Научная статья на тему 'Выявление места социальной защиты в общей структуре социальной политики в отношении ветеранов войны'

Выявление места социальной защиты в общей структуре социальной политики в отношении ветеранов войны Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
703
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЕТЕРАНОВ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕТЕРАНОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бистяйкина Динара Асымовна, Карасева Алёна Сергеевна

В статье с позиций системного подхода к социальной защите населения раскрываются особенности ее становления и развития в общей структуре социальной политики в отношении ветеранов войны. На основе изучения элементов системы социальной защиты, а также результатов исследования, авторами делается вывод о важности и значимости проведения эффективных мероприятий по вопросам повышения уровня и качества жизни ветеранов войны в региональном социуме посредством использования системы социальной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бистяйкина Динара Асымовна, Карасева Алёна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление места социальной защиты в общей структуре социальной политики в отношении ветеранов войны»

УДК 316.16

Бистяйкина Динара Асымовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва dinaraas@mail.ru

Карасева Алёна Сергеевна

магистрант направления подготовки «Социальная работа», Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва karaseva.alena@inbox.ru

Выявление места

социальной защиты в общей структуре социальной политики в отношении ветеранов войны

Dinara A. Bistyaikina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Social work, Mordovian State University name of N.P. Ogaryov dinaraas@mail.ru

Alyona S. Karaseva

Undergraduate areas of training «Social work», Mordovian State University name of N.P. Ogaryov karaseva.alena@inbox.ru

Identifying the place

of social protection in the general structure of social policy with respect to war veterans

Аннотация. В статье с позиций системного подхода к социальной защите населения раскрываются особенности ее становления и развития в общей структуре социальной политики в отношении ветеранов войны. На основе изучения элементов системы социальной защиты, а также результатов исследования, авторами делается вывод о важности и значимости проведения эффективных мероприятий по вопросам повышения уровня и качества жизни ветеранов войны в региональном социуме посредством использования системы социальной защиты.

Ключевые слова: ветераны войны, социальная защита населения, социальная политика, социальная поддержка, социальное обеспечение, социальная защита ветеранов, пенсионное обеспечение ветеранов.

Annotation. ^e article from the standpoint of a systematic approach to social protection of the population reveals the features of its formation and development in the general structure of social policy with respect to war veterans. Based on a study of the elements of the social protection system, as well as the results of the study, the authors conclude about the importance and significance of carrying out effective measures to improve the level and quality of life of war veterans in a regional society through the use of a social protection system.

Keywords: war veterans, social protection of the population, social policy, social support, social security, social protection of veterans, pension security of veterans.

Социальная защита является элементом социальной политики государства, составной частью общенациональной культуры. Социальная защита ветеранов войны - это общегосударственная задача1.

В последнее десятилетие решение проблем системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны становится ведущим приоритетом в области социальной политики. Однако их социальное положение и уровень социальной защищенности свидетельствуют о том, что

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Республики Мордовия в рамках научного проекта (№ 18-411 -130001 /18).

существуют выраженные противоречия в указанной сфере.

Ветераны войны представляют собой особую социально-демографическую группу, которая имеет специфические социальные, экономические, психологические и другие проблемы. Исследование системы социальной защиты ветеранов войны является одним из важнейших аспектов анализа тенденций развития российского общества, поскольку позволяет оценить изменения, происходящие в общественном сознании и социальной структуре общества, выявить зоны социальной напряженности, а также изучить многообразные и противоречивые групповые представления о социальной жизни общества.

Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны - это система мероприятий, осуществляемая государством Российской Федерации, его структурными подразделениями и обществом в целом, направленная на обеспечение гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и существования ветерана ВОВ. С момента окончания войны повышение качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны является одной из важнейших задач российского государства.

Активное и своевременное включение России в глобальные трансформационные процессы, выработка новых путей самоорганизации внутрен-

него развития страны делают социальную защиту данной категории населения ключевым направлением государственной политики в социальной сфере, а также индикатором совершенствования механизмов функционирования правового государства.

