Научная статья на тему 'Место интегрированного курса «Естествознание 5–6» Фадеева А. А.  в системе школьного естественнонаучного образования: отечественный и зарубежный опыт'

Место интегрированного курса «Естествознание 5–6» Фадеева А. А. в системе школьного естественнонаучного образования: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
888
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегрированный курс «Естествознание» / естественнонаучное образование / требования к результатам образования / естественнонаучная грамотность / российский и зарубежный опыт / the “Natural Science” integrated course / natural science education / requirements to results of education / scientific literacy / Russian and foreign experience.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пентин А. Ю., Фадеева А. А.

В статье рассматривается роль интегрированного предмета «Естествознание» для 5–6 классов в системе школьного естественнонаучного образования. Обсуждаются подходы к отбору содержания естественнонаучных курсов для 5–6 классов в ряде стран мира и требования к подготовке школьников этих классов по различным естественнонаучным дисциплинам. Обнаруживается несоответствие международных требований, включая требования сравнительного исследования TIMSS, современному содержанию предметов «Биология» и «География» в Российской Федерации, единственно представляющих естественнонаучное образование в 5–6 классах. Прослеживается история создания интегрированных естественнонаучных курсов в России и СССР, а также анализируется опыт разработки различных версий курса «Естествознание» 1980-х — 1990-х годов в Советском Союзе и Российской Федерации. Обсуждаются задачи и принципы построения современного курса «Естествознание 5–6» для российской школы и обосновывается необходимость его возвращения в список обязательных предметов. Определяются виды деятельности, которые должны формироваться при изучении естествознания, и требования к методическим средствам преподавания этого предмета. В заключение определяется роль интегрированного курса «Естествознание 5–6» в формировании естественнонаучной грамотности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пентин А. Ю., Фадеева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF THE “NATURAL SCIENCE 5–6” INTEGRATED COURSE IN THE SYSTEM OF SCHOOL NATURAL SCIENCE EDUCATION: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

The article discusses the role of the “Natural Science” integrated subject for grades 5–6 in the school system for natural science education. The approaches to the selection of the content of natural science courses of 5–6 classes in a number of countries and requirements for the performance of students of these classes in the natural science disciplines are discussed in the paper. There is a mismatch of international requirements, including the requirements of a comparative study of TIMSS, the modern content of “Biology” and “Geography” subjects in the Russian Federation, solely representing science education in grades 5–6. The article traces the history of the creation of integrated natural science courses in Russia and the USSR, as well as analyzes the development of different versions of the “Natural Science” course of the 1980s and 1990s in the Soviet Union and Russian Federation. The paper discusses the objectives and the principles of the “Natural Science 5–6” modern course for Russian schools and the necessity of its return to the list of compulsory subjects. The types of activities that must be formed in the study of natural science and demands to the methodical means of teaching the subject are defined. In the conclusion of the article the role of the “Natural Science 5–6” integrated course in the formation of scientific literacy is determined.

Текст научной работы на тему «Место интегрированного курса «Естествознание 5–6» Фадеева А. А. в системе школьного естественнонаучного образования: отечественный и зарубежный опыт»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

МЕСТО ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 5-6» В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В статье рассматривается роль интегрированного предмета «Естествознание» для 5-6 классов в системе школьного естественнонаучного образования. Обсуждаются подходы к отбору содержания естественнонаучных курсов для 5-6 классов в ряде стран мира и требования к подготовке школьников этих классов по различным естественнонаучным дисциплинам. Обнаруживается несоответствие международных требований, включая требования сравнительного исследования ТМББ, современному содержанию предметов «Биология» и «География» в Российской Федерации, единственно представляющих естественнонаучное образование в 5-6 классах. Прослеживается история создания интегрированных естественнонаучных курсов в России и СССР, а также анализируется опыт разработки различных версий курса «Естествознание» 1980-х — 1990-х годов в Советском Союзе и Российской Федерации. Обсуждаются задачи и принципы построения современного курса «Естествознание 5-6» для российской школы и обосновывается необходимость его возвращения в список обязательных предметов. Определяются виды деятельности, которые должны формироваться при изучении естествознания, и требования к методическим средствам преподавания этого предмета. В заключение определяется роль инте-

Как цитировать статью: Пентин А. Ю., Фадеева А. А. Место интегрированного курса «Естествознание 5-6 в системе школьного естественнонаучного образования: отечественный и зарубежный опыт // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 4 (41). С.69-84.

