Научная статья на тему 'Выявление резервов повышения конкурентоспособности мясоперерабатывающих предприятий Кировской области на основе маркетинговых исследований'

Выявление резервов повышения конкурентоспособности мясоперерабатывающих предприятий Кировской области на основе маркетинговых исследований Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление резервов повышения конкурентоспособности мясоперерабатывающих предприятий Кировской области на основе маркетинговых исследований»

развитие мясного и молочного скотоводства; расширение инвестиционных возможностей в агропромышленном комплексе; восстановление платежеспособности сельскохозяйственных

предприятий. Решение этих проблем позитивно скажется на развитии агропродовольственного рынка СФО.

ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Соболева О.А., к.б.н., доц., Маракулина И.В., к.э.н., доц., ФГБОУ ВО Вятская государственная

сельскохозяйственная академия

Рынок мясной продукции занимает особое положение в экономике региона, поскольку представляет экономические интересы не только производителей, но и потребителей мяса и мясопродуктов, также одновременно является одним из основополагающих для обеспечения продовольственной безопасности региона, что особенно актуально в рамках импортозамеще-ния. Исследование рыночной конъюнктуры и предпочтений покупателей является важным фактором успешного формирования конкурентных преимуществ перерабатывающего предприятия.

Целью данной работы является выявление резервов повышения конкурентоспособности перерабатывающих предприятий на основе исследования конъюнктуры рынка и предпочтений покупателей продукции мясопереработки

Кировской области. В работе использованы такие методы проведения научного исследования как сравнительный анализ, монографический метод, а также анализ рядов динамики и методы маркетингового исследования.

По данным статистики [1] объемы импорта мяса и мясопродуктов в Российской Федерации в динамике за 2012-2016 гг. существенно сократились (на 60%) при сохранении личного потребления на стабильном уровне за счет роста показателей производства (на 23%).

В Кировской области в динамике можно отметить стабильный рост объемов производства мяса (+ 36,5% в 2016г. по отношению к 2012 г.) и снижение объемов выпуска колбасных изделий (- 14,6%), что согласуется с данными по потреблению (рис. 1).

1 Мясные полуфабрикаты, 1 ыс 1

Рисунок 1 - Производство продукции мясоперерабатывающих предприятий Кировской области

При этом потребительские цены на говядину увеличились на 25,8%, свинину - на 15,5%, колбасные изделия - на 30%.

Индекс рыночной концентрации Гер-финдаля-Гиршмана для Кировской области в 2014 г. был равен 2242,14, а в 2015 г. - 2210,31, что в соответствии с методикой Федеральной антимонопольной службы [2] свидетельствует о высоком уровне концентрации исследуемого товарного рынка.

Проанализировав показатели конъюнктуры рынка продукции мясопереработки Кировской области, установлено, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение

темпов производства мясных продуктов, по сравнению с производством мяса в сфере животноводства. В целом на мясоперерабатывающих предприятиях Кировской области наблюдается недостаток мясного сырья, который может быть восполнен за счет поставок сырья из других регионов, что частично ставит производство в зависимость от поставщиков.

Маркетинговые исследования спроса на рынке продукции мясопереработки позволили выявить факторы, на него влияющие. Исследование проведено методом анкетирования. Исходная база сформирована по 23 переменным и 68 объектам анализа. Процедура обработки

данных осуществлена с помощью редактора данных SPSS Statistics. Установлено, что лидирующий канал по продаже продукции мясопе-реработки - фирменные ларьки и магазины -47,1% участников опроса покупают данную продукцию именно там. За одно посещение в основном приобретается от 0,5 до 1 кг продукции. В результате эмпирических исследований выявлена статистически значимая связь между уровнем дохода респондентов и суммой покупки продукции мясопереработки. При числе степеней свободы 8 и вероятности ошибки 5% расчетное значение Хи-квадрат (7,451) превышает табличное, что свидетельствует о наличии связи между переменными Исходя из того, что для Кировской области сегмент с доходом - 1020 тыс. руб. в месяц - основной, результат исследования о приверженности к сумме покупки продукции мясопереработки менее 2000 руб. может быть интерпретирован в рекомендацию проработать ценовую и ассортиментную политику предприятий мясопереработки для форми-

По данным однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) выявлены различия в оценке важности ассортимента мясопродукции в зависимости от возраста респондентов и различия в оценке важности бренда в зависимости от уровня дохода.

Таким образом, основные направления развития рынка продукции мясопереработки Кировской области связаны с созданием их товарных ресурсов, соответствующих спросу по объе-

рования устойчивого спроса на исследуемом рынке.

В основном потребители интересуются местом производства продукции. Для 94,3% опрошенных при покупке большое значение имеет, где произведена мясная продукция. Мы выяснили, что 77,1% респондентов предпочитают продукцию местного производителя. Это можно объяснить доверием потребителей к качеству продукции Кировских месопре-рабатывающих предприятий. Лидером по предпочтениям продукции мясопереработки является ОАО «Кировский мясокомбинат», на втором месте - ЗАО МК «Дороничи», на третьем месте - ЗАО «варечье» и ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат». Доминирующая часть респондентов при отсутствии продукции интересующего производителя в торговой точке приобретает аналогичную продукцию, если цена и качество такое же.

При выборе мясных продуктов покупатели в первую очередь обращают внимание на срок годности и вкусовые свойства (табл. 1).

му, ассортименту и качеству, пре-имущественно за счет собственного производства.

Источники

1. Сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://gks.ru/ (дата обращения 18.05.2017)

2. Приказ ФАС РФ от 25.04.2006 N 108 (ред. от 28.04.2010) «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» - Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс»

Таблица 1 - Оценка важности характеристик мясной продукции при покупке

Характеристики Среднее значение Дисперсия

Вкусовые качества 4,86 0,21

Срок годности 4,70 0,62

Стабильность качества 4,69 0,45

Соотношение цены и качества 4,50 0,40

Доверие к производителю 4,39 0,91

Доверие к упаковке, внешний вид упаковки 3,83 1,22

Ассортимент 3,77 0,90

Представленность в розничных точках 3,54 1,59

Узнаваемость бренда продукции 3,10 1,25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.