Научная статья на тему 'Иерархия социальных ценностей студентов как фактор успешности профессионального обучения'

Иерархия социальных ценностей студентов как фактор успешности профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
350
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / мотивация / успешность профессионального обучения / value orientations / motivation / the success of professional training

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — К В. Лосев

В статье рассматриваются проблемы мотивации обучения студентов в вузе, а также взаимосвязи ценностных ориентаций обучающихся и их успешности обучения. Приводятся определения таких понятий, как «эффективность деятельности», «аттитюд»; различные классификации потребностей. На основании кластерного анализа выстраивается иерархия ценностей студентов вуза. Дается сравнительный анализ социальных ценностей успешных и неуспешных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The hierarchy of students’ social values as a factor for successful professional training

This article discusses the problem of motivating students at university, as well as the relationship of value orientation of students and their learning success. Such concepts as «the effectiveness of the activities», «attitudes»; «different classification needs» are defined in the article. On the basis of a cluster analysis the hierarchy of values of the university students is constructed. A comparative analysis of social values of successful and unsuccessful students is given.

Текст научной работы на тему «Иерархия социальных ценностей студентов как фактор успешности профессионального обучения»

УДК 159.923.2

К. В. Лосев

Иерархия социальных ценностей студентов как фактор успешности профессионального обучения

В статье рассматриваются проблемы мотивации обучения студентов в вузе, а также взаимосвязи ценностных ориентаций обучающихся и их успешности обучения. Приводятся определения таких понятий, как «эффективность деятельности», «аттитюд»; различные классификации потребностей. На основании кластерного анализа выстраивается иерархия ценностей студентов вуза. Дается сравнительный анализ социальных ценностей успешных и неуспешных студентов.

This article discusses the problem of motivating students at university, as well as the relationship of value orientation of students and their learning success. Such concepts as «the effectiveness of the activities», «attitudes»; «different classification needs» are defined in the article. On the basis of a cluster analysis the hierarchy of values of the university students is constructed. A comparative analysis of social values of successful and unsuccessful students is given.

Ключевые слова: ценностные ориентации, мотивация, успешность профессионального обучения.

Key words: value orientations, motivation, the success of professional training.

В современных условиях процесс профессионального обучения студентов происходит на фоне значительного снижения уровня направленности личности обучаемых на приобретение знаний, наблюдается низкая мотивация к учебной деятельности. Все это связано, в первую очередь, с падением статусного уровня социальных ценностей в обществе. В 90-е годы наблюдался значительный спад социальной значимости профессии учителя, в том числе и профессорско-преподавательского состава высшей школы. Это не могло не сказаться на восприятии учебного процесса студентами как весьма относительного («абстрактного») явления. Имевший тогда место, весьма распространенный, коррупционный подход при оценке знаний обучаемых, в основном, в коммерческих вузах, поро-

жденный псевдореформами образовательной сферы, сейчас, к сожалению, откликается грустным социальным эхом в сознании нашего глубокоуважаемого и любимого студента. Поэтому выявление ценностных ориентаций студентов, их потребностно-мотивационной сферы в процессе обучения очень необходимо, поскольку успешность учебной деятельности зависит, в том числе и от формирования направленности личности, а именно, установок, мотивов, их мировоззрения в целом. Прежде чем перейти к описанию проведенных исследований, считаю необходимым провести теоретический экскурс по проблеме возникновения и формирования социальных установок личности в процессе деятельности.

Успешное выполнение конкретной деятельности определяется не только уровнем развития способностей, но и рядом других личностных свойств и, прежде всего, характером мотивационной сферы - содержанием мотивов, установок, их направленностью и степенью активности. Мотивационные процессы связаны с формированием и реализацией мотивов (устремления действий по реализации потребности или осознанного внутреннего побуждения к активности) и обладают побудительными функциями. Индивидуальная эффективность деятельности находится в прямой и очень явной зависимости от мотивации. Она может компенсировать многие недостатки в уровне развития ряда профессионально-важных качеств (ПВК) и в организации трудовой деятельности, но слабую мотивацию практически невозможно чем-либо компенсировать и воспол-нить. В качестве мотиваторов - психологических факторов, участвующих в конкретном мотивационном процессе, и определяют принятие человеком решения на то или иное поведение, по мнению Е.П. Ильина [5], могут выступать нравственный контроль, предпочтение, интересы, склонности, внешняя ситуация, собственные возможности, желания и состояние, условия достижения цели, последствия своего поступка. Все побудительные источники активности личности объединены понятием мотивационной сферы, которая включает потребности личности, ее интересы, стремления, влечения, убеждения, установки, идеалы, намерения, а также социальные роли, стереотипы поведения, социальные нормы, правила,

