программ освоения Крайнего Севера привело к увеличению притока человеческих ресурсов в этот регион. И все же люди до сих пор зачастую предпочитают уезжать с севера на юг. Как показывают исследования, причиной миграции трудовых ресурсов из районов Крайнего Севера являются трудности, связанные с приспособлением, адаптацией человеческой психики к экстремальным условиям, и развитие в связи с этим нервно-психических заболеваний [4].
Мотивация является одной из основных детерминант поведения человека. Выбор профессии, места работы, супруга, круга общения, рода занятий, товаров и услуг, успешность учебной и трудовой деятельности — все это, так или иначе, связано с мотивационной сферой личности. Без знания потребностей и мотивов конкретных людей вряд ли возможны прогнозирование и корректировка их поведения и состояния [8]. В настоящее время мотивация, как психическое явление, трактуется по-разному. В одном случае это совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение, в
Изучены особенности мотивации военных летчиков в условиях Кольского Заполярья и Архангельской области. Установлено, что летчики Кольского Заполярья в большей степени, чем пилоты Архангельской области, испытывали эмоциональный дискомфорт. Они характеризовались общей устремленностью к удовлетворению базовых потребностей и реализации основных целей в будущем, неудовлетворенностью достижениями на настоящий момент. Базовые потребности связывали с самоактуализацией, профессиональной деятельностью, личной жизнью и получением положительных эмоций. Пилоты Архангельской области отличались стремлением к самореализации, успешностью в своей профессиональной деятельности, основной направленностью личности на удовлетворение потребности в отношениях с семьей. Базовые потребности пилоты этого региона связывали с профессиональным ростом и развитием, домом и семьей, общением и материальным благополучием. Анализ осознаваемых потребностей показал, что всех испытуемых объединяла важность удовлетворения потребностей в удовольствии и коммуникации с семьей.
Ключевые слова: военные летчики, безопасность полетов, мотивация, Север.
другом — совокупность мотивов, в третьем — побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [10]. Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им [6]. В условиях повышенной мотивации человек стремится к более трудным и высокооцениваемым целям, быстрее реагирует на различные сигналы. Изучение влияния мотивации на реальную летную деятельность показало, что низкомотивированные летчики (настроенные преимущественно на избегание неудачи) допускают на 25,7 % больше ошибочных действий по сравнению с более мотивированными пилотами [1].
Известно, что молодые специалисты в силу социально-психологических особенностей и специфики социального положения предъявляют к условиям профессиональной деятельности более высокие требования, чем люди старшего возраста, а недостатки воспринимают особенно эмоционально. Успешность профессиональной деятельности и перспективы профессионально-квалификационного роста для молодых людей являются наиболее весомыми факторами, определяющими удовлетворенность трудом в процессе адаптации к условиям жизнедеятельности [3, 7].
За переживаниями страха физической угрозы и социального страха стоят потребности безопасности, а за переживаниями чувства товарищества, гордости или стыда за выполненную работу — потребности социальной сопричастности и социального престижа. За переживанием радости полета стоит одна из важнейших профессиональных потребностей пилота
— стремление летать [9].
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей мотивации молодых военных летчиков истребительной авиации в условиях Кольского Заполярья и Архангельской области.
Методика исследования
Данное исследование проводилось однократно методом сплошной выборки в авиационных гарнизонах «Крайний Север» (Кольское Заполярье) и «Север» (Архангельская область). Были обследованы 136 специалистов, средний возраст (32,5 ± 7,2) года.
В каждом авиационном гарнизоне были сформированы по 4 группы специалистов в зависимости от стажа профессиональной деятельности и отношения к летному труду. В данной работе представлены результаты исследования особенностей скрытой мотивации молодых военных летчиков истребительной авиации
со стажем летной деятельности до 10 лет в гарнизоне «Крайний Север» (1-я группа, n = 8) и в гарнизоне «Север» (5-я группа, n = 25).
