МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
В качестве необходимых предпосылок овладения грамотой старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи выступают сформированность и развитие таких компонентов как: координация движений, пространственно-временные представления, зрительно-пространственные представления, чувство ритма, фонематическая система, общая и мелкая моторика.
Перспективами дальнейшего исследования является разработка комплекса мероприятий, направленных на коррекцию выше перечисленных компонентов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Список использованной литературы:
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович. - СПб: Детство-Пресс, 2014.-147а
2. Алексеева А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью http://www.dissercat.com/content/podgotovka-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshcЫm-nedorazvitiem-recЫ-onr-k-ovladen
3. Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Школьный логопед. 2006. № 6 (15). С.20-26.
4. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма / Е. В. Гурьянов. — М.: Дрофа. 2011. 112 с.
5. Докшина А. А., Мехрякова Т. И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 99-101.
6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб: ИД МиМ, 2014. - 286 с.
7. Предпосылка [Электронный ресурс]: Толковый словарь русского языка. - Режим доступа: http://www.vedu.ru/expdic/25886/
8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 2012. - 200с.
9. Сухонина Н.И. Портфолио дошкольника. Я учусь правильно говорить.- М.:Учитель, 2013.- 43с.
10. Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2012.-200 с.
11. Ушинский К. Д. Пед соч.: в 6-ти т.- М.: Педагогика, 2010. - Т. 1.- 630 с.
© Лапутина Н.А.,2016
УДК 37
Левшина Светлана Владиславовна аспирант РГПУ им. А. И. Герцена, учитель ГБОУ лицея № 393,
г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: [email protected]
ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО СТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ НАУЧНОЙ ЗАДАЧИ
Аннотация
Обновление естественнонаучного образования, обусловленное необходимостью его корреляции с
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
современным уровнем развития естественных наук, требованиями к современному человеку, реалиями современного мира и культуры, есть объективное требование времени. Возникает необходимость обращения к концепции школьного естественнонаучного образования, которая, сложившись достаточно давно, в современных условиях стала неудовлетворительной. Выявление путей обновления содержания школьного естественнонаучного образования является актуальной задачей научных исследований в педагогике.
Ключевые слова
Содержание естественнонаучного образования, естественные науки, концепция школьного естественнонаучного образования, пути обновления содержания образования.
Содержание образования формируется и обеспечивается культурой и наукой, жизнью и практикой человека. Б.С. Гершунский так определяет соотношение культуры и образования: «Культура - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности». [2, с. 65]
Культура, определяющая внутренний мир человека, не может быть сформирована без представлений о природе, образующих сферу естествознания. Вопросы об определении роли и места естествознания в системе образования, в том числе общего, обсуждаются давно и активно. По мнению исследователей, естественнонаучное образование является личностно и социально значимым, благодаря его мировоззренческому, методологическому, содержательному и познавательному потенциалу. Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим, математическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе. Естественнонаучное мышление и мировоззрение как элементы гармоничной личности формируются опосредованно в процессе естественнонаучного образования.
В концепции содержания общего среднего образования 1991 г. естественные науки обозначены как основополагающие дисциплины общего образования. Предметы естественнонаучного цикла, обеспечивающие усвоение основ о явлениях природы, составляют неотъемлемую часть общекультурного развития личности, формирование ценностных социально значимых ориентаций, привитие гуманных взглядов на окружающую действительность. [3]
Современные тенденции общественного и экономического развития в стране и мире ведут к возрастающей потребности эффективного роста производства и развития сопутствующих научных направлений, где нужны профессионалы, обладающие естественнонаучными знаниями. Интенсивность развития техники и промышленности такова, что естественнонаучное образование приобретает высокую значимость.
Со времен существования систематического образования актуальными являются вопросы формирования и развития содержания образования, которое определяется уровнем развития научного знания и национальными социально-экономическими факторами на конкретном этапе истории общественного бытия. По мнению О. Н. Крыловой: «Изменение содержания образования должно опираться как на традиции отечественного образования с целью сохранения преемственности культурных образцов, норм и ценностей в российском обществе, так и на инновации». [4, с. 5] Изменения в системе российского общего образования, обусловленные социокультурными и социально-экономическими факторами, затрагивают естественнонаучное образование. В связи с этим существуют полярные мнения о путях развития школьного естественнонаучного образования: сторонники традиционного образования считают необходимым сохранение фундаментальных дифференцированных дисциплин, а их оппозиционеры полагают, что в современном образовании наступает время интегрированного естественнонаучного знания, время создания концепции естественнонаучного образования вслед за уже реализующимися концепциями исторического и математического образования.
