ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
141
липидных фракций, содержащихся в указанных средах человека.
Всего проведен анализ 100 проб пота и крови от 50 доноров. Для анализа полученных при помощи химической экстракции проб использовали ТСХ и хромато-масс-спектрометрию для оценки примесей и дальнейшей оценки липидных фракций. Для контроля использовали эталоны сфингомиелина (Sigma, США).
Во всех полученных пробах имеются запаховых следы человека. При помощи хромато-масс-спектрометрии в них установлено присутствие незначительного количества примесей одинакового состава (следовые количества примесей, присутствующих в используемых растворителях и воспринятые растворителями с поверхностей полимерных пробирок и шприцов). Для объектов, частично подвергшихся высокотемпературному воздействию, получены данные о следовом количестве продуктов пиролиза (38 %) или об их полном отсутствии (62 %).
В результате исследования нами установлено, что во всех пробах отсутствуют жирные кислоты, триглице-риды, холестерин, сквалены.
Для аналитической ТСХ использовались пластины Merck (Германия). Первое элюирование проводили в стандартной системе для обнаружения всех классов липидов хлороформ: метанол: вода (65:25:4), после получения данных о наличии сфинголипидов применяли вторую систему элюирования толуол: метанол (7:3), что позволило их разделить в 90 % случаев на три фракции, в 5 % - на четыре, в 2 % - на пять и в 3 % - на две фракции. Для анализа проводили сравнение с эталонами сфингомиелина (Sigma, США) и качественные реакции с нингидрином, реагентами Васьковского и Драгендорфа.
ВЫВОДЫ
1. За индивидуальный запах человека отвечают полярные липиды, относящиеся к классу сфинголипидов, а именно церамиды.
2. Впервые в мировой практике инструментальным методом определен диагностический признак наличия за-паховых следов человека как биологического вида.
3. Разработанный метод химической экстракции позволяет эффективно очищать запаховые пробы и значительно расширяет возможности использования ольфак-торного экспертного метода по отношению к объектам биологического происхождения.
■ ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАПАХА ЧЕЛОВЕКА В ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ЕГО КРОВИ И ИСКУССТВЕННОЙ КУЛЬТУРАЛЬНОЙ СРЕДЕ RPMI 1640 & HEPES_
П. Б. Панфилов, З. Ю. Панфилова, Ю. С. Фиронова
ФГКУ ЭКЦ МВД России, Москва В серии опытов российскими учеными (Т. Ф. Моисеева и др.) было установлено, что за индивидуальный запах человека отвечают вещества липидной природы. Для изучения класса этих веществ впервые в научной практике были изучены форменные элементы крови, а также сама культуральная среда, в которую помещались лимфоциты, на наличие пахучих компонентов, определяющих личный запах человека.
Ключевые слова: ольфакторный метод, культу-ральная среда, запаховые следы, липиды, индивидуальный запах, лимфоциты, эритроциты Источник «личного запаха», рассматриваемый ранее российскими учеными как стабильные вещества липид-ной природы, оставался неопределенным. По этой при-
чине в настоящем исследовании были изучены форменные элементы крови, а также сама культуральная среда, в которую помещались лимфоциты, на наличие пахучих компонентов, определяющих личный запах человека.
Для исследования было отобрано шесть доноров, у которых из вены были получены образцы крови в количестве 5 мл без добавления антикоагулянтов, после чего указанные образцы перемешивали с физраствором и пропускали полученную смесь через лейкофильтр, центрифугировали в пробирках типа «Эппендорф». Осажденные эритроциты отбирались и промывались от плазмы крови несколько раз физраствором. Контроль за целостностью клеток осуществляли наблюдением под микроскопом. Далее эритроциты помещали в условия вакуума, после чего снова контролировали их целостность до ее полного исчезновения. Как только целых клеток не оставалось, содержимое на предметных стеклах помещали в прибор для осуществления сбора запаховых проб известным в экспертной практике криогенно-ваку-умным способом.
Для выделения лимфоцитов применяли стандартную методику с использованием фиколл-урографина, полученные и отмытые клетки помещали в культураль-ную среду К.РМ1 1640 с НЕРЕ8 и разведенным в ней глу-таматом. После этого полученные пробирки помещали в термостат с температурой 36,6 оС. При этом для эксперимента было создано две группы лимфоцитов в куль-туральной среде, где в первой они активно делились и насыщали раствор (что контролировали при помощи камеры Горяева), а во второй - находились в стабильном состоянии, не меняя численного состава. Контроль за процессами жизнедеятельности в исходных средах осуществляли каждые 3 часа. Далее, отделив лимфоциты при помощи лейкофильтра, культуральную среду выливали на стерильный хлопковый сорбент, сами же клетки промывали физраствором несколько раз; полученные с ними фильтры просушивали, после чего раздельно собрали запаховые пробы с фильтров (с осажденными там лимфоцитами), а также с культуральной среды.
По полученным запаховым пробам с эритроцитов, лимфоцитов и культуральной среды проводили диагностические и идентификационные ольфакторные исследования, по результатам которых во всех пробах выявлены запаховые следы человека, происходящие от доноров.
ВЫВОДЫ
1. Клеточное содержимое эритроцитов и лимфоцитов является источником пахучих веществ, отвечающих за индивидуальный запах человека.
2. Индивидуализирующие субъекта пахучие вещества остаются в процессе жизнедеятельности и сигнализации лимфоцитов независимо от того, происходит ли их деление или нет.
ДИНАМИКА СОХРАННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАПАХА ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗЦАХ ТРУПНОЙ КРОВИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБОВ ИХ ЗАБОРА_
П. Б. Панфилов, З. Ю. Панфилова, Ю. С. Фиронова
ФГКУ ЭКЦ МВД России, Москва Индивидуализирующие компоненты, отвечающие за личный запах человека, генетически детерминированы и постоянно находятся в составе его пота и крови. Выявлена зависимость качества представляемых на ольфакторное исследование образцов трупной крови от способа их забора.
журнал СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА наука | практика | образование
www.cудебная-медицина.рф • том 5 приложение, апрель 2019