А. Ю. Пентин

Кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий центром естественнонаучного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: pentin@mail.ru Alexander Yu. Pentin PhD (Physics and Mathematics), Associate Professor, Head of the Center for Natural-Science Education, Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education"

А. А. Фадеева

Доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник центра естественнонаучного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: aafadeeva@mail.ru Alevtina A. Fadeeva Dr. Sc. (Education), Professor, Leading Researcher, Center for Science Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education

грированного курса «Естествознание 5-6» в формировании естественнонаучной грамотности учащихся.

Ключевые слова: интегрированный курс «Естествознание», естественнонаучное образование, требования к результатам образования, естественнонаучная грамотность, российский и зарубежный опыт.

Введение

Российское школьное естественнонаучное образование должно представлять собой стройную систему, в которой учитываются современные задачи образования, возрастные особенности учащихся на разных ступенях, отечественный и мировой опыт. Важнейшим требованием к этой системе является последовательный и непрерывный характер освоения естественнонаучных знаний и способов деятельности на протяжении всего периода школьного обучения, включая и дошкольный этап. В настоящее время уже выпускникам четвертых классов предъявляются весьма серьезные требования по всему набору школьных естественнонаучных дисциплин в международном исследовании TIMSS [15], а следовательно, и в большинстве стран, участвующих в этом исследовании. Интересный и пока не до конца понятый феномен состоит в том, что российские четвероклассники показывают очень высокий результат по естествознанию в этом исследовании [7], в то время как требования и соответствующие задания TIMSS выходят далеко за рамки естественнонаучного содержания примерной программы предмета «Окружающий мир» российской начальной школы [5]. По мере перехода к следующим этапам обучения требования к качеству естественнонаучного образования должны возрастать. В данной статье мы бы хотели показать, какую роль в повышении качества естественнонаучного образования может и должен играть интегрированный предмет «Естествознание» для 5-6 классов.

Содержание и ожидаемые результаты естественнонаучного образования на этапе 5-х — 6-х классов: зарубежный опыт

Во многих странах (в том числе лидирующих по результатам международных исследований PISA и TIMSS) очередным уровнем, для которого определяются ожидаемые результаты в области естествознания, оказывается окончание так называемой primary school, что чаще всего соответствует окончанию 6 класса в российской школе. Например, в программе естествознания (science) Сингапура, мирового лидера по

качеству естественнонаучного образования, согласно исследованиям PISA и TIMSS, к окончанию 6 класса планируются следующие результаты обучения по некоторым направлениям [18]:

Таблица 1

Некоторые образовательные результаты изучения естествознания в Республике Сингапур к окончанию 6 класса

Образовательные результаты

Знание, понимание и применение Умения и процедуры Этические и личностные качества

Тема: Электрические системы

• знать, что электрическая цепь, состоящая из источника энергии(батареи) и других элементов(провода, лампы, выключатель), образует электрическую систему; • понимать, что электрический ток может протекать только в замкнутой цепи; • узнавать электрические проводники и изоляторы. • собирать простые электрические цепи по схеме цепи; • исследовать влияние некоторых переменных на ток в цепи и сообщать о полученных выводах: при последовательном соединении — разного количества источников тока, — разного количества лампочек. • проявлять заботу об экономии и правильном использовании электроэнергии; • ценить индивидуальные усилия и командную работу при выполнении исследований.

Тема: Взаимодействия и силы

• определять силу как то, что толкает или тянет тело; • понимать и демонстрировать, в чем проявляется действие силы: — сила может сдвинуть покоящийся объект, — сила может ускорить движение тела, замедлить его или изменить направление движения, — сила может остановить движущийся объект, — сила может изменить форму объекта; • распознавать и приводить примеры сил различных типов: • исследовать влияние силы трения на движущиеся объекты и сообщать о полученных выводах; • исследовать действие сил на пружину и сообщать о полученных выводах. • демонстрировать объективность, подтверждая наблюдения и объяснения, относящиеся к силам, экс-перименталь-ными данными и информацией; • ценить индивидуальные усилия и ко-

— магнитная сила, мандную рабо-

— сила тяготения, ту при выполне-

— сила упругости пружины, нии исследова-

— сила трения; ний.

• понимать, что тело обладает ве-

сом благодаря тому, что на него

действует сила тяготения.

В основном мы выделили образовательные результаты, относящиеся к физике, так как именно здесь наиболее очевидны расхождения в ожидаемых результатах к окончанию 6 класса между программой Сингапура (а также Финляндии [16], Республики Кореи [17] и других стран, демонстрирующих высокие результаты в школьном естественнонаучном образовании), и Россией, где в 5-6 классах элементы физики и химии практически отсутствуют в программах предметов (биологии и географии), которые относятся в естественнонаучному блоку.

