Научная статья на тему 'ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ: МЕРЫ РЕАГИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ'

ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ: МЕРЫ РЕАГИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ВЫСТАВОЧНАЯ ИНДУСТРИЯ / EXHIBITION AND TRADE FAIR ACTIVITY / EXHIBITION BUSINESS / EXPO BUSINESS / SOCIO-ECONOMIC CRISIS / ANTI-CRISIS MEASURES / CRISIS MANAGEMENT / EXHIBITION INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров Александр Александрович

В статье анализируется влияние на выставочно-ярмарочную деятельность (ВЯД) Российской Федерации кризисных ситуаций, вызванных внешними факторами. В ходе исследования были изучены основные меры реагирования, статистические показатели отрасли и главные тренды в посткризисный этап. Становится очевидной принципиальная роль выставочной индустрии как инструмента стимуляции выхода отраслей экономики из кризиса за счет мультипликативного эффекта.Актуальность статьи обусловлена проведенным комплексным исследованием состояния отрасли во время текущего кризиса, вызванного пандемией вируса COVID-19. Представлен обзор основных мер государственной поддержки отрасли, объясняются факторы снижения эффективности некоторых из этих мер. Также, подробно рассмотрена деятельность негосударственных организаций и объединений выставочной отрасли по лоббированию государственного участия в образовательной и юридической поддержке участников выставочного рынка России. На основании этого аргументируется необходимость слаженных мер координации всех участников выставочной отрасли, в особенности - дальнейшая консолидация взаимодействия на уровне отраслевых ассоциаций. Предложены такие меры, как выделение в отдельную категорию из списка массовых мероприятий выставок, ярмарок и конгрессов по примеру Германии, введение возможностей страхования рисков выставочных организаторов на случай переноса или отмены мероприятий из-за чрезвычайных обстоятельств, стандартизации правил эпидемиологической безопасности. Реализация этих предложений будет способствовать безболезненному выходу из текущей кризисной ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXHIBITION AND TRADE FAIR ACTIVITY AND ECONOMIC CRISES: RESPONSE MEASURES AND FACTORS FOR RECOVERY

The paper represents the analysis of the impact on the exhibition and trade fair activity of the Russian Federation during crisis situations caused by external factors. The author examined the major anticrisis measures, industry statistics and the main trends in the postcrisis phase. The fundamental role of the exhibition industry as a tool is caused by stimulation of economic sectors recovery from the crisis due to the multiplier effect. The particular relevance of the article is justified by a comprehensive study of the state of the industry during the current crisis caused by the COVID-19 pandemic. The author provides an overview of main government support measures for the industry and explains factors that have reduced some of these measures. Also, the author examined in detail activities of non-governmental organizations and associations of the exhibition industry in lobbying for the provision of state support and educational and legal assistance to Russian exhibition companies. Thus, the importance of coordinating activities of all participants in the exhibition industry and, in particular, further consolidation of interaction at the level of industry associations, becomes apparent. Besides, the author suggests a number of measures, such as highlighting exhibitions, trade fairs and congresses from the list of mass events following the example of Germany, introducing insurability for exhibition organizers in case of postponement or cancellation of events due to emergency circumstances, standardizing public health and hygiene rules. Their practical application should mitigate the way out of the current situation.

Текст научной работы на тему «ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ: МЕРЫ РЕАГИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ»

■ ■ ■ Выставочно-ярмарочная деятельность в России и экономические кризисы: меры реагирования и факторы восстановления

Назаров А.А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

Аннотация. В статье анализируется влияние на выставочно-ярмарочную деятельность (ВЯД) Российской Федерации кризисных ситуаций, вызванных внешними факторами. В ходе исследования были изучены основные меры реагирования, статистические показатели отрасли и главные тренды в пост-кризисный этап. Становится очевидной принципиальная роль выставочной индустрии как инструмента стимуляции выхода отраслей экономики из кризиса за счет мультипликативного эффекта.

