Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОБОСНОВАНИЯ ПРОЕКТА ПРИМОРСКОГО ТРАНСПОРТНО -ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА'

МЕТОДЫ ОБОСНОВАНИЯ ПРОЕКТА ПРИМОРСКОГО ТРАНСПОРТНО -ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ПРОИЗВОДСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Цыганов Владимир Викторович, Савушкин Сергей Александрович, Горбунов Владимир Григорьевич

Разработан системный подход к планированию создания приморского транспортно логистического кластера (ПТЛК), включающего мультимодальный терминально логистический центр, в состав которого входит морской порт с железнодорожными и автомобильными путями подхода, а также производственно технологическая зона. Описаны методы обоснования создания ПТЛК. Развитый подход и методы проиллюстрированы на примере планирования создания ПТЛК «Балтийский» на побережье Финского залива вблизи Санкт Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Цыганов Владимир Викторович, Савушкин Сергей Александрович, Горбунов Владимир Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION METHODS FOR SEASIDE TRANSPORTATION AND LOGISTICS CLUSTER PROJECT

A systematic approach has been developed to planning the creation of a Seaside Transport and Logistics Cluster (STLC) with a multimodal terminal and logistics center, which includes a seaport with rail and road approaches, as well as a production and technological zone. Methods for substantiating the creation of a STLC are described. The developed approach and methods are illustrated by the example of planning the creation of the Baltiyskiy STLC on the coast of the Gulf of Finland near St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОБОСНОВАНИЯ ПРОЕКТА ПРИМОРСКОГО ТРАНСПОРТНО -ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА»

В.В. Цыганов, С.А. Савушкин, В.Г. Горбунов

УДК 658.314.7:330.115 Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН

ГРНТИ 73.01.11 Экспериментальный завод научного приборостроения

DOI: 10.47501ЛТШи.2021.2.37-42 РАН

МЕТОДЫ ОБОСНОВАНИЯ ПРОЕКТА ПРИМОРСКОГО ТРАНСПОРТНО -ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

Разработан системный подход к планированию создания приморского транспортно-логистического кластера (ПТЛК), включающего мультимодальный терминально-логистический центр, в состав которого входит морской порт с железнодорожными и автомобильными путями подхода, а также производственно-технологическая зона. Описаны методы обоснования создания ПТЛК. Развитый подход и методы проиллюстрированы на примере планирования создания ПТЛК «Балтийский» на побережье Финского залива вблизи Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: транспорт, производство, управление, организация, структура.

Tsyganov V., Savushkin S., Gorbunov V.

N.S. Solomenko Institute of Transport Problems Experimental plant of scientific instrumentation of the Russian Academy of Sciences

JUSTIFICATION METHODS FOR SEASIDE TRANSPORTATION AND LOGISTICS CLUSTER PROJECT

A systematic approach has been developed to planning the creation of a Seaside Transport and Logistics Cluster (STLC) with a multimodal terminal and logistics center, which includes a seaport with rail and road approaches, as well as a production and technological zone. Methods for substantiating the creation of a STLC are described. The developed approach and methods are illustrated by the example of planning the creation of the Baltiyskiy STLC on the coast of the Gulf of Finland near St. Petersburg.

Keywords: transport, production, management, organization, structure, logistics.

Для развития страны требуется опережающее развитие транспортной инфраструктуры (ТИ). В приветствии Восточному экономическому форуму-2021 В.В.Путин отметил: «Предстоит наметить оптимальные формы и механизмы взаимодействия, направленные на улучшение инвестиционного климата, развитие транспортной, энергетической, промышленной инфраструктуры...» [1]. При этом возникает потребность в научном обосновании решений, принимаемых в связи с созданием важнейших элементов ТИ, в том числе крупных морских портов с железнодорожными и автомобильными путями подхода. Для краткости, мультимодальный терминально-логистический центр с производственно-технологической базой, в состав которого входит морской порт с железнодорожными и автомобильными путями подхода, будем называть приморским транспортно-логистическим кластером, и обозначать ПТЛК.

