Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ВЫЯВЛЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1198
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ «ГРУППЫ РИСКА» / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / ADDICTION / ADDICTIVE BEHAVIOR / ADOLESCENTS OF "RISK GROUPS" / PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF PREVENTION AND CORRECTION OF ADDICTIVE BEHAVIOR OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тинькова Елена Львовна, Шеховцова Елена Алексеевна, Катилевская Юлия Александровна

В статье описываются особенности и факторы формирования зависимого поведения в подростковом возрасте. Раскрываются психологические и психофизиологические аспекты диагностики, профилактики и коррекции аддиктивного поведения детей и подростков. Представлены результаты экспериментальной работы, которая включала в себя проведение психологической и психофизиологической диагностики, направленной на выявление подростков «группы риска», демонстрирующих склонность к внутридеструктивному поведению. Описан комплекс мероприятий по профилактике аддиктивного поведения подростков «группы риска» в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тинькова Елена Львовна, Шеховцова Елена Алексеевна, Катилевская Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION AND SUPPORT OF ADOLESCENTS PRONE TO ADDICTIVE BEHAVIOR

The article describes the features and factors of developing addictive behaviour in adolescence. It reveals the psychological and psychophysiological aspects of the diagnosis, prevention and correction of addictive behaviour of children and adolescents. The paper presents the results of experimental work, which included psychological and psychophysiological diagnostics aimed at identifying "risk group" teenagers who demonstrate a propensity for destructive behaviour. A set of measures to prevent addictive behaviour among teenagers in " risk group" in educational organization is described.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

Выводы. Подводя итог вышесказанному, можно сделать общий вывод относительно того, что действительно женщина с факторами устойчивого сексуального затруднения характерен недостаточный уровень развития эмоционального интеллекта в сравнение с группой женщин ,у которых отсутствуют сексуальные дисфункции, что было доказано статистически так как эмпирические значения практически по всем шкалам двух методик, направленных на изучения эмоционального интеллекта, попадали в зону значимости (различия при p < 0,05). Все это доказывает ранее выдвинутую гипотезу относительно того, что уровень эмоционального интеллекта оказывает влияние на сексуальную жизнь женщины.

В связи с этим можно сделать вывод о необходимости разработки и внедрения специальных программ развития эмоционального интеллекта у женщин с факторами устойчивого сексуального затруднения.

Литература:

1. Basson R, Berman J, Burnett A, Derogatis L, Ferguson D, Fourcroy J, Goldstein I, Graziottin A, Heiman J, Laan E, Leiblum S, Padma-Nathan H, Rosen R, Segraves K, Segraves RT, Shabsigh R, Sipski M, Wagner G, Whipple B. Report of the international consensus development conference on female sexual dysfunction: Definitions and classifications. J Urol 2000; 163: 888-93.

2. Basson R, Leiblum S, Brotto L, Derogatis L, Fourcroy J, Fugl-Meyer K, Graziottin A, Heiman JR, Laan E, Meston C, Schover L, van Lankveld J, Schultz WW. Revised definitions of women's sexual dysfunction. J Sex Med 2004; 1: 40-8.

3. Basson R, Althof S, David S, Fugl-Meyer K, Goldstein I. Summary of the recommendations on sexual dysfunctions in women. J Sex Med 2004; 1: 24-34.

4. Nicolosi A, Glasser DB, Kim SC, Marumo K, Laumann EO. Sexual behaviour and dysfunction and help-seeking patterns in adult age 40-80 years in the urban population of Asian countries. BJU Int 2005; 95: 609-14.

5. Ponholzer A, Roehrlich M, Racz U, Temml C, Madersbacher S. Female sexual dysfunction in a healthy Austrian cohort: Prevalence and risk factors. J Urol 2005 ;174: 1364.

6. Spector IP, Carey MP. Incidence and prevalence of the sexual dysfunctions: A critical review of the empirical literature. Arch Sex Behav 1990; 19: 389-408.

7. Hayes RD, Dennerstein L, Bennett CM, Fairley CK. What is the "true" prevalence of female sexual dysfunctions and does the way we assess these conditions have an impact? J Sex Med 2008; 5: 777 - 87.

8. Hayes RD, Dennerstein L, Bennett CM, Sidat M, Gurrin LC, Fairley CK. Risk factors for female sexual dysfunction in the general population: Exploring factors associated with low sexual function and sexual distress. J Sex Med 2008; 5: 1681 - 93.