жизненные цели и ценности, и наконец, мировоззренческие ориентации в целом. Особую роль в формировании мотивов профессиональной деятельности и вообще поведения играют потребности. Наиболее полный перечень потребностей человека определил А. Маслоу [6] (теория иерархии потребностей (мотивов)). Не менее известна и типология потребностей Л. Сонди: секс, влечение (собственно секс, потребности и агрессивность), пароксизмальное влечение (потребность в этическом и моральном поведении) «Я» -влечение (потребность в «сужении» и «расширении» «Я») и контактное влечение (потребность в поиске «объекта», потребность в сохранении и отторжении «объекта»). Приведенные классификации не являются единственными. С большой долей вероятности можно утверждать, что содержание мотивов, их целевая направленность, интенсивность и широта выраженности, структура и специфичность для разных видов деятельности оказывает регулятивное влияние на успешность освоения профессии, эффективность деятельности, удовлетворенность трудом, развитие личности, что, в конечном счете, и определяет уровень профессиональной пригодности субъекта.

Одним из показателей и формой проявления направленности личности являются её установки. Установка содержит в себе цель и соответствующую настроенность психических процессов или в целом личности на осуществление той или иной деятельности или на торможение собственной активности. Установка - явление целостное так как присутствует практически в любых актах активности человека как системы, но рассмотрение ее совершенно раздробленно, так как различные ее виды (уровни) имеют различную природу причин, вызвавших ее к жизни.

Мотивационный подход, версией которого является теория побуждения, утверждает, что человек принимает аттитюды, которые максимально полезны для него. Каждая позиция в любом деле дает определенные выгоды и преимущества, и человек будет принимать ту позицию, в которой общий набор таких выгод будет наибольшим. Подход, предложенный А.Г. Асмоловым [6] в работе «Деятельность и установка», а именно, рассмотрение установки в контексте деятельности человека, т. е. с позиций деятельностного подхода в пси-

хологии был взят нами за основу освещения процесса профессионального обучения студентов в вузе с точки зрения формирования мотивационного компонента данного вида деятельности. По словам Д. Н. Узнадзе установка - «целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, состояние, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией».

В социальной психологии, как отрасли психологической науки, имеется своя, самостоятельная традиция изучения установок. При этом первичность возникновения термина «социальная установка» всеми учеными определяется однозначно. В обиход социальных психологов и социологов понятие установки (attitude) впервые введено У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918 году в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» как индивидуальный двойник социальной ценности. «Установка есть психологический процесс, трактуемый как изначально проявляющийся в соотнесенности с социальным миром и взятый, прежде всего, в связи с некоторой общественной ценностью». Обобщенно можно сказать, что социальная установка представлялась авторам как психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта, которое существует одновременно и как элемент психической структуры личности и как элемент социальной структуры.

Аттитюд - это состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность и организованное на основе предшествующего опыта, аттитюд оказывает направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов и ситуаций, к которым он (аттитюд) имеет отношение. Главное в этом определении - обращение внимания на предваряющее и регулятивное действие социальной установки. Обобщив современные представления о социальной установке (аттитюде) в отечественной и зарубежной литературе, нами было взято за основу определение, которое предложил П. Н. Шихирев: «Социальная установка (аттитюд) - устойчивое латентное состояние предрасположенности индивида к положительной или отрицательной оценке объекта или ситуации, сложившиеся на основе его жизненного социального опыта,

оказывающие влияние на перцептивные, эмоциональные и мыслительные процессы и выражающиеся в последовательности поведения (как вербального так и невербального) относительно данного объекта в данной ситуации».

В этой связи нами были исследованы ценностные ориентации студентов 2, 3, 4 курсов, обучающихся в РГПУ им. А. И. Герцена на военной кафедре.