Исследование мотивации проводили посредством методики психосемантической диагностики скрытой мотивации И. Л. Соломина (2001), включавшей в себя три отдельные методики: модифицированный вариант методики репертуарных решеток KELLY, модифицированный вариант методики семантического дифференциала OSGOOD и метод цветовых метафор [8]. Данная методика предназначена для выявления содержания и структуры потребностей человека, мотивов разных видов деятельности, осознанных и неосознаваемых отношений.
Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета (SPSS 13.0.). Распределение значений переменных в выборке не подчинялось закону нормального распределения. Сравнение двух независимых групп количественных данных проводилось по U-критерию Манна — Уитни. Результаты представлены в виде медианы (Md). В качестве мер рассеяния использовали 25-й и 75-й перцентили. Критический уровень статистической значимости (р) в данной работе принимался равным 0,05. Для изучения особенностей скрытой мотивации использовался факторный анализ с определением доминирующих факторов мотивов, потребностей и отношений по оригинальной методике И. Л. Соломина с помощью специальных программ KELLY и OSGOOD [8].
Результаты и обсуждение
В результате исследования установлено, что у летчиков 1-й и 5-й групп наиболее часто исследуемые состояния актуализировались в ситуациях 5 «В выходной день», 11 «С женщинами», 20 «В кругу семьи», 1 «Вечером после работы», 4 «В детстве» и были связаны с домашней обстановкой, проведением свободного времени и общением с противоположным полом. На скатерграмме ситуаций (рис. 1) у лиц 1-й группы отчетливо выделялись шесть классов ситуаций. В первый класс входила лишь одна ситуация (3), связанная с межличностными конфликтами. Она не приносила положительных эмоций, желаемого общения, а также не вызывала утомления. Второй класс также представлен одной ситуацией (7), связанной с плохим самочувствием, которая сопровождалась состоянием сильного утомления и выраженной потребностью в отдыхе. Третий класс объединял целую группу ситуаций, связанных с материальными трудностями, повышенной ответственностью, профессиональной деятельностью и общением, уединением (23, 15, 21, 9, 10, 12, 13, 18, 6). Данный класс ситуаций ассоциировался с умеренно повышенной потребностью в отдыхе и незначительно выраженной потребностью в получении положительных эмоций и желаемого общения. В четвертый класс входила ситуация, характеризующая свободное время (1). Она сопровождалась получением желаемого общения и положительных эмоций при умеренно повышенном
утомлении и потребности в отдыхе. Пятый класс ситуаций связывался с интересующим испытуемых отдыхом в настоящем и в детстве (16, 4) и характеризовался получением положительных эмоций и желаемого общения, не вызывая чувства усталости. Шестой класс связывался с отдыхом, дружеским общением, домашней обстановкой, интимной жизнью (11, 14, 19, 17, 8, 5, 22, 20, 2) и ассоциировался с умеренно выраженной потребностью в отдыхе и ярко выраженной потребностью получения положительных эмоций и желаемого общения.
