Научная статья на тему 'Выявление причин перехода предприятия на использование системы кадрового аутсорсинга или аутстаффинга'

Выявление причин перехода предприятия на использование системы кадрового аутсорсинга или аутстаффинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ АУТСОРИСНГ / АУТСТАФФИНГ / АУТСОРСЕР / ПРОВАЙДЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родинова Н.П., Иванова М.М.

В статье даны определения кадрового аутсорсинга и аутстаффинга, предложен перечень причин для перехода на аутсорсинг и аутстаффинг, рассмотрены условия для перехода и способы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление причин перехода предприятия на использование системы кадрового аутсорсинга или аутстаффинга»



УДК 331.102.162

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ПЕРЕХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО АУТСОРСИНГА ИЛИ АУТСТАФФИНГА

Н. П. РОДИНОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики

и бухгалтерского учета E-mail: roszitlp-byx@yandex.ru

М. М. ИВАНОВА,

аспирант кафедры экономики и бухгалтерского учета E-mail: migal@yandex.ru Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности

В статье даны определения кадрового аутсорсинга и аутстаффинга, предложен перечень причин для перехода на аутсорсинг и аутстаффинг, рассмотрены условия для перехода и способы их реализации.

Ключевые слова: кадровый аутсорсинг, аутстаффинг, аутсорсер, провайдер, конкурентоспособность.

Одной из проблем организации совместного бизнеса становится выбор оптимальной формы партнерских отношений, которая бы позволила организациям эффективно использовать как свои ресурсы и возможности, так и ресурсы и возможности партнеров на взаимовыгодных условиях, принимая во внимание возникающие риски и угрозы. В настоящее время существует множество форм партнерства, и среди них выделяют кадровый аутсорсинг и аутстаффинг.

На этапе принятия решения о переходе на кадровый аутсорсинг или аутстаффинг предприятие-заказ-

чикдолжно понять, зачем именно ему, именно в его финансово-экономических условиях, при его месте на рынке, психологической атмосфере в коллективе и прочих особенностях что-то менять? Только ответив на этот вопрос, можно будет решать, каким именно способом этот переход следует осуществлять. Приведем наиболее часто встречающиеся причины перехода как на аутстаффинг, так и на аутсорсинг.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing (outer-source-using) — использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих эпизодический характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе

длительного контракта (не менее одного года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Аутсорсинг персонала (кадровый аутсорсинг) — это передача какой-либо функции компании внешнему провайдеру (то же, что и аутсорсер), обладающему необходимым персоналом для ее выполнения.

Рост многих компаний зависит от эффективного использования внутренних ресурсов, и самый главный из них — это кадры. Сегодня важно оценивать не только персонал, но еще и процедуры управления персоналом.

По прогнозу аналитической компании Gartner, оборот от аутсорсинга кадровых бизнес-процессов отделов вырастет по итогам 2010 г. по сравнению с предыдущим на 18 % и достигнет 46 млрд долл. Доля этого сегмента в общем объеме рынка аутсорсинга бизнес-процессов останется наибольшей и составит 39%.

Как отмечают аналитики, кадровый аутсорсинг считается сопряженным с меньшими рисками, нежели аутсорсинг иных критически важных функций. Потребность в сокращении расходов привела к увеличению количества контрактов кадрового аутсорсинга. Как считают в Gartner, по мере проявления преимуществ будет расти количество долгосрочных договоров такого рода.

Наиболее сложный этап перехода одного или более бизнес-процессов из управления заказчика в удаленное администрирование — это начало деятельности по передаче управления. В мире не существует единых стандартов, которые бы регламентировали формализацию процедур, количество ответственных лиц, использование строго определенных технологий или технических средств и программного обеспечения.

Именно формализацию процедур предстоит первым делом провести аутсорсеру (поставщик услуг аутсорсинга), используя для этого собственные знания и навыки, и неукоснительное, полное соответствие предполагаемого результата этой работы запросам заказчика.

Самое главное, что все эти проблемы заказчика не касаются, ему важен результат. Существуют расценки на услуги аутсорсера, есть альтернатива — в случае недовольства работой удаленного администратора передать структурированный процесс в руки другого аутсорсера, есть четко сформулированные задачи, цели и сроки, за которые он должен достичь требуемого. Поэтому аутсорсер, принимая решение об удаленном управлении какой-либо

компанией, должен четко рассчитать свои собственные силы и возможности в выполнении задач. И помнить, что если он не будет справляться, его конкурент, которому передадут начатые процессы в управление, будет уже работать с частично развернутой и реализованной схемой аутсорсинга.

