Научная статья на тему 'Выявление и оценка туристских расходов внутренних и иностранных туристов в основных туристских дестинациях (социологический обзор на примере Московского региона и г. Санкт-Петербурга)'

Выявление и оценка туристских расходов внутренних и иностранных туристов в основных туристских дестинациях (социологический обзор на примере Московского региона и г. Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харитонова Татьяна Викторовна, Голикова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление и оценка туристских расходов внутренних и иностранных туристов в основных туристских дестинациях (социологический обзор на примере Московского региона и г. Санкт-Петербурга)»

ОБЗОРЫ

DOI: 10.12737/12544

ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ТУРИСТСКИХ РАСХОДОВ ВНУТРЕННИХ И ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ ■ В ОСНОВНЫХ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЯХ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА И Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, naceka@mail.ru,

Голикова Ольга Михайловна, старший преподаватель кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, ogolikova@bk.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Основными туристскими дестинациями в Российской Федерации, специализирующимися на культурно-познавательном туризме, можно считать:

- Московский регион, включающий г. Москву и Московскую область;

- г. Санкт-Петербург.

Для выявления и оценки туристских расходов внутренних и иностранных туристов в данных регионах был проведен опрос туристов в форме анкетирования.

В каждом из вышеуказанных регионов было опрошено не менее 400 туристов, включая иностранных.

Перед началом опроса было проведено сегментирование туристов по уровню туристской активности. Для этого была построена матрица туристской активности (рис. 1).

Первый критерий матрицы показывает фор-

мирование туристских потребностей, т.е. склонность туристов к потреблению дополнительных и сопутствующих услуг в рамках туристского продукта. Второй критерий матрицы — уровень туристских расходов, обеспечивающих реализацию туристских потребностей. Для целей исследования были выбраны сегменты с высоким уровнем туристских потребностей:

1) сегмент с высоким уровнем туристских потребностей, но низким уровнем туристских расходов представлен студентами очной формы обучения;

2) сегмент с высоким уровнем туристских потребностей и высоким уровнем туристских расходов представлен лицами, работающими в сфере производства, сфере услуг и сфере управления.

Рассмотрим расходы данных сегментов туристов в разрезе основных туристских дестинаций.

Уровень туристских потребностей

Низкий Высокий

и - 5 5 s^o Низкий Социальные туристы Молодые люди до 30 лет с невысоким уровнем дохода. Временно безработные

«t-o il s f- Высокий Туристы «третьего возраста», то есть люди старше 60 лет со средним уровнем дохода. Люди до 60 лет со средним уровнем дохода, туристские потребности которых слабо сформированы Люди в возрасте 30—60 лет, имеющие стабильный доход (средний и высокий)

Рис. 1. Матрица туристской активности

Москва и Московская область Структура респондентов по половому признаку представлена на рис. 2.

Как можно видеть на рисунке, женщины-респонденты составляют 68%, мужчины — 32%. Такое соотношение объясняется психологическим фактором — женщины более охотно идут на контакт.

На рисунке 3 представлена структура туристов по социальному статусу.

Сегмент учащихся составляет 36%, сегмент работающих — 54%.

Рассмотрим более подробно эти сегменты.

По статусу путешественника респонденты распределяются следующим образом (рис. 4—5).

мужчины женщины

Рис. 2. Структура респондентов по половому признаку

|учащиися

работающий

I временно неработающий

I пенсионер

Рис. 3. Структура респондентов по социальному статусу

12%

25%

63°%

I турист, находящимся на территории региона более 2-х суток

турист, находящийся на территории региона менее 2-х суток

I турист, проезжающий по территории региона транзитом

Рис. 4. Распределение учащихся по статусу путешественника

Как можно видеть на рисунках, наибольший удельный вес (63% и 75% соответственно) занимают туристы, находящиеся на территории региона более двух суток. Этот факт является особо важным для исследования, так как чем

дольше пребывание, тем более вероятным становится возникновение потребности в дополнительных услугах.

Распределение респондентов по составу путешественников представлено на рис. 6 и 7.

75%

I турист, находящимся на территории региона более 2-х суток

турист, находящийся на территории региона менее 2-х суток

Рис. 5. Распределение работающих по статусу путешественника

13%

50%

■ путешествующие в одиночку

■ путешествующие парой

■ путешествующие с совершеннолетними членами семьи или в компании друзей

■ смешанный состав путешествующих

Рис. 6. Распределение учащихся по составу путешественников

8%

■ путешествующие в одиночку

■ путешествующие семьей с несовершеннолетними детьми

■ путешествующие с совершеннолетними членами семьи или в компании друзей

■ путешествую с коллегами

■ смешанный состав путешествующих

Рис. 7. Распределение работающих по составу путешествующих

Наибольший удельный вес (87% и 67% соответственно) составляют туристы, совершающие групповые путешествия. Это также является важным фактором при исследовании, так как групповые поездки чаще всего приводят к возникновению множественного (синергетического) эффекта как с точки зрения формирования туристских потребностей, так и с точки зрения туристских расходов.