С целью выявления направленности студентов, обучавшихся на военной кафедре РГПУ, было проведено исследование их личностных и групповых установок на модели семантического пространства, построенной трехфакторным методом «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда на табеле 16 понятий разработанного для этого опросника:

1 - Мое здоровье»;

2 - Материальное благополучие»;

3 - «Признание окружающих»;

4 - Военная служба»;

5 - «Мое Я»;

6 - Избегание неприятностей»;

7 - «Моя профессия»;

8 - «Моя учеба на военной кафедре»

9 - «Мое увлечение»;

10 - «Мое будущее»;

11 - РГПУ им. А.И. Герцена»;

12 - «Моя семья»;

13 - «Мои товарищи»;

14 - «Мое настоящее»;

15 - Достижение успеха»;

16 - Вооруженные Силы».

Исследования показали, что все 16 понятий являются четко осознаваемыми лишь у 87,5 % обследованных лиц, у 22,5 % лиц по одному нечетко осознаваемому понятию, а у 11,8 % - по два и более.

Геометрическая интерпретация свертки семантического пространства позволила дифференцировать понятия по степени их «размытости» в индивидуальном представлении обследованных лиц (табл. 1).

Таблица 1

Число респондентов с «четким» и «размытым» отношением к понятию, (%)

Число респондентов по характеру

№ Понятие отношения к понятию Всего

п/п отношение «четкое» отношение «<размытое»

1 2 3 4 5

1 Мое здоровье 91,2 8,8 100

2 Материальное благополучие 98,0 2,0 100

3 Признание окружающих 94,1 5,9 100

4 Военная служба 91,2 8,8 100

5 Мое «Я» 96,1 3,9 100

6 Избегание неприятностей 99,0 1,0 100

7 Моя профессия 96,1 3,9 100

8 Моя учеба на военной кафедре 89,2 10,8 100

9 Мое увлечение 87,2 12,8 100

10 Мое будущее 92,6 7,8 100

11 РГПУ 98,0 2,0 100

12 Моя семья 92,2 7,8 100

13 Мои товарищи 92,2 7,8 100

14 Мое настоящее 90,2 9,8 100

15 Достижение успеха 92,2 7,8 100

16 Вооруженные силы 87,2 12,8 100

Выявлено, что нечетко осознаваемыми чаще оказывались понятия:

- «Мое увлечение» (у 12,8%);

- «Вооруженные силы» (у 12,8%);

- «Моя учеба на военной кафедре» (у 10,8%).

Среди «четко» осознаваемых понятий выделялись:

- «Избегание неприятностей» (у 99%);

- «Материальное благополучие» (у 98%);

- «РГПУ им. А.И. Герцена» (у 98%).

Даже у лиц с максимальным числом «размытых» понятий (1 0 понятий) понятия «Избегание неприятностей», «Материальное благополучие» и «РГПУ им. А.И. Герцена» относились к четко осознаваемым.

Ранжирование выявило в групповых семантических пространствах три связки - лидера, стоящие по приоритетности на 1, 2 и 3 местах (табл. 2).

Исследования показали, что среди связок - лидеров выделяются те связки, корневыми понятиями которых являются: «Мое настоящее»; «Мое будущее»; «Моя профессия» (табл. 2).

Таблица 2

Связки - лидеры группового семантического пространства

Ранг Связки

1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения Общегрупповая

1 Мое настоящее Мое настоящее Мое будущее Мое будущее

2 Мое будущее Мои товарищи Военная служба Мое настоящее

3 Моя профессия Мое будущее Материальное благополучие Моя профессия

Приведенное ранее пилотажное исследование субъективных семантических пространств показало, что именно эти понятия превалировали над остальными в наиболее характерных для респондентов значимых связях, т.е. у наибольшего числа респондентов.

Таким образом, была выявлена иерархия социальных ценностей студентов, обучавшихся на военной кафедре РГПУ им. А.И. Герцена (рис. 1).

