УДК 376.1 - 053.2 : 159.937.516
Е. С. Тушева, Л. Ф. Сербина
Выявление опорных знаний о цвете у детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается методика выявления опорных знаний о цвете у детей с ОВЗ как неотъемлемая часть комплексного психолого-педагогического обследования ребенка. Обоснована возможность корректировать и стимулировать развитие познавательной активности и продуктивной деятельности посредством проведения целенаправленных наблюдений за реализацией цветовых решений в окружающей действительности и речевой практике на узнавание цвета в объектах окружающей действительности.
The method of identification of basic knowledge of color at children with limited opportunities of health as an integral part of comprehensive psychology and pedagogical examination of the child is considered. The opportunity to correct and stimulate development of informative activity and productive activity by means of carrying out purposeful observations of realization of color schemes in surrounding reality and speech practice on recognition of color in objects of surrounding reality is proved.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, опорные знания о цвете, реализация цветовых решений.
Key words: children with limited opportunities of health, basic knowledge of color, realization of color schemes.
В контексте современных социально-образовательных перемен одним из развивающих направлений в исследованиях является психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного обучения. Актуализируются вопросы, касающиеся выявления особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и стартовой диагностики образовательных возможностей, необходимых для их успешного обучения. Это находит отражение в научно-практических разработках психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ, которое имеет непосредственное отношение к диагностике проблемных зон в их развитии (Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, О.Б. Иншакова, В.И. Лу-бовский, Т.С. Овчинникова, Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева и др.).
© Тушева Е. С., Сербина Л. Ф., 2016
Общеизвестно, что дети дошкольного возраста с ОВЗ испытывают трудности в восприятии, различении и назывании цветов. Отмечается низкий уровень их активности при использовании цвета в продуктивных видах деятельности. В младшем школьном возрасте многие из перечисленных проблем сохраняются, осложняя тем самым процессы активного наблюдения за многообразием цветовых решений в окружающей действительности и формирования колористических представлений у детей [3; 6, с. 102; 10, с. 263].
Выявление опорных знаний о цвете у детей с ОВЗ является пусть небольшой, но неотъемлемой частью комплексного психолого-педагогического обследования ребенка. При отборе диагностических методик, направленных на выявление его умений различать, узнавать и называть цвета, обязательно учитываются показатели, представляющие определенную диагностическую ценность. К таким показателям можно отнести назначение, информативность, возможность анализа, обработки и интерпретации полученных результатов.
С учетом специфики психологического обследования речь идет о цветовой психодиагностике, которая воспринимается «как набор определенных принципов интерпретации отношения цвет - психика» [1, с. 14; 7, с. 208]. Внимание педагога-психолога акцентируется на эмоциональном состоянии ребенка, его настроении и устойчивости черт личности. Прослеживается стремление распознать проявления тревожности и негативизма в состоянии ребенка и его действиях [9].
Данные, полученные в процессе педагогического обследования, ориентируют педагогов на выявление умений детей с ОВЗ узнавать, дифференцировать и называть цвета. С этой целью, как правило, начиная уже с раннего возраста, используются комплект строительного материала, мозаика, разноцветные шары и цветные ведра, цветные карточки, полоски, наборы листов с изображением геометрических фигур, отличающихся по цветовому признаку [4, с. 18; 5, с. 48]. При этом учитываются параметры умственного развития детей с ОВЗ: «принятие задания; понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость в процессе обследования» и уровень овладения ими познавательно-ориентировочными действиями: «хаотические действия; перебор вариантов; целенаправленные пробы, практическое примеривание; зрительная ориентировка» [3, с. 109].
Принимая во внимание необходимость в выявлении трудностей, которые дети с ОВЗ испытывают в процессе восприятия цветовых значений, возникает потребность в разработке предметно-практического блока диагностических заданий, приближенных к реальной жизни ребенка. В нашей работе [11] представлены практические и проблемно-практические задания, которые направлены на выявление опорных знаний о цвете у детей с задержкой психического развития, с тяжелыми речевыми нарушениями, умственной отсталостью. Предлагаются разнообразные виды практических работ, соответствующие программным требованиям разделов сенсорного, познавательного и речевого развития детей. Содержательная и практическая направленность заданий исходит из сенсорного опыта детей воспринимать цветовые решения в ближайшем окружении.
Способность ребенка воспринимать цветовые значения и фиксировать цветовые решения оценивается на основе его умений:
- находить предмет заданного цвета;
- отбирать предметы указанного цвета;
- осуществлять выбор предмета (носителя цвета) с опорой на сравнение и анализ цветового решения;
- понимать и выполнять правила поведения в регулируемой цветом ситуации;
- называть основные и оттеночные цвета;
- использовать в речи синтаксические и грамматические конструкты с включением колористической лексики на уровне слова, словосочетания, предложения, высказывания;
- соотносить цветовой признак с носителем (эталоном) признака;
- определять и анализировать изменения в состоянии предметов, ориентируясь на меняющийся цветовой признак носителя.
Процедура обследования проходит в процессе активного взаимодействия ребенка и взрослого по заданному игровому сценарию. На листе бумаги предлагается предметно-игровое поле, включающее цветные иллюстрации, инструкции для детей и правила выполнения заданий. Инструкции для детей представлены в виде небольших рифмованных текстов, акцентирующих внимание ребенка на сюжете игрового задания и побуждающих его к выполнению заданного действия. Правила выполнения заданий регламентируют действия как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.
