Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ'

ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Коррупциогенные факторы / коррупция / антикоррупционная экспертиза / налоговые правоотношения / Министерство юстиции Российской Федерации.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дадаев З.А.

Статья посвящена проблеме выявления коррупциогенных факторов в законодательстве об ответственности за нарушения в сфере налогообложения. Коррупциогенные факторы определяются в качестве предмета антикоррупционной экспертизы. На основе действующего законодательства предлагается типология коррупциогенных факторов, устанавливается объект выявления последних, раскрываются правомочия Министерства юстиции в области поиска коррупциогенных факторов в законодательстве об ответственности за налоговые правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-416-419 ДАДАЕВ Зураб Азаматович,

NIION: 2018-0076-4/22-652 магистрант юридического факультета

MOSURED: 77/27-023-2022-4-851 ФГОБУ ВО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации», e-mail:dadzu99@gmail. com

Научный руководитель: ГРИМАЛЬСКАЯ Светлана Александровна,

кандидат юридических наук, доцентДепартаментамеждународного и публичного праваФГОБУ ВО«Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации», е-mail: mail@law-books.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ

В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме выявления коррупциогенных факторов в законодательстве об ответственности за нарушения в сфере налогообложения. Коррупци-огенные факторы определяются в качестве предмета антикоррупционной экспертизы. На основе действующего законодательства предлагается типология коррупциогенных факторов, устанавливается объект выявления последних, раскрываются правомочия Министерства юстиции в области поиска коррупциогенных факторов в законодательстве об ответственности за налоговые правонарушения.

Ключевые слова. Коррупциогенные факторы, коррупция, антикоррупционная экспертиза, налоговые правоотношения, Министерство юстиции Российской Федерации.

DADAEV Zurab Azamatovich,

Master student of the Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation

Scientific director:

GRIMALSKAYA Svetlana Aleksandrovna,

PhD, associate Professor,Department of international and public law Financial University under the Government of the Russian Federation

IDENTIFICATION OF CORRUPTION FACTORS IN THE LEGISLATION ON LIABILITY FOR TAX VIOLATIONS

Annotation. The article is devoted to the problem of identifying corruption-causing factors in the legislation on liability for violations in the field of taxation. Corruption-causing factors are determined as the subject of anti-corruption expertise. On the basis of the current legislation, a typology of corruption-causing factors is proposed, the object of identifying the latter is established, the powers of the Ministry of Justice in the search for corruption-causing factors in the legislation on liability for tax offenses are disclosed.

Key words: Corruption factors, corruption, anti-corruption expertise, tax legal relations, Ministry of Justice of the Russian Federation.

Коррупция, будучи использованием компетентными должностными лицами своих полномочий и прав в целях личной выгоды, является, без преувеличения, одной из ключевых угроз национальной безопасности Российской Федерации на данном этапе государственно-правового развития страны. Неслучайно искоренение коррупции обозначено в Указе Пре-

зидента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в качестве значимого национального интереса России[6]. Коррупция вне зависимости от конкретно-исторических обстоятельств и особенностей своего проявления разъедает и разлагает государственный аппарат, подрывает доверие населения к публичной власти и становится, тем

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

самым, очевидной угрозой базовым основам юриспруденции - принципам законности и правопорядка.

Отметим, что на нормативном уровне предусмотрен целый комплекс мероприятий по профилактике коррупции, которые отражены в статье 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Одним из таких направлений выступает «антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов»[4]. Важность обозначенного в предыдущем предложении мероприятия в контексте борьбы с коррупцией переоценить трудно и, на наш взгляд, попросту невозможно. Как справедливо заметил Т. Н. Радько, субъекты правотворчества могут сознательно искажать «правовую идею, чтобы сделать правовой акт несовершенным, допускающим... коррупционные возможности»[9], что, несомненно, должно быть искоренено еще до введения в действие того или иного нормативного правового акта.

Говоря о проведении антикоррупционной экспертизы, отметим, что она преследует целью выявление коррупциогенных факторов, которые впоследствии подлежат устранению. И, поскольку коррупция проистекает из неопределенности и размытости нормативного правового регулирования, то сущность коррупциогенных факторов должна представляться самоочевидной. В данной связи, на наш взгляд, крайне удачно сформулировано законодательное определение коррупцио-генных факторов, содержащееся в статье 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»[5]. По смыслу данной нормы-дефиниции, к числу коррупциогенных факторов относятся: 1) предоставление широких пределов усмотрения для субъектов правоприменения; 2) опция немотивированного применения исключений из общих установлений; 3) допущение неопределенности, трудновыполнимости и обременительности выполнения обязанными субъектами правоотношений законодательных требований.