Рассмотрим причины перехода на аутсорсинг персонала(табл. 1).

Таблица 1

Причины перехода на аутсорсинг персонала

Причина перехода Условия для перехода и способ реализации

Сокращение издержек Если содержание собственного подразделения дороже, чем оплата услуг аутсорсера, то цель сокращения издержек будет достигнута

Потребность в смене местоположения Компания выводит часть бизнеса туда, где осуществлять его удобнее или дешевле

Необходимость в получении новых знаний и технологий Обычно в компаниях-аутсорсерах персонал выше по квалификации, чем в подразделениях, занимающихся аналогичным видом деятельности

Снижение рисков Рисков в нашей стране, связанных непосредственно с использованием аутсорсинга, более чем достаточно

Обеспечение прозрачности бизнеса Использование «заемного» труда по своей сути — один из самых прозрачных способов ведения бизнеса в мире. Правда, сказать этого о России в полной мере нельзя

Улучшение финансовых и экономических показателей Во-первых, часть затрат, связанных с аутсорсингом, компания-заказчик сможет отнести на себестоимость. Во-вторых, существует возможность оптимизации налоговых платежей

Улучшение имиджа компании Использование аутсорсинга в настоящее время — весьма распространенное явление. Некоторые специалисты утверждают, что, используя «заемный» труд, можно сократить число судебных тяжб с персоналом. Но существуетриск увеличения количества тяжб с налоговыми органами, что не способствует имиджу компании

Повышение конкурентоспособности Быстрое реагирование на изменения рынка, так как компания, не содержащая лишних сотрудников, более мобильна

Стратегические причины, связанные с необходимостью сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности Если аутсорсер не будетдоставлять заказчику много хлопот, то эта цель вполне достижима

Причины перехода на аутсорсинг

На диаграмме показаны типовые причины перехода на аутсорсинг, по мнению Information Technology Management Team — компании, которая занимается аутсорсингом (см. рисунок).

Аутстаффинг — услуга по выведению персонала предприятия за штат, сам процесс вывода персонала за пределы фирмы, а также последующее привлечение персонала на основании договора аутстаффинга. Основное отличие от аутсорсинга состоит в том, что соглашение об уровне обслуживания (SLA — Service Level Agreement) описы-

вает требования потребителя и обязательства провайдера по предоставлению квалифицированного персонала, а не по работам, исполняемым этим персоналом, и их результатам.

Как правило, аутстаффинг возникает в случаях, когда по каким-то причинам отсутствует сервисный SLA: его невозможно, сложно или просто не получается разработать. Очень часто аутстаффинг возникает как первый шаг в сторону аутсорсинга, своего рода пробный полигон.

Еще одна типовая ситуация появления аутстаффинга — нежелание руководства компании расширять штат. Но работу все равно кто-то должен делать, и тогда приходится привлекать внешние ресурсы. А схему аутстаффинга в отличие от аутсорсинга можно реализовать гораздо быстрее и с существенно меньшими трудозатратами.

К основным плюсам использования системы аутстаффинга на предприятии относятся снижение нагрузки на кадровую службу, сокращение расходов на содержание персонала, налоговая оптимизация, минимизация рисков и делегирование ответствен-

ности (табл. 2). Причины перехода на аутстаффинг

Таблица 2

Причина перехода Условия для перехода и способ реализации

Снижение расходов За счет более качественного подбора кандидатов с оптимальным соотношением цена — качество. За счет переноса работ с корпоративных кадровых и бухгалтерских служб на аналогичные, более специализированные, службы провайдера. Речь идет об экономии на уровне 10—15 %, и ожидать снижения расходов в разы в любом случае не стоит

Повышение конкурентоспособности Возможность быстро отреагировать на изменения рынка, так как компания, не содержащая лишних сотрудников, более мобильна

Сокращение затрат на содержание вспомогательных служб За счет вывода персонала за штат происходит сокращение численности вспомогательных служб, а вместе с ними сокращается число проблем с налоговыми органами, трудовыми инспекциями ит. д. В данном случае речь идет не только о ситуациях, когда на аутстаффинг выводятся сами вспомогательные службы. Кого бы ни выводили на аутстаффинг, число персонала, который можно отнести к обслуживающему, сократится

Экономия на аренде помещений и ресурсах Как правило, персонал, привлекаемый по схеме аутстаффинга, имеет более скромные запросы, нежели штатные сотрудники. Однако чрезмерно увлекаться экономией опасно, иначе де-факто будет создана кастовая система с разделением на сотрудников первого (состоящие в штате) и второго (аутстафферы) сорта