ПТЛК являются важными элементами мегапроекта «Единая Евразия: ТЕПР-ИЕТС» [2] и ТИ страны [3]. Основой для разработки ПТЛК является теория больших транспортных систем [4] и разработанный на её основе Комплекс моделей стратегического управления крупномасштабной транспортной инфраструктурой [5]. Её элементами являются терминально-логистические центры [6], обеспечивающие мультимодаль-ность ТИ [7]. Как показано в [6,7], проектирование ПТЛК связано с решением следующих задач._

Конкурентоспособность ПТЛК на рынке услуг на перспективу определяется на основе комплексного маркетинга, с учетом вероятностей появления новых ПТЛК аналогичного масштаба. Необходимо спрогнозировать грузопотоки по направлениям и видам грузов, их интенсивности на основных участках маршрутов, объемы и технологии грузопереработки и др.

Согласование со стратегиями партнеров. Необходимо определить, имеются ли ограничения ТИ и мощностей по перевозке прогнозируемых объемов грузов для ПТЛК. Для этого необходимо оценить соответствие объемов грузоперевозок стратегическим документам развития ТИ. Надо определить маршруты грузопотоков и интенсивности перевозок грузов на их основных участках, а также доли прироста грузопотоков в сообщении с ближайшей к ПТЛК железнодорожной станции в общем объеме прироста на основных маршрутах следования грузов. Нужно определить развязки перспективных поездо- и грузопотоков на этой станции, наметить необходимые мероприятия по перспективному ее развитию, оценить требуемые инвестиции. Далее, необходимо оценить пропускные способности других участков ТИ на маршрутах следования грузопотоков для ПТЛК, размеры грузового движения, спрогнозировать «узкие места» участков ТИ, наметить дополнительные мероприятия по развитию пропускных способностей ТИ.

Сбор и сравнительный анализ информации об аналогичных ПТЛК в стране и мире (бенчмаркинг) предполагает формирование перечня крупных морских портов и «грузовых деревень», аналогичных по параметрам проектируемому ПТЛК. Необходим анализ их местоположения, территориального взаимодействия логистических структур, технологий работы, технического оснащения, производственных зон и их влияния на грузопотоки ПТЛК. Требуется анализ и прогноз эволюции концепций отечественных и зарубежных ПТЛК, а также перспектив строительства ПТЛК в стране.

Расчет конструктивных и технологических показателей ПТЛК. Разработка технологической концепции создания ПТЛК предполагает предварительную оценку параметров, таких как суточные объемы прибытия и отправления грузов (в том числе, тарно-штучных грузов), вагоно- и контейнеропотоков по прибытию и отправлению (в том числе по танк-контейнерам, рефконтейнерам и контрейлерам), а также суточные грузопотоки прибытия и отправления складского комплекса, перевозимой колесной и самоходной техники, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, зоны таможенного контроля и складов временного хранения, автотранспорта на въезде и выезде ПТЛК. После этого строится общая диаграмма грузопотоков. На её основе рассчитываются параметры основных объектов контейнерного терминала, терминала по переработке танк-контейнеров и рефконтейнеров, контрейлерного терминала, складского комплекса, терминала для переработки колесной и самоходной техники, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, зоны таможенного контроля и склада временного хранения ПТЛК, зоны государственных контролирующих органов. Формируются и систематизируются технологические операции по прибытию и отправлению контейнерного и контрейлерного поездов, операции с групповыми и повагонными отправками, работы ремонтной зоны контейнеров. Рассчитываются параметры административно-бытового корпуса, въездной группы и вспомогательных помещений.

Планировочные решения принимаются на основе концепции пространственного развития, градостроительного и пространственного анализа проекта. Определяется компоновка и размещение объектов ПТЛК, этапы их проектирования и строительства. Рассчитываются нормы потребления энергоресурсов и воды, в том числе потребности

ПТЛК в электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, водоснабжении, водоот-ведении. Проводится расчет производимых выбросов.