Как известно, коррупция стремится охватить собой все аспекты нормативного регулирования общественных отношений, в свете чего не вызывает удивления то обстоятельство, что коррупцио-генные факторы могут содержаться, в том числе, и в законодательстве об ответственности за нарушения в сфере налогообложения. Коррупциоген-ные факторы тем самым дают простор для избежания правонарушителями ответственности за совершенные деяния либо для замены мер санк-ционного характера с наиболее неблагоприятных на менее обременительные. Ввиду того что наша статья носит специальный характер, то далее

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

характеристика проблемы выявления коррупцио-генных факторов будет освещаться исключительно в разрезе законодательства об ответственности за правонарушения в сфере налогообложения.

Мы уже упоминали о том, что коррупциоген-ные факторы существуют не сами по себе, их определение является целью антикоррупционной экспертизы. Последняя, в свою очередь, имеет объект, предмет, принципы, субъект, легально закрепленную процедуру и соответствующую методику, которые необходимо отдельно характеризовать.

Объектом антикоррупционной экспертизы в нашем случае является законодательство об ответственности за нарушения в сфере налогообложения. Отдельного акта, посвященного санкциям за налоговые правонарушения, в Российской Федерации не существует, в связи с чем данное законодательство представляет собой комплекс норм из уголовного и административного законодательства, а также законодательства о налогах и сборах. Указанный корпус норм предполагает ответственность за такие экономические преступления, как уклонение физического лица от уплаты и (или) физического лица - плательщика страховых взносов (статья 198 Уголовного кодекса Российской Федерации) (далее - «УК РФ»), уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов (статья 199 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ), сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (статья 199.2 УК РФ), уклонение страхователя - физического лица (страхователя-организации) от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (статьи 199.3-199.4 УК РФ)[1], за такие административные правонарушения, как нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (далее - «КоАП РФ»), нарушение сроков предоставления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (статья 15.5 КоАП РФ), непредставление (несооб-щение)сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 15.6 КоАП РФ), нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), страхового взноса, пеней, штрафа (статья 15.8 КоАП РФ), неисполнение банком решения о приостановлении опера-

ций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страхового взноса или налогового агента (статья 15.9 КоАП РФ)[3], а также за те нарушения в сфере налогообложения, которые указаны в статьях 116-129.14 главы 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Части первой Налогового кодекса Российской Федерации[2]. Ввиду того что описанные нормы уже действуют в правоприменительной практике, то корректнее говорить о том, что коррупциогенные факторы допустимо выявлять, скорее, в проектах нормативных правовых актов об изменении некоторых положений законодательства об ответственности за нарушения в области налоговых правоотношений.

Предметом антикоррупционной экспертизы выступают непосредственно коррупциогенные факторы. Их можно разделить как в зависимости от характера правомочий правоприменителя, так и в зависимости от характера содержащихся требований. Коррупциогенные факторы, выделенные по первому критерию, способствуют расширению дискреционных полномочий, определению компетенции с креном в сторону свободы действий правоприменителя, вольной трактовке объема прав, принятию норм, выходящих за рамки установленной компетенции, недобросовестному заполнению законодательных пробелов, неясности правил проведения административных процедур, нормативным коллизиям. Коррупциогенные факторы, выделенные по второму критерию, способствуют предъявлению к обязанным лицам завышенных требований при реализации ими своих прав и исполнении обязанностей, злоупотреблению органами публичной власти своими правомочиями, юридико-лингвистической неопределенно-сти[7]. Если обобщить вышесказанное, то все коррупциогенные факторы объединяются, на наш взгляд, двумя взаимодополняющими задачами: во-первых, расширить волюнтаризм и произвольное усмотрение органов государственной власти и, во-вторых, сузить пределы реализации гражданами и юридическими лицами своих прав. Однако в контексте законодательства об ответственности за налоговые правонарушения важно понимать, что недобросовестный правоприменитель в целях получения личной выгоды будет произвольно улучшать положение субъекта ответственности, а не ухудшать его, что вытекает из общего правила.