На скатерграмме ситуаций в 5-й группе летчиков (рис. 2) выделялись семь классов ситуаций. Первый класс содержал лишь одну ситуацию, связанную с интимной сферой (14). Пребывание испытуемых в данной ситуации не вызывало у них ни состояния тревоги и плохого настроения, ни утомления и дискомфорта. Второй класс объединял группу ситуаций, связанных с общением с близкими людьми, нахождением в домашней обстановке (2, 22, 20, 11, 17,
4, 5, 8) и характеризовался умеренно выраженной потребностью в отдыхе и физическом комфорте и
Рис. 1. Скатерграмма ситуаций летчиков 1-й группы
Рис. 2. Скатерграмма ситуаций летчиков 5-й группы
невыраженной потребностью в безопасности. Третий класс, включавший ситуации, связанные с ответственностью и неизвестностью, а также с проведением интересующим испытуемых времяпрепровождением (16, 6, 15), характеризовался умеренно выраженной потребностью в безопасности и слабо выраженной потребностью в восстановлении сил. Четвертый класс объединял ситуации, связанные с пребыванием в рабочей обстановке и вечером после нее, с нахождением наедине с собой (19, 1, 13, 10, 18, 9, 12). Данный класс ассоциировался испытуемыми со средней выраженностью потребности в безопасности, потребности в отдыхе и физическом комфорте. В пятый класс входила лишь одна ситуация, связанная с финансовыми трудностями (21), которая ассоциировалась в сознании испытуемых с сильно выраженной потребностью в безопасности и сопровождалась умеренно выраженной потребностью в восстановлении сил. В шестой класс входили ситуации, связанные с нахождением в состоянии критики и конфликта (23, 3). Данный класс ситуаций в сознании испытуемых ассоциировался с повышенным уровнем тревожности, депрессивности, плохим настроением, но не вызывало чувства утомления и физического дискомфорта. Седьмой класс включал лишь одну ситуацию (7), связанную со слабым соматическим самочувствием, которая ассоциировалась испытуемыми с повышенной потребностью в безопасности, восстановлении сил и ощущении физического комфорта.
Анализ основных потребностей молодых летчиков гарнизонов «Крайний Север» и «Север» по модифицированному варианту методики репертуарных решеток KELLY показал, что исследуемые состояния чаще актуализировались в ситуациях 11 «С женщинами», 17 «Со своими родителями», 20 «В кругу семьи» в 1-й группе летчиков. Данный факт мог свидетельствовать о большей эмоциональной значимости для лиц 1-й группы ситуаций, связанных со значимыми людьми: родными, близкими, представителями противоположного пола. Эта же группа летчиков характеризовалась более частым возникновением состояний 12 «Нуждаюсь в понимании, сочувствии и поддержке», 26 «Мне неприятно», нежели 5-я группа. Следовательно, летчики Кольского Заполярья в большей степени испытывали эмоциональный дискомфорт, чем летчики Архангельской области. В 1-й группе летчиков состояние 15 «Возмущаюсь» в большей степени зависело от содержания ситуации, чем в 5-й.
Анализ дендрограммы методики семантического дифференциала OSGOOD позволил выделить семь кластеров понятий у летчиков 1-й группы и девять кластеров у летчиков 5-й группы. В обеих группах первый кластер объединил понятия 28 «Болезнь», 7 «Неудача» и 16 «Неприятности», общим смыслом которых являлось состояние стресса, беспомощности и зависимости от обстоятельств. Второй кластер представлял собой отдельное понятие 20 «Угроза», изолированное в сознании испытуемых и не связанное с какими бы то ни было потребностями и видами
деятельности (рис. 3, 4). В третий кластер в обеих группах летчиков вошли понятия 30 «Творчество»,
