Научная статья на тему 'Выявление и оценка стратегических приоритетов инновационного и научно-технологического развития текстильной промышленности'

Выявление и оценка стратегических приоритетов инновационного и научно-технологического развития текстильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегические приоритеты / инновационное развитие / текстильная промышленность / strategic priority / innovative development / textile industry
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление и оценка стратегических приоритетов инновационного и научно-технологического развития текстильной промышленности»

Ибрагимова Р. С.1

ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ИННОВАЦИОННОГО И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ2

Ключевые слова: стратегические приоритеты, инновационное развитие, текстильная промышленность.

Keywords: strategic priority, innovative development, textile industry.

Текстильная отрасль является важной структурной составляющей отечественной обрабатывающей промышленности. Эта отрасль, вносившая в прошлом существенный вклад в экономику страны, в настоящее время испытывает серьезные трудности, не выдерживая конкуренции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. К одной из острых проблем, порождающей негативные эффекты функционирования отечественных предприятий отрасли, относится низкий технологический уровень текстильного производства. Состояние текстильной промышленности усугубляется высокой степенью износа основных фондов. Доля оборудования со сроком службы до 10 лет составляет 37%; от 11 до 20 лет - 24%; более 20 лет - 39%3. Развитие текстильной промышленности во многом зависит от конкуренции на мировом рынке. Емкость мирового рынка текстильной продукции в последнее десятилетие увеличивается ежегодно в среднем на 4,4%, что открывает новые возможности для его игроков4. Рост глобального рынка обеспечивается увеличением населения земного шара, повышением уровня потребления на душу и появлением новых потребностей в инновационном текстиле. Прорыв на отраслевом рынке возможен только на основе концептуально новых моделей роста отрасли по сравнению с традиционными, исчерпавшими свои возможности в современном мировом хозяйстве. Концептуальный выбор приоритетных направлений отраслевого развития должен быть сопряжен с наиболее значимыми факторами производства. Цель нашей работы заключается в исследовании возможностей долгосрочного роста текстильной и швейной промышленности России за счет достижений технического прогресса как фундаментального фактора развития и конкурентоспособности этих отраслей.

Большой вклад в теорию нового роста внес американский исследователь П. Ромер (1986), обосновавшим эндогенную модель экономического роста, центральным фактором которой являются технологические изменения, осуществляемые людьми целенаправленно, при этом уровень технологического развития прямо пропорционален вкладываемым ресурсам. Способность развитых стран поддерживать высокие темпы роста П. Ромер объясняет вложениями в технологии, повышающие доходность инвестиций. Инвестиции увеличивают ценность технологий, а технологии усиливают ценность инвестиций, что способствует экономическому росту5. Фундаментальная модель эндогенного роста П. Ромера, описывающая структурные изменения экономической системы, связанные с появлением новых технологий и продуктов, имеет прикладное значение для формирования стратегий долгосрочного развития отраслей промышленности.

В рамках проведенного нами исследования разработан методологический подход к решению задач управления текстильной промышленностью, научной новизной которого является интеграция концепций экономического потенциала и Форсайт-технологии в системе методов стратегического управления предприятиями, отраслями и комплекса-ми6. «Форсайт» рассматривается нами как система методов оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать существенное воздействие на экономику хозяйственного субъекта в средне- и долгосрочной перспективе.

Потенциал промышленных предприятий отрасли расценивается как система взаимосвязанных элементов, основными составляющими которой являются научно-техническая база, технология и производство, маркетинг, логистика, финансы, персонал, организация и управление. В соответствии с этими элементами экономического потенциала предложено выделять для предприятий текстильной промышленности следующие векторы форсайт-исследований в целях формирования целостного образа желаемого будущего и определения способов его достижения:

1 Ибрагимова Розалия Савиевна - д.э.н., зав. кафедрой экономики и организации предпринимательства, Ивановский государственный университет. E-mail: irozalia@hotmail.com

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-410-370004 «Прогнозирование и оценка стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития текстильной промышленности на основе форсайт-исследований».