Актуальность статьи обусловлена проведенным комплексным исследованием состояния отрасли во время текущего кризиса, вызванного пандемией вируса COVID-19. Представлен обзор основных мер государственной поддержки отрасли, объясняются факторы снижения эффективности некоторых из этих мер. Также, подробно рассмотрена деятельность негосударственных организаций и объединений выставочной отрасли по лоббированию государственного участия в образовательной и юридической поддержке участников выставочного рынка России. На основании этого аргументируется необходимость слаженных мер координации всех участников выставочной отрасли, в особенности - дальнейшая консолидация взаимодействия на уровне отраслевых ассоциаций. Предложены такие меры, как выделение в отдельную категорию из списка массовых мероприятий выставок, ярмарок и конгрессов по примеру Германии, введение возможностей страхования рисков выставочных организаторов на случай переноса или отмены мероприятий из-за чрезвычайных обстоятельств, стандартизации правил эпидемиологической безопасности. Реализация этих предложений будет способствовать безболезненному выходу из текущей кризисной ситуации.

Ключевые слова: выставочно-ярмарочная деятельность, социально-экономический кризис, антикризисные мероприятия, выставочная индустрия

Для цитирования: Назаров А.А. Выставочно-ярмарочная деятельность в России и экономические кризисы: меры реагирования и факторы восстановления // Коммунико-логия. 2020. Том 8. №2. С. 80-89. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-8-2-80-89.

Сведения об авторе: Назаров Александр Александрович, студент направления «Государственное и муниципальное управление», магистерская программа «Общественные связи и медиаполитика», факультет журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС. Адрес: 119606, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: nazarov.aa@outlook.com.

Статья поступила в редакцию: 01.06.2020. Принята к печати: 14.06.2020.

ВЯД в кризис и кризис ВЯД

Крайне остро в современных условиях встает вопрос возможности сохранения стабильной ситуации в выставочной индустрии в кратко- и среднесрочных кризисных ситуациях, вызванных внешними факторами. Так, за последние два десятилетия наиболее явными ситуациями экономического упадка, оказавшего влияние на выставочно-ярмарочную сферу, являлись события 2008 и 2014-2015 годов.

Говоря про кризис 2008 года, необходимо обозначить, что его итогом прежде всего стало снижение экономических показателей в наиболее развитых государствах, что спровоцировало общую рецессию мировой экономики. И это не могло не повлиять на выставочную сферу - в условиях экономического спада и, как следствие, снижения спроса, компании зачастую сокращают именно бюджеты на маркетинг (участие в выставках в частности) и командировки, поскольку считают маркетинговую эффективность в стрессовой ситуации вторичной , отдавая предпочтение сохранению основных производственных мощностей и существующей системы логистики.

Помимо этого, такое снижение экономических показателей приводит к "охлаждению" спроса на широкий спектр товаров, что ведет к снижению результативности маркетинговых действий (в то же время, некоторые исследователи отмечают, что в подобных моментах на первую роль выходят ВИ-коммуникации, работа с "теплыми" клиентами и взаимодействие с ключевыми отраслевыми партнерами, что особенно актуализирует использование выставочной коммуникации для выхода из кризисной ситуации [Кудряшова]).

Так или иначе, после 2008 года последующие несколько лет выставочная отрасль в России находилась в состоянии преодоления упадка: к примеру, согласно данным Исполнительной дирекции Российского Союза выставок и ярмарок (РСВЯ), в индустрии за 2009 год произошло сокращение выставочной площади (нетто) на 32%, а количество отечественных и иностранных участников мероприятий снизилось на 12% и 20% соответственно1. Кроме того, ожидаемо просматривалась тенденция к урезанию рекламных бюджетов, отказу крупных выставочных компаний от проектов [Трефилова: 129] и осложнению положения выставочных операторов в связи с потерей экспонентов2.

Последующие несколько лет индустрия выходила из кризисного состояния: некоторые исследователи пишут о том, что после 2009 года она смогла выйти на устойчивый, пусть и небольшой, рост [Трефилова: 129], другие заявляют о том, что важные показатели (количество посетителей, арендованные площади) снижались еще и в 2010 году [Сулейманова]. Большинство опрошенных экспертов из компаний-членов РСВЯ тогда заявили о достижении докризисно-

1 Первый квартал 2015 года: потери выставочного бизнеса растут // УДАЧА-ЭКСПО. 2015. №5. С. 3.

