Научная статья на тему 'Выявление этнопоэтических констант в хакасском героическом сказании'

Выявление этнопоэтических констант в хакасском героическом сказании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / ЭТНОПОЭТИКА / ETHNOPOETICS / ЖАНР / GENRE / КОНСТАНТА / CONSTANT / СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ / COMPARATIVE-HISTORICAL / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кольчикова Наталья Лаврентьевна

Предметом рассмотрения является этнопоэтический подход, связанный с выявлением национальной специфики, фольклорных мотивов. Данный подход применяется при изучении жанрового своеобразия хакасского героического сказания, определения в нём этнопоэтических констант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кольчикова Наталья Лаврентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of Ethno-Poetic Constants in the Khakass Heroic Legend

The article presents the ethno-poetic approach to identify national specifics and folklore motives. This approach is used to study the specificity of the genre of the Khakass heroic legends, to identifying ethno-poetic constants.

Текст научной работы на тему «Выявление этнопоэтических констант в хакасском героическом сказании»

УДК 821.161.1

ВЫЯВЛЕНИЕ ЭТНОПОЭТИЧЕСКИХ КОНСТАНТ В ХАКАССКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ СКАЗАНИИ

Н. Л. Кольчикова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Предметом рассмотрения является этнопоэтический подход, связанный с выявлением национальной специфики, фольклорных мотивов. Данный подход применяется при изучении жанрового своеобразия хакасского героического сказания, определения в нём этнопоэтиче-ских констант.

Ключевые слова: фольклор, этнопоэтика, жанр, константа, сравнительно-исторический, литература.

История литератур нашей страны в ХХ веке предстаёт как история торжества национальных литературных начал и межлитературных общностей (Н. И. Конрад). Вследствие этого обстоятельства произошло известное сращивание сравнительно-исторической методологии со всем методологическим и методическим арсеналом литературоведения и филологии. На стыке этих явлений особое значение приобретает историческая поэтика как сравнительно-исторический исследовательский жанр, позволяющий раскрыть типологическую сущность и уникальность национальных литератур. Важный вклад в развитие исторической поэтики внесли А. Н. Весе-ловский, Д. С. Лихачёв, С. С. Аверинцев. Они же отмечали роль компаративистики в науке о литературе. Считается, что этнопоэтика является отраслью исторической поэтики и продолжением тенденций сравнительного литературоведения, противостоящих унификации национальных культур.

В последние десятилетия такого рода исследовательские установки (В. Н. Захаров, В. М. Гацак, И. А. Есаулов и др.) активно развиваются в целях выявления глубинных особенностей национальной культуры. Так, В. Н. Захаров обосновал необходимость создания новой научной дисциплины - этнопоэтики, которая «должна изучать национальное своеобразие конкретных литератур, их место в мировом художественном процессе» [1, с. 9]. Под этнопоэтикой понимается отрасль литературоведческой науки, изучающая сферу системной взаимосвязи элементов художественного целого и отражающая смыслы и ценности определённой этнокультуры (В. Н. Захаров, В. М. Гацак, У. Б. Далгат, И. А. Есаулов.).

В этнопоэтике соединились два аспекта, которые ранее изучались как независимые: фольклорные мотивы, выделение пространственно-временных констант (В. М. Гацак), а также религиозно-философский аспект, позволяющий учитывать онтологический уровень содержания произведений, в том числе основной фонд национальных ценностей, ориентиров, символов, архетипов (Г. Д. Гачев). При этом под фольклором понимается не только словесное творчество, но и обширная область народных обрядов, представлений и мифологических верований, которые связывают фольклор с другими элементами культуры (Н. И. Толстой).

Понятие этнопоэтической константы разработано в трудах В. М. Гацака. Под «этнопоэтическими константами» он подразумевает стилевые и сюжетно-повествовательные координаты изображаемого фольклорного мира [2, с. 136]. С точки зрения этого исследователя, этнопоэтическая константа охватывает все стабильные признаки фольклора: типические образы, композицию произведений, словесные формулы.