2 «Мое прошлое», 13 «Я», 11 «Личная независимость», 5 «Мое будущее», связанные с ведущими ценностями данной категории лиц, что свидетельствует о направленности на их реализацию как в прошлом, так и в будущем, но неудовлетворенности достигнутым к настоящему моменту. При этом у летчиков гарнизона «Крайний Север» в этот кластер попали также понятия 3 «Общение с детьми», 15 «Признание окружающих», 27 «Выгода», 24 «Моя карьера», 23 «Материальное благополучие», 4 «Моя учеба», 29 «Мои друзья» и 18 «Моя семья», а у летчиков гарнизона «Север» — только понятие 8 «Интересное занятие». Видимо, у представителей 5-й группы ожидания и стремления ограничиваются удовлетворенностью своим делом. В 1-й группе летчиков четвертый кластер объединил понятия 12 «Моя работа», 25 «Выполнение обязанностей» и 21 «Моя профессия» и свидетельствовал о том, что работу и профессию испытуемые воспринимали как долг и не связывали с какими-либо другими видами деятельности и потребностями (см. рис. 3). Общим смыслом пятого кластера, включавшего понятия 8 «Интересное занятие», 6 «Мое увлечение», 1 «Достижение успеха» и 10 «Самолет», являлось наличие актуальной потребности в достижении успеха через свою летную деятельность. Шестой кластер представлял собой понятие 26 «Моя заработная плата», которое являлось изолированным в сознании испытуемых и не было связано с какими бы то ни было потребностями и видами деятельности. В седьмой кластер вошли понятия 22 «Руководство», 17 «Сотрудники» и 9 «Мое настоящее», свидетельствовавшие о заинтересованности летчиков в коммуникации с коллегами и командованием. Наиболее тесно с понятием «Мое увлечение» (6) было связано понятие «Самолет» (10), что говорит о направленности личности не только на удовлетворение потребности в отношениях с семьей, как можно было бы считать на основании факторных оценок понятий, отражавших непосредственно осознаваемые ценности, но и на летную деятельность, которая, судя по данным факторных оценок, недостаточно осознавалась испытуемыми. То есть потребность в самореализации на работе для испытуемых была более важна, чем они об этом думали и говорили, и могла быть источником глубоких внутриличностных и межличностных конфликтов в ситуациях, связанных с депривацией этой потребности. Особенностью отношения к понятию 21 «Моя профессия» у испытуемых 1 -й группы являлось, видимо, то, что она приравнивалась к понятию 12 «Моя работа» и считалась долгом. Была характерна также общая устремленность к удовлетворению базовых потребностей и реализации основных целей в будущем, неудовлетворенность достижениями на настоящий момент.
В группе летчиков гарнизона «Север» понятия распределились иначе (см. рис. 4). Четвертый кла-
стер объединил понятия 18 «Моя семья», 19 «Мое свободное время», 6 «Мое увлечение», что свидетельствует о хороших отношениях летчиков этой группы с семьей. Общим смыслом пятого кластера явилось наличие цели материального удовлетворения и признания сотрудников и окружающих, возможно, посредством достижения первого. Он включил следующие понятия: 27 «Выгода», 23 «Материальное благополучие», 26 «Моя заработная плата», 17 «Сотрудники», 15 «Признание окружающих» и 9 «Мое настоящее». Шестой кластер объединил понятия 24 «Моя карьера», 4 «Моя учеба», 22 «Руководство», 14 «Занятия бизнесом» и 25 «Выполнение обязанностей» и характеризовал чувство долга, распространявшееся на учебу, работу и отношение к руководству. Седьмой кластер представлял собой изолированное понятие «Общение с детьми» (3), которое в сознании
19-Мое свободно 9-Мое настоящее 17-Сотрудники 22-Руководство 26-Моя заработн 8-Ингересное за 1 -Достижение ус 6-Мое увлечение 10*Самолет 12-Моя работа
1^-мояраоота і____
21-Моя проФесси ' I п -------------------*
25-Выполкение о 4-Моя учеба 23-Материальное 13-Я
24-Моя карьера 27-Выгода Ъ-Мое бцаущее 11 -Личная незав
14-Занятия бизн
15-Признание ок
29-Мои друзья 18-Моя семья
3-Общение с дет 2-Мое прошлое
30-Т ворчество 20-Угроза 7-Неудача
18-Неприятности 28-Болезнь
10-Самолет
I -Достижение ус
12-Моя работа 21 -Моя проФесси 3-Общение с дет
14-Занятия бизн 4-Моя учеба
24-Моя карьера 22-Руководство
25-Выполнение о
17 Г от радник и
26-М оя заработн Э-Мое настоящее
15-Признание ок. 23-М зтериэльное
27-Выгода 6-Мое увлечение 18-Моя семья 19-Мое свободно 5-М ое буаущее
II - Личная незав
13-Я
8-Ингересное за
29-Мои друзья 2-Мое прошлое
30-Т ворчество 20-Угроза 7-Неуаача
