УДК 616.895-057.36:613.693:612.821
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕТЧИКОВ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ
© 2009 г. И. М. Бойко, С. В. Маруняк, И. Г. Мосягин
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Изучено влияние повседневной служебной деятельности на формирование психологических особенностей личности летчика истребительной авиации на Европейском Севере России в современных условиях.
В результате проведенных исследований установлено, что у военных летчиков при воздействии психотравмирующих обстоятельств различного рода, с которыми пилоты постоянно сталкиваются в процессе профессиональной деятельности, постепенно формируется стадия «истощения» общего адаптационного синдрома. Эмоциональный дефицит, отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения, состояние деперсонализации могут являться источником ошибочных действий и приводить к реальной угрозе безопасности полетов. Ключевые слова: военные летчики, эмоциональное выгорание, межличностные отношения, безопасность полетов.
Стремительное развитие авиационной техники превращает труд летного состава во все более квалифицированный, характеризующийся значительным умственным и физическим напряжением, эмоциональной насыщенностью, чрезвычайной ответственностью, высокой оперативностью в жестком лимите времени. Эффективность летного состава в обеспечении высокой степени безопасности полетов во все большей мере зависит от их текущего состояния здоровья, физической выносливости, нервно-эмоциональной устойчивости, надежности человеческого фактора [1].
Базирование авиационных частей в районах Европейского Севера России (Мурманская и Архангельская области) обусловлено усложнением характера деятельности военных специалистов, изменением спектра неблагоприятных факторов военного труда, повышением требований к состоянию их здоровья, связанных с особой структурой климата этого региона (выраженные изменения солнечной активности, частые возмущения магнитных полей, колебания температуры и барометрического давления, высокая влажность и жесткий ветровой режим, значительный дефицит ультрафиолетовой радиации). Природно-климатическая среда Севера приводит к адаптивным изменениям во всех функциональных системах организма.
Летный труд является одним из самых сложных видов человеческой деятельности. Пилотирование современного самолета требует от летчика высокоорганизованной психической активности. Предел колебания его рабочего состояния, психического тонуса около оптимального уровня невелик, и выход из него чреват снижением качества профессиональной деятельности. При этом даже у всесторонне здорового и профессионально подготовленного пилота по разным причинам в процессе управления самолетом могут наступать неблагоприятные («трудные») психические состояния, представляющие эпизодические или же повторяющиеся ухудшения самочувствия и работоспособности, которые могут привести к большему или меньшему нарушению профессиональной деятельности [3].
Психическая напряженность, первично связанная с изменением общего уровня активности центральной нервной системы, может развиваться под действием не только психических факторов (предшествующее утомление, эмоциональные воздействия отрицательного характера), но и физических (шум и вибрация на рабочем месте, значительные колебания внешней температуры, состав газовой среды и т. п.). Перечисленные причины приводят к изменению порога возбудимости нервной системы и тем самым нарушают функциональный комфорт оператора [7].
Проблема безопасности полетов сегодня настоятельно требует психологического осмысления, так как причинно она связана с личностью летчика, его моральным и профессиональным обликом [4]. В. Г. Дорошев [1] отмечает, что высшие корковые функции мозга влияют на безопасность полетов в гораздо большей степени, чем функции любых других органов. Подтверждением этому служит статистика авиакатастроф во всем мире: известно, что по причине потери дееспособности в полете вследствие соматических сбоев (инфаркта, инсульта или почечной колики) происходит лишь 1 % авиакатастроф, в то время как по причине сбоев в психических функциях мозга (ошибки в умственных действиях) совершается 70 % авиакатастроф. По расшифровкам записей так называемых «черных ящиков» было установлено, что гораздо чаще выходы за допустимые параметры полета совершали пилоты, имевшие низкие результаты по психологическим тестам.
Известно, что адаптация авиаспециалиста к изменяющимся условиям работы и жизни носит динамический характер и осуществляется за счет сформировавшихся психических процессов, состояний, навыков, умений путем социально-психологической и личностной реконструкции [2].
Целью данного исследования являлось изучение влияния повседневной экстремальной служебной деятельности на формирование психологических особенностей личности летчика истребительной авиации на Европейском Севере России.
