УДК 347
Лыу Хоай Бао, магистрант, (+795-39-72-28-23; [email protected]; Россия, Тула, Тул ГУ)
ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УБИЙЦЫ НА ОСНОВАНИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ДАННЫХ
В статье проанализированы основные источники криминалистической информации, позволяющие на первоначальном этапе расследования убийств получить сведения о личности убийцы.
Ключевые слова: расследование убийств, личность убийцы
Методика расследования убийств включает в себя рекомендации по выполнению в процессе расследования комплекса действий, позволяющих выяснить, имело ли место убийство или смерть лица наступила в результате иных причин. Поэтому во всех случаях обнаружения трупов или при поступлении сведений об исчезновении людей при неясных обстоятельствах необходимо проводить расследование по правилам расследования убийств.
Большую роль в криминалистической характеристике убийств играет последовательность выявления в ходе обнаружения и расследования убийств перечисленных выше признаков. Спецификой расследования данного вида преступлений определяется последовательность описания элементов криминалистической характеристики убийств, при этом важную роль играет частота их встречаемости на практике.
Весь процесс раскрытия убийств является непрерывным процессом выдвижения и проверки версий. Начиная с момента получения первого сообщения об обнаружении трупа, следователь обычно осуществляет проверку основных, четырех типовых версий о причинах произошедшего события - произошло убийство, самоубийство, несчастный случай, или смерть наступила от естественных причин. В ходе следственных и розыскных мероприятий следователь получает новые данные, позволяющие определить наиболее вероятное предположение.
Место убийства и место обнаружения трупа являются важным источником информации о способе совершения преступления, о механизме его совершения, обстановке совершения преступления, о личности преступника и потерпевшего. Место совершения преступления и место обнаружения трупа нередко является одним и тем же местом, и их совпадение увеличивает шансы на быстрое установление обстоятельств дела.
Как показывает статистика, большее количество убийств совершается в городах. Самым распространенным местом совершения убийств является помещение. Из-за ограниченности размеров в помещении остается наибольшее количество следов произошедшего события, которые
позволяют в ходе осмотра полнее уяснить его обстоятельства. Привязка преступного события к конкретному помещению существенно сокращает круг поисков очевидцев, иных лиц, причастных к расследуемому событию.
В силу своего предназначения помещения часто посещаются людьми, поэтому обнаружение трупа приближено во времени к моменту убийства (речь не идет о заброшенных и удаленных от мест проживания людьми помещениях), тогда как факты обнаружения трупа на открытой местности чаще всего связаны с длительным нахождением трупа на месте обнаружения, когда уже произошли существенные изменения как самого трупа, так и окружающей обстановки. И время, и естественные процессы работают против следствия, однако и в этих неблагоприятных условиях возможно обнаружение важных фактов и объектов.
Основываясь на практических данных, можно сказать, что для убийств, совершенных в условиях неочевидности вне больших городов характерно, что убийца проживает недалеко от места совершения преступления. Например, при обнаружении расчлененного трупа вне жилья можно с большой долей вероятности предположить, что убийство совершено в жилом помещении лицом, знавшим потерпевшего, возможно даже родственником, сожителем, приятелем и т.п.
Совокупность информации о способе совершения преступления и данных, полученных при осмотре места происшествия и (или) обнаружения трупа позволяют выдвинуть версии о личности убийцы и характере его взаимоотношения с потерпевшим, а иногда и о личности потерпевшего (если личность жертвы не установлена). К примеру, перемещение трупа в укромное место, закапывания трупа и его частей, обезображивания лица часто свидетельствуют о совершении убийства лицом из числа ближайшего окружения потерпевшего. Признаки необычных манипуляций с трупом (расчленение его на очень мелкие части, попытка поджога с помощью негодных средств и др.) или причинение множественных повреждений разных частей тела характерны для душевнобольных.
Способ сокрытия преступления может не охватываться единым преступным замыслом. Эти случаи рассмотрены в работе Р.С. Белкина.
