Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ НАИЛУЧШЕГО МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ ГРУЗОВОЙ СТАНЦИИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ПРИЁМА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПОЕЗДОВ ИЗ КИТАЯ'

ВЫЯВЛЕНИЕ НАИЛУЧШЕГО МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ ГРУЗОВОЙ СТАНЦИИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ПРИЁМА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПОЕЗДОВ ИЗ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
оптимизация логистики / склады / центр гравитации / метод масс / суммы расстояний / экспертные оценки / конкурентоспособная система / optimization of logistics / warehouses / gravity method / mass method / minimum distance amounts / expert assessments / logistics system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батурин Д.А., Королев А.А., Гурьянова Н.В.

В рамках исследования по оптимизации логистических процессов в Московской области для улучшения торговых связей с Китаем, были рассмотрены методы определения оптимального местоположения складов. Анализ инфраструктуры, экономических и экологических факторов, а также применение методов центра гравитации, центра масс, минимальных сумм расстояний и экспертных оценок позволил выявить ключевые критерии для выбора наиболее подходящего места для грузовой станции, что способствует созданию конкурентоспособной логистической системы и укреплению международной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING THE BEST LOCATION CARGO STATION IN THE MOSCOW REGION FOR RECEIVING CONTAINER TRAINS FROM CHINA

As part of a study to optimize logistics processes in the Moscow region to improve trade relations with China, methods for determining the optimal location of warehouses were considered. Analysis of infrastructure, economic and environmental factors, as well as the application of center of gravity, center of mass, minimum distance sums and expert assessment methods, identified key criteria for selecting the most suitable location for a freight station, which contributes to the creation of a competitive logistics system and strengthening international trade.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ НАИЛУЧШЕГО МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ ГРУЗОВОЙ СТАНЦИИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ПРИЁМА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПОЕЗДОВ ИЗ КИТАЯ»

УДК 656.212.7 Батурин Д.А., Королев А.А., Гурьянова Н.В.

Батурин Д.А.

студент

Российский университет транспорта (г. Москва, Россия)

Королев А.А.

студент

Российский университет транспорта (г. Москва, Россия)

Гурьянова Н.В.

студент

Российский университет транспорта (г. Москва, Россия)

ВЫЯВЛЕНИЕ НАИЛУЧШЕГО МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ ГРУЗОВОЙ СТАНЦИИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ПРИЁМА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПОЕЗДОВ ИЗ КИТАЯ

Аннотация: в рамках исследования по оптимизации логистических процессов в Московской области для улучшения торговых связей с Китаем, были рассмотрены методы определения оптимального местоположения складов. Анализ инфраструктуры, экономических и экологических факторов, а также применение методов центра гравитации, центра масс, минимальных сумм расстояний и экспертных оценок позволил выявить ключевые критерии для выбора наиболее подходящего места для грузовой станции, что способствует созданию конкурентоспособной логистической системы и укреплению международной торговли.

Ключевые слова: оптимизация логистики, склады, центр гравитации, метод масс, суммы расстояний, экспертные оценки, конкурентоспособная система.

2360

ВВЕДЕНИЕ.

Глобализация торговли ставит перед логистическими компаниями новые вызовы, требующие эффективного управления поставками. Один из ключевых элементов успешной логистики — оптимальное распределение складов, в том числе для приёма контейнерных поездов из Китая в Московской области.

С каждым годом объём торговли между Россией и Китаем растёт из-за активного экономического развития стран Восточной Азии. В связи с этим компании, занимающиеся доставкой грузов, сталкиваются с новыми сложностями, такими как необходимость оптимизации процессов приёма и распределения товаров.

Целью работы является определение оптимального местоположения грузовой станции в Московской области для приёма контейнерных поездов из Китая. Для этого необходимо:

• Оценить логистические системы и транспортные коридоры Московской области.

• Провести экономический анализ вариантов расположения склада.

• Учитывать экологическое воздействие и предложить меры по его снижению

Для решения данной задачи требуется обозначить критерии оценивания. Важные факторы могут включать в себя географическое положение, транспортную доступность, инфраструктуру поддержки (дороги, железные дороги), пропускную способность, степень загруженности, технологическую оснащенность и возможности расширения.

ИССЛЕДОВАНИЕ.

В этой главе рассматривается проблема оптимального размещения складов и методы её решения. Среди них выделяются: метод центра гравитации, метод центра масс, метод минимальных сумм расстояний и метод экспертных оценок. Каждый из них учитывает различные аспекты, такие как географические, транспортные, экономические и технологические параметры [1].