На рисунках 8 и 9 показаны наиболее востребованные дополнительные услуги в каждом их сегментов (указало минимум 50% респондентов).

Как следует из рисунка, самой востребованной услугой в сегменте учащихся является покупка

сувенирной продукции. Остальные услуги востребованы в меньшей степени. Совсем невостребованными в сегменте учащихся являются лечебно-оздоровительные услуги. На наш взгляд, это связано с туристской направленностью Московского региона для молодых людей — в основном это культурно-познавательный туризм.

В сегменте работающих наиболее востребованными (83%) оказались услуги ресторанов и кафе. Все остальные услуги, представленные в листе опроса, востребованы в большей или меньшей степени.

Величина расходов на дополнительные услуги представлена на рис. 10 и 11.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

100%

9 63% 63% 63%

I I I

-50%-50%-50%-

III

Покупка Питание в кафе Питание в Посещение Покупка Экскурсионные Услуги

сувенирной и ресторанах системе fast- парков, продуктов услуги размещения

продукции food зоопарков, питания в

аквапарков и магазинах т.п.

Рис. 8. Наиболее востребованные дополнительные услуги в сегменте учащихся

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

///// / / //

¿р J? Л- jf

<<? ЛС

/ / ^ <Г ч-о •о"' сР Г

/ / /

у / у / <f

Рис. 9. Наиболее востребованные дополнительные услуги в сегменте работающих

13°% 13% 1 ■ До 10 тыс. рублей ■ От 10 до 20 тыс. рублей ИОт 20 до 30 тыс. рублей ^^^ 74%

Рис. 10. Величина расходов на дополнительные услуги в сегменте учащихся

Рис. 11. Величина расходов на дополнительные услуги в сегменте работающих

Таблица 1

Дополнительные услуги, наиболее значимые с точки зрения величины производимых расходов

Таблица 1

Дополнительные услуги, наиболее значимые с точки зрения величины производимых расходов

Сегмент учащихся Сегмент работающих

Покупка сувениров — отметили 50% Услуги размещения — отметили 66%

Экскурсионные услуги — 38% Питание в кафе и ресторанах — 42%

Услуги размещения — 38% Экскурсионные услуги — 33%

Питание в кафе и ресторанах — 38% Лечебно-оздоровительные услуги — 33%

Как следует из рисунков, наибольший процент респондентов из сегмента учащихся тратит на дополнительные услуги до 10 тыс. рублей (74%), а из сегмента работающих — от 20 до 30 тыс. рублей (58%). Это полностью объясняется фактором дохода, который учитывался в исходной сегментации.

Основными причинами, снижающими потребление дополнительных услуг в сегменте учащихся, респонденты назвали высокую цену (38%) и ограниченный бюджет путешественника (38%). В сегменте работающих — низкое качество услуг (67%) и также высокую цену (42%). Последнее во многом объясняется, что Москва и Московская область относятся к регионам с высокой стоимостью жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таблице 1 приведены дополнительные услуги, наиболее значимые для респондентов с точки

зрения величины производимых расходов.

В рамках исследования туристских расходов в Московском регионе был выявлен небольшой сегмент социальных туристов. Для полноты анализа кратко рассмотрим данный сегмент.

Сегмент социальных туристов на 100% представлен смешанным составом путешественников, находящихся на территории региона более двух суток, т.е. достаточно длительное время.

На дополнительные услуги, исходя из ограниченного бюджета путешественника, они тратят незначительные суммы, что полностью подтверждается исследованием (до 10 тыс. рублей).

Наиболее востребованные дополнительные услуги в сегменте социальных туристов представлены на рис. 12.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

Покупка сувенирной Питание в системе fast- Покупка Покупка продуктов Покупка Услуги размещения

продукции food продовольственных питания в магазинах непродовольственных

товаров, помимо товаров первой

продуктов питания необходимости

Рис. 12. Наиболее востребованные дополнительные услуги в сегменте социальных туристов

Таблица 2

Услуги, качеством которых респонденты-учащиеся в основном удовлетворены и в основном не удовлетворены

Виды услуг Процент респондентов, которые удовлетворены качеством услуг Процент респондентов, которые не удовлетворены качеством услуг

Покупка сувениров 63% 13%

Услуги размещения 13% 50%

Питание в кафе и ресторанах - 50%

Питание в системе fast-food 25% -

Посещение парков, зоопарков, аквапарков и т.п. 25% 25%

Таблица 3

Услуги, качеством которых респонденты-работающие в основном удовлетворены

и в основном не удовлетворены

Виды услуг Процент респондентов, которые удовлетворены качеством услуг Процент респондентов, которые не удовлетворены качеством услуг

Посещение спортивных объектов 50% -

Покупка сувениров 42% 8%

Химчистка и прачечная 42% -

Услуги размещения 8% 92%

Экскурсионные услуги 33% 50%

Как можно видеть на рисунке, все представленные услуги (кроме покупки сувениров) являются услугами первой необходимости, хотя они являются и самыми значимыми статьями расходов.

