УДК 159.9
DOI 10.21661/r-557289 Прудкий Р.Р.
Выявление и профилактика суицидального поведения несовершеннолетних и психологическое сопровождение несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
Аннотация
Статья посвящена комплексному анализу суицидального поведения среди несовершеннолетних и способам его профилактики. Автор также изучает вопрос психологического сопровождения несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями.
I Ключевые слова: профилактика, несовершеннолетний, коррекционная работа, суицидальное поведение, интеллектуальные нарушения.
Для выявления несовершеннолетних склонных к суицидальному поведению в МБОУ ОШ №4 г Охи проводится массовое психологическое исследование. Цель исследования: изучить у детей и подростков индивидуально-психологические особенности личности, указывающие на возможные суицидальные тенденции. Выявить группу обучающихся склонных к суицидальному поведению. Используемые методики: Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова). Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнайдер). Шкала самооценки депрессии Цунга. Тест НСВ-10.
Для изучения особенностей личности мы используем 3-ступенчатую диагностику. На первом этапе педагог-психолог и классные руководители отбирают группу детей, у которых отмечены высокие бальные значения по методике «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волковой)». Затем на данной группе психологом проводится более глубокое изучение факторов суицидального риска, через методику «Карта риска суицида». Дети и подростки, набравшие высокие показатели на втором этапе попадают в список обучающихся склонных к суицидальному поведению. На третьем этапе проводится диагностика на установление причин негативных явлений. После этого начинается коррекционная работа по развитию витальных навыков, и постоянное наблюдение за поведением обучающихся у которых были выявлены возможные суицидальные тенденции.
Профилактика суицидального поведения реализуется через взаимодействие между педагогами, специалистами и администрацией школы. При необходимости
осуществляется взаимодействие между структурами. В школе обучается 107 детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Под умственной отсталостью принято понимать состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Среди них есть обучающиеся состоящие на разных видах учета (КДН и ЗП-5, СОП-8). При организации профилактической работы в данном направлении мы учитывали особенности развития обучающихся: затруднения в навыках планирования, отсутствие внутреннего плана действий, низкая школьная мотивация, сниженный уровень самоконтроля, проявление инфантилизма и др.
Несмотря на отсутствие выявленных обучающихся со склонностями к суицидальному поведению были разработаны меры по усилению профилактических мероприятий по предотвращению суицидального поведения. В программу воспитания школы «Ковчег надежды» был добавлен раздел «Профилактика суицидального поведения подростков. Формирование жизнестойкости обучающихся» в модуль «Профилактика и безопасность». Добавлены общешкольные профилактические мероприятия.
Издан приказ №149-ОД от 02.08.2021, в котором были обозначены ответственные лица за работу в профилактическом направлении (социальный педагог, педагог-психолог и заместитель директора по ВР).
Утвержден план мероприятий по предотвращению кризисных ситуаций. Утверждена схема экстренного реагирования педагогов при обнаружении факта незавершенного суицида или потенциальной угрозы. Разработан алгоритм экстренного реагирования на
Таблица 1
Первичная диагностика агрессивности у обучающихся коррекционной группы
Формы агрессии
№ Код имени Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Вербальная агрессия Сумма
1 Б.С. 3 5 4 4 5 21
2 Н.В. 3 3 5 5 4 20
3 В.В. 5 3 5 4 3 20
4 Ж.Е. 5 5 5 4 3 22
5 О.В. 5 5 5 3 4 22
6 И.В. 4 3 5 4 3 19
7 К.В. 3 2 4 5 4 18
8 К.В.л 4 3 3 4 5 19
9 Л.М. 5 5 4 4 3 21
10 р.Д. 2 4 3 4 5 18
11 П.Д. 4 5 4 5 5 23
12 Ч.В. 5 5 4 4 4 22
Распределение балов: 0-1 - низкий, 2-3 - средний, 4-5 высокий уровень
случай совершения суицида и технология сопровождения суицидента.
Если психолог подтверждает наличие у обучающегося склонности к суицидальному поведению, он заносит ребенка в карту учета и контроля у себя и в папку классного руководителя. Администрация школы приглашает родителей (законных представителей) для профилактической беседы, где выявляются условия жизни и взаимодействия в семье, дают рекомендации по предупреждению детских и подростковых суицидов. Далее психолог набирает группу обучающихся или работает индивидуально с ребенком в течение одного учебного года. Для этого была разработана программа профилактики суицидального поведения «Нити жизни». Социальный педагог наблюдает за ситуацией в семье ребенка, выявляет жизненные трудности. Заместитель директора по ВР включает ребенка во все школьные мероприятия, рекомендует посещение кружков и секций. После проделанной работы делается заключение об эффективности принятых мер, анализируются факторы, повлиявшие на успех или неудачу. Принимается решение о дальнейшем психолого-педагогическом сопровождении. При обнаружении сложных случаев, сопровождающихся исте-роидными, психопатическими реакциями родителям рекомендуется обратиться за помощью к медицинским специалистам. При выявлении факта риска здоровья и жизни обучающемуся незамедлительно администраци-
ей школы сообщается в органы системы профилактики и в управление образования.