Подобным ожидаемым результатам соответствует и содержание естественнонаучных курсов. В [14] был проведен анализ стандартов естественнонаучного образования 10 стран (комментарий 1), большинство из которых к моменту проведения этого анализа (2009-2010 гг.) находились в верхней части рейтинга по результатам PISA и TIMSS (комментарий 2). Выяснилось, что в этих странах в курсе Science начальной школы (1-6 классы) большую часть составляют физические науки (физика и химия) — в среднем по этим странам чуть более 40%, далее биология — чуть менее 30%, еще меньше науки о Земле и Космосе (география и астрономия) — примерно 10%, остальное — междисциплинарное содержание. В [14] также показано, какие именно разделы из каждой дисциплины и в какой пропорции представлены в начальной (1-й — 6-й классы), основной (7-й — 9-й классы) и старшей (10-й — 12-й классы) школе. В качестве примера приведем химию (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Распределение разделов курса химии по различным ступеням общего образования (среднее по 10 странам)

Разделы курса химии Начальная школа Основная школа Старшая школа

1. Органическая химия 0% 3% 15%

2. Свойства вещества 24% 16% 13%

3. Химические реакции 10% 13% 13%

4. Химическая связь и структура молекул 1% 7% 11%

5. Стехиометрия 0% 2% 9%

6. Периодический закон 0% 6% 9%

7. Структура атома <1% 11% 6%

8. Кинетика и равновесие <1% 2% 6%

9. Энергия и физические/химические превращения 26% 18% 5%

10. Твердые тела, жидкости, газы (молекулярно-кинети-ческая теория) 19% 7% 5%

11. Растворы 7% 4% 3%

12. Классификация веществ 11% 9% 3%

13.Квантовая теория 0% 2% 1%

По этим данным можно заключить, что содержание ряда разделов, относящихся к химии (комментарий 3), изучается уже на этапе 1-6 классов, в частности вводится понятие химической реакции. Похожие выводы можно сделать и относительно физики или биологии. Так, на этом же этапе из физики затрагивается содержание, относящееся к электрическим, магнитным, волновым, оптическим явлениям, законам механического движения, различным видам энергии [14]. Наибольшее совпадение зарубежных и российских программ на этапе 1-6 наблюдается в биологии. Однако и здесь такие разделы, как «Репродукция, развитие и наследственность» и «Гомеостаз», составляющие соответственно 15% и 13% в среднем по 10 странам [14], практически отсутствуют в российских программах «Окружающего мира» (1-4 классы) и «Биологии» (5-6 классы).

Таким образом, в содержании естественнонаучного образования развитых стран мира на протяжении начальной и основной школы постоянно и сбалансированно присутствуют физико-химическая, биологическая и географо-астрономическая составляющие. В противоположность этому изучаемые в настоящее время обязательные естественнонаучные предметы в 5-х — 6-х классах российской школы (биология и география) практически полностью лишены физико-химической составляющей, а в содержании курса биологии не представлены некоторые разделы, изучаемые уже на этом этапе в зарубежной школе.

Из истории создания интегрированных естественнонаучных предметов в России и СССР

В отечественном образовании интегрированные естественнонаучные курсы имеют достаточно давнюю традицию. Впервые такой курс в школах России введен во 2-й половине XVIII в. Учебник В. Ф. Зуева «Начертание естественной истории» был издан для народных училищ Российской империи (1786 г.).

В начальной школе в XIX — начале ХХ века природоведческие знания давались главным образом путем объяснительного чтения. Учебные книги К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерева, Н. В. Тулупова и П. М. Шестакова, Д. И. Тихомирова содержали большое количество рассказов и статей о природе. Однако природоведение не выделялось в самостоятельный учебный предмет.

В начале ХХ века в начальных школах России использовались такие курсы:

• «Божий мир в беседах и картинках. Начальные уроки мироведения, составленные П. Бэром». Этот курс включал в себя разделы: Физика. Химия. Физиология животных. Физиология растений.

• «Краткий курс «Естествознание» А. Я. Герда в 3-х частях, включающий разделы: О Земле. О растениях. О животных.

• «Начальный курс природоведения» Ю. Н. Вагнера в 3-х частях. Он включал разделы: Воздух. Вода. Земля. Растения. Человек и животные.