3 Кичанов М. Легпром завтра // Эксперт. - М., 2016. - № 3. - www.expert.ru

4 Transparency Market Research. - https://www.transparencymarketresearch.com/textile-market

5 Romer P.M. Increasing returns and long-Run growth // Journal of Political Economy. 1986. - Vol. 94, October. - P. 1002-1037.

6 Ибрагимова Р. С., Головкин Д. С. Оценка экономического потенциала текстильной промышленности на основе концепции foresight // Современные наукоемкие технологии. 2018. - № 4. - С. 128-140.

1. Отраслевые научные достижения. Новые материалы и изделия из них. Новые инструменты проектирования, конструирования и дизайна.

2. Прорывные технологии текстильного и швейного производства.

3. Мировые тренды отраслевого рынка. Новые потребности, тенденции изменения моделей поведения покупателей под влиянием цифровой трансформации отраслей экономики. Новые инструменты и методы маркетинговой деятельности.

4. Будущее логистических систем и технологий.

5. Новые компетенции и знания. Будущее системы профессионального образования. Социальная экосреда предприятий.

6. Прогрессивные бизнес-модели, организационно-управленческие системы, инструменты менеджмента. Модели интернационализации бизнеса. Тенденции кластерного развития отрасли.

7. Эффективные финансовые модели развития предприятий отрасли.

8. Целостный образ будущего предприятий текстильной промышленности.

В рамках отдельных векторов Форсайта исследованы закономерности развития текстильной промышленности в условиях глобализации экономических процессов и вызовов четвертой промышленной революции (1-й, 2-й и 3-й векторы Форсайта). Выявлено, что из-за недостаточных объемов инвестиций в технологические инновации на протяжении длительного периода времени (с начала 1990-х гг.) технологическое отставание российских производителей от компаний ведущих стран-игроков глобального рынка текстиля (Китая, Индии, Бангладеш, Вьетнама, США, Италии, Германии) только увеличивается и становится критическим. Для прорывного развития российских производителей текстильной продукции обоснована необходимость применения эндогенных моделей экономического роста отрасли. Сделан вывод о том, что для обеспечения возрождения текстильно-промышленного комплекса России и преодоления технологического отставания требуется существенный рост инвестиций в передовые технологии и инновации, создание фабрик будущего, инновационных платформ и кластеров, обеспечивающих взаимодействие всех участников процесса инновационно-технологического роста отрасли (6-й вектор Форсайта).

Концепция П. Ромера объясняет, как может происходить рост на основе передачи технологий и организационных инноваций между разными секторами экономики. Экономика страны растет, потому что компании одних секторов служат лидерами для компаний других секторов, диффузия передовых технологий обеспечивает устойчивую динамику развития.

Создание инновационной продукции в текстильной и швейной промышленности основывается на межотраслевой кооперации с химической промышленностью, IT-сектором, машиностроением, материаловедением и др. Применение передовых технологий различных секторов и создание инновационной продукции способствует комплексному развитию, открытию новых сфер использования продукта и долгосрочному росту эффективности отрасли.

В мировой текстильной индустрии инновационная деятельность прежде всего связана с новыми областями применения продукта, например, легкие композитные материалы для строительства, «умный текстиль» для медицины, функциональные ткани для спецодежды, материалы для аэрокосмической отрасли, гибкие материалы для трубопроводного транспорта, кастомизированная «умная одежда» и др.

Заметной тенденцией мирового рынка является ускорение темпов роста производства высокотехнологичного технического текстиля, которые опережают темпы традиционного текстиля более чем в 1,5 раза. В настоящее время доля технического текстиля в общем объеме мирового выпуска продукции составляет примерно 40-50%1. Россия имеет благоприятные условия для успешного функционирования в этом сегменте рынка в связи с наличием в стране развитого нефтехимического комплекса, способного полностью обеспечить потребность в сырье. Для развития отрасли в этом аспекте необходимо ускорить создание и введение в эксплуатацию новых полиэфирных предприятий, а также осуществить реконструкцию действующих производств по выпуску синтетических волокон.

