Научная статья на тему 'Выявление, пресечение и раскрытие коррупционных преступлений, совершаемых в составе организованных групп, с использованием длящегося оперативного эксперимента (на примере г. Орла)'

Выявление, пресечение и раскрытие коррупционных преступлений, совершаемых в составе организованных групп, с использованием длящегося оперативного эксперимента (на примере г. Орла) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2046
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕЗАКОННОЕ ЗАВЛАДЕНИЕ ЗЕМЛЕЙ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КОРРУПЦИЯ / ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / LAND TENURE / ILLEGAL LAND ACQUISITION / MALFEASANCE / CORRUPTION / OPERATIONAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Данила Владимирович

Земля, являясь весьма привлекательной сферой для вложения значительных материальных средств, в том числе и для отмывания капиталов, полученных преступным путем, стала притягательным объектом противоправных посягательств, которые характеризуются наличием сложных схем, совершения для этого целого ряда вспомогательных (предикатных) преступлений. В статье рассматривается специфика выявления, пресечения и раскрытия коррупционных преступлений, совершаемых в составе организованных групп, с использованием длящегося оперативного эксперимента (на примере г. Орла).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильин Данила Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Detection, Suppression and Exposure of Corruption Committed by Organized Groups, using the example of an ongoing operational experiment in the city of Orel

Land, as a very attractive sphere for the investment of significant funds (including for the laundering of illegally-obtained capital), has become an attractive field for illegal encroachments. These are characterized by the use of complex schemes and by the commitment of a series of subsidiary (predicate) crimes. This article examines the specifics of the detection, suppression and exposure of corruption committed by organized groups, using the example of an ongoing operational experiment in the city of Orel.

Текст научной работы на тему «Выявление, пресечение и раскрытие коррупционных преступлений, совершаемых в составе организованных групп, с использованием длящегося оперативного эксперимента (на примере г. Орла)»

7.3. ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРЕСЕЧЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СОСТАВЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЛЯЩЕГОСЯ ОПЕРАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

(НА ПРИМЕРЕ Г. ОРЛА)

Ильин Данила Владимирович, аспирант. Место учебы: Московская государственная юридическая академия. Должность: начальник отдела Управления экономической безопасности и противодействия коррупции, преподаватель кафедры уголовного процесса. Место работы: ГУ МВД России по Московской области, Академия экономической безопасности МВД России.

Аннотация: Земля, являясь весьма привлекательной сферой для вложения значительных материальных средств, в том числе и для отмывания капиталов, полученных преступным путем, стала притягательным объектом противоправных

посягательств, которые характеризуются наличием сложных схем, совершения для этого целого ряда вспомогательных (предикатных) преступлений. В статье рассматривается специфика выявления, пресечения и раскрытия коррупционных преступлений, совершаемых в составе организованных групп, с использованием длящегося оперативного эксперимента (на примере г. Орла).

Ключевые слова: земельные отношения, незаконное завладение землей, должностные преступления, коррупция, оперативный эксперимент.

DETECTION, SUPPRESSION AND EXPOSURE OF CORRUPTION COMMITTED BY ORGANIZED GROUPS, USING THE EXAMPLE OF AN ONGOING OPERATIONAL EXPERIMENT IN THE CITY OF OREL

Ilin Danila Vladimirovich, postgraduate student. Place of study: Moscow state law academy. Position: Head of the Department of Economic Security and Countering Corruption, lecturer at Criminal Proceedings chair. Place of employment: GU MVD of Russia for the Moscow region, Academy of Economic Security of the Russian Interior Ministry.

Annotation: Land, as a very attractive sphere for the investment of significant funds (including for the laundering of illegally-obtained capital), has become an attractive field for illegal encroachments. These are characterized by the use of complex schemes and by the commitment of a series of subsidiary (predicate) crimes. This article examines the specifics of the detection, suppression and exposure of corruption committed by organized groups, using the example of an ongoing operational experiment in the city of Orel.