1. Метод центра гравитации (Gravity Model):

2361

Метод центра гравитации — это математический инструмент, который используется для оптимизации размещения объектов в логистической инфраструктуре. Он учитывает местоположение точек назначения, объёмы товаров и затраты на транспортировку. Сначала назначения размещаются на системе координат, где начало и шкала согласованы с учётом относительных расстояний.

Метод центра гравитации рассчитывается по следующей формуле:

D = + Х2)2 + (Y± + Y2)2

где, D — расстояние между двумя точками (расположениями склада),

Хг и Y± — координаты первой точки,

Х2 и Y2 — координаты второй точки.

2. Метод центра масс (Center of Gravity Method):

Метод центра масс аналогичен поиску центра масс точечных объектов. Для его применения используется пластина с контурами обслуживаемого района, на которую устанавливаются грузы, пропорциональные объёму потребляемого потока в каждом пункте. Точка равновесия модели указывает оптимальное местоположение распределительного центра.

Ограничение метода: учитываются только прямолинейные расстояния, что предполагает наличие развитой дорожной сети в районе.

Метод центра масс рассчитывается по следующим формулам (для двухмерного случая):

у = KXj X ML) Acg £Mt

У = Ш X Mi) Ycg £ Mt

где Xcg и Ycg — координаты центра масс,

Xi и Yt — координаты каждой локации,

Mi — объем (или вес) груза, доставляемого в каждую локацию.

3. Метод минимальных сумм расстояний (Minimum Sum of Distances Method):

2362

Матричный метод минимальных сумм расстояний определяет такое расположение объекта, чтобы сумма расстояний до всех других объектов была минимальной. Алгоритм:

1. Создаётся матрица расстояний между объектами.

2. Заполняется вектор весов для каждого объекта.

3. Вычисляется минимальная сумма весов по всем строкам матрицы.

4. Объект с наименьшей суммой весов определяет оптимальное расположение.

При рассмотрении трёх вышеупомянутых методов был сделан вывод, что они подходят для нахождения места расположения склада в данном исследовании по причине отсутствия данных по грузопереработки предприятий в рассматриваемой нами зоне.

4. Метод экспертных оценок:

Опыт, интуиция и информация помогают специалистам выбирать важные цели и находить решения сложных задач, даже при отсутствии аналогичных примеров. Экспертные методы развиваются, расширяя области применения и интегрируя математические методы и вычислительную технику. Несмотря на успехи, остаются задачи, требующие дальнейших исследований.

Экспертное оценивание основывается на мнениях специалистов для принятия решений. Методы организации работы с экспертами и обработки их мнений включают индивидуальные и коллективные оценки. Применение включает выбор технических устройств, космонавтов, научных проектов, получателей кредитов и инвестиционных проектов.

Метод факторного ранжирования используется для сравнительной оценки факторов, влияющих на выбор места размещения транспортно-логистической инфраструктуры. Он определяет комплексную оценку факторов, но не измеряет вклад каждого. Для улучшения предложен комбинированный метод с использованием диаграммы Исикавы [2].

Диаграмма Исикавы, как показано на рисунке 1, структурирует причинно-следственные связи между объектом анализа и влияющими

2363

факторами, что помогает эффективно решать проблемы и достигать целей. Факторный анализ моделирует эти связи, позволяя принимать управленческие решения при изменении факторов.

Комбинированное решение включает построение диаграммы Исикавы для выделения значимых факторов и формирования матрицы данных. Математическая структура диаграммы Исикавы представлена на рисунке 2.

Рисунок 1. Диаграмма Исикавы.

Порядок формирования матрицы исходных данных факторной модели

№ п/п Номер респондента Факторы первою порядка

А, 4 Х„

Факторы второго порядка

*п Х\г - хи х,г ... ** - Х,„

Ранги факторов первого и второго порядков

1 1 Р Р Р р р р 1 и, г ,22 ... г К, Рш ... Рш

1=1 Р^УРщ Р^Ри,

2 2 Рш - 1 Р-ш К, ... 1 Р,ш р, „ ... р., ■ 1т

ы 1-1 М

т т &Л1 ■■■ 1 ^»1/ \ К»>22 1 ат. 1и - И......

Р/л1 ^ " ' ■ 1=1 н р гпп / . \пп\ 1=1

Рисунок 2. Оценочная матрица с факторами для экспертного анализа.

2364

Использование методов.

Метод экспертных оценок включает анализ инфраструктуры, географии, транспортных показателей, социальных и экологических факторов.

Инфраструктура и география: Оценка доступности и удобства для транспортных потоков, влияющих на эффективность складских операций.

Показатели транспортной работы: Оценка возможных задержек, стабильности поставок и надежности транспортной системы.