Необходимо отметить, что социальная защита, являясь структурной составляющей социальной политики государства, включает в себя регулирование и перераспределение доходов граждан в области социальной помощи и поддержки. Также, к основным направлениям социальной политики РФ можно отнести (рис. 1).

Рисунок 1 - Направления социальной политики Российской Федерации

Основными элементами системы социальной защиты являются: социальное страхование, социальное обеспечение, социальная помощь, благотворительность и личные сбережения граждан, направленные на личную безопасность, а также частное личное страхование [1]. Подобная структура, безусловно, применима и к рассмотрению системы социальной защиты ветеранов в России.

Необходимо отметить, что ведущие направления системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны на протяжении длительного времени остаются прежними: пенсионное обеспечение, реабилитационные мероприятия, материально-бытовое обслуживание, медицинское обслуживание и т.д., но технологии и методы работы значительно трансформировались в связи с переходом к рыночным отношениям

Так, по мнению В.И. Жукова, П.Д. Павленка и других исследователей, в середине 90-х гг. ХХ в. условия для реализации эффективной социальной политики не сложились. Экономика страны не была ориентирована социально [1]. Это говорит о том, что существовали определенные проблемы в системе социальной защиты как всего населения в целом, так и ветеранов в частности

Однако, несмотря на определенные сложности в системе социальной политики государства, был сформирован целостный механизм социальной поддержки ветеранов. Но с 1 января 2005 г. произошло существенное сокращение мер социальной поддержки. Эти изменения оправдывались необходимостью приведения системы социальной защиты граждан в соответствие с принципами правового государства и социально ориентированной рыночной экономикой, которые существуют и в настоящее время.

Ветераны Великой Отечественной войны вправе претендовать:

- на пенсионное обеспечение, выплату пособий согласно законодательству РФ;

- на получение ежемесячной денежной выплаты; на получение и содержание жилых помещений; на оплату коммунальных услуг;

- на медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

На сегодняшний день основным, касающимся социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, является федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной

социальной помощи» и федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Социальная защита ветеранов занимает одно из главенствующих мест в социальной политике государства. Это можно подтвердить тем, что только на единовременные выплаты в размере 10 тысяч рублей, осуществляемые Пенсионным фондом России (ПФР) согласно указу Президента России № 195 от 6 мая 2018 года «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в 2018 году, общий объем средств, выделенных из федерального бюджета на эти цели, составил 1,034 млрд рублей [2].

Также, одним из направлений социальной защиты ветеранов является пенсионное и социальное обеспечение. Следует отметить, что на уровне регионального социума, к примеру, в Республике Мордовия, происходит выплата пенсий и социальных выплат 104 тыс. пенсионерам, из которых 94 человека - это участники Великой Отечественной войны, 36 человек - инвалиды войны, 25 человек - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, 241 человек - вдовы погибших военнослужащих и 13 человек, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда» [3]. Указанные категории граждан в соответствии с действующим пенсионным законодательством имеют свои особенности в пенсионном обеспечении. В частности, некоторые категории ветеранов имеют право на получение двух пенсий. К ним относятся инвалиды ВОВ, участники ВОВ, имеющие группу инвалидности, и жители блокадного Ленинграда.

В 2010 году в Республике Мордовия Д. А. Бис-тяйкиной было проведено социологическое исследование на тему: «Социальная защита участников и ветеранов Великой Отечественной войны». Выборочная совокупность которого составила 897 человек. Социальный состав респондентов таков: мужчины - 73 %, женщины -27 %; жители городской местности - 45,8 %, сельской местности - 54,2 %; участники Великой Отечественной войны - 74 %, инвалиды Великой Отечественной войны - 26 % [4].

Среди достаточно обширного перечня социальных проблем участники и инвалиды Великой Отечественной войны независимо от исторического периода особо выделяли материальные, бытовые, медицинские, психологические проблемы, проблему обеспечения лекарственными средствами.