1ранг

2ранг

3ранг 4ранг

10ранг

11 ранг

12ранг

13ранг

14ранг

15ранг

16ранг

0 14

13 15 11

12 16

ПОНЯТИЯ

Рис. 1. Иерархия социальных ценностей студентов РГПУ им. А.И. Герцена,

обучавшихся на военной кафедре

Были проанализированы внутренние особенности связок-лидеров, обеспечивающие их приоритетность, а также выявлена функция корневого понятия.

Исследование для каждой группы респондентов строилось по следующему плану.

1. Стандартизовали значения матрицы сходства преобразованием

ё - т

X =

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. По правилу «сигмы» классифицировали семантические связи понятий.

3. Выявили структурное преимущество связок - лидеров.

4. Провели кластерный анализ методом усредненного связывания.

5. Построили дендрограмму социальных установок.

6. Выделили и осмыслили социальные установки (аттитюды).

7. Выявили место и роль понятий «Военная служба», «Вооруженные Силы» и «Моя учеба на военной кафедре» в иерархии социальных ценностей.

Стандартизация по формуле х =преобразует матрицу

о

сходства к выборке Ъ - значений со стандартным отклонением равным 1 (единице). Ъ - выборка сохраняет основные свойства исходной матрицы и делает удобным применение правила «сигмы», которое было интерпретировано так:

- если Ъ < -1, то соответствующее семантическое расстояние между понятиями значимо меньше среднего значения т, а сами понятия наиболее близки семантической связи между собой (связь тесная).

- если -1< Ъ £+1, то соответствующее семантическое расстояние между понятиями сравнимо со средним значением т, а сами понятия сравнимы по семантической связи (связь умеренная).

- если Ъ > 1, то соответствующее семантическое расстояние между понятиями значимо больше среднего значения т, а сами понятия далеки по семантической связи между собой (связь слабая).

Таким образом, Ъ - значение служит признаком, по которому семантическую связь понятий классифицируется как тесную, умеренную или слабую, а соответствующие понятия можно отнести к одному из трех видов:

- к наиболее близким по семантической связи;

- к сравнимым по семантической связи;

- к отдаленным по семантической связи.

В исследовании принято, что понятия, связанные тесно или умеренно, составляют группу значимо связанных понятий. Исследование показало, что категория значимых связей влияет на приоритетность связок семантического пространства и на функцию корневого (центрального) понятия связки.

Все 16 связок семантического пространства сплетены в сложную конструкцию из 120 элементов. Проблема осмысления значимости элементов конструкции по сходству и по приоритетности была решена через упорядочение понятий с помощью их кластеризации.

Анализ связок - лидеров по Ъ - признакам показал следующее. 1. У респондентов, обучавшихся на военной кафедре, понятие 10 - «Мое будущее» значимо связано с 15 понятиями семантического пространства (рис.2). Из них:

- с девятью понятиями семантические связи тесные - «Признание окружающих» (Ъ10_3 = -1,22), «Моя профессия» (Ъ10_7 = -2,07), «Моя учеба» (Ъ10_8 = -1,18), «Мое увлечение» (Ъ10_5 = -1,38), «РГПУ» (Ъ10_11 = -1,29), «Моя семья» (Ъ10_12 = -1,61), «Мои товарищи» (Ъ10_13 = -1,70), «Мое настоящее» (Ъ10_14 = -2,64), «Достижение успеха» (Ъю_15 = -1,75);

Понятие 10 - Мое будущее (общая)

(геометрисческая интерпретация правила "сигмы")

Рис. 2

- с шесть понятиями семантические связи умеренные - «Мое здоровье» (Ъ10_1 = 0,31), «Материальное благополучие» (Ъ10_2 = -0,30), «Военная служба» (Ъ10_4 = -0,10), «Мое Я» (Ъ10_5 = -0,36), «Из-

бегание неприятностей» ^10_6 = -0,16), «Вооруженные Силы» £10_1б = -0,87).