1. при подготовке и совершении убийства субъект не планирует действия по его сокрытию, либо относясь к ним безразлично, либо предполагая, что их все равно не удастся осуществить, а затем, после совершения преступления, в связи с неожиданно возникшим намерением или неожиданно появившимися обстоятельствами, на которые он не мог рассчитывать, принимает меры к сокрытию;
2. при подготовке и совершении преступления субъект не планирует действий по его сокрытию, рассчитывая, что следы исчезнут сами под воздействием природных или иных стихийных факторов, а затем, обманувшись в своих ожиданиях, импровизирует меры к сокрытию (например, труп не затонул, и преступник закапывает его);
3. при подготовке и совершении убийства субъект не планирует действий по его сокрытию по тем же причинам, что и в первом случае, но эти действия помимо его желания предпринимают другие лица, заинтересованные в исходе дела. Такими лицами могут быть друзья или родственники преступника;
4. при подготовке и совершении убийства субъект планирует действия по его сокрытию другими лицами, однако, в связи с их неосуществлением по каким- либо причинам вынужден впоследствии сам принимать меры;
5. при подготовке и совершении преступления субъект планирует действия по его сокрытию, но вследствие изменения обстоятельств принимает иные меры, не соответствующие прежнему замыслу и не обеспечивающие предусмотренного планом, в соответствии с которым он намеревался действовать, оптимального варианта сокрытия.
Признаком сокрытия убийства может быть установленный факт несовпадения места убийства и места обнаружения трупа. Действия по сокрытию иногда включают в себя расчленение и сожжение трупа. Из практики известно, что такие действия чаще всего осуществляют убийцы из числа близких потерпевшего, лица, совершившие преступления в своем жилище или недалеко от него, а также в месте своего постоянного пребывания (это может быть место работы, учебы и т.д.).
Исходя из вышеизложенного, сокрытие можно определить как деятельность, направленную на воспрепятствование расследованию путем утаивания, уничтожения, маскировки или фальсификации следов преступления, преступника и их носителей. Деятельность по сокрытию преступления может быть как активной, так и пассивной. Пассивная форма сокрытия преступления может выражаться в умолчании, недонесении о совершенном убийстве.
Следующим элементом криминалистической характеристики убийств являются сведения о типичных личностных особенностях преступников и потерпевших. Личность преступника, как известно, составляет объект криминологического исследования, и многие типологические данные о ней являются элементом криминологической характеристики преступлений.
Список литературы:
1. Криминалистика: Учебник для вузов/ А.Ф. Волынский, Т.В. Аверьянова, И.Л. Александрова и др; Прд ред. Проф. А.Ф. Волынского. М: Закон и право, ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 615с.
2. Криминалистика: Учебник /под общей ред. А.Г.Филиппова. - 4-е изд4 перераб. И доп. - М. : Высшее образование, 2009. - 835 с. -(Университеты России)
3. Криминалистика: Учебник для студентов вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-
ДАНП: Закон и право, 2008 - 943 с. Волынский, Александр Фомич; Лавров, Владимир Петрович.
Luu Hoai Bao,
ASCERTAIN THE IDENTITY OF A KILLER ON THE BASIS OF THE ORIGINAL DATA The paper analyzes the main sources of forensic information to enable the initial stage of investigation of murders to obtain information about the identity of the killer. Keywords: investigating murders, identity of the killer
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССЛЕДОВАНИЮ Отзыв на монографию И.В. Тишутиной
Издательством «Юрлитинформ» выпущена монография И.В. Тишутиной «Противодействие расследованию организованной преступной деятельности: теория и практика выявления и преодоления».
С начала 90-х годов XX века в России в условиях фундаментальных социально-экономических преобразований произошел резкий скачок преступности. Значительно расширились и усложнились способы, технические средства и орудия совершения преступлений. Повысилась мобильность преступников, их техническая оснащенность и вооруженность. Характер крайне негативного и общественно опасного социального явления приобрело противодействие деятельности правоохранительных органов, в том числе - раскрытию и расследованию преступлений.
Нельзя сказать, что эта проблема, обострившаяся еще в 80-х годов прошлого века, осталась незамеченной криминалистической наукой. Начиная от монографии В.Н. Карагодина (1992 г.), ей были посвящены десятки докторских и кандидатских диссертаций, сотни публикаций; в высших образовательных учреждениях системы правоохранительных органов для будущих следователей вводятся специальные учебные курсы (дисциплины) «Выявление и преодоление противодействия раскрытию и расследованию преступлений».
И все-таки, чем основательнее и детальнее исследуется эта проблема и практика расследования преступлений в условиях противодействия, тем больше обнаруживается вопросов, требующих своего решения, тем острее и предметнее дискуссии по их поводу. Все это довольно наглядно проявляется применительно к раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых в форме организованной преступной деятельности, когда противодействие выступает фактически в качестве одного из ее элементов.
Следует заметить, что криминальная ситуация в этом отношении существенно осложнилась в связи с принятием уголовно-процессуального