Психология

УДК 159.9.072

доктор биологических наук, доцент Тинькова Елена Львовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Шеховцова Елена Алексеевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Катилевская Юлия Александровна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)

ВЫЯВЛЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ

ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация. В статье описываются особенности и факторы формирования зависимого поведения в подростковом возрасте. Раскрываются психологические и психофизиологические аспекты диагностики, профилактики и коррекции аддиктивного поведения детей и подростков. Представлены результаты экспериментальной работы, которая включала в себя проведение психологической и психофизиологической диагностики, направленной на выявление подростков «группы риска», демонстрирующих склонность к внутридеструктивному поведению. Описан комплекс мероприятий по профилактике аддиктивного поведения подростков «группы риска» в образовательной организации.

Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, подростки «группы риска», психологические и психофизиологические аспекты профилактики и коррекции аддиктивного поведения детей и подростков.

Annotation. The article describes the features and factors of developing addictive behaviour in adolescence. It reveals the psychological and psychophysiological aspects of the diagnosis, prevention and correction of addictive behaviour of children and adolescents. The paper presents the results of experimental work, which included psychological and psychophysiological diagnostics aimed at identifying "risk group" teenagers who demonstrate a propensity for destructive behaviour. A set of measures to prevent addictive behaviour among teenagers in " risk group" in educational organization is described.

Keywords: addiction, addictive behavior, adolescents of "risk groups", psychological and psychophysiological aspects of prevention and correction of addictive behavior of children and adolescents.

Введение. На протяжении многих лет специалисты уделяют серьезное внимание физическому и психологическому развитию подростков. Этот период жизни человека характеризуется глобальными физическими изменениями, нестабильными психическими реакциями, подверженностью различным внешним влияниям, которые нередко добавляют в жизнь молодых людей элементы деструктивной неопределенности, сопровождающиеся негативными воздействиями на личность, формируя тем самым у подростков приспособительные и защитные механизмы асоциального плана.

Принимая во внимание то, что в подростковый период идёт активное формирование индивидуального стиля поведения, часто с использованием вспомогательного арсенала из деструктивной окружающей среды, возникает опасность приобретения подростком характерных аддиктивных проявлений поведения и

восприятия окружающей действительности. Предотвращение формирования подобного стиля поведения является серьезной задачей для сохранения психического здоровья современной молодежи.

Изложение основного материала статьи. Как отмечают специалисты (Б.Д. Карвасарский, П.И. Сидоров, К.В. Судаков, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.В. Дмитриева, Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарёва и др.), под термином «аддикция» подразумевается, с одной стороны, способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, а с другой - то «пространство», которое позволяет ему свободно нарушать социальные и личные границы, при этом ощущая себя более уверенным, востребованным и значимым.

В качестве аддиктивного агента могут выступать различные средства: химические (ПАВ), компьютерные (компьютерные игры) и др. Основная проблема состоит в том, что аддиктивный агент приходит «на помощь» практически со стопроцентным эффектом, изменяя психологическое состояние и оказывая негативное воздействие на физиологические процессы организма подростка. В этой связи естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у подростка снижается. Поэтому ранняя диагностика и предупреждение предрасположенности к зависимому поведению является очень важным элементом психологической и социальной работы с подростками [3].

Необходимость своевременной профилактической работы и коррекции зависимого поведения в подростковом возрасте обусловлена рядом факторов. Во-первых, существенно увеличилось количество подростков, склонных к аддикциям, проявляющих психологическую неустойчивость и демонстрирующих асоциальные модели поведения. Во-вторых, подростки группы риска, испытывающие психологический кризис, связанный с трудностями взросления и взаимодействия с окружающими, чаще всего не владеют конструктивными способами выхода из трудных жизненных обстоятельств и ситуаций. Они выбирают самый простой способ их решения - использование каких-либо аддиктивных агентов. В-третьих, для подростков характерны определенные поведенческие стереотипы, которые не способствуют формированию психологической устойчивости, а приводят к риску возникновения аддикций (реакции оппозиции, отрицательной имитации, гиперкомпенсации, эмансипации, группирования и увлечения и др.) [1].