Методика исследования
В Мурманской и Архангельской областях в 2006—2007 годах были обследованы военные летчики истребительной авиации (п = 72, средний возраст (32,6 ± 5,7) года — экспериментальная группа) и лица инженерно-технического состава — ИТС (п = 84, средний возраст (31,3 ± 7,2) года — группа сравнения) с использованием следующих психологических методик диагностики:
• диагностика уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, которая позволяет установить наличие состояния эмоционального выгорания как сформировавшегося личностного механизма психологической защиты на психотравмирующее воздействие, влияющее на стереотипы профессионального поведения, и определить двенадцать симптомов, создающих три фазы эмоционального выгорания (напряжение, резистентность и истощение) [5];
• диагностика межличностных отношений, которая представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири и позволяет определить степень выраженности одного из восьми типов межличностных отношений [6].
Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета (SPSS 13.0.). Распределение значений переменных в выборке не подчинялось закону нормального распределения. Сравнение двух независимых групп количественных данных прово-
дилось по и-критерию Манна — Уитни. Результаты представлены в виде медианы (Мё). В качестве мер рассеяния использовали 25-й и 75-й перцентили. Критический уровень статистической значимости (р) в данной работе принимался равным 0,05. Для корреляционного анализа количественных данных, не подчиняющихся закону нормального распределения, применялся непараметрический коэффициент корреляции Кендалла.
Результаты и обсуждение
В результате исследования установлено, что повседневная служебная деятельность военных летчиков связана с переживанием психотравмирующих обстоятельств и закономерно отражается на их психологическом состоянии, увеличивая психонормативность, тревожность и способность к оперированию пространственными образами. Переживание психотравмирующих обстоятельств военными пилотами, согласно значениям коэффициента корреляции Кендалла, влияет на формирование фазы истощения общего адаптационного синдрома по Г. Селье и способствует в дальнейшем формированию состояния эмоционального выгорания (рис. 1).
Фаза
истощения
Психотравмирующие
обстоятельства
0,4
Эмоциональное
выгорание
Рис. 1. Корреляционная зависимость между переживанием психотравмирующих обстоятельств и психологическими характеристиками летчиков (р < 0,001)
Анализ полученных данных позволяет утверждать, что среди психологических особенностей военных летчиков выделяется непринужденность, непосредственность реакций, слабый контроль над агрессивностью, индивидуальная направленность интересов, незначительная ориентация на правила и инструкции. При этом у пилотов проявляется чувство осторожности и недоверчивости, обидчивость, миролюбие и подчеркивание своих миротворческих тенденций, что может рассматриваться как компенсаторные установки личностей агрессивного круга (рис. 2). Данные психологические особенности связаны с ощущением постоянного переживания психотравмирующих обстоятельств. Если стрессор действует длительно, то силы организма постепенно истощаются, обнаруживается реакция тревоги, боязливости, нерешительность и постоянные сомнения, формируется дистресс, в результате которого развиваются реактивные состояния, провоцируются эндогенные заболевания.
Для сравнения, лица инженерно-технического состава чаще испытывают состояние напряжения и ощущение «загнанности в клетку». Данная категория специалистов более пассивна, медлительна, принимает все на веру, хуже приспосабливается и переносит смену обстановки, легче теряет равновесие в социальных конфликтах (таблица). Ощущение «загнанности в клетку» имеет положительную корреляцию с фазами напряжения (г = 0,7) и истощения
(г = 0,5), с состоянием эмоционального выгорания (0,6), а также с недоверчиво-скептическим типом межличностных отношений (г = 0,4), переживанием психотравмирующих обстоятельств и личностной отстраненностью (г = 0,5).
Психологические особенности авиационных специалистов
Мd (25-й; 75-й перцентиль)
Шкала Летчики (п=72) ИТС (п=84) Различия в группах
Переживание психотравмирующих обстоятельств 2,0 (1,0; 9,0) 1,0 (1,0; 4,0) р=0,035
«Загнанность в клетку» 1.0 (1,0; 5,0) 5,0 (1,0; 10,0) р=0,032
Зависимо-послушный тип отношений 4,0 (3,0; 6,0) 5,0 (4,0; 6,5) р=0,04
Кроме того, у наземных специалистов наблюдается отсутствие осторожности в поступках и щепетильности в вопросах морали, эгоизм, сниженная способность к сопереживанию, грубоватая и жесткая манера поведения, пренебрежение, бесстыдное поведение, циничный взгляд на жизненные явления. Данная категория в большей степени ориентирована на выполнение инструкций и распоряжений, подавление спонтанности и агрессивности (см. рис. 2). Ощущение «загнанности в клетку» требует от представителей этой категории напряжения, поиска и мобилизации внутренних резервов для формирования резистентности к травмирующим ситуациям. Организм наземных специалистов постоянно пытается адаптироваться к новому фактору или к новым условиям за счет органных и системных механизмов, формируя эустресс. Если психотравмирующие обстоятельства продолжают воздействовать на организм, то в последующем это может привести к эмоциональному выгоранию.