К принципам выявления коррупциогенных факторов относятся обязательность проведения антикоррупционной экспертизы, комплексность анализа (одновременное изучение и сличение коррупциогенных норм объекта экспертизы с иными, связанными актами), обоснованность, независимость и верифицируемость результатов выявления факторов, способствующих корруп-

ции, тесное взаимодействие публичных субъектов антикоррупционной экспертизы с институтами гражданского общества. Данные основные положения, касающиеся установления коррупциогенных факторов, напрямую вытекают из Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Субъектом, выявляющим коррупциогенные факторы в законодательстве об ответственности за нарушения в сфере налогообложения, является Министерство юстиции Российской Федерации, поскольку только органы Минюста могут проводить государственную экспертизу проектов федеральных законов.

Выявление Министерством юстиции Российской Федерации коррупциогенных факторов осуществляется в ходе специальной процедуры, которая регламентируется в Порядке и Методике, установленными нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Коррупциогенные факторы, при условии их наличия, выявляются в каждой норме проекта федерального закона, связанного с ответственностью за налоговые правонарушения. Иначе говоря, проводимая экспертиза носит сплошной характер. Итогом антикоррупционной экспертизы является специальное заключение, которое содержит перечень коррупциогенных факторов, а также предложения по их устранению[8]. Такое заключение носит для правотворческого органа рекомендательный характер, но в то же время обязательны для рассмотрения соответствующим органом.

В заключение статьи еще раз заметим, что целью выявления коррупциогенных факторов в законодательстве об ответственности за правонарушения в сфере налогообложения является недопущение произвольного правоприменения компетентными органами действующего законодательства для ухода правонарушителей от ответственности либо для смягчения мер санкционного характера. В рамках данных отношений недобросовестный правоприменитель в целях получения личной выгоды будет произвольно улучшать положение субъекта ответственности, что должно быть пресечено еще до введения в силу коррупциогенных норм, в силу чего объектом антикоррупционной экспертизы в данном случае преимущественно являются проекты федеральных законов об изменении норм уголовного и административного законодательства, а также законодательства о налогах и сборах, касающиеся ответственности за налоговые правонарушения. Субъектом, выявляющим коррупциогенные факторы законодательства об ответственности за налоговые нарушения, является Министерство юстиции Россий-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

ской Федерации, которое, однако, не обладает полномочиями по ограничению действия тех норм, которые, по его мнению, могут способствовать коррупционным проявлениям.

Список литературы:

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (Часть первая) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.

[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.

[4] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6228.

[5] Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29 ст. 3609.

[6] Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. № 27 (часть II) ст. 5351.

[7] Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 марта 2010 г. № 10 ст. 1084.

[8] Приказ Минюста России от 4 октября 2013 г. № 187 «Об утверждении Порядка организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства

юстиции Российской Федерации» // «Российская газета» от 18 октября 2013 г. № 235.

[9] Радько Т.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2015.496 с.

Spisok literatury:

[1] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 iyunya 1996 g. № 25 st. 2954.

[2] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31 iyulya 1998 g. № 146-FZ (Chast' pervaya) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 avgusta 1998 g. N 31 st. 3824.

[3] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 7 yanvarya 2002 g. № 1 (chast' I) st. 1.

[4] Federal'nyj zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2008 g. № 52 (chast' I) st. 6228.

[5] Federal'nyj zakon ot 17 iyulya 2009 g. № 172-FZ «Ob antikorrupcionnoj ekspertize norma-tivnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravo-vyh aktov» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 20 iyulya 2009 g. № 29 st. 3609.

[6] Ukaz Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 5 iyulya 2021 g. № 27 (chast' II) st. 5351.

[7] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 fevralya 2010 g. № 96 «Ob antikorrupcionnoj ekspertize nor-mativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pra-vovyh aktov» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 8 marta 2010 g. № 10 st. 1084.

[8] Prikaz Minyusta Rossii ot 4 oktyabrya 2013 g. № 187 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii raboty po provedeniyu antikorrupcionnoj ekspertizy normativnyh pravovyh aktov, proektov normativnyh pravovyh aktov i inyh dokumentov strukturnymi podrazdeleniyami Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii» // «Rossijskaya gazeta» ot 18 oktyabrya 2013 g. № 235.

[9] Rad'ko T.N. Teoriya gosudarstva i prava. M.: Prospekt, 2015.496 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.