ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ У ЛЮДЕЙ С ТЕХНИЧЕСКИМ И ГУМАНИТАРНЫМ СКЛАДОМ УМА
Е.В. Стаценко1, студент А.А. Загорский2, студент
1Кубанский государственный медицинский университет 2Российский государственный социальный университет 1(Россия, г. Краснодар) 2(Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-2-124-127
Аннотация. В статье рассматривается проблема тайм-менеджмента сквозь призму когнитивных различий между индивидами с техническим и гуманитарным складом ума. Эмпирическое исследование позволило оценить влияние когнитивного стиля на особенности планирования времени, отношение к многозадачности и способность к самоорганизации. Кроме того, изучалось, как образ мышления определяет адаптацию к непредвиденным обстоятельствам, требующим пересмотра планов. В работе также анализируется валидность традиционной дихотомии технарей и гуманитариев в контексте тайм-менеджмента.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, гуманитарный склад ума, технический склад ума, многозадачность, студенты.
Современному миру присущи высокая динамика и информационная насыщенность, что обусловливает необходимость структурирования временных ресурсов. В этом контексте все чаще используется понятие "Многозадачность" как фактор, отражающий культурно-историческую трансформацию общества [1]. Успешность определяется не столько благоприятными внешними условиями, сколько рациональным планированием и эффективным распределением времени для достижения поставленных целей. В связи с этим тайм-менеджмент становится неотъемлемым аспектом современного общества, приобретая индивидуальный характер для каждого человека.
Отметим исследования в области тайм-менеджмента, в частности работу А.А. Кириллова «Значение тайм-менеджмента в повседневной жизни» [2]. В ней автор обосновывает важность планирования времени для достижения успеха. Кроме того, в статье Н.А. Зайцевой «Научно-практические аспекты применения тайм-менеджмента для повышения профессиональной конкурентоспособности выпускников вузов» [3] доказана значимость тайм-менеджмента для успешного трудоустройства выпускников образовательных учреждений. Г.А. Архангельский, ведущий отечественный эксперт в области тайм-
менеджмента, уделял значительное внимание изучению данной проблематики и внедрил в практику адаптированные к российским условиям методики и технологии организации времени. Многочисленные научные деятели и выдающиеся личности рассматривали тему планирования времени с различных ракурсов, однако в научном дискурсе ранее не исследовался тайм-менеджмент в аспекте когнитивных различий между гуманитарным и техническим складами ума.
Существуют две основные точки зрения относительно дихотомии технарей и гуманитариев. Одни исследователи придерживаются мнения о ее объективном существовании, обосновывая это нейрофизиологическими различиями в обработке информации головным мозгом. Другие ученые считают данное разделение некорректным, поскольку склонность к конкретным видам деятельности, по их мнению, определяется социальными факторами, такими как привычки, образ жизни и окружение.
Настоящее исследование направлено на выявление групповых сходств и различий в планировании времени, отношении к многозадачности и реакциях на непредвиденные обстоятельства у лиц с техническим и гуманитарным складом ума. Полученные результаты позволят косвенно подтвердить или
опровергнуть гипотезу о разделении людей на две указанные когнитивные категории.
Материалами для работы стали:
- публикации, посвященные анализу тайм-менеджмента в различных отраслях. В процессе их анализа применялся метод реконструкции, который предполагает восстановление и дополнение первоначальных значений и смыслов, заложенных автором в текст, в условиях ограниченной информации.
- Материалы авторских социологических исследований, в частности, опрос «Выявление различий в планировании времени у людей с техническим и гуманитарным складом ума», проведенный в 2024 году. Исследование осуществлялось с применением методов массового анкетного опроса, в котором приняло участие 1370 респондентов (N=1370). Выборка была квотной и репрезентативной по полу и возрасту, охватывая студентов крупных вузов Российской Федерации в возрасте от 18 до 25 лет. География исследования включала такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Омск, Самара, Казань, Владивосток, Томск, Пермь, Краснодар и Луганск.
В настоящем исследовании анализируются различия в стратегиях планирования времени и организации деятельности среди студентов в возрасте 18-25 лет с техническим и гуманитарным складом ума. В ходе массового анкетного опроса были выявлены характерные особенности подходов к планированию, что позволяет глубже понять, как различные когнитивные стили влияют на способы выполнения задач. В современном обществе существует распространённый миф о том, что представители технических и гуманитарных специальностей существенно различаются в своих методах работы и подходах к решению проблем. Более того, существует мнение, что некоторые виды деятельности нецелесообразно доверять людям с определённым складом ума, поскольку предполагается, что они могут не справиться с поставленной задачей. В дальнейшем будут представлены результаты нашего исследования, иллюстрирующие различия в ответах респондентов в зависимости от их когнитивного профиля.