Предлагаемые направления работы мотивированы целесообразностью постепенного усложнения предъявляемых заданий. С ориентиром на возрастные и психофизические особенности развития ребенка мы разработали три серии заданий. Каждая серия дифференцирована и отличается постановкой диагностической задачи.
В первой серии заданий от ребенка требуется простое воспроизведение материала на основе предметно-практической ориентировки. По ходу их выполнения выявляется способность ребенка соотносить цвета. Достигается это за счет подбора предметов нужного цвета к образцу путем наложения и приложения. Предлагаются задания типа: «Подбери мишкам пуговицы к штанишкам», «Помоги собачкам выполнить задачки» (подбор заплаток к коврикам), «На арене чудаки потеряли колпаки. Что же делать? Помоги» (подбор колпаков к костюмам клоунов), «В гости приглашаем, чаем угощаем» (подбор чашек к блюдцам) и др.
Во второй серии выполнение заданий усложняется за счет сравнения и анализа цветовых решений, включения в речь названия цвета на уровне восприятия и воспроизведения синтаксических моделей и грамматических форм. К примеру, «На картинку посмотри и такую же найди», «Мы поможем маме. Постираем сами» (выбор одежды названного цвета), «Назову я цвет предмета. Ты найди предмет по цвету», «Когда я назову предмет, ты покажешь нужный цвет», «Зайка назовет предмет, ты подскажешь ему цвет», «Разноцветными шарами ёлку вместе украшали», «Лото» и др.
В третьей серии заданий ребенку предлагается найти ответ на проблемные вопросы. Это задания, которые требуют осмысления и обоснования практического применения знаний о цвете. «Какой сигнал светофора горит? О чём нам этот сигнал говорит?», «Выполни задание только там, где правильно» (контурное изображение предметов с соответствующим и несоответствующим набором цветных карандашей), «Пазлы», «Клякса нам подскажет цвет, каким может быть предмет» (контурное изображение предмета и обоснование выбора его цвета) и др.
Анализ результатов исследования, в котором участвовали дети с задержкой психического развития (ЗПР) и дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) показал, что дети с ЗПР были медлительны в ответах при выполнении задания, не решительны, допускали частые
ошибки при различении и опознавании цвета. Несмотря на то, что соотнесение по образцу дошкольники с ЗПР осуществляли достаточно точно, в заданиях на узнавание цвета в объектах окружающей действительности показали более низкие результаты, чем дети с ТНР.
Анализ средних баллов выполнения всех заданий показал, что восприятие цвета у детей с ЗПР в 1,89 раза ниже, чем у детей с ТНР (соответственно у детей с ЗПР 2,31, а у детей с ТНР - 4,33). Однако необходимо заметить, что иерархия формирования способностей восприятия цвета одинаковая как у детей с ТНР, так и у детей с ЗПР. Наилучшим у детей обеих групп было соотнесение по образцу. Распознавание цвета по словесному указанию и без опоры на образец показывает, что безошибочное выполнение, оказывается доступным лишь некоторым детям старшего дошкольного возраста с ТНР и вообще недоступно детям с ЗПР.
В результате проведенного обследования, педагог сможет определить не только актуальный, но и потенциальный уровень сформированности представлений детей с ОВЗ о цвете. Тем самым появляется возможность корректировать и стимулировать развитие их познавательной активности и продуктивной деятельности посредством проведения целенаправленных наблюдений за реализацией цветовых решений в окружающей действительности и речевой практике на узнавание цвета в объектах окружающей действительности.
Список литературы
1. Базыма Б.А. Порядковые отношения цветов и цветовые предпочтения // Вестн. Харьков. ун-та. Сер. Психология. - № 550. - 2002. - С. 13-15.
2. Болотов В.А. Научно-педагогическое обеспечение качества образования // Педагогика. - № 1. - 2010. - С. 6-11.
3. Дети сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. - 336 с.
4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию: пособие для психол.-пед. изучения детей в дошк. учреждениях и нач. кл. шк. - М.: М.В. Сека-чёв, 2004. - 61 с.
5. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: учеб.-метод. пособие. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Боряевой, 2011. - 272 с.
6. Инфатьева И.Ф., Лебедева Н.В. Развитие колористических представлений у учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Логопедия XXI века: традиции и новации: сб. материалов науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб., 20 апр. 2012 г. РГПУ им. А.И. Герцена. - СПБ.: ЦДК проф. Л.Б. Боряевой, 2012. - 368 с.
314
7. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 640 с.
8. Овчинникова Т.С., Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. - СПб.: Каро, 2004. - 429 с.
9. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера (Психологический инструментарий) / сост. О.Ф. Дубровская. - М.: Когито-Центр, 2008. - 74 с.
10. Тушева Е.С., Жаркова Т.И. Коррекция цветовосприятия и цветоразли-чения у младших дошкольников с задержкой психического и речевого развития // Специальное (дефектологическое) образование: актуальные тенденции и перспективы. - М.: ЛОГОМАГ, 2013. - С. 263-268.
11. Тушева Е.С., Жаркова Т.И. Правильно ли ребенок воспринимает цвет: дидактическое пособие: в 2 ч. Ч. 1. Выявление опорных знаний о цвете. - М.: ИД «Сказочная дорога», 2016. - 28 с.