Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ПОМОЩИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И ЕС / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ / ДЕКЛАРАЦИЯ ЛИМА / АНДСКОЕ СООБЩЕСТВО / МЕРКОСУР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ветров Иван Андреевич

Статья посвящена обзору взаимодействий стран Латинской Америки и Европейского союза на межрегиональном уровне в рамках политики помощи Европейского союза. Проведенное исследование дает понять, что встречи глав государств и правительств являются одним из главных инструментов взаимодействия двух регионов для развития сотрудничества и определения стратегических направлений деятельности. Однако, исходя из содержания принятых итоговых документов, можно сделать вывод о том, что политическое сотрудничество, оставаясь одной из главных целей, продвигается медленными темпами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE MAIN DIRECTIONS OF INTERACTIONS BETWEEN LATIN AMERICA AND EUROPEAN UNION AT THE INTERREGIONAL LEVEL

The article reviews the interaction of Latin America and the European Union at the interregional level within the framework of the European Union’s aid policy. This study clearly shows that the Summit of Heads of State and Government is one of the main instruments for interaction, cooperation development and the definition of strategic directions between the two regions. However, based on the content of the final documents adopted, it can be concluded that the political cooperation, although still one of the main objectives, is progressing slowly.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

ИСТОРИЯ HISTORY

Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 4. С. 77—87.

Ivanovo State University Bulletin. Series: Humanities. 2022. Iss. 4. P. 77—87.

Научная статья УДК 327.8(091) DOI: 10.46726/H.2022.4.8

ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Иван Андреевич Ветров

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия, i.a.vetrov@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена обзору взаимодействий стран Латинской Америки и Европейского союза на межрегиональном уровне в рамках политики помощи Европейского союза. Проведенное исследование дает понять, что встречи глав государств и правительств являются одним из главных инструментов взаимодействия двух регионов для развития сотрудничества и определения стратегических направлений деятельности. Однако, исходя из содержания принятых итоговых документов, можно сделать вывод о том, что политическое сотрудничество, оставаясь одной из главных целей, продвигается медленными темпами.

Ключевые слова: политика помощи Европейского союза, взаимодействие Латинской Америки и ЕС, социальная политика Латинской Америки, декларация Лима, Андское сообщество, МЕРКОСУР

Для цитирования: Ветров И.А. Выявление основных направлений взаимодействия Латинской Америки и Европейского союза на межрегиональном уровне // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 4. С. 77—87.

© Ветров И.А., 2022 2022. Вып. 4 •

Original article

IDENTIFICATION OF THE MAIN DIRECTIONS

OF INTERACTIONS BETWEEN LATIN AMERICA

AND EUROPEAN UNION AT THE INTERREGIONAL LEVEL

Ivan A. Vetrov

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation, i.a.vetrov@mail.ru

Abstract. The article reviews the interaction of Latin America and the European Union at the interregional level within the framework of the European Union's aid policy. This study clearly shows that the Summit of Heads of State and Government is one of the main instruments for interaction, cooperation development and the definition of strategic directions between the two regions. However, based on the content of the final documents adopted, it can be concluded that the political cooperation, although still one of the main objectives, is progressing slowly.

Keywords: politics of the European Union, the interaction of Latin America and the EU, social policy in Latin America, the Declaration of Lima, Andean community, MERCOSUR

For citation: Vetrov I.A. Identification of main directions of interactions between Latin America and Europe Union at the interregional level, Ivanovo State University Bulletin, Series: Humanities, 2022, iss. 4, pp. 77—87.

Помощь в развитии всегда занимала особое место во внешней политике стран Европы и европейских сообществ. Формально помощь развитию стала частью совместной политики в 1993 году с момента подписания Маастрихтского договора, в котором страны-участники брали на себя обязательство координировать свою внешнюю политику с Европейской комиссией. Четыре основные цели политики Европейского союза по сотрудничеству это:

— стимулирование устойчивого политического, экономического и культурного развития;

— усиление интеграции развивающихся стран в мировую экономику;

— снижение бедности в развивающихся странах;

— развитие гражданских инициатив, уважение прав человека и основных свобод.