16-Н еприятности
28-Болезнь
Ь-
Рі
г
—»------------------------------------------1-1-[-1-г-
1
2
Рис. 4. Дендрограмма понятий летчиков 5-й группы
испытуемых не было связано с какими бы то ни было потребностями и видами деятельности. В восьмой кластер вошли понятия 12 «Моя работа», 21 «Моя профессия» и 1 «Достижение успеха», свидетельствовавшие о стремлении летчиков к самореализации и успешности в своей профессиональной деятельности. Наличие достаточно тесной связи между понятиями 12 «Моя работа» и 21 «Моя профессия» говорило о том, что они являлись равнозначными для испытуемого. Девятый кластер также представлял собой изолированное понятие 10 «Самолет», которое не было связано с какими бы то ни было потребностями и видами деятельности. Наиболее тесно оказались связанными понятия 6 «Мое увлечение» и 18 «Моя семья», что подтверждало основную направленность личности на удовлетворение потребности в хороших отношениях с семьей, которая была выявлена на основании факторных оценок понятий, отражавших непосредственно осознаваемые ценности. Примечательно, что понятие 21 «Моя профессия» у испытуемых, видимо, приравнивалось к понятию 12 «Моя работа» и воспринималось как долг. С понятием 5 «Мое будущее» было тесно связано понятие 11 «Личная независимость», что свидетельствовало о целях, стремлениях и надеждах испытуемых на достижение независимости в будущем.
Итак, летчики истребительной авиации 1 -й группы характеризовались широким кругом базовых потребностей, связанных прежде всего с самоактуализацией, профессиональной деятельностью, личной жизнью и получением положительных эмоций, а летчики 5-й — кругом потребностей, связанных с профессиональным ростом и развитием, домом и семьей, общением и материальным благополучием. На момент проведения исследования базовые потребности лиц 1-й группы являлись неудовлетворенными, хотя некоторые из них (связанные с работой и домом) могли быть удовлетворены частично. На полную реализацию базовых потребностей в будущем испытуемые не рассчитывали. В то же время потребности, связанные с профессиональной и личной сферами, на момент исследования были удовлетворены у летчиков 5-й группы, их удовлетворение планировалось и в будущем. В период исследования свое будущее испытуемые связывали с профессиональным и личностным ростом, а также общением с другими людьми. В 1-й группе летчиков отмечалось ожидание глубоких эмоциональных переживаний. Лица данной группы характеризовались положительным отношением к избранной профессии, которая отвечала их интересам и увлечениям, приносила положительные чувства и эмоции. Явно выражалось желание карьерного роста. К своему непосредственному месту работы и начальству они относились довольно индифферентно, на момент исследования существовала потребность в определенных переменах. Семейные отношения являлись для молодых летчиков очень существенным аспектом жизни, были связаны с положительными эмоциями, ощущением радости. Они видели самореализацию в том
числе и через хорошие семейные взаимоотношения. Они стремились быть похожими на своих родителей (отцов), быть успешными и творческими личностями. Источниками стресса могли быть различного рода неудачи, конфликты, неприятности и болезни.
В 1-й группе летчиков степень привлекательности таких понятий, как «Природа»: Md1 = 1 (1; 2), Md5 =
3 (1,00; 3,25), р = 0,031, и «Искусство»: Md1 = 1,5 (1,00; 2,75), Md5 = 3 (2; 4), р = 0,027, статистически значимо ниже, чем в 5-й. При этом для летчиков 5-й группы выше степень привлекательности понятия «Материальное благополучие»: Md1 = 5 (1,50; 5,75), Md5 = 2 (1,75; 3,00), р = 0,035, чем для их коллег из 1-й группы. Вероятно, степень удовлетворенности летчиков гарнизона «Север» своим материальным положением выше, чем летчиков гарнизона «Крайний Север», несмотря на более высокий уровень денежного довольствия у последних. В то же время у летчиков гарнизона «Север» отношение к природным условиям было лояльнее и значимость искусства они оценивали выше.
