ДЕСТРУКЦИЯ, ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ, АГРЕССИЯ - КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ВЫЯВЛЕНИЕ
АГРЕССИВНОГО РАДИКАЛА
С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН
Г. РОРШАХА
Абакумова И. В.,
Ачина А. В.,
Коленова А. С.
В данной статье рассмотрены особенности диагностики наличия и особенностей проявления агрессивного импульса, согласно психоаналитической теории.
Задача авторов заключалась в желании продемонстрировать механизм, каким образом тест чернильных пятен Германа Роршаха выявляет агрессивный радикал в личности тестируемого.
В первой части статьи авторы раскрывают психоаналитические воззрения на феномен агрессии, открытый С. Н. Шпильрейн. Во второй - описан механизм диагностики и кодирования данных, полученный с помощью теста чернильных пятен Германа Роршаха. Так же описаны особенности психоаналитической интерпретации агрессивного радикала.
Ключевые слова: агрессия, уровни агрессии, проективная методика, психологическая диагностика, тест Г. Роршаха, психоанализ, С. Н. Шпильрейн.
Как известно, в истории психоанализа родоначальником представлений о влечении личности к разрушению стала Сабина Николаевна (Шейвэ Нафтульевна) Шпильрейн (1885-1942). Ее всемирно известная докторская диссертация «Деструкция как причина становления» положила начало исследованиям феномена «влечения к смерти». Так, с помощью Сабины Николаевны Шпильрейн понятия «деструкция», «влечение к смерти», «агрессия» стали фундаментальными для психоаналитической теории [4].
Психоаналитическая мысль развивалась в данном направлении, и спустя годы мы получили возможность раскрыть подобные психологические явления. Методы проективной диагностики наиболее информативно помогают выявить психоаналитические понятия в структуре личности. На наш взгляд, одним из самых подходящих является тест чернильных пятен Германа Роршаха, в основе которого лежит психоаналитическая интерпретация.
Таким образом, данная методика позволяет выявить описанные выше особенности функционирования личности. Важно отметить, что феномену «агрессия» уделено особое внимание в тесте.
Агрессия - импульс или намерение, предопределяющее такое поведение человека, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью. Из теоретических воззрений З. Фрейда следует, что «агрессивное влечение» является частью влечения к смерти. В то же время, агрессия и либидо ведут себя одинаково по отношению к принципу «наслаждения-неудовольствия». Так обнаруживается, что у обоих влечений разрядка сопровождается наслаждением, а ее невозможность связывается с неудовольствием. При этом мы можем заметить, что цель агрессии очень вариабельна и тесно связана с функционированием сферы Я и имеющимся у субъекта жизненным опытом.
Северо-Кавказский психологический вестник > № 13/4 2015 г.
Так как в психоаналитической теории агрессия - важная движущая сила, то в тесте для обозначения наличия агрессии в ответах тестируемого отведена специальная детерминанта «aggressive movement - AG» и вынесена в таблицу «особых отметок», что говорит о важности данной отметки. Для получения данной детерминанты в ответе тестируемого мы должны найти указание на агрессивное действие или экспрессию агрессивных чувств [5]. Примеры ответов: «дерущиеся люди», «разъяренная корова». Не менее важным для интерпретации теста являются оттенки детерминанты «AG», которые могут диагностироваться по пяти уровням:
1) «AgC» Agression Content - идентификация с агрессивными объектами, в определенные агрессивные образы. Пример ответа: «тигр раздирает корову»;
2) «AgP» Agression Past - идентификация себя как поврежденного от прошлого опыта, объект - мишень для агрессии. Пример ответа: «разрушенный дом»;
3) «AgPot» Agression Potential - агрессивный акт, который уже готов произойти. Может указывать на высокий уровень напряженности и агрессивного поведения. Пример ответа: «человек, который готовится к выстрелу»;
4) «AgV» Agressive Vulnetability - ответ связан с подозрительностью, параноидальностью, но при этом существует попытка избежать атаки. Пример ответа: «бабочка в поисках убежища от хищников»;
5) «SMD» Sadomasochism - ответ включает не только агрессивное действие, но и болезненное содержание или нарушение целостности объекта с приписыванием чувств. Пример ответа: «лев с удовольствием раздирал шкуру лани».