2 Самодуров Г. Выставки как инструмент ведения бизнеса незаменимы // УДАЧА-ЭКСПО. 2009. №1. С. 3.

го уровня (58,97%), однако немалая часть всё же заявила о том, что он не был достигнут (41,03%)1. Тем не менее, 61% из респондентов отметили рост выручки за 2010 год и 84% прогнозировали повышение выручки в следующем году. В 2012 году в ходе аналогичного исследования были получены еще более оптимистичные выводы: 77% интервьюируемых экспертов отчитались об увеличении прибыли и 94% прогнозировали ее в следующем году; также уже 74% заявили о выходе на докризисный уровень2.

Стоит отметить, что за 2009-2013 годы предпринимались ряд мер, некоторые из которых были перечислены выше, призванные нормализовать ситуацию в выставочно-ярмарочной индустрии страны: так, помимо финансирования участия некоторых российских компаний в зарубежных выставках, компенсации выставочных расходов части предприятий малого и среднего бизнеса и организационно-методической работы, со стороны государства были шаги по актуализации нормативно-правовой базы в отрасли. К примеру, был создан Экспертный совет по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ3, проведена многолетняя работа над разработкой Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности России.

Едва восстановившись, российский выставочный бизнес попал под новый удар экономического кризиса в стране, произошедшего после присоединения Крыма. В итоге дестабилизации экономики и введения санкций со стороны западных стран (прежде всего США) произошло сильное ослабление российской валюты. Падение рубля подстегнуло и снижение цены на нефть, произошедшее из-за ряда причин: наращивания темпов добычи в США, снижения прогнозов по спросу на нефть, замедления экономического роста Китая4.

Выставочную отрасль, важную роль в которой играет международное партнерство и уровень спроса на производственные товары, данный кризис не мог не затронуть. В итоге, она, недавно оправившаяся от предыдущего спада, подверглась новому: так, уменьшилось количество выставочных организаций, у которых было зафиксировано повышение прибыли, причем это падение было фатальным: с 70% в 2013 году до 14% в 2014. Кроме того, за 2014-2015 года произошло снижение арендованной площади на 3% и 12,5% соответственно, отток участников составил 9% и 13,5% [Трефилова: 130], причем количество участников из-за рубежа сократилось почти на четверть (22,9%)5. Помимо обозначенных выше негативных эффектов, из наиболее ощутимых проблем отрасли можно отметить следующие:

1 На выставочном рынке перелом: от падения к росту // Экспо Ведомости. 2011.№ 2. С.9.

2 Компании-члены РСВЯ выходят на докризисный уровень // Экспо Ведомости. 2013. № 1. С.26.

3 И у нас теперь свои люди в Государственной Думе! // Экспо Ведомости. 2011. № 2. С.12.

4 Динамика цен на нефть с 2014 года. Досье // ТАСС. 27 октября 2017 г.

5 Развитие выставок - государственный приоритет // Экспо Ведомости. 2016. № 1. С. 2.

- сложная прогнозируемость развития экономической ситуации;

- слабая готовность государства противостоянию влияния санкций (отсутствие контроля ФАС над необоснованным повышением цен, проблемы с замещением импорта);

- отсутствие возможности ведения полноценной выставочной деятельности за границей;

- необходимость задействования срочных антикризисных мер (к чему были готовы далеко не все компании): перераспределения ресурсов;

- потребность выставочной отрасли в изменении экономической политики страны в целом (отказ от самоизоляции, либерализация налоговой политики в отношении бизнеса, сверка выделения средств из федерального бюджета)1.

Для предотвращения дестабилизации государство провело ряд мер по созданию более комфортных условий для участия российских производителей в выставочных мероприятиях [Трефилова], по одобрению в июле 2014 года и началу реализации Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности России2. Постепенная адаптация к новым экономическим и геополитическим реалиям, частичная стабилизация национальной валюты и помощь со стороны государства привели к постепенному выходу из кризиса. Так, генеральный директор АО Экспоцентр, председателем комитета ТПП РФ Сергей Беднов отметил стабилизацию ситуации к 2017 году3.

СОМЭ-кризис 2019 - перспективы для ВЯД

Пожалуй, наиболее масштабный за последние несколько десятилетий кризис ожидает отечественную выставочно-ярмарочную отрасль в 2020 год из-за последствий пандемии коронавируса СОУЮ-19.