Keywords: land tenure, illegal land acquisition, malfeasance, corruption, operational experiment.

Относительно недавно сложившиеся в России рыночные отношения затронули и такую принципиально важную для нашего общества категорию как земля. К сожалению, ввиду высокой доходности сделок с землей, отношения в этой сфере стали весьма привлека-

тельными для криминала. Материалы правоприменительной практики правоохранительных и контролирующих органов свидетельствуют о том, что лидеры и активные участники криминальных структур, имея прочные коррупционные связи, активно участвуют в скупке и перераспределении земельных участков в целях обогащения, легализации доходов от криминального бизнеса, а также получения новых возможностей для дальнейшей интеграции в сферу официальных экономических отношений.

Особый сегмент преступности в сфере земельного оборота составляют должностные злоупотребления. По обоснованному мнению ученых, государственное вмешательство в экономику, связанное с ее регулированием, признается вынужденным, но неизбежным явлением, без которого ни современное государство, ни современная экономика нормально развиваться не могут[1]. Поэтому значительный объем контролирующих и разрешительных функций государства с широким полем для чиновничьего усмотрения обусловливает их высокую коррупциогенность.

Государственные и муниципальные органы сегодня самостоятельно управляют публичной собственностью, в том числе земельной недвижимостью, составляющей их казну. При этом управление земельными ресурсами является одной из важнейших публичноправовых функций органов власти и представляет собой властную деятельность по нормативному и оперативному регулированию отношений в области охраны и использования земель. Иными словами, одни органы власти принимают правила управления земельными ресурсами, другие - непосредственно осуществляют это управление, а третьи - надзирают за законностью того, как первые принимают эти правила, а вторые -их исполняют. В итоге распространение коррупции вместо одного направления - идёт сразу по трём [2].

На практике преступления в сфере земельных отношений, ввиду сложного земельного законодательства, и, соответственно, порядка приобретения земельных участков, производится по различным схемам, включающим целый комплекс противоправных действий, обеспечивающих видимость легальности незаконной сделки. Причем в данных схемах, как правило, сочетаются правонарушения различной юридической природы, т.е. не только преступления, но и гражданско-правовые деликты, административные правонарушения. Это объясняется исключительно «технологией» криминального завладения землей, включающей подобные нарушения в качестве определенных инструментов.

На практике преступления в сфере земельных отношений, ввиду сложности их правового регулирования, и, соответственно, порядка приобретения земельных участков, производится по различным схемам, включающим целый комплекс противоправных действий, обеспечивающих видимость легальности незаконной сделки. Причем в данных схемах, как правило, сочетаются правонарушения различной юридической природы, т.е. не только преступления, но и гражданско-правовые деликты, административные правонарушения. Это объясняется исключительно «технологией» криминального завладения землей, включающей подобные нарушения в качестве определенных инструментов.

На основании изучения многочисленных примеров (уголовных дел и сообщений в средствах массовой информации), исследований ученых можно сделать вывод о том, что преступные нарушения условий сде-

лок с землей зачастую приобретают форму сложноструктурной, полисубъектной, многоуровневой, многостадийной преступной деятельности.

Сложная структура данной преступной деятельности выражается в следующем.

Преступники преследуют базовую цель - незаконного завладения земельными участками. Соответственно, существует некий основной элемент подобной деятельности, который они выбирают.

Однако реализация этих преступлений осуществляется, во-первых, в условиях сложной процедуры приобретения прав на землю и поэтому требует создания «видимой легальности», во-вторых, в отношении экономических структур или большого числа граждан. Поэтому эта преступная деятельность всегда является технологически сложной, требующей не только материальных и интеллектуальных затрат, но и совершения вспомогательных преступлений и иных правонарушений, необходимых для подготовки базы, поля деятельности преступников. Ими совершаются другие, вспомогательные преступления (чаще всего: взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями; похищение документов, штампов, печатей, подделка удостоверений или иных официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (в целях их использования при совершении мошенничеств), а также изготовление в тех же целях штампов, печатей, бланков и др.). Кроме этого, могут совершаться и правонарушения иной правовой природы (гражданско-правовые, административно-правовые).