Снижение численности штатного персонала Эта задача решается только в жесткой связке с увеличением статей бюджета, из которых оплачивается аутстаффинг. В ряде случаев крупные компании идут на это вполне осознанно, чтобы показать акционерам компактное штатное расписание, а деньги на аутстаффинг в управленческой отчетности проходят как затраты на услуги

Окончание табл. 2

Причина перехода Условия для перехода и способ реализации

Гибкое реагирование на изменение потребностей (объемов) Сильно зависит от конкретной ситуации: что написано в договоре с провайдером, как эффективно и быстро работает его кадровая служба. Как правило, небольшие потребности в дополнительном персонале быстро удовлетворяются за счет резервных сотрудников провайдера. Сокращения — в зависимости от условий договора. Существенные изменения в сторону увеличения обычно требуют поиска кандидатов на рынке, что редко удается сделать менее чем за2—3 недели

Обеспечение прозрачности бизнеса Использование «заемного» труда по своей сути — один из самых прозрачных способов ведения бизнеса в мире. Правда, сказать этого о России в полной мере нельзя

Улучшение финансовых и экономических показателей Во-первых, часть затрат, связанных с аутстаффингом, компания-заказчик сможет отнести на себестоимость. Во-вторых, существует возможность оптимизации налоговых платежей

Улучшение имиджа компании Использование аутсорсинга в настоящее время — весьма распространенное явление. Некоторые специалисты утверждают, что, используя «заемный» труд, можно сократить число судебных тяжб с персоналом. Но существует риск увеличения количества тяжб с налоговыми органами, что не способствует имиджу компании

Увольнение нежелательных сотрудников Уволить штатного сотрудника по российскому законодательству не так просто. Скорее всего, эта операция будет оформлена по соглашению сторон, предусматривающему выплату существенной компенсации в размере нескольких месячных окладов. При этом есть вероятность, что руководство компании поставит одним из условий не замещать вакансию на срок, соответствующий выплаченной компенсации. Потребуются время и усилия, чтобы найти кандидата на образовавшуюся вакансию. Если вопрос быстрой замены по требованию заказчика правильно отражен в договоре с провайдером, то все перечисленные проблемы за заказчика решает провайдер

Быстрая замена сотрудника Когда сотрудник состоит в штате, на период его отпуска, отгула или болезни появляется «дырка» в доступном ресурсе сотрудников. При правильно оформленном договоре с провайдером в таких случаях должны будут предоставить заранее выбранного и подготовленного сотрудника на замену. Более того, если в договоре предусмотрен почасовой учет отработанного времени, то провайдер будет сам заинтересован как можно скорее предоставить замену — для него это живые деньги, которые он теряет

Сроки перехода на аутстаффинг Перейти на аутстаффинг значительно проще и быстрее, чем на аутсорсинг. Потребуется выбрать провайдера, согласовать с ним ключевые условия договора, оформить сам договор и провести выбор кандидатов, предоставляемых провайдером. Обычно такой проект можно реализовать за 2—4 мес.

Специалисты называют еще некоторые причины для перехода на аутстаффинг. Среди них возможность улучшения кадрового состава основного персонала, преодоление ограничений штатного расписания и улучшение работы с профсоюзами.

Многие из приведенных причин для перехода на аутстаффинг или на аутсорсинг совпадают, так как и в том, и в другом случае речь идет об использовании «заемного» труда. Очень важно в процессе решения о переходе на использование аутсорсинга или аутс-таффинга определиться с причиной. Когда она ясна,

Список литературы

проще решить вопрос рисков и побочных эффектов и провести всю процедуру. Однако ни одна из перечисленных причин не может считаться доказательством необходимости или бесполезности аутсорсинга трудовых ресурсов. Очень важно в процессе принятия решения о переходе на использование аутстаффинга или аутсорсинга не подменять одну цель другой и ответить честно на вопрос: «Зачем?». Из этого следует, что необходимо тщательно проанализировать все последствия, прежде чем принять меры, которые повлекут за собой необратимые изменения.

1. Сафарова Е. Ю. Как оптимизировать расходы на персонал: аутстаффинг, аутсорсинг, лизинг персонала. М.: Эксмо, 2010.

2. СеннаторА. Аутсорсинг: надежды и реалии (Аутстаффинг) //Intelligent Enterprise, 2010. № 3.

3. ХейвудД. Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ / пер. с англ. М.: Вильяме, 2004.

4. URL: http://www.outsort.ru/perexod-na-autsorsing.

5. URL: http://mail.chimmed.ru.

6. URL: http://os.pkrai.ru/autstaffing/kadrovyj-autsorsing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.