Для определения тенденций и направлений развития школьного естественнонаучного образования, выбора оптимального способа его модернизации необходимо проследить исторический путь его
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
формирования. Важным является сопоставление процесса развития общего и естественнонаучного образования в историческом контексте развития науки и общества, что способствует выявлению взаимосвязи между ними. Этот подход формирует представления о рассматриваемом явлении, т.е. «понимание, знание, основанное на опыте» [5]. Научные представления о развитии содержания естественнонаучного образования необходимы для выявления путей обновления современного школьного естественнонаучного образования, истоки которого берут своё начало со времен советской школы начала 20 века. Решение научной задачи, связанной с выявлением путей обновления содержания школьного естественнонаучного образования, включает определение влияющих факторов. Одним из факторов изменения содержания естественнонаучного образования следует рассматривать развитие науки
Содержание естественнонаучного образования зависит от состояния науки в конкретный исторический период. В построении содержания общего естественнонаучного образования одним из ведущих факторов является окружающая действительность. Структура окружающего материального мира отражена в научных знаниях, которые так же, как и соотношение предметных областей отдельных наук, влияют на содержание общего естественнонаучного образования. Наука, являясь базисом образования, своим развитием обусловливает и обеспечивает развитие образования. «Современные научно -мировоззренческие основы, формируемые наукой, должны определять современное образование, что свидетельствует о необходимости взаимодействия науки и образования. В большей мере образование должно отталкиваться от образа мира, который сконструирован современным постнеклассическим этапом развития науки.» [1]
В н. 21 в. происходит становление нового социокультурного типа образования -постнеклассического. Оно характеризуется ситуацией, в которой обозначилось противоречие между потребностью практики в моделях образовательной деятельности, соответствующих новой реальности, и неготовностью современного знания к их системной теоретической разработке. Актуализируются идеи, ориентированные на становление целостного нелинейного мировоззрения и трансляции его посредством механизмов культуры и образования. Раздробленность и передел знания в последние десятилетия привели к разрозненности научного знания, которое несет предел созданию целостного мировоззрения с современной обобщенной картиной мира.
Назрела необходимость обращения к концепции школьного естественнонаучного образования, которая, сложившись достаточно давно, в современных условиях стала неудовлетворительной.
Изучение опыта разработки концепции естественнонаучного образования показывает две основных тенденции в современных исследованиях и педагогической практике. Одна из тенденций связана с совершенствованием содержания отдельно каждой учебной дисциплины естественнонаучного цикла и ее методического обеспечения. При этом рассматривается путь преемственного и систематического изучения естественнонаучных дисциплин в течение всего периода обучения в школе: интегрированный курс в начальной школе (Окружающий мир) и 5-6 классах основной школы (Естествознание), в основной школе -дифференцированные учебные дисциплины - физика, химия, биология, география и т.д., а в старшей школе - профильные курсы по выбору обучающихся либо интегрированный курс естествознания. Но этот подход не даёт ощутимых положительных результатов в решении проблем современного естественнонаучного образования. Вторая тенденция связана с пересмотром структуры естественнонаучного цикла в школьном образовании, т.е. изменение последовательности и учебного времени изучения каждой дисциплины. При этом концепция основывается на идее реализации содержания естественнонаучного образования в соответствии с историческим путем развития естествознания, осуществление интеграции естественнонаучных дисциплин на основании усиления межпредметных связей при существующей в современном образовании дифференциации учебных предметов.
Список использованной литературы: 1. Алиева Н. З. Проблематика становления современного естественнонаучного образования [Текст] /
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
Синергетика и образование [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/education/problematika-stanovleniya-obrazovaniya/ (Дата обращения: 05.02.2016).
2. Гершунский Б. С. Философия образования. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. -432 с.
3. Концепция содержания общего среднего образования [Текст]: рекомендации по формированию нового содержания / В. М. Монахов и др. - М.: АПН ССР, НИИ общего среднего образования, 1991. - 58 с.
4. Крылова О. Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования [Текст] / Монография. - СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2010. - 355 с.
5. Представление / Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935-1940 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dic.academic.ru (Дата обращения: 19.03.2016).
© Левшина С.В., 2016
УДК 378.1; 371.3
Любушкина Екатерина Александровна,
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна, к. п. н., доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,г. Новокузнецк, РФ
ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ И ВЕРИФИКАЦИИ КАЧЕСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ И
САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Аннотация
В статье рассматриваются возможности уточнения категории «социализация» и «самореализация» и верификации качества организации социализации и самореализации обучающегося в модели современного образования и культуры.
Ключевые слова
Самореализация, социализация, педагогическая методология, культура самостоятельной работы,
педагогическое моделирование.
Специфика определения и решения задач уточнения и верификации качества организации социализации и самореализации личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, определяется в конструктах анкетирования и анализа продуктов деятельности и общения. В таком понимании для качественной подготовки будущего педагога по физической культуре к определению и решению задач развития обучающегося необходимо выделить продукты развития и самореализации обучающегося, моделирование которых определяется системой образования и досуговыми предпочтениями в иерархии целеполагания, мотивации и персонифицированного выбора (определение условий и возможностей конструкта «хочу-могу-надо-есть»). В такой практике уточнение понятий и решение задач продуктивной самореализации обучающегося могут быть полезны и в детерминации условий социализаций и самореализации обучающегося [1-9]. Выделим педагогические условия оптимальной детерминации и верификации качества социализации и самореализации обучающегося.
Педагогические условия оптимальной детерминации и верификации качества социализации и самореализации обучающегося на уроках физической культуры