Бизнес-модель определяется концепцией бизнеса ПТЛК, формируемой на основе анализа и прогноза потребностей рынка. Необходимо спрогнозировать предлагаемые ПТЛК услуги и их объемы (на основе процента «проникновения» данной услуги в общую грузовую базу ПТЛК) и цен на них (на основе бенчмаркинга существующих рыночных условий). В их числе основные услуги (погрузка, разгрузка и др.), складские услуги, сопутствующие услуги (первая и последняя миля и др.), таможенная обработка. Оцениваются возможности размещения на территории ПТЛК производств профильных товаров. Описание бизнес-модели ПТЛК включает необходимую мощность потоков, график выхода на нее, необходимые характеристики ПТЛК для их привлечения, факторы конкурентоспособности, предлагаемые услуги, прогнозы их объемов и цен. На основе бизнес-модели ПТЛК формируется организационная модель, инвестиционный план и источники его финансирования (на основе оценки грузооборота, необходимого для окупаемости ПТЛК). Услуги ПТЛК должны соответствовать уровню 3PL и 4PL, что предполагает высокую степень вовлеченности в бизнес-процессы клиентов. ПТЛК должен управлять процессами цепи поставок клиента, включая курьерские, экспедиторские и складские услуги, выступать в качестве посредника между клиентом (например, производителем) и провайдерами логистических услуг (в т.ч. провайдерами, услугами которых пользуется клиент). Реализация услуг уровня 3PL и 4PL потребует специальной подготовки персонала и программного обеспечения ПТЛК.

Архитектура АСУ ПТЛК объединяет основные и вспомогательные технологические процессы, системы управления ими, а также блоки взаимодействия с автоматизированными системами ОАО «РЖД» и с потребителями услуг ПТЛК на основе концепции клиентоориентированности.

Организационно-оформительские задачи на предпроектной стадии предполагают утверждение концепции, инвестиционный анализ, оформление исходно-разрешительной документации, привлечение и оформление инвестиций. На стадии проектирования они включают организацию финансирования, проведение тендера на проектирование, руководство проектированием, проведение тендера на выбор технического заказчика, получение разрешения на строительство. На стадии строительства проводятся соответствующие тендеры, координируются строительные работы, контролируется качество строительных расходов. На стадии эксплуатации проводится маркетинг и продвижение проекта на рынке, сдача в аренду и продажа площадей.

Технико-экономическое обоснование ПТЛК предполагает решение следующих задач (на примере ПТЛК «Балтийский» в Финском заливе, вблизи Санкт-Петербурга):

• анализ соответствия терминально-складской и промышленной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области существующему и перспективному спросу;

• выявление основных требований и предпочтений разных бизнесов в отношении развития объектов терминально-складской и промышленной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

• формирование предложений по перспективному развитию объектов терминально-складской и промышленной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

• определение приоритетов создания крупных промышленных зон на территории Северо-Западного региона, с обеспечением удобного автодорожного подъезда и воз-

можностью железнодорожной погрузки;

• разработка программы создания крупных промышленных кластеров на территории региона и привлечения инвесторов и девелоперов в данный сегмент рынка;

• анализ и прогноз грузопотоков по отраслям: пищевая, сельскохозяйственная, товары народного потребления и оборудование для их производства, автотранспортные комплектующие, легкая промышленность, фармацевтика и биотехнологии, информационные технологии и телекоммуникации, приборостроение, микроэлектроника;

• анализ возможностей взаимодействия с правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также участниками рынка, с точки зрения вывода промышленных предприятий на территорию ПТЛК;

• оценка потенциала коммерциализации территории ПТЛК;

• многофакторная модель формирования «портретов» потенциальных резидентов ПТЛК;

• разработка коммерческой концепции проекта;