В таблице 2 представлены услуги, качеством которых респонденты-учащиеся в основном удовлетворены и не удовлетворены. В табли-

це 3 — та же информация по респондентам-ра-ботающим.

По данным таблиц можно сделать вывод, что респонденты в основном не удовлетворены качеством гостиничных услуг. Услуги, качеством которых в большей степени удовлетворены,— это покупка сувениров и посещение спортивных объектов (в сегменте работающих).

Проведенный социологический опрос показал, что в Московском регионе потребители туристских услуг в целом не удовлетворены их качеством. Основными причинами недостаточного качества туристских услуг респонденты из обоих потребительских сегментов назвали низкий уровень сервиса на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства. Это отметили 63% респондентов-учащихся и 67% респондентов-работающих. Для повышения уровня сервисного обслуживания необходимо, по мнению респондентов, усиление контроля качества предоставляемых услуг на всех уровнях управленческой иерархии.

г. Санкт-Петербург Структура респондентов по половому признаку представлена на рис. 13.

Как можно видеть на рисунке, женщины-респонденты составляют 57%, мужчины — 43%.

На рисунке 14 представлена структура туристов по социальному статусу.

Сегмент учащихся составляет 14%, сегмент работающих — 86%. Респонденты, имеющие иной социальный статус, участие в опросе не принимали.

Рассмотрим более подробно сегменты учащихся и работающих.

По статусу путешественника опрашиваемые респонденты из обоих сегментов относятся к туристам, находящимся на территории региона более двух суток. Этот факт является особо важным для исследования, поскольку чем дольше пребывание, тем более вероятным становится возникновение потребности в дополнительных услугах.

Рис. 14. Структура респондентов по социальному статусу

Респонденты, относящиеся к сегменту учащихся, путешествуют, как правило, смешанным составом.

Распределение по составу путешественников респондентов из сегмента работающих представлено на рис. 15.

Туристы, совершающие индивидуальные путешествия, и туристы, совершающие групповые путешествия, представлены в исследовании в равном объеме.

На рисунках 16 и 17 показаны наиболее вос-

требованные дополнительные услуги в каждом их сегментов (указало минимум 50% респондентов).

Из рисунка 16 следует, что наиболее востребованными в сегменте учащихся являются покупка сувенирной продукции и продовольственных товаров, не относящихся к продуктам питания, культурно-развлекательные и культурно-познавательные услуги. Совсем не востребованными являются услуги театров, покупка непродовольственных товаров, бытовые услуги.

50%

50%

I путешествующие в одиночку ■ путешествующие с коллегами

Рис. 15. Распределение работающих по составу путешествующих

120°% 100°% 80% 60% 40% 20% 0%

100% 100% 100% 100% 100%

-50%-50%-50%-50%-50%-50%

' У ///// У У У У У У

у у

/ «Г / , /

о*

г

У ^

^ о<?

/ у у

Л

/ г/

Рис. 16. Наиболее востребованные дополнительные услуги в сегменте учащихся

В сегменте работающих наиболее востребованными (100%) оказались культурно-познавательные услуги (посещение музеев, выставок, картинных галерей). Достаточно востребованной услугой (83%) является покупка продуктов питания. Совсем не востребованными в данном сегменте оказались услуги по посещению спортивных мероприятий и спортивных объектов.

На наш взгляд, такая структура туристских расходов в обоих сегментах связана с туристской направленностью г. Санкт-Петербург — в основном это культурно-познавательный туризм.

Исследование показало, что респонденты-учащиеся обычно тратят на дополнительные услуги до 10,0 тыс. рублей.

Величина расходов на дополнительные услуги в сегменте работающих представлена на рис. 18.

Как следует из рисунка, наибольший процент респондентов из сегмента работающих тратит на дополнительные услуги до 10 тыс. рублей (67%).

Основными причинами, снижающими потребление дополнительных услуг в сегменте учащихся, респонденты назвали ограниченный бюджет путешественника (100%). В сегменте работающих — также ограниченный бюджет путешественника (50%) и высокую цену на продукты и услуги (50%). Следует подчеркнуть, что Санкт-Петербург также относится к регионам с высокой стоимостью жизни.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

/Р / / / / // / / / /

100%

83%

67% 67% 67% 67% 67% 67%

J

/ 4? ж

50%

<f /

ЛР

Рис. 17. Наиболее востребованные дополнительные услуги в сегменте работающих

Рис. 18. Величина расходов на дополнительные услуги в сегменте работающих

В таблице 4 приведены дополнительные услуги, наиболее значимые для респондентов с точки зрения величины производимых расходов.