Для достижения поставленных целей Европейский союз использовал так называемые Регламенты о финансовой и технической помощи развивающимся странам. Первый такой регламент был принят Советом ЕЭС 25 февраля 1992 года еще до подписания Договора о Европейском союзе. Этот документ стал базой для финансирования различных проектов Европейского сообщества в странах Латинской Америки и Азии [Reglamento (Cee) No 443/92]. Главной целью Регламента было объявлено развитие человеческого потенциала в беднейших странах. Пятая статья Регламента гласит, что «финансовая и техническая помощь должны уделять первоочередное внимание разработке сельского сектора и повышению уровня продовольственной безопасности» [Reglamento (Cee) No 443/92], так как сельское хозяйство не только обеспечивает продовольствием население, но и дает рабочие места большому количеству жителей регионов. Охрана окружающей среды и борьба

с оборотом наркотиков также занимает особое место в сотрудничестве ЕЭС с регионами-партнёрами. Шестая статья создает основы межрегионального сотрудничества и определяет приоритетные направления:

— сотрудничество в области окружающей среды;

— развитие внутрирегиональной торговли;

— укрепление региональных государственных учреждений;

— поддержка региональной интеграции и выработка политики и деятельности между развивающимися странами;

— региональные связи в области стандартизации, коммуникаций и услуг, включая телекоммуникации;

— исследования всех видов;

— подготовка кадров;

— развитие сельских районов и обеспечение продовольственной безопасности;

— сотрудничество в энергетическом секторе.

Основные сферы экономического сотрудничества были определены в восьмой статье Регламента:

1) повышение научно-технического потенциала и, в целом, улучшение экономической, социальной и культурной ситуации, что будет осуществляться путем передачи, подготовки и повышения квалификации;

2) совершенствование институциональной поддержки должно сопровождаться интенсификацией диалога со странами-партнерами, чтобы экономический, законодательный, нормативный и социальный климат стал более благоприятным для развития;

3) оказание помощи предприятиям, которая будет предоставлена главным образом через торговые и рекламные мероприятия, обучение и техническую помощь по установлению контактов между предприятиями и схемы для облегчения сотрудничества.

Кроме сфер сотрудничества определяется и принципиальный метод финансирования: «Финансовая и техническая помощь, а также расходы по экономическому сотрудничеству в целом, осуществляются в форме грантов, финансируемых из общего бюджета Европейского Сообщества» [Reglamento (Cee) No 443/92]. Кроме того, в документе были определены приоритетные сферы, в которых будут предоставлены необходимые финансовые ресурсы. Первая фаза регламента была завершена в 1995 году, когда Европейская комиссия определила новые ключевые направления взаимодействия ЕС со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Определение новых направлений сотрудничества происходило на фоне определенных политических событий в Западном полушарии, которые повлияли на дальнейшие действия ЕС в отношениях с Латинской Америкой. В их число входит вступление в силу договора о Североамериканской зоне свободной торговли НАФТА в 1994 году и Саммит глав американских государств в Майами в том же году. На данной встрече была озвучена инициатива создания общей для обеих Америк зоны свободной торговли. В то же время Европейский союз начал терять свои позиции в латиноамериканском регионе, наметилась тенденция сокращения товарооборота между двумя регионами и уменьшение доли европейских стран в общем объеме инвестиций в страны Латинской Америки. Доля Западной Европы в прямых иностранных инвестициях (ПИИ) в регионе, составлявшая в конце 80-х годов 50 %, снизилась в 1990—1995 гг. до 25 %.

