Научная статья на тему 'Выявление списывания с помощью слабо различимых вопросов'

Выявление списывания с помощью слабо различимых вопросов Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
279
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗАМЕН / СПИСЫВАНИЕ / ШПАРГАЛКИ / НЕЧЕСТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Шафран Юрий Владимирович, Кузьмин Николай Михайлович

В работе рассмотрен подход к затруднению и выявлению списывания со шпаргалок путём составления слабо различимых вариантов вопросов с большим количеством деталей. Приведён пример для экзамена по программированию. Указаны достоинства и недостатки подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление списывания с помощью слабо различимых вопросов»

ВЫЯВЛЕНИЕ СПИСЫВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СЛАБО РАЗЛИЧИМЫХ ВОПРОСОВ Шафран Ю.В.1, Кузьмин Н.М.2

1Шафран Юрий Владимирович - старший преподаватель;

2Кузьмин Николай Михайлович - кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра информационных систем и компьютерного моделирования, институт математики и информационных технологий Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Аннотация: в работе рассмотрен подход к затруднению и выявлению списывания со шпаргалок путём составления слабо различимых вариантов вопросов с большим количеством деталей. Приведён пример для экзамена по программированию. Указаны достоинства и недостатки подхода.

Ключевые слова: экзамен, списывание, шпаргалки, нечестность.

Проблема списывания на экзамене

Списывание на экзаменах - то есть использование шпаргалок - имеет очень длинную историю, обширную географию и массовый характер [1, 2, 3]. Однако борьба с ним пока не имеет хорошо разработанной научной основы [3].

Одним из выходов могло бы быть разрешение использовать шпаргалки, но есть опыты, свидетельствующие, что это не улучшает даже результаты экзаменов, не говоря уже о качестве образования [4]. И хотя в опросах учащиеся иногда говорят, что написание шпаргалок способствует усвоению материала, исследования [5, 6] этого вопроса показывают разные результаты в разных условиях.

Что касается списывания в российском образовании, то исследования [1, 3] показывают высокую терпимость к обману как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Некоторые учёные [1] даже считают систему образования в некоторой степени «виновной» в развитии теневой экономики, потому что в процессе обучения люди учатся если не обходить правила самостоятельно, то, как минимум, закрывать глаза на такие действия окружающих.

Для борьбы со списыванием действенным подходом [1] представляется увеличение вероятности поимки: здесь работает формализация штрафных санкций и процедуры их применения [1, 7].

Слабо различимые вопросы

В данной работе рассмотрен способ одновременно и затруднить один из необходимых этапов списывания, и упростить выявление списывания при рассмотрении письменной работы.

В качестве примера рассмотрим процедуру экзамена по программированию. В качестве вопроса, проверяющего как теоретические, так и практические навыки студентов можно использовать задание, предполагающее анализ фрагмента кода: студенту предлагается несколько строк кода, прочитав которые он должен выполнить следующие задания:

- перечислить использованные языковые элементы (типы данных, переменные, циклы, функции и так далее) и библиотечные классы;

- составить словесный алгоритм представленного кода;

- сформулировать решаемую задачу;

- привести пример работы, указав используемые входные и получающиеся выходные данные.

Пример двух вариантов задания на анализ кода приведён на рисунках 1 и 2. Такие фрагменты кода имеют множество деталей, которые можно незначительно варьировать в разных вариантах вопроса. В приведённом примере метод getCounter

имеет разные типы возвращаемого значения, что сказывается на использовании его результата в методе main. Таким образом, при реально проведённом анализе кода перепутать приведённые варианты не представляется возможным, а описание, относящееся к другому варианту, может служить признаком недобросовестности.

String teat = печг Scanner (System, in) ,nextLine() ■ toUpperCase () ;

if (text,length О = text.codeFeintCcunt(Q, text. length ()) ) geiCoujiier () . apply (text) . fcrEach(Main: iprzni);

System.out.printIn("Supplementary characters are used.");

System.out.printf("Letter '4c1: i03d\n", letter, ccunt);

private static Functicn-iString, Map< Character, Integer» getCcunter() {

return new Functicn-iString, Kap<Character, Integer»() {

letters.merge(s,charAt(i), value 1, Integer:: sum) ;

Рис. 1. Вариант вопроса с Function

String text = ne^f Scanner (System.in) . nextLine () . tcUpperCase () ;

if (text. length() = text, codePcintCcunt (G, text, length() ) )

Sy3tem. out,. println( "Supplementary characters are used.");

System.out.printf("Letter 4c': 403d\n", letter, ccunt);

private static SupplieriMapiCharacter, Integer» getCcunter(String s) {

return new SupplieriKapiCharacter, Integer»() {

Рис. 2. Вариант вопроса с Supplier 85

Что касается затруднения самой процедуры списывания, то при достаточно большом количестве вариантов точное сопоставление фрагментов кода в вопросе и в шпаргалке требует внимательности и сосредоточенности на деталях или технических средств, доступных только при попустительстве списыванию. Ограничения подхода

Можно выделить следующие недостатки метода:

- трудоёмкость составления вариантов вопросов;

- формулирование вопросов с множеством деталей подходит не для каждой учебной дисциплины;

- при оценивании только письменного ответа подозрение в нечестности едва ли может служить поводом к обнулению результата.

Также надо заметить, что наиболее действенным способом победить списывание в частности и нечестность обучающихся вообще может [7] только их искренний интерес к изучаемому предмету, а пробуждение этого интереса - важнейшая задача преподавателя.

Список литературы

1. Латова Н.В., Латов Ю.В. Обман в учебном процессе // Общественные науки и современность, 2007. № 1. C. 31-46.

2. Горбов Л.В., Чигрин С.В. Новые приемы списывания при компьютерном тестировании и способы борьбы с ними // Академия естествознания, 2013. № 4. С. 93-96.

3. Иголкина Н.И. Списывание в учебном процессе: причина или следствие педагогического конфликта // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: международная научная конференция (Саратов, 8 апреля 2016 года). Москва: Издательство «Перо», 2016. С.891-895.

4. Dickson K.L., Miller M. D. Authorized Crib Cards Do Not Improve Exam Performance // Teaching of Psychology. 2005. Volume 32. Issue 4. Pp. 230-233.

5. Wachsman Y. Should Cheat Sheets be Used as Study Aids in Economics Tests? // Economics Bulletin, 2002. Vol. 1 (1). Pp. 1-11.

6. Erbe B. Reducing Test Anxiety While Increasing Learning: The Cheat Sheet // College Teaching, 2007. Volume 55. Issue 3. Pp. 96-98.

7. Шмелева Е.Д. Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента // Вопросы образования, 2016. № 1. С. 84-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.