По состоянию на начало мая 2020 года, возможные потери российской выставочной индустрии уже оцениваются в суммы от 73,2 млрд. (при благоприятном сценарии, когда ограничения на проведение мероприятий с количеством участников более 50 человек снимут уже в конце июня) до 110 млрд. рублей при сохранении данного запрета до конца декабря, при этом исследователи отмечают, что в самом худшем сценарии может ожидаться сокращение заработной платы сотрудников от 36% до 50% и более, а суммарные убытки компаний составят порядка 50% (или более при наихудшем сценарии) [Маркетинговое исследование...].

1 Симонов К.В. Российская индустрия выставок под прессом макроэкономических пертурбаций: текущие реалии и вероятные сценарии // Экспо Ведомости. 2015. № 1-2. С. 22-23.

2 Концепция принята. Цели намечены, задачи определены // Экспо Ведомости. 2014. № 4. С. 6.

3 Васильева К. (2018). Выставки - это высокорентабельный бизнес // Коммерсантъ Деньги. 21-24 мая. С.37.

При этом исходе ВНИЦ Р&С прогнозирует сокращение объема рынка выставочных услуг до 70% с двукратным снижением количества рабочих мест [Маркетинговое исследование.]. Этот тренд может иметь глубочайшие шоковые последствия для отрасли с такими малоприятными последствиями, как стремительное сокращение компаний на рынке, закрытие многих площадок, резкий спад поступления налоговых отчислений в бюджет.

Более того, при анализе экономических последствий обязательно необходимо учитывать большой мультипликативный эффект, который ВЯД достигает благодаря тому, что:

- дает смежным отраслевым сферам дополнительную прибыль при подготовке и проведении мероприятий (сервис-провайдеры, логистика, кейтеринг, гостиничное дело, полиграфия, маркетинговая аналитика и т.д.);

- обеспечивает рост спроса на продукцию экспоненту, способствуя увеличению объема продаж и налоговых отчислений с них;

- способствует координации предпринимательской активности, налаживанию более тесных связей между производителями и потребителями, созданию инновационного эффекта за счет консолидации новых идей, товаров и т.д.

Таким образом, текущий кризис в выставочной отрасли способен в итоге оказать дополнительное негативное влияние на сферу экономики, и последствия эти могут иметь долгосрочный эффект из-за ущерба инновационным процессам.

К сожалению, в начале кризисной ситуации оперативной помощи со стороны государства в адекватной мере оказано не было. Несмотря на то, что уже в начале февраля были заметны очертания надвигающейся ситуации (к примеру, перенос сроков Российского инвестиционного форума в Сочи), первые шаги по формированию вектора поддержки были предприняты значительно позже. Этому предшествовало создание Меморандума «О необходимости поддержки конгрессно-выставочной деятельности как стратегически важной отрасли для России», выдвигающего ряд предложений по поддержке отрасли (временный льготный налоговый режим, льготное кредитование для компаний отрасли, субсидии на выплаты сотрудникам и аренду офисов)1, и обращение большинства крупных выставочных НКО (РСВЯ, РСПП, ТПП, НКБ, НАОМ и др.) с письмом к Председателю Правительства РФ о необходимости поддержки конгрессно-выставочной деятельности как стратегически важной отрасли2.

Только к концу марта с.г. стало известно о том, что деятельность по организации конференций и выставок вошла в список наиболее пострадавших отрас-

1 Меморандум «О необходимости поддержки конгрессно-выставочной деятельности как стратегически важной отрасли для России» // Event Live. 18.03.2020 [эл. ресурс]: https://event-live.ru/news/kartina-dnya/kartina-dnya_1626.html.

2 Письмо Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М.В. "О необходимости поддержки конгрессно-выставочной деятельности как стратегически важной отрасли для России" // Seldon.News. 19 марта 2020 года [эл. ресурс]: https:// news.myseldon.com/ru/news/index/226019718.