Как правило, основную роль в профилактической работе аддикций берет на себя образовательная организация, где подросток реализует свои основные социальные запросы и где специалисты способны оказать ему компетентную помощь и преодолеть возникающие проблемы. Однако, как показывает практика, в системе работы образовательных учреждений чаще всего проблемы аддиктивного поведения ограничиваются профилактическими мероприятиями, связанными с пропагандой здорового образа жизни и противодействия вовлечения детей в табакокурение, потребление алкогольных, наркотических и других токсических веществ. К сожалению, это лишь небольшая часть возможных проявлений аддикций подростков, которая во многих случаях является лишь внешним проявлением более глубоких и фрустрирующих личность ребенка проблем.

Ключевая проблема, которая, по нашему мнению, является пусковым механизмом формирования аддиктивного поведения - отсутствие взаимопонимания и поддержки ребенка в семье. Все остальные акцентуации характера формируются уже на основе этого психопатологического взаимодействия в семье. Выявление негативных факторов внутрисемейных отношений становится основной задачей психолога для предотвращения развития признаков аддиктивного поведения у подростка. Вместе с тем, далеко не всегда возможно определить дисгармоничные взаимоотношения внутри семьи, они могут быть скрыты и не распознаны психологом в коротких встречах с учеником в рамках работы школьного психолога. Для этого существует целый ряд диагностических процедур, позволяющих психологической службе школы реализовать поставленную цель по выявлению подростков, склонных к аддиктивному поведению.

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в процессе выявления у подростков различных аддикций - это термин «группа риска», который объединяет группу людей, наиболее уязвимых к неблагоприятным медико-биологическим, социальным, экологическим и другим обстоятельствам. Таким образом, в практике работы образовательного учреждения важно выявить тех, кто при неблагоприятных условиях окружающей среды (социума, семьи и т.д.) с большей вероятностью, чем их сверстники, будут демонстрировать снижение эмоционально-волевых характеристик и подверженность зависимому поведению.

Опыт деятельности показывает, что содержание взаимодействия с такими подростками должно обеспечивать целостное воздействие на его личность и осуществляться как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы работы зависит от характера проблемы, возраста подростка и других субъективных факторов. Для нее также сохраняет свое первостепенное значение принцип целостного воздействия, хотя очевидно, что выбор приоритетных направлений работы необходим в зависимости от индивидуального запроса подростка.

Психологические и психофизиологические аспекты профилактики и коррекции аддиктивного поведения детей и подростков заключаются, в первую очередь, в диагностике таких психологических и психофизиологических особенностей подростков, которые препятствуют социализации их личности.

С целью выявления эффективных методов сопровождения подростков «группы риска» нами были проведены исследования в трех муниципальных бюджетных образовательных учреждениях г. Ставрополя. Респондентами выступили школьники 7-8 классов в количестве 126 человек.

Первая часть экспериментальной работы представляла собой проведение диагностических мероприятий, направленных на выявление склонности подростка к аддиктивному поведению. Условно она была разделена на три этапа.

Первый этап включал в себя сбор анамнеза (включая сбор сведений о родителях) с целью выявления наследственной отягощенности формирующегося аддиктивного поведения подростка, а также возможных скрытых конфликтных ситуаций внутри семьи.

На втором этапе проведен сбор сведений для краткой характеристики социальной ситуации жизни и развития подростка, где основная задача связана с оценкой социальных связей подростка, наличия позитивных жизненных мотиваций.

Третий этап заключался в применении психологических и психофизиологических методик, направленных на исследование психологических и психофизиологических особенностей подростков и выявление признаков склонности к аддиктивному поведению.

Диагностика склонности подростков к аддиктивному поведению включала следующие направления:

1) диагностика психологического статуса подростков с целью выявления учащихся «группы риска», склонных к аддиктивному (зависимому) поведению, в виде оценки уровня их агрессивности и степени выраженности различных форм агрессии;

2) психофизиологическая диагностика с помощью устройства психофизиологического телеметрического «Реакор-Т».

Для повышения достоверности результатов диагностики были привлечены лица, не работающие постоянно с диагностируемыми детьми. Студенты старших курсов педагогического института рассматривались как наиболее желаемые участники. Ученики школы и студенты вуза не испытывали на себе опыта предыдущего взаимодействия друг с другом, давления стереотипов школьного коллектива и оценок. Высокий уровень исполнения и правильность процедуры диагностики, осуществляемой студентами, контролировали педагоги вуза на всех этапах исследования.