Социальная сфера: Учет близости к населенным пунктам, доступности рабочей силы и общего благосостояния региона.

Экология: Оценка экологического воздействия и принятие устойчивых решений.

На основе факторов из рисунка 3 был проведён опрос среди студентов и преподавателей специальности «Технология транспортных процессов» и «Эксплуатация железных дорог». Полученные данные были сведены в таблицу изображены на рисунке 4. По итогам анализа решение пало в пользу станции Мытищи, выделенное методом экспертных оценок, представляет собой сбалансированный компромисс между различными аспектами, обеспечивая оптимальные условия для эффективной и устойчивой логистической деятельности.

Показатели

Инфрас труктура и география

транспортной работы региона

Объём транспортных услуг на душу населения (2.1) Объём перевозок ж/д и автотранспортом (2.2)

Физическое воздействие на биосферу (4.2) Наличие природных резерватов (4.3)

Инфраструктура транспорта (2.3)

Планирование утилизации отходов (4.1)

Стоимость перевозок (2.4)

Загрузка и использование ТС (2.5) Оптимальное

► расположение склада логистической инфраструктуры

Рисунок 3. Диаграмма Исикавы учитывающая факторы исследования.

2365

Респондент Факторы первого порядка

Инфраструктура и география Показатели транспортной работы региона Социальная сфера Экология

Факторы второго порядка

*1.2 Х1А *1.5 Х2.1 Х2.2 ^2.3 А Х2.5 Хзл Х3.2 ^3.3 А'4.1 ^4.2 ^4.3

Ранги факторов первого н второго порядков

Купавна Р1.1.1 ^1.1.2 Р-.:..з Рг.гл ^1.1.5 Р-..2.1 Р-..2.2 Р1.2.3 Р-..2А Р1.2.5 Р1.3.1 Р-..3.2 Р'.З.З Р-..ЗА ^1.4.1 Р-.А.2 Р1.4.3

Р1:=10+8-9+9+7=43 р12=8+10+9+8+10=45 р15=10+6+10+9=35 Р1д=8+10+9=27

Белый Раст Р2.1.1 ^2.1.2 ^2.1.3 Р2.1Л ^2.1.5 Р2.2.1 Р2.2.2 Р2.2,3 Р2.2А Р2.2.5 Р2.3.1 Р2.3.2 Р2.3.3 Р2.3А ^2.4.1 Р2А.2 Р2Л.З

Р2 ^=7+8+6+8+7=36 Р2 2=6+10+10+8+10=44 р2 3=5-10+10-7=32 р24=10-10+9=29

Электроугли Рз. 1.1 ^3.1.2 Рз. 1.3 Рз. 1.4 Рз. 1.5 Рз. 2.1 Рз. 2.2 Рз.2.3 Рз.2Л Рз.2.5 Р3.3.1 Р3.3.2 Рз.з.з РЗ.ЗА Рзл.1 Рз. 4.2 РЗА.З

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р31=10-8+9+10+7=44 р3 2=8-10+8+8-10=44 р2 3=8-8+10+9=35 р3 4=8-10+8=26

Рисунок 4. Оценочная матрица с факторами 5.

Органолептический способ.

Данный метод нахождения месторасположения склада в логистической инфраструктуре основан на восприятии и оценке чувственными органами, такими как зрение, слух, обоняние и осязание. В контексте оптимизации расположения склада органолептический подход может иметь свою применимость, хотя его эффективность может быть ограничена и не всегда применима в формальных бизнес-процессах.

Применимость органолептического метода:

• Анализ окружающей среды: Оценка доступности транспортных сетей, близости к дорогам, аэропортам и железнодорожным узлам, а также общего облика района.

• Оценка транспортной инфраструктуры: Инспекция качества дорог, доступности общественного транспорта и проблем с парковкой, влияющих на логистику.

• Определение потенциала бизнеса: Оценка близости к предприятиям, потенциальным клиентам и поставщикам для возможных партнерств.

2366

• Учет особенностей региона: Учет климатических условий, экологических и демографических факторов, влияющих на логистику.

• Взаимодействие с местным сообществом: Оценка взаимодействия с местным населением и поддержание позитивных отношений.

Ограничения: Субъективность, ограниченное покрытие и возможные искажения восприятия. Однако в сочетании с формальными методами, органолептический подход предоставляет полезные данные для принятия решений.