По оценкам экспертов, мировой рынок «умного текстиля» в ближайшие время будет расти в среднем на 30% ежегодно, что обусловлено широким распространением нанотехнологий. В отчете исследовательской компании Transparency Market Research отмечено, что к 2023 году рынок «умного текстиля» составит примерно $7,7 млрд. (для справки: в 2014 г. он был на уровне $ 0,7 млрд.).

Национальная ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности (НАПТЛП) и АО «Текстиль-экспо» запустили в 2017 году новый проект Тренд-Холл «Новые и новейшие технологии в текстильной и легкой промышленности», нацеленный на представление и соединение всех процессов производства, новых и новейших технологий и материалов на одной площадке. С начала действия проекта в Тренд-Холле было представлено немало разработок российских компаний и научных центров в группе «умные и функциональные ткани и волокна»: ткани с покрытиями и мембранами для верхней одежды с непромокаемыми свойствами; соединения различных по фактуре тканей (бондинг), позволяющие достичь более высокого температурного комфорта; огнестойкие материалы; аксиальные полотна для современных композиционных материалов; ткани с комплексом защитных свойств от агрессивных сред и нефтепродуктов; гипоаллергенная и несминаемая пряжа и др. Экспонаты Тренд-Холла свидетельствуют о высоком научно-техническом потенциале в области материаловедения в нашей стране.

Российские производители начинают осознавать преимущества кастомизации (персонализации) продукции как ключевого фактора конкурентоспособности. Примерами таких предприятий являются компания «Текстайм», которая производит ткань под любые потребности заказчика, по любым требуемым показателям, с использованием как сырья

1 Transparency Market Research. - https://www.transparencymarketresearch.com/textile-market

422

самого заказчика, так и собственного, индивидуально подобранного; компания «Роллтекс» по специальным заказам клиента дорабатывает продукцию (оборудование для легкой промышленности).

Учет требований глобального рынка, связанных с персонализацией, сокращением времени проектирования, производства и выведения продукта на рынок, может быть обеспечен на основе цифровой трансформации текстильной и легкой промышленности. По оценкам Всемирного экономического форума, цифровизация существенно повышает потенциал для бизнеса и общества и может принести дополнительно более 30 трлн. долл. США доходов для мировой экономики в течение ближайших 10 лет (до 2025 года)1.

Наиболее приемлемым подходом к цифровой трансформации текстильной и швейной промышленности является процессная модель, основывающаяся на рассмотрении промышленности как производственной цепочки от разработки продукции до ее продажи и сервисного обслуживания. В соответствии с этапами цепочки создания ценностей можно выделить следующие элементы цифровой трансформации:

- цифровой R&D центр;

- цифровая фабрика;

- цифровой склад и цифровой транспорт;

- электронная торговля;

- цифровые услуги.

Инструментальная поддержка цифровой трансформации текстильной промышленности может обеспечиваться сетями трансфера передовых технологий и сетями промышленной кооперации и субконтрактации.

В основе цифровой трансформации текстильной промышленности должны быть так называемые «фабрики будущего». В России одним из инструментов государственной поддержки развития передовых производственных технологий является программа «Национальная технологическая инициатива (НТИ)», в центре внимания которой находится создание фабрик будущего. В терминологии дорожной карты «Технет» этой программы, под «фабриками будущего» понимают «системы комплексных технологических решений, которые обеспечивают в кратчайшие сроки проектирование и производство глобально конкурентоспособной продукции нового поколения»2.

