ВЫЯВЛЕНИЕ СПИСЫВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СЛАБО РАЗЛИЧИМЫХ ВОПРОСОВ Шафран Ю.В.1, Кузьмин Н.М.2
1Шафран Юрий Владимирович - старший преподаватель;
2Кузьмин Николай Михайлович - кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра информационных систем и компьютерного моделирования, институт математики и информационных технологий Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: в работе рассмотрен подход к затруднению и выявлению списывания со шпаргалок путём составления слабо различимых вариантов вопросов с большим количеством деталей. Приведён пример для экзамена по программированию. Указаны достоинства и недостатки подхода.
Ключевые слова: экзамен, списывание, шпаргалки, нечестность.
Проблема списывания на экзамене
Списывание на экзаменах - то есть использование шпаргалок - имеет очень длинную историю, обширную географию и массовый характер [1, 2, 3]. Однако борьба с ним пока не имеет хорошо разработанной научной основы [3].
Одним из выходов могло бы быть разрешение использовать шпаргалки, но есть опыты, свидетельствующие, что это не улучшает даже результаты экзаменов, не говоря уже о качестве образования [4]. И хотя в опросах учащиеся иногда говорят, что написание шпаргалок способствует усвоению материала, исследования [5, 6] этого вопроса показывают разные результаты в разных условиях.
Что касается списывания в российском образовании, то исследования [1, 3] показывают высокую терпимость к обману как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Некоторые учёные [1] даже считают систему образования в некоторой степени «виновной» в развитии теневой экономики, потому что в процессе обучения люди учатся если не обходить правила самостоятельно, то, как минимум, закрывать глаза на такие действия окружающих.
Для борьбы со списыванием действенным подходом [1] представляется увеличение вероятности поимки: здесь работает формализация штрафных санкций и процедуры их применения [1, 7].
Слабо различимые вопросы
В данной работе рассмотрен способ одновременно и затруднить один из необходимых этапов списывания, и упростить выявление списывания при рассмотрении письменной работы.
В качестве примера рассмотрим процедуру экзамена по программированию. В качестве вопроса, проверяющего как теоретические, так и практические навыки студентов можно использовать задание, предполагающее анализ фрагмента кода: студенту предлагается несколько строк кода, прочитав которые он должен выполнить следующие задания:
- перечислить использованные языковые элементы (типы данных, переменные, циклы, функции и так далее) и библиотечные классы;
- составить словесный алгоритм представленного кода;
- сформулировать решаемую задачу;
- привести пример работы, указав используемые входные и получающиеся выходные данные.
Пример двух вариантов задания на анализ кода приведён на рисунках 1 и 2. Такие фрагменты кода имеют множество деталей, которые можно незначительно варьировать в разных вариантах вопроса. В приведённом примере метод getCounter
имеет разные типы возвращаемого значения, что сказывается на использовании его результата в методе main. Таким образом, при реально проведённом анализе кода перепутать приведённые варианты не представляется возможным, а описание, относящееся к другому варианту, может служить признаком недобросовестности.
String teat = печг Scanner (System, in) ,nextLine() ■ toUpperCase () ;
if (text,length О = text.codeFeintCcunt(Q, text. length ()) ) geiCoujiier () . apply (text) . fcrEach(Main: iprzni);
System.out.printIn("Supplementary characters are used.");
System.out.printf("Letter '4c1: i03d\n", letter, ccunt);
private static Functicn-iString, Map< Character, Integer» getCcunter() {
return new Functicn-iString, Kap<Character, Integer»() {
letters.merge(s,charAt(i), value 1, Integer:: sum) ;
Рис. 1. Вариант вопроса с Function
String text = ne^f Scanner (System.in) . nextLine () . tcUpperCase () ;
if (text. length() = text, codePcintCcunt (G, text, length() ) )
Sy3tem. out,. println( "Supplementary characters are used.");
System.out.printf("Letter 4c': 403d\n", letter, ccunt);
private static SupplieriMapiCharacter, Integer» getCcunter(String s) {
return new SupplieriKapiCharacter, Integer»() {
Рис. 2. Вариант вопроса с Supplier 85
Что касается затруднения самой процедуры списывания, то при достаточно большом количестве вариантов точное сопоставление фрагментов кода в вопросе и в шпаргалке требует внимательности и сосредоточенности на деталях или технических средств, доступных только при попустительстве списыванию. Ограничения подхода
Можно выделить следующие недостатки метода:
- трудоёмкость составления вариантов вопросов;
- формулирование вопросов с множеством деталей подходит не для каждой учебной дисциплины;
- при оценивании только письменного ответа подозрение в нечестности едва ли может служить поводом к обнулению результата.
Также надо заметить, что наиболее действенным способом победить списывание в частности и нечестность обучающихся вообще может [7] только их искренний интерес к изучаемому предмету, а пробуждение этого интереса - важнейшая задача преподавателя.
Список литературы
1. Латова Н.В., Латов Ю.В. Обман в учебном процессе // Общественные науки и современность, 2007. № 1. C. 31-46.
2. Горбов Л.В., Чигрин С.В. Новые приемы списывания при компьютерном тестировании и способы борьбы с ними // Академия естествознания, 2013. № 4. С. 93-96.
3. Иголкина Н.И. Списывание в учебном процессе: причина или следствие педагогического конфликта // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: международная научная конференция (Саратов, 8 апреля 2016 года). Москва: Издательство «Перо», 2016. С.891-895.
4. Dickson K.L., Miller M. D. Authorized Crib Cards Do Not Improve Exam Performance // Teaching of Psychology. 2005. Volume 32. Issue 4. Pp. 230-233.
5. Wachsman Y. Should Cheat Sheets be Used as Study Aids in Economics Tests? // Economics Bulletin, 2002. Vol. 1 (1). Pp. 1-11.
6. Erbe B. Reducing Test Anxiety While Increasing Learning: The Cheat Sheet // College Teaching, 2007. Volume 55. Issue 3. Pp. 96-98.
7. Шмелева Е.Д. Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента // Вопросы образования, 2016. № 1. С. 84-109.