• анализ местоположения и транспортной доступности территории ПТЛК;

• функциональное зонирование: дорожная сеть, паркинги, накопители, функциональные зоны, мультимодальная терминально-логистическая, промышленная, административная и вспомогательная инфраструктура;

• технологическая концепция создания мультимодального терминально-логистического комплекса в рамках ПТЛК, с учетом особенностей его местоположения, экспорта, импорта и транзита грузов разных видов, мультимодального зонирования (технология, техника, форматы и сервисы), логистического зонирования (технология, техника, кроссдокинг, специализированные склады), офисно-сервисный парк ("B2B", "B2C", офисные модули, гостиница и другие услуги);

• технология и техника обеспечения синергии мультимодального терминально-логистического комплекса и производственно-технологического комплекса, интеграции производственных процессов и мультимодальной транспортировки на территориях производств резидентов (зонирование, исходя из категорий опасности производств, совместимости многофункциональных транспортных и промышленных объектов, технологических проектов и транспортных путей).

• разработка концепции бесшовной технологии движения грузов в ПТЛК (из тыловых логистических терминалов к причальным линиям морского порта и др.) отдельными группами вагонов, блок-поездами и автотранспортом;

• обоснование предложений по обеспечению надежности организации перевозок по расписанию; исследование возможностей и разработка предложений по развитию действующих и внедрению перспективных способов организации движения и систем управления перевозками;

• обоснование рациональных способов доставки партий грузов независимым участникам, оценка затрат на доставку блок-поездами и автотранспортом; выбор подхода к определению оптимальной величины составов блок-поездов; оценка величин рабочего парка вагонов и эксплуатируемого локомотивного парка, потребности в подвижном железнодорожном составе, рабочего и списочного парка автомобилей.

Экспертиза проекта ПТЛК предполагает выполнение следующих работ [6,7].

Выявление круга задач, которые должен решать ПТЛК, например:

• развитие интермодальных перевозок в регионе;

• организация регулярных маршрутов ускоренных контейнерных поездов в регионы РФ, а также к портам Дальнего Востока, погранпереходам с КНР и странами ЕС;

• создание базы для перевода грузовой работы за пределы города;

• консолидация грузопотоков;

• перераспределение грузопотоков между видами транспорта;

• качественное улучшение логистического сервиса, снижение уровня транспортных издержек грузоотправителей, оптимизация процесса доставки и хранения грузов с использованием современных контейнерных технологий.

На ПТЛК будет осуществляться: прием и обработка контейнерных, контрейлерных и комбинированных поездов; обработка, хранение, накопление ремонт и сервис контейнеров; складское хранение грузов; техническое обслуживание и сервис средств механизации; таможенные процедуры по досмотру, хранению и оформлению грузов.

Определение предмета экспертизы, например, проведение экспертной оценки:

• обоснованности выбора в проектной документации технологических и конструктивных решений, их соответствие лучшим отечественным и мировым решениям, в т. ч. по погрузочно-разгрузочной технике;

• вариантов альтернативных технологических решений в части основных конструкций и систем ПТЛК;

• соответствие проектной документации заданию на проектирование и требованиям технических регламентов, в том числе безопасности.

В ходе экспертизы проводится анализ и оценка:

• механизма функционирования ПТЛК при поступлении, хранении, перегрузке и отправке грузов;

• предлагаемой технологии контейнерной обработки;

• схем грузопотоков и движения транспорта по терминалу, автодорог и автостоянок.

• обоснованности состава работ по проекту;

• обоснованности затрат (бенчмаркинг);

• параметров и эффектов проекта, его финансовой модели;

• возможности оптимизации технологических и стоимостных параметров проекта;

• технологических и экономических рисков проекта;

• обоснованности эксплуатационных расходов на реализацию проекта.

Проверяются расчеты объемов работ; площадей зон ПТЛК, контейнерной и контрейлерной платформ, крытых складов; количества погрузочно-разгрузочной техники; численности персонала; потребности в электроэнергии, тепло-, газо-, водоснабжении.