Целью психологической диагностики явилось выявление из популяции детей «группы риска», демонстрирующих склонность к внутридеструктивному (девиантному) поведению.

Критерии и методики диагностики представлены в таблице.

Таблица 1

Диагностический инструментарий по оценке склонности подростков к аддиктивному поведению

№ п/п Критерии Методики диагностики

1. Уровень агрессивности Опросник Басса-Дарки

2. Склонность к аддикции Тест-опросник «Аддиктивная склонность» Метод экспертных оценок (эксперты - классные руководители) Опросник предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению (Завьялова В.Ю.)

Выбранные методики, по нашему мнению, могут предоставить более полную картину состояния личности подростка, как в психологическом, так и в психофизиологическом плане.

Опросник Басса-Дарки позволил нам исследовать уровень проявления и основные виды агрессии и враждебности испытуемых в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Результаты, полученные при помощи опросника Басса-Дарки, показали, что у 15,8 % школьников высокий уровень агрессивности и враждебности, являющихся факторами риска нарушений поведения.

Результаты диагностики, полученные с помощью теста-опросника «Аддиктивная склонность» и метода экспертных оценок показали, что 28,6% подростков имеют выраженные признаки склонности к зависимому поведению, а у 26,9% подростков имеется предрасположенность к аддиктивному поведению, риск зависимого поведения у них умерено выражен. Психофизиологическая диагностика подтвердила данные психологической диагностики.

Полученные результаты стали основанием для дальнейшей разработки комплекса мероприятий по профилактике аддиктивного поведения подростков в образовательной организации.

Профилактика развития аддиктивного поведения, учитывая его многофакторность, должна вестись по нескольким направлениям и включать в себя:

1. Коррекцию имеющихся биологических нарушений со стороны ЦНС; развитие личностных свойств.

2. Обучение эффективному (совладающему) поведению, развитие и повышение стрессоустойчивости.

3. Работа с социальной средой (работа с семьёй, организация полезного досуга).

Работа по профилактике аддиктивного поведения подростков включает в себя следующие компоненты:

1. Образовательный компонент - это осведомленность о причинах и механизмах формирования зависимости, о негативном воздействии многообразных аддиктов на организм и психику человека. Целью данного компонента является развитие у подростков понимания и осознания того, что происходит с человеком при использовании различных аддиктов (ПАВ, кибер-аддикции, Интернет-аддикции и т.д.).

2. Психологический компонент - это коррекция тех личностных и индивидуально-типологических особенностей подростка, которые являются факторами риска возникновения аддиктивного поведения; работа по оптимизации детско-родительских отношений; формирование адаптационных способностей подростков из «группы риска» и др. Целью данного компонента является психологическая поддержка подростка, направленная на формирование адекватной самооценки, развитие навыков принятия и выполнения решений, умения сказать «нет», защититьсобственную точку зрения, нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обращаться за помощью в случае необходимости.

3. Психофизиологический компонент - психофизиологическая коррекция с использованием БОС-тренинга.

4. Социальный компонент - это помощь подростку в социальной адаптации, освоении навыков общения, решении проблемы занятости и т.д.

В рамках поставленных задач профилактики был организован и проведен комплекс мероприятий по индивидуальной психокоррекционной помощи подросткам «группы риска» и их родителям:

1. Групповая разъяснительная работа в форме индивидуальных и групповых консультаций на родительских собраниях. По результатам проведенной работы был получен запрос от родителей на проведение работы с детьми и письменное согласие на проведение индивидуальной психокоррекционной профилактической деятельности, направленной на адресную психофизиологическую помощь детям.

2. Психофизиологическая коррекция доболезненных состояний и выявление проблем социальной жизни учащихся, отнесенных по результатам первичной диагностики к «группе риска».

3. Проведение психокоррекционных мероприятий по индивидуальной помощи подросткам «группы риска» в виде электроэнцефалографического тренинга.

4. Проведение психокоррекционных мероприятий с помощью устройства психофизиологического телеметрического «Реакор-Т» или аналога.

Выводы. Проведенный комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения подростков, способствовал повышению осведомленности подростков в проблемах аддиктивного поведения, связанного с химическими и нехимическими аддикциями; развитию личностных ресурсов подростков для противостояния различного рода аддикциям; снижению показателей склонности к аддиктивному поведению подростков.