В настоящей статье анализируется практика выявления, пресечения и раскрытия коррупционной схемы криминального обогащения в сфере распределения земельных ресурсов, реализуемой ОПГ, состоящей из представителей власти и органов местного самоуправления г. Орла и Орловской области. В период с марта 2005 года по апрель 2006 года сотрудниками отдела по борьбе с коррупцией и должностными преступлениями оперативно - розыскного бюро по борьбе с организованной преступностью Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу в рамках утвержденных совместных планов с управлением по борьбе с организованной преступностью при УВД Орловской области и УФСБ России по Орловской области, в соответствии с Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) [3], документировалась [4] организованная преступная группа из числа коррумпированных должностных лиц органов власти и управления г. Орла и Орловской области и лиц, оказывавших им содействие.

В ходе проведения комплекса оперативно - розыскных мероприятий было установлено, что в регионе существует организованная вертикаль из числа руководящих должностных лиц районных администраций г. Орла, мэрии г. Орла, администрации Орловской области, контролирующих служб, в том числе управления гражданской защиты ГО и ЧС по г. Орлу, управления Госпожнадзора по Орловской области, территориального управления Роспотребнадзора по Орловской области. Участники этой организованной преступной группы, на протяжении нескольких лет подряд занимались вымогательством и получением взяток у предпринимателей и их представителей за оформление и выдачу, а также за содействие в оформлении и выдаче ходатайств, заключений, постановлений и иных официальных документов о выделении земельных

участков под проектирование и строительство объектов недвижимости.

Организованная структура указанных лиц и их преступная деятельность была обусловлена должностными обязанностями каждого из этих фигурантов, возможностью воздействия на предпринимателей, с момента подачи ими необходимых заявлений до момента получения правоустанавливающих документов на муниципальную землю. При этом, действия чиновников в каждом случае были заранее спланированы, отлажены, образовывали целую систему бюрократических барьеров, обманов и ловушек, пройдя через которые предприниматели и их представители видели перед собой только один путь решения вопроса - вынужденную дачу взятки. Следует отметить, что личное обогащение каждого из членов организованной преступной группы зависело от его места в иерархической структуре с четким распределением ролей и обязанностей, то есть от занимаемой должности и возможности влияния на процесс выделения земли.

Вовлеченные в преступную деятельность работники администрации и их посредники, в силу специфики своих должностных обязанностей, выясняли наиболее полные сведения о предпринимателях, намечая очередных «жертв»: их материальное положение, «платежеспособность», связи, в том числе в правоохранительных органах, наличие «крыш» (см. прилагаемую схему).

Так, по одному из эпизодов, Кисляков А. Г., будучи начальником управления строительства и ресурсо-энергосбережения аппарата губернатора и администрации Орловской области, в августе 2005 года вступил в преступный сговор со своим знакомым Вигурским А.Ф. с целью получения взятки в виде денег от гражданина Шевченко К.Н. - представителя ИП Грядунова А.В., действующего на основании доверенности от 25.04.2005 года, за содействие и общее покровительство в выделении земельных участков под строительство объектов недвижимости - автомоек с магазинами и последующее их строительство в г. Орле на ул. З.Космодемьянской, ул. Ливенской, ул. Московское шоссе, ул. Раздольной, ул. Автовокзальной, с прохождением необходимых согласований при оформлении документов.