2. У респондентов, обучавшихся на военной кафедре, понятие 14 - «Мое настоящее» значимо связано с 15 понятиями семантического пространства (рис. 3). Из них:

- с восемью понятиями семантические связи тесные - «Признание окружающих» ^14_3 = -1,08), «Мое Я» ^14_5 = -1,34), «Моя профессия» ^14_7 = -1,01), «Моя учеба» ^14_8 = -1,16), «Мое будущее» ^14_10 = -2,64), «Моя семья» ^14_12 = -1,06), «Мои товарищи» ^14_13 = -1,74), «Достижение успеха» ^14_15 = -1,66);

- с семью понятиями семантические связи умеренные - «Мое здоровье» ^14_-| = 0,93), «Материальное благополучие» ^14_2 = -0,20), «Военная служба» ^14_4 = -0,14), «Избегание неприятностей» ^14_6 = -0,16), «Мое увлечение» ^14_9 = -0,42), «РГПУ им. А.И. Герцена» (714_11 = -0,21), «Вооруженные Силы» ^14_16 = -0,10).

Рис. 3. 114

3. У респондентов, обучавшихся на военной кафедре, понятие 7 - «Моя профессия» значимо связано с 13 понятиями семантического пространства (рис. 4). Из них:

- с семью понятиями семантические связи тесные - «Моя учеба» (77_8 = -1,20), «Мое увлечение» (77_9 = -1,05), «Мое будущее» (77_10 = -2,07), «РГПУ» (77_11 = -1,13), «Моя семья» (77_12 = -1,32), «Мое настоящее» ^7_14 = -1,01), «Достижение успеха» (77_15 = -1,02);

- с шестью понятиями семантические связи умеренные - «Материальное благополучие» (77_2 = 0,12), «Признание окружающих» (77_3 = 0,21), «Мое Я» (77_5 = -0,58), «Избегание неприятностей» (77_6 = 0,07), «Мои товарищи» ^7_13 = -0,65), «Вооруженные Силы» ^7_1б = 0,31)

Незначимые (слабые) семантические связи понятия «Моя профессия» выявлены с двумя понятиями общегруппового семантиче -ского пространства - «Мое здоровье» (77_1 = 1,38), «Военная служба» (77_4 = 1,03).

Понятие 7 - Моя профессия (общая)

(геометрисческая интерпретация правила "сигмы")

717 1

Рис. 4.

Структура приоритетных связок семантического пространства респондентов, обучавшихся на военной кафедре показательна по классификации понятий (табл.3).

Таблица 3

Структура лидирующих связок общегруппового семантического пространства

№ Корневое понятие Связи

п/п тесные умеренные Слабые

1 «Мое будущее» (10) 3, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15 1, 2, 4, 5, 6, 16 -

2 «Мое настоящее» (14) 3, 5, 7, 8, 10, 12, 13, 15 1, 2, 4, 6, 9, 11, 16 -

3 «Моя профессия» (7) 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15 2, 3, 5, 6, 13, 16 1, 4

Исследования высветили особенности приоритетных связок семантического пространства:

- корневые понятия приоритетных связок классифицируются как наиболее тесно связанные между собой;

- в структуре содержится минимум или совсем отсутствуют слабые семантические связи;

В результате кластеризации выявлена иерархическая структура, которая допускает наличие вложенных кластеров (рис. 5).

+1

Правило «сигмы»

10 14 13 15 7 12

5

9 3 6 2

1 4

16

1 - «Мое здоровье»;

2 - «Материальное благополучие»;

3 - «Признание окружающих»;

4 - «Военная служба»;

5 - «Мое «Я»«;

6 - «Избегание неприятностей»;

7 - «Моя профессия»;

8 - «Моя учеба на военной кафедре»;

9 - «Мое увлечение»;

10 - «Мое будущее»;

11 - «РГПУ им. А. И. Герцена»;

12 - «Моя семья»;

13 - «Мои товарищи»;

14 - «Мое настоящее»;

15 - «Достижение успеха»;

16 - «Вооруженные Силы».

8 11

Рис. 5. Дендрограмма социальных установок респондентов, обучавшихся на военной кафедре РГПУ им. А.И. Герцена

Известно, что маленькие кластеры хорошо соответствуют данным, основываясь на маленьких различиях, и часто являются осмысленными группами, а большие кластеры основываются на больших различиях и не выглядят осмысленными. Эта характерная особенность учтена при интерпретации.

В группе респондентов, обучавшихся на военной кафедре, выявлено три относительно автономных осмысленных кластера (атти-тюда):

1) {10; 14; 13; 15; 7; 12; 5; 9};

1) {3; 6; 2; 1};

2) {4; 16; 8; 11}.