Фабрика будущего состоит из трех частей (цифровой, «умной» и виртуальной фабрик), каждая из которых представляет собой стадию цепочки создания добавленной стоимости и определенный набор инструментов. Цифровая фабрика охватывает процессы от проектирования до создания прототипа изделия. Ключевыми технологиями, используемыми на этом этапе, являются технологии цифрового проектирования, аддитивные технологии, Big Data, искусственный интеллект и др. «Умная» фабрика связана с проектированием производственного процесса, с помощью ее технологий (робототехники, автоматизированных систем управления, промышленного интернета, сенсорных датчиков и др.) ускоряется производственный процесс и повышается производительность. Виртуальная фабрика создает единое информационное поле для всех участников цепочки добавленной стоимости, что обеспечивает прозрачность всего процесса, ускоряет коммуникации как внутри компании, так и с партнерами.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом имеются реальные примеры диффузии современных передовых технологий в текстильное и швейное производство, что может быть основой для создания фабрик будущего. Можно выделить следующие уже действующие технологии в сфере цифровой трансформации текстильной и швейной промышленности: роботизированные технологии на швейных предприятиях; цифровое проектирование и моделирование текстильных и швейных изделий; 3D-печать нетканых материалов и одежды; цифровая печать в отделочном производстве; интеллектуальные датчики в производственных линиях и «умных» материалах; автоматизация и интеграция производственных и управленческих процессов; технология предсказательной аналитики и Big Data для кас-томизации текстильной и швейной продукции; машинное обучение и системы CRM для управления взаимоотношениями с заказчиками; е-коммерция и др.

При создании фабрик будущего используется платформенный подход, позволяющий объединить всех участников процесса проектирования, производства и распределения в своеобразную экосистему.

В России первую фабрику будущего в швейной промышленности в настоящее время создает компания «Фабер-лик» в рамках дорожной карты «Технет». Проект находится в стадии развития. На этапе исследования и разработок внедряется технология цифрового проектирования одежды, с помощью которой формируются виртуальные модели, позволяющие существенно экономить финансовые и временные затраты, гибко менять ассортимент и персонализировать продукцию.

Создание фабрик будущего ставит новые задачи по формированию единых центров исследовательских разработок и развитию образовательных учреждений в аспекте подготовки специалистов нового поколения, которые обеспечили бы решение производственных задач на междисциплинарной основе.

В России имеются все предпосылки для цифровой трансформации текстильной промышленности: наличие стабильных научно-исследовательских центров (инжиниринговые центры Ивановского политехнического университета, Ивановского химико-технологического университета, Московского государственного университета технологии и дизайна, Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна и др.), а также появление крупных компаний, заинтересованных во внедрении инноваций и экспансии конкурентоспособной продукции на зарубежных рынках (например, корпорация «Нордтекс», Юнистайл Холдинг, Фаберлик, ООО «Ассоциация предприятий «ТДЛ», ОАО ХБК «Шуйские ситцы», ЗАО ПГ «Роско», ВТФ «Тривел», ООО «Моршанская мануфактура» и др.).

1 Transparency Market Research. - https://www.transparencymarketresearch.com/textile-market

2 Дорожная карта «Технет». - http://nti2035.ru/technology/technet

Технологическая трансформация текстильной промышленности должна сопровождаться кардинальными институциональными преобразованиями. В нашем исследовании особое внимание уделяется роли государства в обеспечении прорыва в экономическом росте отраслей. В информационную эпоху компании действуют на основе интегрированных бизнес-процессов. Государство должно постоянно обеспечивать взаимодействие всех участников процесса инновационно-технологического роста отрасли, а также развитие инфраструктур, включая кластеры и технологические платформы.

Разработанный методологический подход к управлению потенциалом текстильной промышленности позволяет своевременно определять успешные сферы деятельности и направления развития, принимать стратегически целесообразные управленческие решения, обеспечивающие рост конкурентоспособности на глобальных рынках, учёт рисков и возможностей устойчивого роста, что формирует основу для перехода отрасли на качественно новую стадию развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.