Все эти события стали причинами активизации европейской политики в южноамериканском регионе и интенсификации связей на всех уровнях в течение второй половины 90-х годов ХХ века. Стоит отметить, что стремление Европейского союза возобновить утраченные связи было положительно встречено представителями латиноамериканского континента, благодаря чему в июне 1999 года был проведен первый Саммит глав государств и правительств Европейского союза и Латино-Карибской Америки.

Первая большая встреча состоялась в Рио-де-Жанейро 28—29 июня 1999 года. По итогам Саммита была принята Декларация Рио-де-Жанейро, главной целью которой стало «создание межрегиональной стратегической ассоциации, основанной на богатом культурном наследии» [Declaración de Rio]. В седьмом пункте декларации перечислены три новых направления стратегии. Было принято решение о создании двусторонней группы высокого уровня, которая будет проводить регулярные встречи для конкретизации и продвижения деятельности Стратегического альянса. Также Декларация содержит обязательства сторон по взаимодействию в различных сферах. Наиболее обширным является список политических обязательств, который содержит такие пункты, как:

— усиление политического диалога между правительствами двух регионов;

— защита демократии, верховенства закона и основных прав и свобод человека;

— искоренение ксенофобии, расизма и всех видов дискриминации;

— развитие гражданского общества;

— совместная работа по противодействию угрозам миру и безопасности;

— содействие в решении мировой проблемы распространения наркотиков;

— усиление международных многосторонних организаций как площадок для международного разрешения противоречий.

В области экономики представители обоих регионов выделили особую важность Всемирной торговой организации как главного мирового форума по либерализации торговли и установлению базовых правил для международной системы торговли. Также были высказаны пожелания по улучшению финансового климата для увеличения финансовых потоков и инвестиций, а также углублению сотрудничества в науке и технике с целью облегчения трансферта технологий ноу-хау, что поспособствует улучшению взаимодействия между Европейским союзом и странами Латинской Америки и Карибского бассейна в области производства товаров, торговли, инфраструктуры, транспорта и телекоммуникаций. Усиление финансовых систем и механизмов контроля стран обоих регионов позволит создать динамичную и стабильную экономическую и финансовую систему. В гуманитарной сфере правительства двух регионов выражают стремление улучшить обмен опытом в области образования и социального обеспечения для создания сильного, открытого и толерантного общества.

Однако в декларации среди приоритетов действий было выделено целых 55 направлений [Declaración de Rio], что делало невозможным их полноценное исполнение. Поэтому созданная Двусторонняя группа высокого уровня на своей первой встрече через 5 месяцев после окончания Саммита в городе Туусула, Финляндия, выделила 11 ключевых приоритетов деятельности:

1. Сотрудничество на международных встречах и форумах;

2. Защита прав человека;

3. Повышение роли женщин в жизни общества;

4. Сотрудничество в области охраны окружающей среды и предотвращения природных катастроф;

5. Борьба с незаконным оборотом оружия и наркотических веществ;

6. Продвижение стабильной и динамичной мировой экономической системы;

7. Запуск деловых контактов между предпринимательскими структурами двух регионов;

8. Сотрудничество в образовании, исследованиях и разработке новых технологий;

9. Защита культурного наследия;

10. Создание общей Инициативы для информационного общества;

11. Поддержка исследований и подготовка специалистов по процессам интеграции.

После встречи Двусторонней группы высокого уровня в городе Туусу-ла Европейская Комиссия направила сообщение Европейскому Совету и Европейскому Парламенту, в котором определила глобальные и региональные действия для выполнения соглашений, достигнутых на Саммите, и поручила подготовить второй Саммит глав государств и правительств в 2002 году [Declaración de Madrid]. В преддверии второго Саммита были определены три приоритетных сферы деятельности: продвижение прав человека, сотрудничество в секторе информационных технологий и снижение социального дисбаланса. Комиссия предложила несколько специальных мер в различных областях. В политической:

— продвижение политических и гражданских прав человека с участием таких независимых институтов, как омбудсмен и неправительственные организации, усиление диалога между НПО и государством;

— поддержка демократических политических систем;

— продвижение и защита экономических и социальных прав человека.