Согласно распределению ролей Кисляков А.Г. являясь авторитетным чиновником администрации Орловской области, с использованием своего должностного положения и функциональных обязанностей руководителя управления строительства и ресурсоэнергосбе-режения должен был оказывать административное влияние на чиновников администрации г. Орла, ответственных за выделение земельных участков - начальника управления архитектуры и градостроительства, главного архитектора города, заместителя председателя комиссии по землепользованию и градостроительству, заместителя главы администрации г. Орла по строительству, архитектуре и землепользованию, председателя комиссии по землепользованию и градостроительству, главу администрации г. Орла, иных служащих и чиновников, согласования с которыми необходимо оформлять при выделении земельных участков.

Вигурский А.Ф. при этом выступал в качестве пособника в совершении преступления, т.к. оказывал содействие Кислякову А.Г. предоставляя информацию о лице, передающем взятку, его намерениях в предпринимательской деятельности в г. Орле, финансовых возможностях, содействовал Шевченко К.Н. советами

о размерах взяток Кислякову А.Г., разрабатывал и предлагал Кислякову А.Г. и Шевченко К.Н. завуалированные формы передачи и приема денег в качестве вознаграждения и лично получал от Шевченко К.Н. деньги для последующей передачи их Кислякову А.Г. в качестве взятки [5].

Данный эпизод был не единственным в преступной деятельности чиновников г. Орла и Орловской области. Основной сложностью в раскрытии всей коррупционной цепи была внешняя автономность преступных действий. Таким образом, при выявлении преступной деятельности на одном определенном этапе, существовала реальная опасность ухода от ответственности остальных членов ОПГ. Была необходима такая схема ОРМ, которая бы последовательно выявляла всю коррупционную цепь. В результате в качестве основного оперативно-розыскного мероприятия был избран оперативный эксперимент (п. 14 ст. 6 Закона об ОРД). Согласно закону он проводится на основании постановления должностного лица оперативного органа о проведении оперативного эксперимента. Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Как правило, в ходе его проведения используется специальная техника, в частности, скрытые аудио- и видеозаписывающие устройства. В ходе оперативного эксперимента подтверждается или опровергается ранее сформированная версия. Ход и содержание оперативного эксперимента фиксируются и документируются, а также приобщаются к оперативному делу и в последствии могут быть использованы как поводы к возбуждению уголовного дела и на стадии предварительного расследования.

Суть оперативного эксперимента в рассматриваемом случае сводилась к прохождению всей цепи оформления земли в собственность и последовательному выявлению всех участников ОПГ.

Основной сложностью правового характера было то, что результаты оперативного эксперимента могли быть оспорены в суде под видом провокации.

Однако выход был найден. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий был установлен предприниматель, у которого участники группы вымогали денежные средства за получение разрешения на выделение земельных участков. Данный предприниматель дал добровольное согласие на участие в оперативно - розыскном мероприятии - «оперативный эксперимент», имея при этом реальную коммерческую цель покупки земельного участка и самостоятельно обратившись в правоохранительные органы. Таким образом, суть данного оперативного эксперимента состояла в том в том, что шла стандартная процедура сделки по покупке муниципального земельного участка и в ходе нее выявлялись все элементы цепочки ОПГ.

При планировании данного и аналогичных оперативно-розыскных мероприятий учитывалось следующее: лицо, давшее добровольное согласие на участие в оперативном эксперименте должно быть проинструктировано о правилах соблюдения конспирации, недопущении провокационных действий в отношении разрабатываемых лиц и их связей; указанное лицо, при возникновении контактов с фигурантами и их посредниками, должно быть своевременно обеспечено спец-техникой для осуществления негласной аудио- и ви-