Деятельность учреждений социальной защиты Республики Мордовия в отношении ветеранов Великой Отечественной войны по сравнению с советским периодом респондентами оценивалась достаточно высоко: 28,0 % - «вполне удовлетворены» их работой; 55,3 % «удовлетворены в средней степени»; «не удовлетворены» - 16,7 % опрошенных.

Государственная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны осуществлялась при помощи комплекса различных видов помощи - как материального характера, так и в форме выделения социального пакета, который включал в себя: бесплатный проезд на общественном транспорте, обеспечение лекарственными средствами, льготная оплата услуг ЖКХ и т. д. Однако большинство опрошенных предпочло отказаться от предлагаемых услуг (40,0 %) либо пользуются ими частично (36,0 %). Вследствие проблем со здоровьем многие ветераны не имеют возможности свободно перемещаться по городу, выезжать к родственникам, поэтому 36,6 % опрошенных отказались от транспортных льгот. От медицинских льгот отказались только 2,0 % респондентов. Частично пользуются социальным пакетом ветераны, проживающие в городской местности (46,2 %), тогда как большая часть респондентов из сельской местности предпочли отказаться от использования социального пакета полностью (72,8 %) [4].

Далее представим анализ системы социальной защиты ветеранов войны в Республике Мордовия в настоящее время.

Выводы предыдущего исследования частично отражают современную ситуацию в системе социальной защиты ветеранов. Нами был проведен опрос, респондентами которого явились ветераны, проживающие в Республике Мордовия, в возрасте от 55-84 лет, состоящие на учете в отделе социальной поддержки населения Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия. Исследование проводилось в рамках цикла исследований проведенных при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Республики Мордовия в рамках научного проекта «Трансформация социального самочувствия ветеранов войны в условиях российских преобразований на региональном уровне» № 18-411-130001/18. Выборочная совокупность составила - 50 человек. Половозрастной состав респондентов нашего исследования со-ста в ил 30,0 % мужчин, 70,0 % - женщин, 50,0 % из которых - респонденты в возрасте от 55 - до 70 лет, остальные 50,0 % - от 71 до 84 лет.

На вопрос «Удовлетворены ли Вы качеством своей социальной защищенности?» респонденты ответили таким образом: 12,0% «удовлетворены в полной мере», 43,0 % «удовлетворены, нежели не удовлетворены», в том числе, 32,0 % «не удовлетворены качеством своей социальной защищенности вообще», 9,0 % ответили, что «не удовлетворены, нежели удовлетворены», остальные 4,0 % - затруднились ответить.

На вопрос: «Какие организации, учреждения, по Вашему мнению, выступают основными субъектами социальной помощи ветеранам в Республики Мордовия?», большая часть респондентов ответила, что одним из главных субъектов является - Министерство социальной защиты, труда и занятости населения РМ (64,0 %), а также подведомственные ему учреждения, такие как ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслужи-

вания населения по г.о. Саранск» и ГКУ «Социальная защита» (27,0 %); различные общественные организации ветеранов (МРО Всероссийской Общественной Организации Ветеранов (Пенсионеров) Войны, Труда, Вооруженных Сил и Правоохранительных Органов, Совет Мордовского регионального отделения всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны труда и др.) - 24 %, внебюджетные фонды выбрали 3,0 % респондентов.

На вопрос «Удовлетворены ли Вы деятельностью учреждений социальной защиты Республики Мордовия в настоящее время?», мы получили следующие результаты: 60,0 % респондентов ответили, что «скорее удовлетворен, чем не удовлетворен», 30,0 % ответили «не удовлетворены», 10,0 % - затруднились ответить.