В экономической сфере было предложено:

— принять соответствующие меры для привлечения инвестиций в коммуникационную инфраструктуру;

— ускорить подготовку и обучение человеческих ресурсов в области использования и управления информационно-коммуникационными технологиями;

— продвигать демонстрацию проектов в области телеобразования, здоровья, городского транспорта, электронной торговли и т. д;

— увеличить взаимосвязи между образовательными и исследовательскими учреждениями стран-участниц процесса сотрудничества.

Со своей стороны, 20 сентября 1999 года и 30 сентября 1999 года латиноамериканские лидеры созвали встречу министров иностранных дел Группы Рио, чтобы создать Комиссию по сотрудничеству между Латинской Америкой и Карибским бассейном и ЕС в рамках двустороннего саммита ЕС — Латинская Америка [Declaración de Rio]. Комитет был создан как открытая структура для всех государств Латинской Америки, заинтересованных в развитии отношений с ЕС и способных представлять регион.

Мероприятия, осуществленные после первого Саммита, позволили создать базу для дальнейшего диалога. Уже в мае 2002 года в Мадриде состоялась вторая встреча глав государств и правительств во время председательства Испании в Европейском союзе. Международная обстановка была очень сложной, всего за несколько месяцев до встречи состоялись террористические атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, и международное

сообщество было обеспокоено проблемами международной безопасности. Поэтому, по мнению С. Фререса, «безопасность, одна из многих тем, рассматриваемых в Рио-де-Жанейро, стала первостепенной на встрече в Мадриде» [Freres: 112]. Что, однако, не было актуально для стран Латинской Америки и Карибского бассейна, которые переживали различные экономические, политические и социальные кризисы, выход из которых занимал более важное место в их повестке дня, чем противостояние международному терроризму. В итоговом документе, получившем название Мадридского обязательства, сохранились все обязательства, выраженные в Декларации Рио, но были добавлены несколько положений о сохранении международной региональной безопасности: борьба с терроризмом, являющемся угрозой демократическим системам и развитию; недовольство повторяющимися нарушениями прав человека и гуманитарного права в Колумбии. В экономической сфере также остались актуальны: продвижение свободной торговли, борьба с бедностью, макроэкономическая стабильность и другие пункты Декларации Рио. Мадридское обязательство выражало удовлетворение окончанием процесса по соглашению об Ассоциации (ЕС и Чили). Институционализация и углубление отношений с МЕРКОСУР были отложены на более поздний срок, но было отмечено, что вопросы институционального сотрудничества уже виртуально решены. Все вопросы по либерализации и улучшению правил торговли были «отданы» на решение Всемирной торговой организации [Freres: 110]. С. Фререс считает, что Соглашение с Чили спасло встречу в Мадриде, так как обсуждение соглашения о сотрудничестве с МЕРКОСУР было отложено, а стремление стран Карибского бассейна и Центральной Америки заключить соглашения о свободной торговле с ЕС было расценено как «мало реалистичное». В области сотрудничества Комиссия провозгласила начало двух программ, одна из которых была направлена на взаимодействие двух регионов в области создания и продвижения информационного общества, а вторая должна была регулировать сферу предоставления стипендий выпускникам высших учебных заведений стран Латинской Америки и Карибского бассейна для обучения в университетах Европейского союза. Правительство Испании как принимающая сторона предприняло много усилий для организации дополнительных встреч в рамках Саммита; дополнительная программа была насыщена семинарами, встречами, совещаниями министров и т. д., однако все эти встречи практически не имели ничего общего с подготовительным этапом Саммита и больше казались «наполнением» свободного времени в повестке дня. В мае 2004 года в Гвадалахаре, Мексика, состоялся третий саммит ЕС—Латинская Америка и Карибский бассейн. Этот саммит носил совершенно новый характер, в нем участвовала уже расширенная группа стран ЕС. Особенность заключалась не столько в том, что у новых членов не хватало опыта участия во встречах такого уровня от имени Европейского союза, а в том, что у многих новых членов не было даже дипломатических отношений со странами латиноамериканского региона. Кроме того, во многих случаях интересы новых стран-участников — лучший доступ к рынку Сообщества, увеличение прямых инвестиций и т. д. — совпадали с интересами стран Латинской Америки [Declaración de Guadalajara]. Декларация Гвадалахары разрабатывалась в противоречивых условиях. Представители Европейского союза предлагали выделить четыре основные темы для обсуждения, а также обозначить ожидаемые конкретные результаты в четырех сферах, касающихся обеспечения социального равенства: образование, здравоохранение,