Таким образом, можно утверждать, что реализация подобной профилактической работы позволит снизить показатели склонности к аддиктивному поведению и будет способствовать формированию психологической устойчивости подростков к различного рода аддикциям.

Литература:

1. Деткова И.В., Леонтьева А.В., Ковалева Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков // КПЖ. - 2016. - №2-2 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-psihologicheskoy-ustoychivosti-kak-sredstvo-profilaktiki-addiktsiy-u-podrostkov.

2. Кочкина М.В. Психолого-педагогические условия профилактики и предупреждения аддиктивного поведения у подростков. - М.: Издательство ФГУП «Стандартинформ», 2007.

3. Этиология и патогенез формирования зависимого поведения у детей: особенности психофизиологического сопровождения детей группы риска: научно-методическое пособие / Под общ.ред. С.В. Бобрышова. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2017. - 140 с.

Психология

УДК 159.964.2

студентка Тютюнник Наталья Сергеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального

государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

старший преподаватель кафедры психологии Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального

государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СИСТЕМА ТИПИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН С АРХЕТИПОМ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ И ИНДУССКИХ БОГИНЬ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению понятия «архетипа», как центральной психической структуры коллективного бессознательного с помощью которой можно найти ответы на вопросы, связанные напрямую с внутренним миром и переживаниями человека. В статье рассматривается система типирования личности женщин через модель поведения древнегреческих богинь, что влияет на мировоззрение, мыслительные, эмоциональные и поведенческие стратегии.

Ключевые слова: архетипы, коллективное бессознательное, мифы, легенды, богини, поведение, личность.

Annotation. The article is devoted to the concept of "archetype" as the Central mental structure of the collective unconscious, which can be used to find answers to questions directly related to the inner world and human experiences. The article examines the system of typing the personality of women through the behavior model of ancient Greek goddesses, which affects the worldview, mental, emotional and behavioral strategies.

Keywords: archetypes, collective unconscious, myths, legends, goddesses, behavior, personality.

Введение. Духовность культуры личности, её социализация, нравственность и поведенческие паттерны тесно взаимосвязаны с культурно-историческим наследием общества. Мифологизация, традиции изначально связывались с особенностями климата, территориальной локацией и образа жизни, что находит своё отражение в идеях взаимосвязи человека, земли и божественного начала, развитие человека как части природы и его место в ней. Таким образом, суть архетипического подхода заключается в переходе от историчности отдельного народа к типичным поведенческим чертам человечества в целом, из которых каждый народ акцентирует те или иные паттерны поведения общие для всех людей как культурное общечеловеческое акме.

Изложение основного материала статьи. Согласно теории К.Г. Юнга, архетипы являются центральными психическими структурами, на основе которых выстраивается содержание Collective unconscious. Collective unconscious является депозитарием латентной памяти человечества, в нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ, которые являются результатом нашего общего эмоционального прошлого. По словам автора теории, «в Collective unconscious содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» [1]. Исходя из вышесказанного, содержание к Collective unconscious складывается по средствам наследственности и одинаково для всего человечества, следовательно архетипы повторяются с самых древних сказок, мифов, легенд и былин [2].

Archetypes - это набор паттернов в подсознании, которые влияют на наше сознание. Данные паттерны заложены на уровне инстинктов еще с древних времен. Согласно Карлу Юнгу [1], человек от рождения обладает всем набором Archetypes (Collective unconscious). Влияние Archetypes неосознанно проецируется вовне и сопровождается эмоциями (аффектами). При желании, зная свой Archetypes, можно развить его сильные стороны или же по средством проработки избавиться от его влияния. Если Archetypes в человеке неосознан, то он неконтролируем и проявляется инстинктивно для самого человека.

Самые распространенные мифы и легенды, которые еще со школы на слуху у всех детей - мифы и легенды Древней Греции. Читая подобную литературу, так или иначе девочки с раннего возраста примеряют на себя образ той или иной богини, и на подсознательном уровне пытаются походить на нее. Исследуя этот феномен, нами была предпринята попытка обозначить взаимосвязь между описательными характеристиками Древнегреческих и Индуских Богинь. Так, в Древнегреческой мифологии принято выделяют 11 богинь, Archetypes которых проявляются в поведении современных женщин: Афродита, Персефона, Артемида, Гера,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.