48 Я
н
44 «
40
36 32
---- летчики
— техники
Рис. 2. Психологические особенности военных специалистов (ММР1) (р < 0,05)
Таким образом, если военные летчики в своей повседневной деятельности чаще сталкиваются с психотравмирующими обстоятельствами, которые способствуют формированию фазы истощения и дистресса, то у наземных специалистов вырабатывается ощущение «загнанности в клетку», что содействует становлению фазы напряжения и эустрессу (рис. 3).
В результате анализа полученных данных можно утверждать, что у военных летчиков, обладающих высокой способностью к оперированию пространственными образами, тревожностью и психонормативностью, сталкивающихся с психотравмирующими ситуациями в процессе повседневной деятельности в условиях Европейского Севера, в ответ на стрессовые события постепенно формируется стадия истощения и дистресс, характеризующиеся эмоциональным дефицитом и отстраненностью, психосоматическими и психовегетативными нарушениями, а также состоянием личностной отстраненности.
Рис. 3. Фазы выгорания военных специалистов (р < 0,05)
Установленные психологические особенности военных летчиков являются неотъемлемой составляющей профессионального здоровья летного состава и напрямую могут влиять на качество выполнения профессиональной деятельности, а своевременная коррекция некоторых личностных особенностей необходима для обеспечения безопасности полетов и сохранения здоровья летного контингента.
Список литературы
1. Дорошев В. Г. Системный подход к здоровью летного состава в XXI веке / В. Г. Дорошев. — М. : Паритет Граф,
2000. - 368 с.
2. Евдокимов В. И. О психопрофилактике психогенно обусловленных расстройств у авиационных специалистов / В. И. Евдокимов // Военно-медицинский журнал. — 2007.
- № 7. — С. 62—65.
3. Мельник С. Г. Диагностика и профилактика неблагоприятных психических состояний у летного состава корабельной авиации / С. Г. Мельник, А. В. Шакула, Н. В. Белинский // Военно-медицинский журнал. — 1993.
— № 2. — С. 52 — 54.
4. Пономаренко В. А. Психология человеческого фактора в опасной профессии / В. А. Пономаренко. — Красноярск : Поликом, 2006. — 629 с.
5. Практическая психодиагностика / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара : Бахрах, 1998. — 230 с.
6. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности / Л. Н. Собчик. — М. : Институт прикладной психологии,
2001. — 511 с.
7. Ушаков И. Б. Методические подходы к диагностике и оптимизации функционального состояния операторского профиля / И. Б. Ушаков, А. В. Богомолов, Л. А. Гридин, Ю. А. Кукушкин. — М. : Медицина, 2004. — 136 с.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FIGHTER PILOTS IN THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA I. M. Boyko, S. V. Marunyak, I. G. Mosyagin
Northern State Medical University, Arkhangelsk
The studies of everyday service influence on the psychological status of fighter pilots in European North is a matter of dire necessity. Results of many studies suggest that 70 % of plane crushes occur due to the failures of psychological brain functions. Investigations reveal, that exhaustion phase of a general adaptative symdrom develops gradually in fighter pilots in the European North under the influence of various psychologically destabilizing factors, which are integral part of service. Emotional deficiency, estrangement, psychosomatic
and psychovegetative failures, condition of depersonalization can become a sourse of incorrect actions and result in a real threat of flight’s safety.
Key words: military pilots, emotional burnout, interpersonal attitudes, safety of flights.
Контактная информация:
Бойко Игорь Михайлович — преподаватель кафедры экстремальной медицины и мобилизационной подготовки Северного государственного медицинского университета
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51, СГМУ
Тел. (8182) 24-22-65; е-mail: [email protected]
Статья поступила 23.05.2008 г.