налоговая реформа и доступ к правосудию [Declaración de Guadalajara]. Правительства латиноамериканских стран со своей стороны предлагали другой вариант Декларации, который затрагивал темы обеспечения социального равенства в трех компонентах взаимоотношений с ЕС: политический диалог, торговля и сотрудничество для развития без выделения более детальных областей сотрудничества. В конечном итоге официальный текст включал в себя две центральные темы: социальное равенство и мультилатерализм, которые были разделены на несколько более мелких тем: региональная интеграция, демократические принципы управления, сотрудничество для развития в науке, образовании, технологиях и т. д. Такая интеграция двух мнений привела к тому, что реализация финальной Декларации превратилась в сложную задачу по нескольким причинам:

— отсутствие признанных международных площадок сделало возможным влияние на получение поддержки тех или иных инициатив со стороны отдельных правительств и личностей;

— большое количество тем и их различие, что делает маловероятным их исполнение и т. д. Как отмечается в сборнике конференции «Conferencia La Unión Europea y el Sur: Una Nueva Era», прошедшей в сентябре 2004 года, [Conferencia La Unión Europea] результаты Саммита в Гвадалахаре в области социального равенства были очень низкими. Единственной конкретной инициативой в части, касающейся социального равенства, стал запуск программы EURO social.

Следующая встреча глав государств и правительств стран Европейского союза, Латинской Америки и Карибского бассейна состоялась в Вене, Австрия, в мае 2006 года. В рамках встречи прошли собрания министров иностранных дел стран региона, бизнес-форум, региональные встречи и сам Саммит. По итогам Саммита была принята Венская декларация, в которой нашли отражение многие вопросы, затрагиваемые в предыдущих документах: демократия и права человека, защита мира и безопасности, терроризм, наркотики, окружающая среда, энергетика, соглашения о сотрудничестве между субрегионами, борьба с бедностью и неравенством, миграция и обмен технологиями. В Декларации большое внимание уделено согласованию позиций стран двух регионов на более крупных форумах, таких как Генеральная Ассамблея ООН или Всемирная торговая организация. В области охраны окружающей среды стороны приняли обязательство углублять сотрудничество в сфере обмена знаниями и технологиями по предотвращению изменения климата, глобального потепления, рационального использования природных ресурсов и сохранения биоразнообразия для устойчивого развития [Declaration de Viena]. С самого начала переговоров большое значение придавалось развитию интеграционных процессов между Европейским союзом и интеграционными объединениями, существующими в регионе: МЕРКОСУР, Андское сообщество наций, КАРИКОМ. Поэтому в Декларации был отмечен определенный прогресс и выражено стремление продолжать работу в этом направлении. Борьба с бедностью и неравенством всегда присутствовала в повестке дня Саммитов глав государств и правительств. Однако в Венской Декларации уже намного меньше уделялось внимания этому вопросу, из чего можно сделать вывод, что в данной области были достигнуты определенные результаты и данная проблема стала менее актуальной. В Декларации отмечается, что главы государств и правительств остались довольны проведением первого Делового форума ЕС — Латинская Америка и Карибский бассейн на тему