Студенты с гуманитарным складом ума демонстрируют тенденцию к выполнению задач в последний момент, в то время как представители технического направления предпо-
читают заблаговременное планирование и выполнение своих обязательств. Эти выводы подтверждаются данными социологического опроса, в рамках которого респондентам был задан вопрос: «Чаще всего Вы склонны выполнять работу в последний момент или заблаговременно?». Результаты показали, что 53% гуманитариев заявили о своей привычке откладывать дела до последнего момента, тогда как среди технарей этот показатель составил 40%. В противоположность этому, 47% гуманитариев отметили, что они предпочитают планировать и выполнять задачи заранее, в то время как среди представителей технических специальностей данная позиция была выбрана 60% респондентов. Эти данные подчеркивают значительные различия в подходах к управлению временем и организации деятельности между двумя когнитивными группами.
Также студентам был предложен вопрос о планировании их дня: «Как Вы обычно планируете свой день?». Полученные данные продемонстрировали, что 24% студентов технических специальностей занимаются планированием своего времени, в то время как среди гуманитариев этот показатель составляет 23%. Данная статистика указывает на незначительное различие в подходах к планированию времени между двумя группами. Кроме того, 14% студентов технических направлений и 16% гуманитариев признались, что не занимаются планированием своего времени. Это свидетельствует о минимальной разнице в отношении к организации времени между респондентами обеих когнитивных категорий.
Был задан вопрос о многозадачности с целью выяснить, как студенты различных направлений справляются с выполнением нескольких заданий одновременно и как это отражается на их планировании. Вопрос звучал следующим образом: «Как Вы относитесь к многозадачности?». Результаты показали, что 6% студентов технических специальностей и 8% гуманитариев не обладают навыками эффективного выполнения многозадачных упражнений, что указывает на незначительное различие в восприятии этой компетенции между группами. В то же время, 40% гуманитариев и 45% технарей заявили о своей способности эффективно справляться с большим объемом задач. Полученные данные свиде-
тельствуют о наличии сходства в подходах к многозадачности среди студентов различных академических направлений, что указывает на минимальные различия в уровне развития данной компетенции между представителями технического и гуманитарного склада ума.
В контексте исследования многозадачности среди студентов было сформулирован уточняющий вопрос в анкетировании, касающийся внеплановых задач, возникающих в студенческом сообществе. Был задан вопрос: «Как Вы обычно реагируете на непредвиденные обстоятельства, которые могут помешать вашим планам?». Анализ полученных ответов выявил следующие тенденции: 23% студентов технических специальностей и 32% студентов гуманитарных направлений выразили раздражение в случае срыва своих планов. В то же время, 63% студентов технических специальностей и 49% студентов гуманитарных направлений отметили, что они гибко реагируют на изменения и способны адаптироваться к новым обстоятельствам. Эти результаты свидетельствуют о том, что представители гуманитарных специальностей могут испытывать повышенный уровень тревожности и па-
никновения дополнительных задач. Напротив, значительная часть студентов с техническим складом ума демонстрирует адекватное восприятие новых задач и готовность к изменению своих планов, что указывает на различия в механизмах адаптации к внеплановым обстоятельствам между двумя группами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существенные различия в подходах к тайм-менеджменту между представителями гуманитарного и технического склада ума являются минимальными. Это обусловлено тем, что на восприятие и организацию времени оказывают влияние как внешние факторы, так и внутренние установки, а не тип мышления. Наблюдаются лишь незначительные различия в реакциях на изменения в планах и возникновение новых задач. В частности, индивиды с гуманитарным складом ума демонстрируют более высокий уровень стресса в ситуациях, связанных с изменением планов, по сравнению с их коллегами, обладающими техническим складом ума. Данные результаты подчеркивают важность учета как внешних, так и внутренних факторов в процессе тайм-менеджмента, независимо от типа мышления.
ники в условиях стрессовых ситуаций и воз-
Библиографический список
1. Емелин В.А., Солдатова Г.У. Феномен многозадачности в контексте культурно-исторических трансформаций и растущей сложности в информационном обществе // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2021. - № 3. - С. 4-22. DOI: 10.11621Zvsp.2021.03.01.
2. Кириллов А.А., Ермаков В.Е., Бачинский А.Г., Иванова Т.И. Важность тайм-менеджмента в повседневной жизни // Форум молодых ученых. - 2020. - №10 (50).
3. Зайцева Н.А. Научно-практические аспекты применения тайм-менеджмента для повышения профессиональной конкурентоспособности выпускников вузов // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2016. - №3 (8).
IDENTIFICATION OF THE FEATURES OF TIME PLANNING IN PEOPLE WITH A TECHNICAL AND HUMANITARIAN MINDSET
E.V. Statsenko1, Student A.A. Zagorsky2, Student 1Kuban State Medical University 2Russian State Social University 1(Russia, Krasnodar) 2(Russia, Moscow)
Abstract. The article examines the problem of time management through the prism of cognitive differences between individuals with a technical and humanitarian mindset. The empirical study allowed us to assess the influence of cognitive style on the features of time planning, attitude to multitasking and the ability to self-organize. In addition, it was studied how the way of thinking determines adaptation to unforeseen circumstances that require a revision of plans. The paper also analyzes the validity of the traditional dichotomy of techies and humanities in the context of time management.
Keywords: time management, humanitarian mindset, technical mindset, multitasking, students.