Таким образом, исследования скрытой мотивации молодых летчиков истребительной авиации показали, что для пилотов Кольского Заполярья значимость ценности настоящего момента, удовлетворенности любимым занятием, ценности семейных связей и процесса самосовершенствования была выше, чем для их коллег в Архангельской области.
Список литературы
1. Ворона А. А. Теория и практика психологического обеспечения летного труда / А. А. Ворона, Д. В. Гандер, В. А. Пономаренко. — М. : Воениздат, 2003. — 280 с.
2. Вязьмин А. М. Трудовые миграции на Европейском Севере России / А. М. Вязьмин, М. Н. Ситкин, Н. Н. Симонова и др. ; под ред. проф. А. Л. Санникова. — Архангельск : Изд. центр СГМУ, 2007. — 201 с.
3. Дорошев В. Г. Системный подход к здоровью летного состава в XXI веке / В. Г. Дорошев. — М. : Паритет Граф,
2000. - 368 с.
4. Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях / В. И. Лебедев. - М., 1989. - 304 с.
5. Лебедев В. И. Экстремальная психология / В. И. Лебедев. - М., 2001. - 215с.
6. Мосягин И. Г. Взаимосвязь социальных и психофизиологических характеристик у военно-морских специалистов в процессе повседневной служебной деятельности / И. Г. Мосягин // Военно-медицинский журнал. - 2007.
- № 3. - С. 66-67.
7. Пономаренко В. А. Психология человеческого фактора в опасной профессии / В. А. Пономаренко. - Красноярск : Поликом, 2006. - 629 с.
8. Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации : методическое руководство / И. Л. Соломин. - СПб. , 2001. - 29 с.
9. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология / Ю. К. Стрелков. — М. : Академия, 2001.
- 360 с.
10. Творогова Н. Д. Психология управления : лекции : учебное пособие / Н. Д. Творогова. — М : ГЭОТАР-МЕД,
2001. — 383 с.
11. Физиология летного труда : учебник / под ред. акад. РАЕН, проф. В. С. Новикова. — СПб. : Наука, 1997. — 411 с.
12. Чередниченко И. П. Психология управления / И. П. Чередниченко, Н. В. Тельных. — Ростов н / Д : Феникс, 2004. — 608 с. — (Серия «Учебники для высшей школы»).
FEATURES OF YOUNG MILITARY PILOTS’ LATENT MOTIVATION IN THE CONDITIONS OF KOLA POLAR REGION AND ARCHANGELSK REGION
I. M. Boyko, S. V. Marunyak
Northen State Medical University, Archangelsk
Features of young military pilots’ motivation in the conditions of Kola Polar region and Archangelsk region were studied by means of the Solomin’s method of psychosemantic diagnosis of delitescent motivation. Consequently it was established that pilots of Kola Polar region experienced worse emotional discomfort than pilots of Archangelsk region. They were characterized by common aspiration for satisfaction of the basic requirements and by future realization of the main aim. Simultaneously they were dissatisfied with the achievements at the moment. Pilots of this region were characterized by the wide range of basic requirements associated mostly with selfactualization, professional activity, private life and acquirement of positive emotions. Young military pilots of Archangelsk region were discriminated by a tendency to selfactualization, by a successful professional activity, by a main personal direction to satisfying the requirements in relations with the family. Basic requirements of these pilots were associated with professional advance, household and family, communication and material welfare. Analyse of the realized requirements revealed that all probationers were combined by a significance of satisfying the requirements in pleasure and communication with the family.
Key words: military pilots, flight safety, motivation, Kola Polar region, Archangelsk region.
Контактная информация:
Бойко Игорь Михайлович — преподаватель кафедры экстремальной медицины и мобилизационной подготовки Северного государственного медицинского университета, г. Архангельск
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51, СГМУ
Тел./ факс (8182) 24-22-65
E-mail: [email protected]
Статья поступила 27.03.2009 г.