• «Природа и ее явления» И. И. Трояновского. Этот курс включал в себя разделы: Неорганический мир. Растения. Человек и животные. Сведения из физики.

В средних учебных заведениях в начале ХХ в. природоведение в той или иной форме утвердилось практически повсеместно. В мужских классических гимназиях курс под таким названием преподавался в 1-3 классах, в реальных училищах в 1-7 классах изучался курс естествознания, в кадетских корпусах были введены начальные сведения по естественной истории, в женских гимназиях — «главнейшие понятия из естественной истории и физики с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене». Преподавание велось по учебникам «Начальный курс естествоведение» Л. С. Севрюка (1902), «О трех царства природы» И. И. Полянского (1904), «Природоведение. Краткий курс естественных наук» М. Бубликова и Н. Гольденберга

(1907), «Начальный курс естественной истории» Н. Н. Малышева (ч. 1-2, 1910-11).

В 1920 г. в школах первой ступени был введен курс «Естествознание и география». Однако вскоре, в связи с внедрением комплексных программ, он прекратил свое существование, природоведческие знания включались в комплексные темы. С 1932 г. в начальной школе изучался курс «Естествознание». На первом году обучения дети знакомились с сезонными изменениями в природе; на втором — предусматривались темы «Огород и сад (парк) осенью», «Домашние и дикие животные и птицы», «Пруд и река», «Лес весной»; на третьем — «Почва и полезные ископаемые», «Вода», «Воздух», «Электрические явления в природе», «Жизнь растений»; на четвертом - «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Строение и работа человеческого тела». Кроме того, на третьем и четвертом годах обучения вводился начальный курс географии.

В 1937 г. предмет «Естествознание» был упразднен в 1-м и 2-м классах, с 1945 г. - в 3-м классе. Как самостоятельные предметные курсы естествознание и география сохранились лишь в 4-м классе.

В 1958 г. курсы естествознания и географии для 4-го класса были объединены в единый предмет - «Природоведение». В 1966 г. «Природоведение» как самостоятельный учебный курс был введен в учебный план вторых и третьих классов начальной школы и 4-го класса средней школы. Во 2-м классе предусматривалось изучение сезонных изменений в природе; в 3-м - тем «Природа нашего края», «Наша родина на глобусе и карте», «Разнообразие природы нашей родины», «Использование и охрана природы человеком», «Организм человека и охрана здоровья»; в 4-м - тем «Земля - планета Солнечной системы», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Растения, животные и внешняя среда». При обучении в школах России использовались учебники З. А. Клепининой (1975, 2 класс), Л. Ф. Мельчакова (1980, 3 класс), М. Н. Скаткина (1986, 4 класс).

В 1987 г. приказом Министра просвещения СССР была создана рабочая комиссия по разработке концепции курса естествознания для 3-х - 7-х классов и проекта программ. Рабочей группой были подготовлены программы (комментарий 4), созданы учебно-методические комплекты для курсов «Окружающий мир» (рук. Н. Ф. Виноградова), «Естествознание 5-7» (рук. А. Г. Хрипкова), «Естествознание 5-6» (рук.

И. Т. Суравегина), которые успешно прошли экспериментальную проверку [1; 2; 8; 11; 12].

Приведем выборочные результаты усвоения знаний по курсу «Естествознание» (по результатам итоговой работы: см. Таблицу 3) [9, с. 46].

Таблица 3

Результаты анализа усвоения знаний и умений учащимися по курсу «Естествознание»

Уровень Называют, указывают и др. Примеры

I уровень(знание) Называют: - источники света; - виды механической энергии; - способы борьбы с шумом; - основные части преломляющей системы глаза; - характер изображения предмета на сетчатке глаза.

Указывают: - причину кажущихся одинаковых размеров Луны и Солнца; - на прямолинейность распространения света в однородной среде.

II уровень (понимание) Характеризуют: - роль энергии в жизни живых организмов; - меры по предупреждению близорукости у школьников.

Объясняют: - почему мы видим окружающие нас тела; - почему на Луне нельзя пользоваться барометром-анероидом; - причину близорукости и дальнозоркости.

III уровень (применение) Обосновывают: - круговорот воды; - меры по охране окружающей среды; - изменения в окружающей среде, вызванные деятельностью человека; - целостность Земли взаимодействием ее оболочек; - необходимость охраны окружающей среды; - влияние шума на живой организм.