В более поздних работах литературоведов (С. В. Шешунова, В. Н. Захаров, У. Б. Далгат, И. А. Есаулов) понятие «этнопоэтическая константа» рассматривается шире: оно включает в себя устойчивые мотивы, пространственно-временные координаты, образы-символы, константы человеческого и природного бытия (дом, хлеб, дорога, вода, очаг, гора, детство, старость, любовь, болезнь, смерть и т. п.).

О необходимости изучения национальной модели мира, сохранения и возрождения национальных форм мышления писал Е. М. Мелетинский: «Восприятие человеком природы и её катаклизмов, его отношение к природному теплу или холоду, солнцу, воде, дому, гостю, видам еды - всё это, присутствуя и заполняя человеческую жизнь, разнится у всех народов. Писатель, находясь в зоне двух, а то и трёх языков (и метаязыков), способен создать в художественной форме модель мира одного народа - именно это заставляет нас и при исследовании корней феномена мифологизирования в XX веке учесть такие моменты, как стремление по той или иной причине связать настоящее с прошлым в единый поток ради ли обнаружения их единой метафизической природы, или во имя сохранения и возрождения национальных форм мысли и творчества» [3, с. 370]. Изучение этнопоэтической специфики литературы является способом освоения уникальных смыслов и эстетического миропонимания народов Сибири.

Образы юрты, коновязи, природного мира (степи, тайги, солнца, звезд, луны и др.) в художественном творчестве приобретают сакральный смысл, выполняют эстетические функции и становятся средством реконструкции национальной модели мира. Этносодержательные образы земного пространства имеют общую основу: архетип Матери и связанные с ним понятия защищённости, а также познания макрокосма - Вселенной. Через призму образов степи, тайги, гор осмысливаются философские вопросы жизни и смерти, любви, красоты, человеческой памяти, нравственности, места человека в мире - так человек пытается обрести своё настоящее «я».

Одним из главных символов в хакасской этнопоэтике является образ солнца. По представлениям хакасов, жизнь произошла от солнца, и каждый человек неразрывно с ним связан. Солнце в хакасской мифологии отражает целостность и единый образ мироустройства. Образ звезды в поэтической картине мира важен как выражение знака надежды, светлого начала в жизни человека. Также особое значение приобретают образы, соединяющие земной и небесный миры, - дерево, коновязь, родовая гора, курган, связывающие прошлое и настоящее, предков и потомков. Образ огня в литературах Сибири рассматривается в связи с образами очага, дымника

и т. д. Семантика центра сообщается также и жилищу человека, мифологеме дома. В хакасской, алтайской литературе юрта является социально-историческим и нравственно-философским символом. Хакас воспринимает юрту как нравственно-этическое пространство, в котором формируется человек. Эстетическое назначение этих образов заключается в том, что они образуют этнопоэтические константы современной хакасской литературы.

Один из самых разработанных жанров устного народного творчества - хакасское героическое сказание, пережившее длительный процесс исторического становления. В героических сказаниях прослеживается влияние разных эпох - от времён мифической древности до событий угадываемого исторического прошлого. Хакасское героическое сказание - жанр, подчиняющийся общей эпической традиции, имеющий такие аналоги, как бурятские улигеры, якутские олонхо, русские былины и т. д.

Эпос сибирских народов широко привлекается в общетеоретических исследованиях В. М. Жирмунского, В. Я. Проппа, Е. М. Мелетинского, В. Н. Путилова; анализируется в работах А. И. Уланова, С. С. Суразакова, Г. У. Эргис, А. В. Кудиярова; рассматривается в работах хакасских фольклористов М. А. Унгвицкой, В. Е. Майнагашевой, П. А. Троякова. Один из ведущих хакасских эпосоведов П. А. Трояков считает, что время создания хакасского героического эпоса соотносится с разложением родового строя и созданием ранних форм государственности. Как идеологическое и художественное явление героические сказания возникают и формируются в условиях образования территориально-этнических объединений [4, с. 90].