Респонденты в г. Санкт-Петербурге нигде не указывают услуги размещения. Во многом это связано с тем, что данные услуги рассматриваются как основные (решение о поездке начинается с бронирования гостиницы). Кроме того, средства размещения в городе представлены в большом количестве и четко ориентированы на разные доходные сегменты. В основном это различные варианты

«трех звезд», наиболее популярные у туристов.

В таблице 5 представлены услуги, качеством которых респонденты-учащиеся в основном удовлетворены и не удовлетворены. В таблице 6 — та же информация по респондентам-работающим.

По данным этих таблиц можно сделать вывод, что респонденты в основном удовлетворены качеством культурных услуг, что подтверждает статус Санкт-Петербурга как культурной столицы. При этом часть респондентов не удовлетворена качеством экскурсионных услуг, отмечая их формальный характер и однообразие.

Таблица 4

Дополнительные услуги, наиболее значимые с точки зрения величины производимых расходов

Сегмент учащихся Сегмент работающих

Услуги общественного и частного транспорта — отметили 100% Экскурсионные услуги — 67%

Покупка продовольственных товаров, помимо продуктов питания — 100% Покупка продовольственных товаров, помимо продуктов питания — 33%

Питание в кафе и ресторанах — 100% Питание в кафе и ресторанах — 33%

Посещение театров — 33%

Покупка продукции местных производителей — 33%

Таблица 5

Услуги, качеством которых респонденты-учащиеся в основном удовлетворены и в основном не удовлетворены

Виды услуг Процент респондентов, которые удовлетворены качеством услуг Процент респондентов, которые не удовлетворены качеством услуг

Посещение парков, зоопарков и т.п. 100% -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Посещение развлекательных комплексов и ночных клубов 100% -

Посещение музеев, картинных галерей, выставок 100% -

Услуги частного транспорта - 100%

Виды услуг Процент респондентов, которые удовлетворены качеством услуг Процент респондентов, которые не удовлетворены качеством услуг

Покупка сувениров 67% -

Общественный транспорт 67% -

Питание в системе fast-food - 33%

Экскурсионные услуги - 33%

Таблица 6

Услуги, качеством которых респонденты-работающие в основном удовлетворены

и в основном не удовлетворены

Проведенный социологический опрос показал, что в г. Санкт-Петербурге потребители туристских услуг в целом удовлетворены их качеством, что указывает на его туристскую ориентацию (по сравнению, например, с Москвой и Московской областью). При этом респонденты отметили и ряд недостатков, явно снижающих качество основных и дополнительных туристских услуг. Это в первую очередь устаревшее оборудование и технологии, недостаточно квалифи-

цированный персонал, низкая информационная обеспеченность основных объектов показа.

Для повышения качества услуг, по мнению респондентов, следует повышать туристскую привлекательность основных объектов показа, в том числе за счет рекламы.

Исходя из вышеизложенного, разработаем структуру туристских расходов для регионов, специализирующихся на культурно-познавательном туризме (таблица 7).

Таблица 7

Примерная структура туристских расходов в регионах, специализирующихся на культурно-познавательном туризме

Расходы Удельный вес,%

- покупка сувенирной продукции 8,7

- экскурсионные услуги 6,5

- питание в кафе и ресторанах 6,1

- посещение музеев, картинных галерей, выставок 6,1

- посещение парков, зоопарков, ботанических садов, аквапар-ков, парков аттракционов, дельфинариев и т.п. 6,1

- услуги общественного транспорта 5,8

- услуги размещения (в гостиницах, мотелях и т.п.) 5,8

- питание в системе fast-food 5,4

- лечебно-оздоровительные услуги 4,0

- покупка продуктов питания в продовольственных магазинах 4,0

- посещение развлекательных комплексов и ночных клубов 4,0

- услуги частного транспорта (такси) 4,0

- посещение спортивных объектов (бассейна, тренажерного зала и т.п.) 3,6

- покупка продукции местных производителей и народных промыслов, не относящихся к сувенирам (одежды, обуви, постельного белья, посуды и т.п.) 3,6

- услуги бань и саун 3,6

- покупка продовольственных товаров, помимо продуктов питания (алкоголь, табак) 3,2

- посещение кинотеатров 3,2

- питание в столовых и организованных ими выездных пунктах питания 2,9

- услуги проката автотранспортных средств 2,9

- посещение театров 2,9

- химчистка и прачечная 2,2

- покупка непродовольственных товаров первой необходимости 1,8

- посещение спортивных мероприятий 1,1

- покупка лекарств 1,1

- услуги парикмахерских 0,7

- ремонт одежды и обуви 0,7

Всего 100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.