Приводят примеры: - проявления отражения света

Одной из важных задач курса естествознания является формирование экспериментальных умений школьников. Большое число практических работ, экспериментальных заданий повлияло на результаты работ по проверке умений пользоваться измерительными приборами: измерительной линейкой, термометром, мерным стаканом, динамометром (см. Таблицу 4) [9, с. 47].

Таблица 4

Результаты проверки умений пользоваться измерительными приборами

Умения Экспериментальные классы,% Контрольные классы,%

Умение определять нижний и верхний предел измерения прибора: — термометра 90 50

- динамометра 92 70

- измерительной линейки 87 80

- мерного стакана 90 55

Умение определять цену деления прибора — термометра 90 75

- динамометра 95 85

- измерительной линейки 93 90

- мерного стакана 80 70

Умение измерять и записывать значение:

- термометры воздуха 90 48

- термометры жидкости 90 45

- силы 95 70

- длины (ширины, высоты) предмета 85 65

- объема тела 90 37

Курсы «Естествознание 5-7» под редакцией А. Г. Хрипковой [2; 11; 12] переиздавались с 1991-го по 1997 г. большими тиражами. Переработанная версия «Естествознание 5» также была издана в 2003 г. Курсы «Естествознание 5» под ред. И. Т. Суравегиной и А. А. Фадеевой издавались с 1992-го по 1999 г. [8; 1].

Ниже показана структура двух основных на то время версий курса «Естествознание» (см. Таблицу 5).

Таблица 5

Структура курсов «Естествознание»

Класс\ Естествознание 5-6 Естествознание 5-7

Разделы

5 1. Земля - планета Солнечной системы; 2. Тела и вещества; 3. Оболочки Земли; 4. Живые организмы в биосфере; 5. Человек - обитатель планеты Земля. 1. Земля - планета Солнечной системы; 2. Литосфера; 3. Гидросфера; 4. Атмосфера; 5. Биосфера.

6 1. Явления превращения веществ; 2. Механические явления; 3. Тепловые явления; 4. Электрические и магнитные явления; 5. Световые явления; 6. Звуковые явления; 7. Явления в сферах Земли; 8. Явления, связанные с живыми организмами; 9. Человек и природные явления; 10. Земля как космическое тело. 1. Тела и вещества; 2. Силы в природе; 3. Энергия в природе и технике; 4. Живые организмы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 1. Световые явления; 2. Звуковые явления; 3. Химические явления; 4. Электрические и магнитные явления; 5. Биологические явления; 6. Человек и природа.

Очевидно, что содержание этих отечественных курсов сравнительно недавнего времени в гораздо большей степени соответствует современным международным подходам, чем содержание естественнонаучных предметов, изучаемых в настоящее время в 5-х — 6-х классах российской школы.

В курсах естествознания давались первые представления о таких понятиях, как дискретное строение вещества, масса, взаимодействие, сила, энергия. Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могли служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее существования всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные, благодаря тому, что структурные частицы веществ взаимодействуют друг с дру-

гом. А поскольку эти процессы в природе находятся в равновесии, то его нарушение приводит к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.

Из всего комплекса современных методов изучения природы в курсах естествознания рассматривались некоторые из них: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование и взаимосвязи между ними. Там же давались сведения о приборах и инструментах, которые человек использует для изучения природы и в своей практической деятельности.

Следующим шагом в разработке содержания интегрированного естественнонаучного курса, изучаемого сразу после начальной школы, было создание стандарта по природоведению для 5-го класса в составе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004 года [10]. В этом стандарте акцент делался на формировании опыта практической деятельности учащихся. К видам такой деятельности относились наблюдение (например, звездного неба или явлений превращения веществ), постановка опытов (например, по изучению тепловых или световых явлений), измерение (длины, температуры, массы, времени), ориентирование на местности, конструирование (например, простейших измерительных приборов), использование доступных источников информации и справочной литературы.