«Связь двух миров через торговлю и культуру». На форуме собрались ключевые представители бизнеса из обоих регионов, чтобы обсудить торговые отношения, инвестиции, услуги и возможности для бизнеса. Наконец, стороны приняли приглашение Перу на 5 -й саммит ЕС—Латинская Америка и Карибский бассейн в 2008 году, в котором приняли участие 60 глав государств и правительств. Отсутствие премьер-министра Великобритании Гордона Брауна, президента Франции Николя Саркози и премьер-министра Италии Силь-вио Берлускони из-за внутренних проблем повлияло на доверие к саммиту и обоснованность его решений. По итогам встречи была принята Декларация Лима, которая была подписана 16 мая 2008 года 27-ю представителями Европейского союза и 33-мя представителями стран Латинской Америки и Карибского бассейна [Declaración de Lima].

Основными темами обсуждения стали «Бедность и неравенство» и «Устойчивое развитие: окружающая среда, изменение климата, энергетика». В Декларации была высказана поддержка Соглашениям об Ассоциации с Мексикой и Чили, так как такие Соглашения позволят продвинуться в переговорах о подписании подобных документов с МЕРКОСУР и Андским сообществом наций. Также в заключительном документе страны-участницы форума высказали недовольство позицией США в отношении Кубы и призвали рассмотреть возможности изменения этой позиции.

Для снижения бедности и неравенства Декларация предлагала принять следующие меры:

— создание эффективной социальной политики, которая позволит использовать государственные и частные ресурсы и дополнить межрегиональное сотрудничество;

— объединение модели роста, главной целью которого является распределение его позитивных результатов с государственной политикой и социальными затратами;

— ликвидация безграмотности и голода в регионе к 2020 году;

— реализация реформ национальных систем социальной защиты и улучшение сотрудничества в области продвижения гендерного равенства и соблюдения прав людей с ограниченными возможностями;

— стабилизация макроэкономической ситуации для привлечения иностранных инвестиций и активизация деятельности Европейского инвестиционного банка в регионе.

Часть Декларации, посвященная устойчивому развитию, затрагивала следующие обязательства:

— совместные действия по улучшению государственной политики в области окружающей среды — ликвидация городских трущоб;

— сотрудничество двух регионов в сфере изменения климата и энергетики;

— создание программы защиты окружающей среды EUrocLIMA с целью передачи латиноамериканским государствам европейских знаний в этой области;

— улучшение мер регулирования технологий, норм и правил в области биотоплива.

Профессор экономики Хосе Мануэль Гарсиа де ла Крус в своей статье «Оценка Декларации Лима, V Саммит ЕС — страны Латинской Америкой и Карибского бассейна» приводит анализ принятого документа и отмечает, что изменилось в первую очередь отношение Европейского союза к региональному

сотрудничеству, были дифференцированы по значимости компоненты отношений: политический диалог, торговые соглашения и сотрудничество для развития [Declaración de Lima]. Также было решено создать Фонд Латино-Карибской Америки и Европейского союза для обсуждения общих стратегий и действий, ориентированных на усиление межрегиональной ассоциации. Еще была создана Евро-Латиноамериканская Парламентская Ассамблея, основной целью которой было названо сближение законодательства двух регионов и углубление сотрудничества законодательных органов стран регионов. Следующую встречу глав государств и правительств было решено провести в Мадриде в мае 2010 года. Встреча проходила в сложной экономической ситуации мирового финансового кризиса, странами Европы предпринимались определенные меры по сохранению зоны евро с учетом положения Греции и рекомендаций по антикризисным мерам для Испании и Португалии. В то же время страны Латинской Америки и Карибского бассейна участвовали в Саммите, имея положительные показатели развития во время мирового финансового кризиса. Данную встречу называют «Саммитом конкретных результатов», которые были закреплены в двух документах, определяющих диалог региона с регионом. Один из них «Мадридская декларация. К новому этапу межрегиональной ассоциации: инновации и технологии для устойчивого развития». В Декларации нашли отражение три основных тематических направления: партнерство для совместного противостояния мировым вызовам; усиление межрегиональной ассоциации и продвижение технологических инноваций на межрегиональном уровне для устойчивого развития.