лей экономики1, компаниям которых должны стать доступны кредиты для выплат сотрудникам по ставке 0% на срок в 6 месяцев и должна оказываться первоочередная помощь. Тем не менее, эти меры оказались недостаточно эффективными из-за нескольких важных моментов:

- на подобную помощь в выставочной сфере могут претендовать только те компании, которые имеют код 82.30 по ОКВЭД. По оценке главы ТПП РФ Сергея Катырина, такие организации составляют лишь порядка 20% от отрасли, а большинство компаний, приносящих косвенный доход выставочной индустрией (застройщики, сервис-провайдеры, полиграфия, выставочная аналитика и другие) на такую помощь претендовать не могут2.

- желающие получить подобную помощь сталкивались с бюрократическими преградами: так, показательным стал случай, когда министр экономического развития РФ Максим Решетников, выступая в роли "тайного покупателя", получил отказ в нескольких банках из-за их неготовности к реализации программы3.

- многие собственники бизнеса не имеют уверенности в скором восстановлении здорового климата в отрасли и не готовы нести кредитные обязательства при отсутствии явных перспектив работы с новыми проектами.

Одной из наиболее новых мер поддержки пострадавших отраслей (в том числе и выставочной) стало решение о выделении безвозмездной помощи на выплату зарплат в размере 12130 рублей на человека при сохранении более 90% от штата сотрудников4.

Пожалуй, главной тенденцией отечественной ВЯД в период кризиса 2020 года необходимо назвать сплочение отраслевых выставочных НКО. Этот тренд свидетельствует об обособленности выставочной индустрии, преобразовании ее в полноценный сегмент экономики с общими интересами производителей и способностью их кооперации. Отраслевые компании и НКО как никогда понимают необходимость взаимодействия, и это всё больше проявляется в совместных стратегических действиях. Так, помимо вышеприведенного примера с подписанием Меморандума и Письма Председателю РФ, 21 мая при участии крупнейших ассоциаций индустрии (ТПП РФ, РСВЯ, РСПП) Российским экспортным цен-

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коро-навирусной инфекции".

2 Господдержка доступна лишь 20% конгрессно-выставочным предприятиям в РФ -глава ТПП. Портал finanz.ru [эл. ресурс]. 13.05.2020.

3 Недоступные кредиты под 0%: почему бизнес слабо берет у банков бесплатные деньги // Forbes. 17.04.2020 [эл. ресурс]: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/ 398409-nedostupnye-kredity-pod-0-pochemu-biznes-slabo-beret-u-bankov-besplatnye.

4Мисливская Г. Путин: Пострадавшие от COVID-19 предприятия получат безвозмездную помощь // Электронный порnал Российской газеты. 15 апреля 2020 года [эл. ресурс]: https://rg.ru/2020/04/15/putin-postradavshie-ot-covid-19-predpriiatiia-poluchat-bezvozmezdnuiu-pomoshch.html.

тром была проведена онлайн-конференция, на которой обсудили новые предложения для вывода отрасли из кризисa1.

Продвижением интересов индустрии главные отраслевые ассоциации занимаются и по отдельности: к примеру, 12 мая РСПП на заседании Координационного совета по противодействию коронавирусной инфекции были сформулированы и оформлены в виде письма Исполняющему обязанности Председателя Правительства А.Р. Белоусову предложения по дополнительным мерам поддержки выставочных компаний. Основные направления поддержки: выделение целевых средств на разработку программного обеспечения для цифро-визации отрасли, перераспределение бюджета РЭЦ на 2020 год на поддержку отечественных выставочных компаний, целевое субсидирование организаторов мероприятий во втором полугодии 2020 и в 2021 годах, установление для участников индустрии налогов на имущество, землю и арендного платежа в размере 0% до середины 2021 года, пересмотр процесса льготного беспроцентного кредитования для того, чтобы получить необходимую помощь могли компании, участвующие в ВЯД, но не имеющие профильного кода ОКВЭД 82.302. Данные меры призваны облегчить финансовые потери участников выставочной индустрии, что при условии сохранения положительной динамики эпидемиологической ситуации должно обеспечить достаточную готовность к возобновлению проведения мероприятий.

Не менее важна в кризисный период и деятельность российских выставочных некоммерческих организаций (союзов, ассоциаций и др.) по образовательной и юридической поддержке ивент-компаний.