В процессе выполнения работы было решено рассмотреть станцию Бужаниново, как оптимальную грузовую станцию для приема контейнерных поездов из Китая.Это обосновано следующим:

Отсутствие конкуренции. Станция Бужаниново удалена от других контейнерных терминалов, расположенных на севере и востоке Московской области. Согласно тарифному руководству .№4 расстояние до ст. Белый Раст - 89 км, до ст. Электроугли - 140 км. Иных контейнерных терминалов нет на Ярославском направлении МЖД. Отсутствие конкуренции в близлежащих к Бужаниново районах может «сыграть на руку».

Близость к промышленным и научным центрам Подмосковья. Станция Бужаниново расположена в непосредственной близости от крупных промышленных центров Московской области, таких как Сергиев Посад, Дубна, Дмитров, Пушкино. Это позволяет сократить время и стоимость доставки грузов до конечных потребителей. В то же время станция не находится в плотной городской застройке. Она располагается в селе Бужаниново, в котором проживает всего 1720 человек. Это позволяет проводить строительство либо реконструкцию без особых затруднений.

Развитие инфраструктуры. Станция Бужаниново имеет инфраструктуру, которую можно развивать для того, чтобы принимать контейнерные поезда из Китая. Станция имеет грузовой фронт, оборудованный повышенным путем, подъездные пути к предприятиям ООО «ПЕРЕВАЛРЕСУРС», ФКП «НИЦ РКП». «ПЕРЕВАЛРЕСУРС» уже обладает складским помещением. Также

2367

станция открыта по параграфам работы 8н и 10н, что позволяет заниматься приемом и выдачей крупнотоннажных контейнеров на путях необщего пользования.

Перекресток транспортных путей. Станция Бужаниново располагается на совмещенном участке Ярославского направления МЖД и Большого кольца МЖД. Необходимо отметить, что нечетная (восточная) горловина станции находится под путепроводом автомобильной дороги федерального значения М—8 «Холмогоры» (Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск) и имеет съезды с неё. Данная ситуация обеспечивает удобство подхода к станции. Однако существует одно "узкое место". При подходе поездов со стороны Владимира отсутствует съезд с радиального направления на Большое кольцо МЖД. Из-за этого есть необходимость смены направления в напряженном узле Орехово-Зуево. Сооружение съезда позволило бы ускорить продвижение поездов.

Станция Бужаниново имеет ряд преимуществ для приема контейнерных поездов из Китая. Однако для реализации проекта по развитию станции необходимо провести ряд мероприятий по модернизации инфраструктуры и разработке маркетинговой стратегии.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА.

На основе исследования оптимального местоположения грузового склада в логистической инфраструктуре с использованием различных методов, были сделаны следующие выводы:

• Методы математического моделирования: Методы центров масс, центра гравитации и минимальных сумм расстояний предоставляют эффективные подходы для определения оптимального местоположения склада.

• Метод экспертных оценок: Привлечение экспертов и использование их опыта помогает точнее выбрать местоположение, учитывая реальные условия и потребности.

2368

• Органолептический метод: Анализ окружающей среды, транспортной инфраструктуры, бизнес-потенциала и взаимодействия с местным сообществом добавляет контекстуальные данные к общему анализу.

Выбор оптимального местоположения: Станции Бужаниново и Мытищи выделяются как предпочтительные для приема контейнерных поездов из Китая. Их выбор обоснован отсутствием конкуренции, удобным географическим расположением, близостью к промышленным центрам, развитой инфраструктурой, экологичностью и пересечением транспортных путей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апатцев В.И., Басыров И.М. Оценка факторов, влияющих на выбор оптимального месторасположения объектов логистической инфраструктуры // Наука и техника транспорта. - 2017. - №1. - С. 33-37;

2. Лысенко Н.Е., Каширцева Т.И. Транспортная логистика (в примерах и задачах): Учебное пособие. - М.: МИИТ, 2004. - 46 с

2369

Baturin D.A., Korolev A.A., Guryanova N. V.

Baturin D.A.

Russian University of Transport (Moscow, Russia)

Korolev A.A.

Russian University of Transport (Moscow, Russia)

Guryanova N.V.

Russian University of Transport (Moscow, Russia)

IDENTIFYING THE BEST LOCATION CARGO STATION IN THE MOSCOW REGION FOR RECEIVING CONTAINER TRAINS FROM CHINA

Abstract: as part of a study to optimize logistics processes in the Moscow region to improve trade relations with China, methods for determining the optimal location of warehouses were considered. Analysis of infrastructure, economic and environmental factors, as well as the application of center of gravity, center of mass, minimum distance sums and expert assessment methods, identified key criteria for selecting the most suitable location for a freight station, which contributes to the creation of a competitive logistics system and strengthening international trade.

Keywords: optimization of logistics, warehouses, gravity method, mass method, minimum distance amounts, expert assessments, logistics system.

2370

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.