Оцениваются риски проекта ПТЛК, связанные с внешними и внутренними факторами, которые могут помешать ведению работ и достижению целей проекта. К внешним факторам относятся неблагоприятные изменения российской и мировой конъюнктуры рынков транспортных услуг, природные факторы и др. К внутренним факторам относятся финансовые ограничения и проблемы исполнителей работ, бюджета, графика и качества работ. Бюджетные риски проекта связаны с рисками поступления и расходования средств.

Литература

1. Восточный экономический форум 2021, 2-4 сентября 2021г., Владивосток.

https://forumvostok.ru/programme/business-programme/?theme=60477

2. Комплексное освоение территории Российской Федерации на основе транспортных

пространственно-логистических коридоров. Актуальные проблемы реализации ме-

гапроекта «Единая Евразия: ТЕПР-ИЕТС» / Отв. ред. В.В. Козлов, А.А. Макоско;

М.: Наука, 2019. 463 с.

3. Инфраструктура Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Состояние и 3 этапа развития до 2050 года / под ред. А.А. Макоско. М.: ИПТ РАН, 2019. 465 с.

4. Цыганов В. В., Малыгин И. Г., Еналеев А. К., Савушкин С. А. Большие транспортные системы: теория, методология, разработка и экспертиза. - СПб.: ИПТ РАН. С. 2016. 216 с.

5. Цыганов В. В. Комплекс моделей стратегического управления транспортной инфраструктурой Сибири, Дальнего Востока и Российской Арктики // ИТНОУ. 2021. № 1 (17). С. 3-8.

6. Цыганов В.В., Савушкин С.А. Терминально-логистический центр как структура управления транспортной сети // Транспорт: наука, техника, управление. 2017. № 1. С.13-18.

7. Савушкин С.А., Цыганов В.В., Бородин В.А. Мультимодальность транспортных систем в пространственном развитии // ИТНОУ, 2019. № 4(14). С.34-39

Сведения об авторах Владимир Викторович Цыганов

доктор техн. наук, профессор

заведующий отделом

Институт проблем транспорта им.

Н. С. Соломенко РАН

Москва, Россия

Эл. почта: v188958@akado.ru

Сергей Александрович Савушкин

кандидат физ-мат наук

ведущий научный сотрудник

Институт проблем транспорта им.

Н. С. Соломенко РАН

Москва, Россия

Эл. почта: ssavushkin@mail.ru

Владимир Григорьевич Горбунов

заместитель генерального директора

экспериментальный завод научного

приборостроения РАН

Москва, Росссия,

Эл. почта: gorbunov@ezan.ac.ru

Information about authors

Vladimir Tsyganov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doctor of Science (Tech.), Professor

Head of Moscow Department

N.S. Solomenko Institute of Transport Problems

Moscow, Russian Federation

E-mail: v188958@akado.ru

Sergey Savushkin

PhD (Math)

Senior Scientist, Leading Researcher N.S. Solomenko Institute of Transport Problems Moscow, Russian Federation E-mail: ssavushkin@mail.ru

Vladimir Gorbunov

Deputy General Director Experimental Plant EZAN Moscow, Russian Federation E-mail: gorbunov@ezan.ac.ru

УДК 519.8 А.К. Еналеев

ГРНТИ 28.23.35, 73.01.21 Институт проблем транспорта имени Н.С. Соломенко РАН

DOI: 10.47501/ITNOU.2021.2.42-47

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВУХКАНАЛЬНОГО КОГНИТИВНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

Рассматривается имитационное моделирование двухканального механизма управления применительно к функционированию транспортных систем в нестационарных условиях. Проведены с использованием динамической модели расчеты для различных стратегий поведения первого канала управления движением.

Ключевые слова: управление движением, нестационарные возмущения, человеко-машинное взаимодействие, имитационное моделирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.