Также при интерпретации ответов теста чернильных пятен Германа Роршаха важно обращать внимание на то, в каких карточках появляется детерминанта «AG» и какую смысловую нагрузку она несет. Наряду с этим, большое значение имеет частота встречаемости детерминанты в рамках всех ответов на тест. Так, агрессивным считается человек, который дал за тест более 4-х ответов с закодированной агрессией, что указывает на готовность к агрессивному поведению. В сочетании детерминант
также скрыто много информации для тестирующего. Так, например, агрессия и болезненное содержание (нарушение целостности объекта) «AG + MOR» в одном ответе могут вызвать подозрение на идентификацию себя как жертвы, наличие агрессии, направленной на себя, указывать на ранние травматические переживания клиента. Довольно часто агрессия в ответе говорит о ранимости субъекта по типу «лучшая защита - нападение». В то же время, агрессия совместно с детерминантой сексуального содержания «AG + Sex» может указывать как на насилие, так и на возможность проявления садистического поведения.
Наличие детерминанты «AG» в ответе тестируемого указывает на уровень ассертивности в межличностных отношениях. Так, отсутствие во всем протоколе «AG» может свидетельствовать об отсутствии агрессивности в социальном поведении, что может приводить к некоторой замкнутости и пассивности в межличностных отношениях. При повышенной встречаемости в протоколе «AG» агрессивность является основной чертой поведения. Так, в повседневной жизни поведение отличается выраженной напористостью и стремлением к доминантности [2, с. 250-251]. В норме считается, что на все ответы теста встречается не более 2 детерминант «AG», при этом потребность в кооперации (детерминанта «COP») превышает значение агрессивности на 2 значения. При таких показателях мы смеем говорить, что тестируемый открыт для позитивного взаимодействия с окружающими, проявляет интерес к социальному взаимодействию.
Следует отметить, что с годами психоанализ придает феномену агрессивности все большее значение, показывая, что она достаточно рано включается в развитие субъекта. Эта эволюция идей приводит психоаналитиков к попыткам обнаружить в основе агрессивности единый фундаментальный субстрат всех влечений - влечение к смерти. Исходя из всего вышесказанного, тест чернильных пятен Германа Роршаха не только позволяет выявить агрессивный радикал в поведении, но и рассмотреть особенности его проявления и функционирования, наводит тестирующего на эффективные стратегии работы и взаимодействия со своим клиентом.
ДЕСТРУКЦИЯ, ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ, АГРЕССИЯ - КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакумова И. В., Коленова А. С. Влияние смысловой трансформации матери на эмоциональные особенности взаимодействия с онкобольным ребенком // Академическая наука - проблемы и достижения: Материалы V Международной научно-практической конференции. - North Charleston, SC, USA, 2014. - С. 62.
2. Ассанович М. А. Интегративная система психодиагностики методом Роршаха. - М.: Когито-Центр, 2011. - 397 с.
3. Ермаков П. Н., Абакумова И. В., Крючкова А. С. Агрессия как компонент смысложизненной стратегии формирующийся личности: новый
ракурс проблемы // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни: Материалы Всероссийской психологической конференции с международным участием. - М.: КРЕДО, 2014. - С. 55.
4. Шпильрейн Сабина Николаевна // URL: http: // psychoanalyse.narod.ru / spielrein / spielre0.htm
5. Exner J. E. The Rorschach systems. - N.Y., 1969.
6. Spielrein S. Die Destruktion als Ursache des Werdens // Jahrbuch für psychoanalytische und psychopathologische Forschungen. -1912. - V. 4. - pp. 465-503.