Интерпретация кластера №1. Понятия - лидеры («Мое настоящее», «Мои товарищи», «Мое будущее») вместе с понятием «Достижение успеха» составили первый маленький кластер, в который органично вписались понятия «Моя профессия», «Моя семья». Через этот союз происходит реализация творческого начала личности («Моя Я» + «Мое увлечение»). Этот кластер ориентирован на построение задела для будущего жизненного статуса.

Интерпретация кластера №2. Совокупность понятий «Признание окружающих», Избегание неприятностей», «Материальное благополучие» и «Мое здоровье» олицетворяет образ жизненного комфорта в представлении субъекта (...Я востребован, не обременен неприятностями, обеспечен и здоров. Можно ли желать лучшего?..). Этот кластер ориентирован на жизненный комфорт.

Интерпретация кластера №3. Понятия «Военная служба», «Вооруженные Силы», «Моя учеба на военной кафедре» и «РГПУ им. А.И. Герцена» самым естественным образом составили группу понятий, ориентированную на вторую специальность + статус офицера в условиях военной службы. Тот факт, что «военно-профессиональное обучение в стенах университета» и «жизненный комфорт» в собственном опыте респондентов связаны на уровне значимости ^<1, рис. 18) свидетельствует об осознанной необходимости обучения на военной кафедре. В философской трактовке осознанная необходимость есть ни что иное, как свобода: человек сам выбирает - человек сам отвечает за свой выбор.

Таким образом, исследования показали, что социальные ценности обследованного контингента в пределах принятого паспорта семантического пространства держатся на трех основах:

- жизненный статус;

- жизненный комфорт;

- военно-профессиональное обучение в стенах университета.

Понятия, несущие смысловую нагрузку военно-

профессиональной направленности слиты в одном осмысленном кластере (№3), который значимо связан в первую очередь с кластером «№1 - жизненный комфорт» и опосредованно, но уже незначимо, - с кластером «№2 - жизненный статус». Эта незначимость представляет собой «зашумление» психологической готовности (предрасположенности) к военно-профессиональному обучению студентов педагогического вуза, созданное принципом «решающего большинства» при осреднении субъективных семантических расстояний до уровня групповой матрицы сходства.

Были исследованы социальные установки «успешных» и «неуспешных» респондентов (рис.6).

Иерархия социальных ценностей «успешных» и «неуспешных» студентов имеет существенные различия, в частности, связанные со статусом понятий «Военная служба» и «Вооруженные Силы» (рис. 6).

14 10 3 13 11 7 15 8 6 5 9 16 4 12 1 2

Рис. 6. Иерархия социальных ценностей «успешных» и «неуспешных» студентов

Исследование показало, что у студентов, успешно обучавшихся на военной кафедре, понятия «Военная служба», «Вооруженные Силы», «Моя учеба на военной кафедре» вошли в один осмыслен -ный кластер с понятиями «Признание окружающих», «Избегание неприятностей», «РГПУ им. А.И. Герцена». В этом кластере базо-

вым понятием является понятие «Признание окружающих». Понятия «Военная служба» и «Вооруженные Силы» функционируют в этом кластере как одно целое. Этот кластер на уровне значимых связей объединен и с «настоящим», и с «будущим» (рис. 7).

+1

Правило «сигмы»

14 13 10 15 5 12 7

1 - Мое здоровье;

2 - Материальное благополучие;

3 - Признание окружающих;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 - Военная служба;

5 - Мое «Я»;

6 - Избегание неприятностей;

7 - Моя профессия;

8 - Моя учеба на военной кафедре;

9 3 6 11 8 4 16

9 - Мое увлечение;

10 - Мое будущее;

11 - РГПУ им. А.И. Герцена;

12 - Моя семья;

13 - Мои товарищи;

14 - Мое настоящее;

15 - Достижение успеха;

16 - Вооруженные Силы.