Хакасский эпос хоть и ориентирован на историческое прошлое, но не содержит исторической интерпретации событий. Е. М. Мелетинский считает, что эпос народов Саяно-Алтая древнее гомеровской «Илиады», «Ка-левалы», «Манаса» и многих других памятников и что этим определяется «огромная ценность эпического творчества тюркских народов Сибири не только для изучения истории культуры указанных народов, но и для исследования и развития самого героического эпоса [3, с. 255]. Более того, хакасское героическое сказание теснее, чем русская былина, связано с мифом, в нём чаще используется приём фантастики. Основа эпического сюжета -описание биографии героя: его рождение, детство, героическое сватовство, борьба с иноплеменными врагами и демоническими персонажами. В хакасских сказаниях чаще всего богатыри сражаются с врагами, наделёнными чертами исторических противников (например, Моол-хан), но в то же время обязательно присутствуют и демонические персонажи, наличие которых свидетельствует об архаическом пласте мотивов. У древних хакасов представление о трёхмерности мира (верхний, средний, нижний) нашло отражение в героическом эпосе.

К наиболее древним демоническим персонажам сказаний исследователи относят Куу-Иней, Юзут-Арх, которые восходят к родоплеменной мифологии. Композиция сказания, кроме композиции сюжета (однолинейного повествования о судьбе богатырского рода), включает два уровня:

- систему содержательных и стилистических моделей - этнопоэтические константы (угощение, свадебный той, сборы в дорогу, седлание коня, богатырская поездка, единоборство с врагом); они переходят из сказания в сказание, являются устойчивыми формулами, их выбор зависит от сказителя;

- систему замедлений (приём ретардации - утроенный мотив испытаний богатыря) и ускорений повествования, повторений (одно из типичных - по принципу бинарной оппозиции, в силу тяготения к единоначатию и закону сингармонизма).

Подробный анализ содержания богатырских баталий способствовал выделению в эпосе поэтико-стилевой константы «богатырский поединок», которая отражает древние формы инициальных испытаний и включает следующие варианты описания «богатырского поединка»: 1) выдвижение богатырей; 2) узнавание соперника; 3) место поединка; 4) время поединка; 5) поединок; 6) поражение противника; 7) победа.

Завершающий слой композиции героического сказания - зачины и концовки, которые очерчивают пространственные и временные границы эпического мира. Эпический богатырь - это определённый тип, образ, как правило, высокого происхождения - ханский сын или герой, появившийся на свет с помощью мифического покровителя - хозяина горы; средствами создания которого являются постоянные эпитеты (могучий, неукротимый), метафорические и сравнительные формулы, «типичные места» (вопрос о родине и родителях, красота невесты, седлание коня, поединок богатырей). «В эпосе сибирских тюрок богатырство трактуется как сугубо индивидуальное качество, как личная исключительность. Природа тюркского богатыря - чисто человеческая, и в его богатырстве особенно воспевается личная сила и смелость», - считает Е. М. Мелетинский [5, с. 362].

Таким образом, хакасское героическое сказание - один из жанров фольклора, определивших пути дальнейшего развития и становления этнопоэтики современной хакасской литературы.

Библиографический список

1. Захаров, В. Н. Русская литература и христианство / В. Н. Захаров // Евангельский текст в русской литературе XVШ-XX вв.: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сб. науч. трудов. Вып. 1 / Петрозавод. гос. ун-т; отв. ред. В. Н. Захаров. - Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1994. - С. 5-30.

2. Гацак, В. М. Северные этнопоэтические константы / В. М. Гацак // Народная культура Русского Севера. Живая традиция: материалы республиканской школы-семинара (10-13 ноября 1998 г.). - Вып. 2 / отв. ред. Н. В. Дранникова, Ю. А. Новиков. - Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та, 2000. - 136 с.

3. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - М.: Восточная литература: РАН, 2000. - 407 с.

4. Трояков, П. А. Героический эпос хакасов и проблемы изучения / П. А. Трояков. - Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1991. - 320 с.

5. Мелетинский, Е. М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники / Е. М. Мелетинский. - М.: Восточная литература: РАН, 2004. - 462 с.

© Кольчикова Н. Л., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.