В 2009 г., уже при разработке стандартов следующего поколения, ФГОС, была подготовлена, а в 2010 г. опубликована примерная программа естествознания для 5 класса [6], однако вскоре после этого история обязательного присутствия интегрированных естественнонаучных курсов в 5-х — 6-х (или только 5-х) классах отечественной школы внезапно оборвалась. В 2010 г. без какого-то ни было экспертного обсуждения и объяснения причин предмет «Естествознание» («Природоведение») был исключен из окончательной редакции Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Современные задачи курса «Естествознание 5-6»

Распространено мнение, что предмет «Естествознание» («Природоведение») в 5-х — 6-х (5-х) классах российской школы выполняет в основном пропедевтическую функцию по отношению к последующим систематическим естественнонаучным курсам основной

школы: физике, биологии, химии. Эта точка зрения исходит из явного или неявного представления, что главной целью естественнонаучного образования уже на этой ступени общего образования является само изучение этих систематических научных дисциплин. Авторы данной статьи придерживаются другой позиции. В настоящее время во многих странах мира главной целью естественнонаучного образования на этапе основной школы считается естественнонаучная грамотность [14; 4]. При этом необходимо учитывать, что понятие естественнонаучной грамотности включает в себя как компетентностную, так и цен-ностно-мотивационную составляющие. В отчете о результатах международного исследования PISA-2015 приведено следующее определение естественнонаучной грамотности, которым руководствуются не только в PISA, но и в стандартах или государственных программах естественнонаучного образования многих стран:

«Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:

- научно объяснять явления;

- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

- научно интерпретировать данные и доказательства» [3].

Именно в этом контексте следует рассматривать роль естественнонаучного предмета (предметов) в 5-х — 6-х классах. Тогда содержание и методический аппарат такого предмета должны отвечать на следующие вопросы:

1) Какие именно явления можно наблюдать, изучать и объяснять уже на этом возрастном этапе?

2) Какие исследования можно проводить и планировать?

3) С какими данными и в какой форме можно работать и какого рода рассуждения и доказательства можно выстраивать, делая выводы?

Но главный вопрос, вероятно, даже другой:

Каким должен быть этот предмет и его преподавание, чтобы удовлетворять любознательность, присущую детям этого возраста, под-

держивать и развивать их интерес к исследованию природы?

Трудно себе представить, что всем этим требованиям могут отвечать одночасовые предметы «Биология» и «География», единственные из обязательных естественнонаучных курсов, которые изучаются сегодня в 5-х — 6-х классах российской школы. Они не могут предложить достаточного широкого круга наглядных явлений, которые можно было бы наблюдать и объяснять, используя научные понятия. Они практически не дают возможности для проведения простых и коротких лабораторных исследований в стенах класса. При изучении этих предметов почти не проводятся непосредственные измерения, данные редко представляются в виде графиков или таблиц, для того чтобы затем их можно было интерпретировать и делать выводы. А если трудно реализовать все эти виды деятельности, то не может быть достигнута и главная цель — удовлетворение любознательности детей и формирование у них интереса к естественным наукам. К началу изучения физики и химии, соответственно в 7-х и 8-х классах, этот интерес уже во многом угас, а приобретенные в рамках предмета «Окружающий мир» первоначальные естественнонаучные умения позабылись.

В противоположность этому современно построенный предмет «Естествознание» может соответствовать всем названным выше требованиям. В его арсенале — весь круг явлений: физических, биологических, химических, географических. Для содержания предмета всегда есть возможность отобрать явления, которые наиболее наглядны и доступны для наблюдения, исследования и объяснения, иначе говоря, всегда можно построить изучение естествознания на активной познавательной деятельности учеников. Наконец, еще один важный аспект. К сожалению, при изучении систематических естественнонаучных предметов (физика, химия, биология) у российских школьников остается мало возможностей для знакомства с объединительными, или «сквозными», естественнонаучными идеями, которые в обязательном порядке входят в состав естественнонаучных стандартов и программ многих стран [13]. Интегрированный предмет «Естествознание» позволяет хотя бы частично ликвидировать этот пробел.

Заключение

В отчете о результатах РКА-2015 в числе рекомендаций по совершенствованию школьного естественнонаучного образования в РФ говорится, что «одной из мер, которая могла бы улучшить ситуацию, является восстановление непрерывного характера российского школьного естественнонаучного образования». И далее: «Эту задачу ... должен решать интегрированный курс «Естествознание» в 5-х — 6-х классах, предшествуя систематическим курсам физики, химии и биологии» [3].

Таким образом, у предмета «Естествознание 5-6» своя роль и свое место в системе непрерывного школьного естественнонаучного образования. Эту роль можно даже назвать ключевой и определить следующим образом:

• удовлетворение любознательности, поддержание и развитие интереса к исследованию природы;

• формирование первоначальных исследовательских умений, универсальных по отношению к различным естественнонаучным дисциплинам;

• формирование представлений об отсутствии резких границ между разными естественными науками, объединенных некоторыми общими идеями и сходными методами получения знаний.