Второй документ, который получил название «Мадридский план действий 2010—2012», отходит от общих заявлений и уделяет основное внимание практическим действиям и определению ожидаемых результатов в таких сферах, как:

— наука, исследования, инновации и технологии;

— устойчивое развитие, окружающая среда, изменение климата, биоразнообразие и энергетика;

— региональная интеграция;

— миграция;

— образование и занятость;

— программа борьбы с наркотиками [Plan de acción de Madrid].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В политической сфере встреча не продемонстрировала значительных результатов, вновь подтвердив риторику, закрепленную в заключительных документах Саммитов: демократия, права человека, сотрудничество для развития, интеграция, борьба против терроризма. Наибольших успехов удалось достигнуть в сфере усиления межрегиональной ассоциации. Было подписано торговое соглашение Европейского союза с Колумбией, которое вызвало недовольство других стран Андского сообщества. Также было подписано соглашение об ассоциации Европейского союза и Центральной Америки, первое соглашение между двумя регионами. Третьим важным достижением стало возобновление переговоров между Европейским союзом и странами МЕРКОСУР о подписании соглашения об ассоциации, которое позволит в будущем укрепить торговые связи между двумя регионами в целом. Одним из важнейших результатов стала дальнейшая работа по созданию Фонда Ла-тино-Карибской Америки и Европейского союза, решение о котором было озвучено на встрече в Лиме. Этот орган позволит обсуждать общие темы, укрепляя с одной стороны политический диалог, а с другой — сотрудничество между двумя регионами, также он может служить специальной площадкой

для участия гражданского общества в процессах определения общей политики. Было принято предварительное соглашение о выборе трех городов-кандидатов для расположения штаб-квартиры: Гамбурга, Милана и Парижа. Однако стоит отметить, что ни один из этих городов не принадлежит к Ибе-роамерике, что может стать негативным фактором при расширении сотрудничества, поэтому предпочтительнее выбрать какой-нибудь город Испании или Португалии — стран, которые имеют прямые контакты с обоими регионами. Кроме того, начало отношений Европейского союза с Латинской Америкой было положено именно с вступлением Испании и Португалии в Европейский союз, что не может остаться без внимания при выборе города для расположения штаб-квартиры Фонда Латино-Карибской Америки и Европейского союза. Однако с точки зрения диверсификации связей Латинской Америки в Европейском союзе расположение штаб-квартиры новой организации в стране, где государственным языком не являются ни испанский, ни португальский, может внести большой вклад. Третья часть Декларации, посвященная продвижению инноваций и технологий на межрегиональном уровне для устойчивого развития, может считаться «путеводителем для работы по подготовке следующей встречи Латинской Америки, стран Карибского бассейна и Европейского союза в 2012 году», так как охватывает наиболее актуальные сферы развития многосторонних взаимоотношений.