- РСВЯ проводит ряд образовательных конференций по ведению бизнеса в условиях текущего кризиса (Онлайн-конференции РСВЯ "Антикризисная программа для выставочной индустрии", "Скорая юридическая помощь", "Конференция РСВЯ по онлайн платформам" и другие). Также союз содействует в организации дискуссий в рамках проекта EVENT-ТЕРАПИЯ, проводимого Евразийским Ивент-Форумом и компанией «Ивентишес» — например, 13 апреля состоялась онлайн-дискуссия «Выставочный маркетинг в посткарантинном пространстве: готовимся к выставочному сезону в ситуации отложенного спроса». Кроме этого, они предоставляют бесплатную рекламу образовательных проектов других компаний на своем сайте («Антикризисное управление бизнес-процессами» от CFO Russia, «Роботизация как инструмент оптимизации бизнес-процессов от Вета ЭКСПО).

1 Состоялось заседание с участием РЭЦ и участников конгрессно-выставочной отрасли. РСВЯ. 21 мая 2020 года [эл. ресурс]: https://www.ruef.ru/novosti-i-media/novosti/ sostoyalos-zasedanie-s-uchastiem-rets-i-uchastnikov-kongressno-vystavochnoy-otrasli.html.

2 Письмо Координационного совета РСПП по противодействию коронавирусной инфекции А.В. Белоусову по поддержке выставочной отрасли. РСПП. 12 мая 2020 года // Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) 13.05.2020 [эл. ресурс]: http://rspp.ru/about/structure/body/koordinatsionnyy-sovet-rspp-po-protivo-deystviyu-koronavirusnoy-infektsii/.

- Фонд Росконгресс провел несколько дискуссий на своем канале на платформе Youtube — «Конгрессно-выставочная индустрия 2020: Меры гос. поддержки, международный опыт, перспективы развития», «Влияние коронавиру-са на конгрессно-выставочную отрасль».

- Сообщество Expomap проводит антикризисные эфиры, такие как "Expo 2.0. Перевод выставок в онлайн-формат за 1.5 месяца на платформе EventWork", "Выставочные центры во время и после карантина: ресурсы и возможности", "Экстренная отмена мероприятия в условиях форс-мажора. Как сохранить доверие клиентов?" и другие.

- НКБ провел конференцию "В сфере событий: Перезагрузка-2020", организовал юридическую консультацию "S.O.S. - сессия" по юридическим вопросам выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, возникших в кризисной ситуацией.

Выводы

Таким образом, с уверенностью можно констатировать, что одним из главных трендов в ВЯД в текущий кризисный период является активная работа на уровне отраслевых объединений, что вкупе с государственной поддержкой может способствовать минимизации негативных эффектов, но для этого необходимо соблюдение еще ряда условий, таких как оперативное разрешение на проведение выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий (возможен вариант с выделением их из общего списка "массовых мероприятий"), введения возможности страхования рисков выставочных организаторов, которые связаны с отменой или переносом мероприятий из-за чрезвычайных ситуаций и стимулирование компаний для участия в таких ивентах в качестве экспонентов.

Помимо этого, явно прослеживается ряд других важных трендов, из которых можно выделить обострение конкуренции традиционным выставочным мероприятиям со стороны онлайн-выставок и повышенные требования к соблюдениям мер защиты участников мероприятий: информирование о правилах личной гигиены и профилактики вирусных заболеваний, контроль численности участников и проверка их состояния здоровья (измерение температуры), обеспечение мероприятий дезинфицирующими средствами.

Также, на примере приведенных выше кризисных ситуаций следует отметить, что выставочная индустрия, являясь важным социально-коммуникативным, маркетинговым и экономическим инструментом, способствующим выходу компаний из кризисных ситуаций, сама крайне сильно подвержена макроэкономическим пертурбациям из-за сильного влияния на ее деятельность таких факторов, как возможность международного партнерского взаимодействия, устойчивость национальной валюты, стабильность уровня спроса на производственные товары, эпидемиологическая ситуация и других. Это обстоятельство дополнительно актуализирует координацию внутри выставочной отрасли со стороны всех участников.

Источники

Кудряшова О.А. (2011). Проблемы выставочного бизнеса в России // Маркетинг в России и за рубежом. №3.