Все эти задачи по тем или иным причинам уже поздно или гораздо труднее решать при последующем изучении естественнонаучных предметов. Здесь вряд ли можно избежать общей закономерности: если что-то упущено в определенном возрасте, то трудно или невозможно это восполнить позднее.

Статья подготовлена в рамках выполнения проекта 27.6122.2017/ БЧ «Обновление содержания и методов обучения в условиях современной информационной среды».

Комментарии

1. Канада (провинция Онтарио), Тайвань, Англия, Финляндия, Гонконг, Венгрия, Ирландия, Япония, Сингапур, Южная Корея.

1. Положение этих стран осталось примерно тем же и в последних циклах международных исследований.

2. Содержание разделов 7, 9, 10, 13 относится как к химии, так и к физике.

3. Концепция курса «Естествознание», программы для начальной и основной школы были опубликованы в предметных журналах: Физика в школе, Биология в школе, Химия в школе, География в школе, 1988, № 6.

Литература

1. Воробьев А. Н., Иванова Р. Г., Кириллова И. Г. Естествознание: учеб. для 6 кл. общеобразо-ват учреждений / под ред. И. Т. Суравегиной. М. : Просвещение, 1997. 240 с.

2. Калинова Г. С., Шкарбан Н. Б., Иванова Р. Г. Естествознание: учеб. для 5 кл. общеобразо-ват учреждений / под ред. А. Г. Хрипковой: 3-е изд. М. : Просвещение, 1997. 240 с.

3. Основные результаты международного исследования PISA-2015: краткий отчет на русском языке / Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО [официальный сайтсайт]. URL: http://centeroko.ru (дата обращения: 07.07.2017).

4. Пентин А. Ю. Некоторые направления модернизации содержания естественнонаучных предметов основной школы: формирование естественнонаучной грамотности // Опыт преподавания естествознания в России и за рубежом: сборник научных статей. М. : ИНФРА-М, 2015. 167 с.

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15): [официальный сайт Миробрнауки] URL: минобрнауки.рф/ документы/922/файл/8262/poop_noo_reestr.pdf (дата обращения: 07.07.2017).

6. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. М. : Просвещение, 2010. 79 c.

7. Результаты международного исследования TIMSS2015, 4 класс: кр. отчет на рус. яз. // Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО: [официальный сайт]. URL: http://centeroko.ru (дата обращения: 07.07.2017).

8. Суравегина И. Т., Фадеева А. А., Душенкова А. И. Естествознание: Учеб. для 5 кл. обще-образоват учреждений / под ред. И. Т. Суравегиной, А. А. Фадеевой. 3-е изд. М. : Просвещение, 1999. 270 с.

9. Фадеева А. А. Проблемы школьного курса физики (содержание, интеграция, методика преподавания). Дисс. ... докт. пед. наук. М., 2000. 70 с.

10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. М. 2004. 221 с.

11. Хрипкова А. Г., Дорохина Л. Н., Иванова Р. Г. Естествознание: учеб. для 6 кл. общеобразо-ват. учреждений / под ред. А. Г. Хрипковой. 4-е изд. М. : Просвещение, 1999. 224 с.

12. Хрипкова А. Г., Иванова Р. Г., Иванова Т. В. Естествознание: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А. Г. Хрипковой. М. : Просвещение, 1997. 224 с.

13. A Framework for K-12 Science Education: Practices, Crosscutting Concepts, and Core Ideas / Committee on Conceptual Framework for New K-12 Science Education Standards. National Research Council. Washington, DC: The National Academies Press. 2012.

14. International science benchmarking report. Taking the lead in science education: forging Next-Generation Science Standards. / Achieve. 2010.

15. Lee R. Jones, Gerald Wheeler, and Victoria A. S. Centurino. TIMSS2015 Science Framework. / Martin, M. O., Mullis, I. V. S., Foy, P., & Hooper, M. (2016). TIMSS2015 International Results in Science. Retrieved from Boston College, TIMSS & PIRLS International Study Center website: URL: http://tims-sandpirls.bc.edu/timss2015/international-results/ (дата обращения: 07.07.2017).

16. National Core Curriculum for Basic Education 2014/ Finnish National Board of Education.

17. National Curriculum of Korea. Science. 2007. URL: http://ncic.go.kr/english.kri.org.inventoryL-ist.do# (дата обращения: 07.07.2017).

18. Science syllabus. Primary. 2014. Ministry of Education, Singapore.

References

• Fadeeva A. A. Problemi shkolnogo kursa phiziki (sodergeanie, integrasia, metodika prepodavania). Dissert.d.p.n.— M.: 2000,— 70 s. [In Rus].