Таким образом, встречи глав государств и правительств являются одним из главных инструментов взаимодействия двух регионов, развития сотрудничества и определения стратегических направлений деятельности. Такие встречи позволяют обсудить наиболее важные вопросы в многостороннем формате и обменяться мнениями по различным проблемам на наиболее высоком уровне. Саммиты глав государств и правительств дают определенный импульс дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества и делают возможным принятие ключевых решений и обсуждение наиболее острых проблем, касающихся двух регионов. Однако, исходя из содержания принятых итоговых документов, можно сделать вывод, что политическое сотрудничество, оставаясь одной из главных целей, продвигается медленными темпами. Причиной тому можно назвать большое количество участников встреч и кардинальное различие позиций некоторых участников переговорного процесса, что резко снижает эффективность проводимых встреч. Еще одной сложностью политического сотрудничества между двумя регионами можно назвать игнорирование некоторыми руководителями государств проводимых встреч и совещаний, а также отсутствие интереса у новых членов Европейского союза в развитии отношений с Латинской Америкой. Политическое сотрудничество во многом зависит от деятельности и позиции правительства Испании, на территории которой прошли два из шести состоявшихся Саммитов. Экономическое измерение сотрудничества двух регионов развивается по поступательной, но держится в основном на внешнеторговой политике крупных государств Европейского союза. Для ускорения и интенсификации сотрудничества необходимо принять целый ряд мер, основной из которых является отмена тарифных ограничений на импорт в Европейский союз сельскохозяйственных продуктов из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. На сегодняшний день разрешение возникающих между двумя блоками в экономической сфере противоречий невозможно в существующем формате, поэтому решение вопросов либерализации торговли между блоками в целом было отложено до завершения Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО. Тем не менее, несмотря на существующие сложности, Европейский союз намерен

продолжать сотрудничество с Латинской Америкой, о чем говорит принятие в

2002 году Стратегической региональной программы Европейского союза для

Латинской Америки и ее возобновление в 2007 году.

Список литературы /References

Freres С. De las declaraciones a la asociación birregional?, Nueva Sociedad, 2004, № 189, pp. 110—124. URL: http://www.nuso.org/upload/anexos/foro_199.pdf (accessed: 15.06.2022).

Conferencia La Unión Europea y el Sur: Una Nueva Era. URL: http://www.rimisp.org/seccion.php?seccion=367 (accessed: 07.06.2022).

Declaración de Guadalajara. III Cumbre de America Latina, el Caribe y la Union Europea. URL: http://www.integracionsur.com/americalatina/CumbreALatinaEuropaDcl

Guadalajara.htm (accessed: 01.06.2022).

Declaración de Lima. V Cumbre de America Latina, el Caribe y la Union Europea. URL: http://www.unapiquitos.edu.pe/boletin/archivos/VCumbreALC-UE2008.pdf (accessed: 17.06.2022).

Declaración de Madrid. II Cumbre de America Latina, el Caribe y la Union Europea. URL: http://www.nuso.org/upload/anexos/dec_2002_en.pdf (accessed: 13.06.2022).

Declaración de Rio. I Cumbre de America Latina, el Caribe y la Union Europea. URL: http://www.europarl.europa.eu/delegations/noneurope/idel/d12/docs/cumbrederio/de c laracionfinales.htm (accessed: 13.06.2022).

Declaracion de Viena. IV Cumbre de America Latina, el Caribe y la Union Europea. URL: http://www.comunidadandina.org/documentos/dec_int/EULACVienna_Mayo2006.pdf (accessed: 10.06.2022).

Plan de acción de Madrid 2010-2012. URL: http://eeas.europa.eu/lac/docs/plan_madrid_ 2010.pdf (accessed: 03.06.2022).

Reglamento (Cee) No 443/92 Del Consejo de 25 defebrerode1992 relativo a la ayuda financiera y técnica y a la cooperación económica con los países en vías de desarrollode América Latina y Asia. URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=CELEX:31992R0443:ES:HTML (accessed: 07.06.2022).

Статья поступила в редакцию 24.08.2022; одобрена после рецензирования 13.09.2022; принята к публикации 26.09.2022

The article was submitted 24.08.2022; approved after reviewing 13.09.2022; accepted for publication 26.09.2022.

Информация об авторе /Information about the author

Ветров Иван Андреевич — аспирант кафедры истории и политики России, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия, i.a.vetrov@mail.ru

Vetrov Ivan Andreevich — Post-graduate student of the Department of History and Politics of Russia, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation, i.a.vetrov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.