Маркетинговое исследование «СОУЮ-19: угрозы и вызовы для событийной индустрии в России. Результаты опроса участников рынка. Март-апрель 2020». Выставочный научно-исследовательский центр Я&С (ВНИЦ Я&С) совместно с Российским союзом выставок и ярмарок, Национальным конгресс-бюро, Союзом выставочных застройщиков при поддержке Фонда Росконгресс // Фонд Росконгресс. 09.04.2020 [эл. ресурс]: https://roscongress.org/materials/ covid-19-ugrozy-i-vyzovy-dlya-sobytiynoy-industrii-v-rossii-rezultaty-oprosa-uchastnikov-rynka/.

Сулейманова К.А (2012). Российский выставочный рынок. Тенденции и перспективы // УЭкС. № 12(48) [эл. ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-vystavochnyy-rynok-tendentsii-i-perspektivy.

Трефилова Е.Ю. (2016). Экономические кризисы 2008, 2014-2015 гг. и их влияние на выставочно-ярмарочную деятельность в России // Вестник современных исследований. № 3-2(3).

■ ■ ■ Exhibition and Trade Fair Activity and Economic Crises: response measures and factors for recovery

Nazarov A.A.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia.

Abstract. The paper represents the analysis of the impact on the exhibition and trade fair activity of the Russian Federation during crisis situations caused by external factors. The author examined the major anticrisis measures, industry statistics and the main trends in the postcrisis phase. The fundamental role of the exhibition industry as a tool is caused by stimulation of economic sectors recovery from the crisis due to the multiplier effect. The particular relevance of the article is justified by a comprehensive study of the state of the industry during the current crisis caused by the COVID-19 pandemic. The author provides an overview of main government support measures for the industry and explains factors that have reduced some of these measures. Also, the author examined in detail activities of non-governmental organizations and associations of the exhibition industry in lobbying for the provision of state support and educational and legal assistance to Russian exhibition companies. Thus, the importance of coordinating activities of all participants in the exhibition industry and, in particular, further consolidation of interaction at the level of industry associations, becomes apparent. Besides, the author suggests a number of measures, such as highlighting exhibitions, trade fairs and congresses from the list of mass events following the example of Germany, introducing insurability for exhibition organizers in case of postponement or cancellation of events due to emergency circumstances, standardizing public health and hygiene rules. Their practical application should mitigate the way out of the current situation.

Keywords: exhibition and trade fair activity, exhibition business, expo business, socioeconomic crisis, anti-crisis measures, crisis management, exhibition industry

For citation: Nazarov A.A. (2020). Exhibition and Trade Fair Activity and Economic Crises: response measures and factors for recovery. Communicology (Russia). Vol. 8. No.2. P. 80-89. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-8-2-80-89.

Inf. about the author: Nazarov Alexander Alexandrovich, graduate student of state and municipal management, Institute of Civil Service and Public Administration, RANEPA. Address: 119606, Russia, Moscow, Vernadsky Av., 82. E-mail: nazarov.aa@outlook.com.

Received: 01.06.2020. Accepted: 14.06.2020.

References

Kudryashova O.A. (2011). Problems of the exhibition business in Russia. Marketing in Russia and abroad. No.3 [access mode]: http://dis.ru/library/ 528/29693/ (In Rus.).

Marketing research "COVID-19: threats and challenges for the event industry in Russia. The results of a survey of market participants. March-April 2020". Exhibition and Research Center R&C (VNIC R&C), The Russian Union of Exhibitions and Fairs, National Congress Bureau, The Union of Exhibition Developers with the support of the Roscongress Foundation. 04/09/2020 [el. source]: https://roscongress.org/materials/covid-19-ugrozy-i-vyzovy-dlya-sobytiynoy-industrii-v-rossii-rezultaty-oprosa-uchastnikov-rynka/.

Suleymanova K.A. (2012). Russian exhibition market. Trends and Prospects. UEcS / Economic Systems Managemet. No. 12(48) [el. source]: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-vystavochnyy-rynok-tendentsii-i-perspektivy.

Trefilova E.Y (2016). Economic crises 2008, 2014-2015 and their impact on exhibition and fair activities in Russia. Bulletin of modern studies. No. 3-2 (3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.