деозаписи и предварительно осведомлено о правилах пользования ею; результаты применения спецтехники должны быть своевременно оформлены соответствующими рапортами либо актами. В случае возникновения ситуаций, при которых фигуранты и их пособники будут выдвигать условия и требования немедленного выполнения каких - либо действий в их пользу, в частности, передачи части требуемой суммы денег (предоплаты, частичной оплаты) через посредника или передачи их одному из членов организованной преступной группы за действия (содействие) в частичном решении вопросов, связанных с объектами, послужившими причиной вымогательства взяток, они немедленно фиксировались (оформлялись документально). Однако эксперимент не прерывался в целях выявления всех эпизодов преступной деятельности фигурантов, соучастников, их связей, в зависимости от обстановки. Ставилась задача проследить полное либо частичное их выполнение, в том числе без задержания с поличным, для установления и документирования всей структуры ОПГ, что было обусловлено механизмом проведения длящегося оперативного

эксперимента. Также было предусмотрено одновременное проведение оперативно-розыскных мероприятий: «прослушивание телефонных переговоров»,

«снятие информации с технических каналов связи». Для обеспечения достоверности и непрерывности ОРМ лицу, давшему добровольное согласие на участие в оперативном эксперименте выдавались по соответствующему акту денежные средства, которые предварительно осматривались и ксерокопировались. В случае предоставления им для проведения оперативного эксперимента личных денежных средств, данное намерение и его добровольность письменно фиксировалось в соответствующих актах. В последующем все личные средства, выплаченные лицом были на основании этих актов, были ему возвращены. В связи с тем, что лица, вымогающие взятки, зачастую не озвучивают свои требования, а пишут сумму взятки на листе бумаги, который немедленно уничтожают или набивают на клавиатуре мобильных телефонов и компьютеров, предпочтение в документировании отдавалось средствам негласной видеозаписи.

На результативность проведенных оперативнорозыскных мероприятий повлияло налаженное взаимодействие с Генеральной прокуратурой России и руководством прокуратуры Орловской области, в том числе по вопросам документирования преступной деятельности фигурантов и оформления результатов оперативно-розыскной деятельности. Во избежание возможной утечки оперативной информации цели проводимых оперативно-розыскных мероприятий и круг разрабатываемых лиц были законспирированы даже внутри самих оперативных подразделений и контролировались исключительно их первыми лицами.

В процессе производства оперативно - розыскных мероприятий использовались технические средства аудио - и видеозаписи, при помощи которых фиксировались как факты передачи предметов взяток, так и сложившаяся система взаимоотношений между чиновниками различного уровня, передающими предпринимателя «из рук в руки».

По результатам оперативной разработки в апреле 2006 года органами прокуратуры г. Орла и Орловской области, на основании рассекреченных и предоставленных результатов оперативно-розыскной деятельности, были возбуждены 9 уголовных дел в отношении девяти должностных лиц и их посредника по фактам

получения более чем тридцати взяток, в том числе в крупных размерах. Практически по всем из них были вынесены обвинительные приговоры. Так приговором Орловского областного суда с участием присяжных заседателей от 21 марта 2007 г. Кисляков А.Г. и Ви-гурский А.Ф. были признаны виновными по п. «г.» ч. 4 ст. 290 УК РФ и приговорены к длительным срокам лишения свободы. В ходе кассационного пересмотра приговора Верховный Суд РФ признал ОРМ допустимыми и не принял доводов защиты о «провокации взятки» [6]. Так, согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве» [7] не является провокацией взятки или коммерческого подкупа проведение предусмотренного законодательством оперативно-розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки или имущественного вознаграждения при коммерческом подкупе.

Данная схема оперативного выявления, пресечения и раскрытия должностных преступлений в сфере земельных отношений была признана передовым опытом, подлежащим внедрению в других подразделениях ОВД, а осуществившие ее сотрудники были награждены государственными наградами.

Список литературы:

1. Бозиев Т. О. Должностные злоупотребления в сфере экономической деятельности: Автореф... дисс. канд. юрид. наук. СПб.,2002. С. 3.

2. Звягинцев М. Моя земля: приобретение, использование и защита // http://www.institutra.ru

3. СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

4. Термин «документирование» не являясь правовым, используется нами для удобства обозначения целого ряда ОРМ, направленных на выявление ОПГ, в частности, применение звуко- видеозаписи, оперативного внедрения, оперативного эксперимента и т.д.