На открытый вопрос «Что на Ваш Взгляд, необходимо улучшить со стороны государства в плане оказания социальной помощи ветеранам в РМ?», мы получили следующие результаты: «повышение пенсионных выплат», «оказание бесплатной социально-бытовой помощи», «повышение ежемесячных денежных выплат до достойного уровня», «повышение качества оказываемой медицинской помощи», «снизить цены на продукты», «освободить от оплаты коммунальных услуг», «улучшить законы, их действенность», «увеличить число предоставляемых услуг, учреждениям которые их предоставляют», «улучшить медицинское обслуживание», «повысить эффективность мер защиты лиц пожилого возраста», «изменить отношение молодежи к пожилым», «возобновить шефскую помощь» и т.д.

Литература:

1. Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М. : Акад. Проект, 2003. 656 с.

2. Информация Управления Пенсионного Фонда России в городском округе Саранск. URL : https://www.adm-saransk.ru/news/?ELEMENT_ID=

3. Максим Топилин: На этой неделе ПФР начнет выплачивать по 10 тысяч рублей участникам и инвалидам ВОВ. URL : https://rosmintrud.ru/social/ vetaran-defence

4. Бистяйкина Д.А. Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны. Саранск: Издатель Афанасьев В.С., 2017. URL : http://13rusprint.ru/books/2017/SocialProtectionVete rans/

5. Бистяйкина Д.А. Исследование социального самочувствия пожилого человека в современных условиях: результаты исследования // Е-scio. 2018. № 8. С. 8-12.

6. Бистяйкина Д.А. Анализ деятельности субъектов социальной защиты ветеранов по улучшению их социального самочувствия в России и Республике Мордовия // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2019. № 1. С. 47-52.

На вопрос: «Напишите, пожалуйста, свои основные пожелания для улучшения социальной защиты ветеранов в Республики Мордовия?» большинство опрашиваемых - 90,0 % ответили, что нужно повысить размер пенсии, снизить цены на продукты питания, уменьшить жилищно-коммунальные размеры оплаты, обеспечить достойным жильем пожилых людей, обеспечить бесплатные медикаменты, повысить качество обслуживания в медицинских и социальных учреждения. Остальные 10 % респондентов выделили, что для улучшения социальной защиты необходимо терпение и понимание от окружающих, чтобы их уважали и ценили. Это в очередной раз подтверждает, что для ветеранов помимо качественных предоставляемых услуг и достойных условий проживания очень важна душевная и духовная составляющая здоровья и социального благополучия.

Анализ вторичных данных, также раскрывает сущность и место системы социальной защиты ветеранов войны в социальной политике страны [5; 6].

Таким образом, исследование показало, что процесс развития системы социальной помощи в отношении ветеранов в Республики Мордовия продолжается. Этот процесс, включает в себя несколько моментов, в каждом из которых проявляют себя факторы объективного и субъективного порядка. По нашему мнению, для местных властей социальная помощь ветеранам должна стать приоритетным полем деятельности, для этого потребуется концентрация людей и ресурсов, перестройка работы органов социальной защиты. Все это нашло подтверждение в авторском социологическом исследовании.

Literature:

1. Zhukov V.I. Russian transformations: sociology, economics, politics. M. : Acad. Project, 2003. 656 p.

2. Information of the Pension Fund Management of Russia in the Saransk urban district. Access mode: https://www.adm-saransk.ru/news/?ELEMENT_ID=

3. Maxim Topilin: This week, the FIU will start paying out 10 thousand rubles for participants and invalids of the Second World War. URL : https:// rosmintrud.ru/social/vetaran-defence

4. Bistyaykina D.A. Social protection of veterans of the Great Patriotic War. Saransk: Publisher Afanasyev VS, 2017. URL : http://13rusprint.ru/ books/2017/SocialProtectionVeterans/.

5. Bistyaykina D.A. Study of the social well-being of an elderly person in modern conditions: the results of the study // E-scio. 2018. № 8. P. 8-12.

6. Bistyaykina D.A. Analysis of the activities of the subjects of social protection of veterans to improve their social well-being in Russia and the Republic of Mordovia // Kazan social and humanitarian bulletin. 2019. № 1. P. 47-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.