Для профилактики суицидального поведения в МБОУ ОШ №4 г Охи, реализуется воспитательная система «Ковчег надежды». Основная цель воспитательной системы «Ковчег надежды»: создать условия для формирования механизмов социальной и психологической адаптации у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Воспитательные мероприятия разделены на шесть направлений деятельности:
1. Личностное развитие:
- духовно-нравственное развитие;
- сохранение и укрепление здоровья;
- популяризация здорового образа жизни;
- профориентационная работа с учетом особенностей детей с ОВЗ.
2. Военно-патриотическое:
гражданско-патриотическое воспитание.
3. Гражданская активность:
- экологическое, трудовое развитие;
- волонтерская деятельность, добровольчество.
4. Профилактика и безопасность:
- профилактика деструктивных форм поведения;
- мероприятия, направленные на поддержание безопасности.
5. Работа с родителями:
- мероприятия, направленные на взаимодействие между участниками образовательных отношений.
6. Российское движение школьников: - участие в мероприятиях РДШ. За 2021-2022 учебный год педагогами школы, специалистами и администрацией было проведено 365 воспитательных мероприятий. По профилактике деструктивных форм поведения и безопасности обучающихся 59 мероприятий. Помимо этого, в школе проходят тематические недели, одной из которых, является «Неделя профилактики суицидального поведения» В школе функционирует система дополнительного образования. В настоящий момент ведется 5 кружков с охватом 105 обучающихся.
Психологическое сопровождение несовершеннолетних, выявленных с проблемами в поведении
После проведенной психологической диагностики были отобраны обучающиеся с высоким уровнем агрессивности по результат психолого-педагогической диагностики и подростки, имеющие нарушения в поведении (состоящие на учете). Была сформирована рабочая группа (12 человек), посещающая коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом 1 раз в неделю. Участники коррекционной группы - это подростки с интеллектуальными нарушениями (умственной отста-
После подготовительного этапа сформированная группа приступила к занятиям с педагогом-психологом по программе «Познай себя» составленной на основе программы О. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я», программы «Сделай себя сам», профессора Г.К. Селевко и программы «Я - подросток» А.В. Микляевой. Программа рассчитана на 1 год обучения, строится на обучении детей в группе. Занятия проводились в форме тренингов. Состав группы 4-12 человек. Продолжительность занятия 40 мин; 1 раз в неделю.
В начале коррекционной работы некоторые обучающиеся оказывали активное сопротивление, пытались саботировать занятия, не являлись на них или отказывались выполнять поставленные задачи. Однако со временем негативные реакции стали менее частыми и продолжительными. Подростки привыкли к расписанию и установленным правилам на занятиях. В конце первого
лостью) в возрасте 12-15 лет. В данной группе 5 обучающихся уже состояли на учете в КДН и ЗП МО ГО «Охинский», ПДН ОМВД, остальные были выявлены в процессе диагностики. Для объективности исследования был отобран диагностический инструментарий: «Тест эмоций» (тест Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной). Данная методика, по мнению исследователя наиболее подходит для детей с интеллектуальными нарушениями, так как содержит упрощенную форму вопросов доступную для понимания данной категории обучающихся.
Перед началом работы был проведен анализ причин девиантного поведения. По мнению родителей и педагогов, наибольшей проблемой выступала повышенная агрессия к ближайшему окружению (одноклассники, учителя). Поэтому основной целью в роботе педагога-психолога стала коррекции агрессивного поведения и формирование коммуникативных навыков в выбранной группе.
По результатам психологической диагностики было установлено, что у всех подростков в коррек-ционной группе наблюдаются высокие показатели в различных формах агрессии (табл. 1).
полугодия 2021-2022 учебного года из наблюдаемых улучшений можно было заметить снижение числа конфликтов с обучающимися в данной группе. В декабре была проведена повторная (промежуточная) психологическая диагностика агрессивности (табл. 2).
Заключение: результаты данной диагностики являются промежуточными, поскольку для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) требуется больше времени (несколько лет работы) для развития тех или иных качеств. Помимо этого, в первом полугодии 2021-2022 учебного года основной задачей было приучить участников группы к тренинговой форме работы. Несмотря на положительную динамику общей группы необходимо продолжать коррекционную работу с данными обучающимся, поскольку остались негативные проявления исследуемого явления.
6
2 1
О -I-Т-1-1-Т—
Физическая Косвенная Раздражение Негативизм Вербальная агрессия агрессия агрессия
Рис. 1. Результаты диагностики форм агрессии у обучающейся Н.В.
Таблица 2
Промежуточная диагностика агрессивности у обучающихся коррекционной группы
№ Код имени Формы агрессии Сумма
Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Вербальная агрессия
1 Б.С. 3 5 2 3 3 16
2 Н.В. 3 3 5 5 4 20
3 В.В. 5 3 5 2 3 18
4 Ж.Е. 5 5 4 4 3 21
5 О.В. 5 4 4 3 4 20
6 И.В. 4 3 5 3 3 18
7 К.В. 3 2 3 5 4 17
8 К.В.л 4 3 3 2 5 17
9 Л.М. 3 3 3 3 3 15
10 р.Д. 2 4 3 4 5 18
11 П.Д. 4 4 4 4 5 21
12 Ч.В. 5 2 4 3 4 18
Распределение балов: 0-1 - низкий, 2-3 - средний, 4-5 высокий уровень
Литература
1. Исаев Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков / Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова. -СПб.: Каро, 2012. - 176 с.