5. Архив Орловского областного суда за 2007 г.

6. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 12 июля 2007 г. Дело № 37-007-9СП.

7. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.

Literature list:

1. Boziev T.O. Official abusing in economic activities sphere: The author's abstract... the dissertation of the candidate of jurisprudence sciences. SPb., 2002. with. 3.

2. Zvyagintsev M. Mine the earth: acquisition, use and protection //http://www.institutra.ru

3. Meeting of laws the Russian Federation. 1995. № 33. Article 3349.

4. The term "documenting" not being legal, is used by us for convenience of a designation of variety ORM, directed on revealing OPG, in particular, application sound- video recordings, operative introduction, operative experiment etc.

5. Archive of the Orel regional court for 2007

6. Cassation definition of the Supreme Court of the Russian Federation from July, 12th, 2007 Business № 37-007-9SP.

7. The bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2000. № 4.

Рецензия

на статью Ильина Д.В. «Выявление, пресечение и раскрытие коррупционных преступлений, совершаемых в составе организованных групп, с использованием длящегося оперативного эксперимента (на примере г. Орла)»

Рецензируемая статья весьма актуальна и представляет интерес для науки и практики противодействия коррупционным преступлениям.

Автором рассмотрена разновидность должностных преступлений, сопряженных со сделками с землей. В настоящее время ее рост обусловлен двумя основными факторами: 1) высокой и постоянно растущей ценой земли; 2)

сложностью оформления земли в собственность, связанной с большим количеством согласовательных процедур.

В работе представлена криминалистическая характеристика данного вида преступности, в частности, рассмотрена ее структура, схемы и способы совершения преступлений.

Основная часть статьи посвящена анализу опыта выявления организованного преступного сообщества, состоящего из чиновников г. Орла и Орловской области, а также их пособников. В основу был положен оперативный эксперимент. Суть оперативного эксперимента в рассматриваемом случае сводилась к прохождению всей цепи оформления земли в собственность и последовательному выявлению всех участников ОПГ. Главной сложностью правового характера было то, что результаты оперативного эксперимента могли быть оспорены в суде под видом провокации. Однако выход был найден. В ходе проведения оперативнорозыскных мероприятий был установлен предприниматель, у которого участники группы вымогали денежные средства за получение разрешения на выделение земельных участков. Данный предприниматель дал добровольное согласие на участие в оперативно-розыскном мероприятии — «оперативный эксперимент», имея при этом реальную коммерческую цель покупки земельного участка и самостоятельно обратившись в правоохранительные органы. Таким образом, суть данного оперативного эксперимента состояла в том, что шла стандартная процедура сделки по покупке муниципального земельного участка и в ходе нее выявлялись все элементы цепочки ОПГ.

В результате была выявлена вся преступная цепочка, организованная для вымогательства взяток за оформление в собственность земельных участков.

Вывод : Статья представляет интерес как для научных, так и для практических работников. Она содержит не только описание передового опыта борьбы с коррупционными преступлениями, но и его теоретическое обоснование. Содержание статьи раскрывает выбранную автором тематику. Предложенный материал своевременен и интересен. Авторские позиции могут быть доведены до широкого круга читателей.

С учетом изложенного считаю, что представленная на рецензирование статья Ильина Д.В. на тему: «Выявление, пресечение и раскрытие коррупционных преступлений, совершаемых в составе организованных групп, с использованием длящегося оперативного эксперимента (на примере г. Орла)» по своей актуальности, новизне постановки проблемы, теоретической и практической значимости, отвечает требованиям, предъявляемым к работам подобного рода и может быть рекомендована к опубликованию в журнале, включенному в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК России для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени.

Начальник отделения правовых основ обеспечения экономической безопасности научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, к.ю.н. К.А. Стрельников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.