• Federalnii komponent gosudarstvennogo standarta obchego obrazovaniya. Chast I. Nachalnoe ob-chee obrazovaniye. Osnovnoe obchee obrazovaniye. / Ministerstvo obrazovania Rossiiskoi Federasii.— M. 2004.— 221 s. [In Rus].

• A Framework for K-12 Science Education: Practices, Crosscutting Concepts, and Core Ideas / Committee on Conceptual Framework for New K-12 Science Education Standards. National Research Council. Washington, DC: The National Academies Press. 2012.

• Hripkova A.G., Dorohina L. N., Ivanova R. G. i dr. Estestvoznanie: Uchebnik dlia 6 kl. obcheobraz. uchregedenii / Pod red. A. G. Hripkovoi.— 4 izd.— M. : Prosveshenie, 1999.— 224 s. [In Rus].

• Hripkova A.G., Ivanova R. G., Ivanova T. V. i dr. Estestvoznanie: Uchebnik dlia 7 kl. obcheobraz. uchregedenii / Pod red. A. G. Hripkovoi.— M. : Prosveshenie, 1997.— 224 s. [In Rus].

• International science benchmarking report. Taking the lead in science education: forging Next-Generation Science Standards. / Achieve. 2010.

• Kalinova G.S., Shkraban N. B., Ivanova R. G. i dr. Estestvoznanie: Uchebnik dlia 5 kl. obcheobraz. Uchregedenii / Pod red. A. G. Hripkovoi.— 3 izd.— M.: Prosveshenie, 1997.— 240 s. [In Rus].

• Lee R. Jones, Gerald Wheeler, and Victoria A. S. Centurino. TIMSS2015 Science Framework. / Martin, M. O., Mullis, I. V. S., Foy, P., & Hooper, M. (2016). TIMSS2015 International Results in Science. Retrieved from Boston College, TIMSS & PIRLS International Study Center website: Available at: http:// timssandpirls.bc.edu/timss2015/international-results/ (accessed on: 07.07.2017)

• National Core Curriculum for Basic Education 2014/ Finnish National Board of Education.

• National Curriculum of Korea. Science. 2007. Available at: http://ncic.go.kr/english.kri.org.inven-toryList.do# (accessed on: 07.07.2017)

• Osnovnii rezultati megdunarodnoguo issledovania PISA-2015 (kratkii otchet na russkom jazike). / Na saite centra ocenki kachestva obrazovania Instituta strateguii razvitia obrazovania RAO Available at: http://centeroko.ru (accessed on: 07.07.2017) [In Rus].

• Pentin A. Yu. Nekotorie napravlenia modernizacii soderguania estestvennonauchnih predmetov osnovnoi shkoli: formirovanie estestvennonauchnoi gramoynosti / Opit prepodavania estestvoznania v Rossii I za rubeguom: sbornik nauchnih statei.— M. : INFRA-M, 2015. 167 s. [In Rus].

• Primernaya osnovnaya obrazovatelnaya programma nachalnogo obchego obrazovaniya / Odobrena resheniem federalnogo uchebno-metodicheskogo ob'edineniya po obchemu obrazovaniyu (protocol ot 8 aprelia 2015 g. № 1/15) [In Rus].

• Primernii programmi osnovnogo obchego obrazovaniya. Biologuia. Estestvoznanie.— M. : Prosveshenie, 2010. 79 s. (Standarti vtorogo pokoleniya). [In Rus].

• Rezultati megdunarodnoguo issledovania TIMSS2015, 4 klass (kratkii otchet na russkom jazike). / Na saite centra ocenki kachestva obrazovania Instituta strateguii razvitia obrazovania RAO Available at: http://centeroko.ru (accessed on: 07.07.2017) [In Rus].

• Science syllabus. Primary. 2014. Ministry of Education, Singapore.

• Suraveguina I.T., Fadeeva A. A., Dushenkova A. I. i dr. Estestvoznanie: Uchebnik dlia 5 kl. obcheobraz. uchregedenii / Pod red. I. T. Suraveguinoi, A. A. Fadeevoi.— 3 izd.— M. : Prosveshenie, 1999.— 270 s. [In Rus].

• Vorobiev A.N., Ivanova R. G., Kirillova I. G. i dr. Estestvoznanie: Uchebnik dlia 6 kl. obcheobraz. uchregedenii / Pod red. I. T. Suraveguinoi.— M. : Prosveshenie, 1997.— 240 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.