Рис. 7. Дендрограмма социальных установок студентов, успешно обучавшихся на военной кафедре РГПУ им. А.И. Герцена

1

2

Совсем иная картина выявлена в группе студентов, неуспешно обучающихся на военной кафедре (рис. 8). Здесь обращает на себя внимание тот факт, что понятия «Военная служба», «Вооруженные Силы», «Моя учеба на военной кафедре» не объединены в каком-либо одном осмысленном кластере,

В результате проявилась характерная отличительная особенность, связанная со статусом понятий военно-профессиональной направленности у студентов успешно и неуспешно обучавшихся на военной кафедре:

- 1

7 13 12 8 14 15 5

1 - Мое здоровье;

2 - Материальное благополучие;

3 - Признание окружающих;

4 - Военная служба;

5 - Мое «Я»;

6 - Избегание неприятностей;

7 - Моя профессия;

8 - Моя учеба на военной кафедре;

10 3

2 6 14

11 16

9 - Мое увлечение;

10 - Мое будущее;

11 - РГПУ им. А.И. Герцена;

12 - Моя семья;

13 - Мои товарищи;

14 - Мое настоящее;

15 - Достижение успеха;

16 - Вооруженные Силы.

9

Рис. 8. Дендрограмма социальных установок студентов, неуспешно обучавшихся на военной кафедре РГПУ им. А.И. Герцена

- у «успешных» студентов семантические связи всех трех понятий «Военная служба», «Вооруженные Силы», «Моя учеба на военной кафедре» с остальными понятиями находились в пределах значимости ^<1); при этом только у «успешных» все три понятия «Военная служба», «Вооруженные Силы», «Моя учеба на военной кафедре» могли входить в один осмысленный кластер.

Таким образом, можно констатировать, что студенты, обучающиеся на военной кафедре или создаваемых учебных военных центрах (УВЦ) гражданского вуза, обладают рядом особенностей в оценке возможности их обучения на военной кафедре. Как показало исследование, основными психологическими свойствами пригодности студентов к обучению на военной кафедре являются: их военно-профессиональная ориентация и осознание важности и преимущества приобретения военной профессии как дополнительного образования. Одним из важнейших факторов, которое должно оцениваться в процессе обучения - желание студента обучаться военной профессии; направленность личности студента в сложив-

шихся социальных условиях; истинное отношение студента к обучению на военной кафедре, т. е. предрасположенность к военно-профессиональному обучению. При оценке успешности профессионального обучения первостепенное значение имеет направленность личности как сложное ее свойство, включающее установки, тенденции, потребности и интересы. Установка как составляющая направленности может носить осознанный (психологическая готовность) и неосознанный (предрасположенность) характер.

Результаты проведенного исследования имеют практическое значение для организации и проведения не только профессиональ -ного психологического отбора студентов для военно-профессионального обучения на военной кафедре педагогического вуза, но и их психологического сопровождения в процессе обучения. Прогнозирование успешности обучения студентов на военной кафедре по оценке их психологической готовности (предрасположенности) к военно-профессиональному обучению рекомендуется проводить с использованием метода «Семантический дифференциал» по специально разработанному для этого опроснику с последующим анализом модели семантического пространства. Для идентификации степени готовности (предрасположенности) необходимо оценить для каждого студента статус понятий военно-профессиональной направленности по предложенному в разработанной методике ^-критерию). Опросник может включать в себя различные социальные ценности (понятия), в зависимости от решаемых практических задач. Данный алгоритм, при условии допущений и ограничений для определенного обследуемого контингента, может быть использован для оценки субъективного семантического пространства респондентов на предмет их отношения к профессиональному обучению по базовым дисциплинам на факультетах вуза и, соответственно, степень его актуализации в их сознании на различных этапах профессионального обучения.

Список литературы

1. Алешина, И. Н. Психологические особенности влияния социальных ожиданий на формирование профессиональной направленности студента педагогического института [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1990. - 16 с.

2. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Наука, 1979. - 230 с.

3. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б. Г. Ананьев // Современные психофизиологические проблемы высшей школы. - Л., 1979.

4. Андреева, Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе [Текст] / Д.А. Андреева // Человек и общество: учен. записки XIII. - Л.: ЛГУ, 1973.

5. Ильин, Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения [Текст] / Н. Ф. Ильин. - Киев: Вища школа, 1998. - 291 с. - ISBN 5-11-001497-6

6. Maslow, A.H. Toward a psychology of being. - 2nd ed. - N. Y. etc.: Vorn Norstrand, 1968. - 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.