Научная статья на тему 'Кризис: угрозы и возможности. Влияние пандемии на стратегию развития индустрии международных промышленных выставок'

Кризис: угрозы и возможности. Влияние пандемии на стратегию развития индустрии международных промышленных выставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА / СТРАТЕГИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВЫСТАВОК / ВЫСТАВОЧНЫЙ ОРГАНИЗАТОР / ВЫСТАВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / ПРЯМОЙ И КОСВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭФФЕКТ ВЫСТАВОК / EXHIBITION AND FAIR ACTIVITY / INTERNATIONAL INDUSTRIAL EXHIBITION / TRADE FAIRS STRATEGY IN THE EXTRAORDINARY ECONOMIC PERIODS / STATE SUPPORT FOR TRADE FAIRS / EXHIBITION ORGANIZER / FAIRGROUND / DIRECT AND INDIRECT ECONOMIC AND SOCIAL EFFECT OF EXHIBITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садовничая Анна Викторовна

В статье анализируются тренды индустрии международных промышленных выставок в период пандемии. Оцениваются возможные потери отрасли, влияние этих потерь на глобальную экономику. Анализируется как прямой, так и косвенный или индуцированный финансовый эффект. Сравнивается ситуация на рынках различных регионов. Рассматриваются стратегии развития выставочной отрасли в чрезвычайный период. Обосновывается необходимость дальнейшего углубления процессов стандартизации индустрии и консолидации ее участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS: THREATSAND OPPORTUNITIES. INFLUENCE OF A PANDEMIC ON THE STRATEGY DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY OF INTERNATIONAL INDUSTRIAL EXHIBITIONS

The article analyzes the industry trends of international B2B exhibitions in a pandemic situation. Possible losses of the industry, the impact of these losses on the global economy are estimated. Both direct and indirect or induced financial effect are important. The situation in the markets of different regions is compared. The strategic prospects of the exhibition industry in the extraordinary period are considered. The necessity of further deepening the industry standardization processes and the consolidation of its participants is substantiated.

Текст научной работы на тему «Кризис: угрозы и возможности. Влияние пандемии на стратегию развития индустрии международных промышленных выставок»

КРИЗИС: УГРОЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫСТАВОК

THE CRISIS: THREATS AND OPPORTUNITIES. INFLUENCE OF A PANDEMIC ON THE STRATEGY DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY OF INTERNATIONAL INDUSTRIAL EXHIBITIONS

DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-400-405 САДОВНИЧАЯ Анна Викторовна

Заместитель генерального директора АО «Экспоцентр», член Президиума ВЭО России, доцент кафедры экономической и финансовой стратегии МШЭ МГУ им. М.В. Ломоносова, к.э.н. Anna V. SADOVNICHAYA

Deputy General Director of JSC «Expocenter», Member of the Presidium of VEO of Russia, Associate Professor, Department of Economic and Financial Strategy, Moscow School of Economics, Lomonosov Moscow State University, PhD in Economics

В статье анализируются тренды индустрии международных промышленных выставок в период пандемии. Оцениваются возможные потери отрасли, влияние этих потерь на глобальную экономику. Анализируется как прямой, так и косвенный или индуцированный финансовый эффект. Сравнивается ситуация на рынках различных регионов. Рассматриваются стратегии развития выставочной отрасли в чрезвычайный период. Обосновывается необходимость дальнейшего углубления процессов стандартизации индустрии и консолидации ее участников.

Abstract The article analyzes the industry trends of international B2B exhibitions in a pandemic

situation. Possible losses of the industry, the impact of these losses on the global economy are estimated. Both direct and indirect or induced financial effect are important. The situation in the markets of different regions is compared. The strategic prospects of the exhibition industry in the extraordinary period are considered. The necessity of further deepening the industry standardization processes and the consolidation of its participants is substantiated.

Ключевые слова Выставочная деятельность, международная промышленная выставка, стратегия выставочной деятельности в чрезвычайных экономических условиях, государственная поддержка выставок, выставочный организатор, выставочная площадка, прямой и косвенный экономический и общественный эффект выставок.

Keywords Exhibition and fair activity, international industrial exhibition, trade fairs strategy in

the extraordinary economic periods, state support for trade fairs, exhibition organizer, fairground, direct and indirect economic and social effect of exhibitions.

Глобальная выставочная индустрия XXI века объединяет десятки тысяч участников и оказывает глубокое воздействие стратегической значимости на все отрасли национальных и мировых экономик [1]. Согласно оценкам, содержащимся в совместном исследовании «Глобальный экономический эффект выставок», проведенном в 2019 году Всемирной выставочной ассоциацией UFI и Oxford Economics, общий кумулятивный экономический эффект отрасли достигает 275 млрд евро [2]:

Рис. 1. Глобальный экономический эффект выставок (2019 год)

Источник: UFI и Oxford Economics

ПРЯМОЙ ЭФФЕКТ: 303 млн. посетителей из более чем 180 стран;

116 млрд,евро прямых трат;

69 млрд.евро- прямой вклад в ВВП;

1,3 млн. непосредственно создаваемых индустрией рабочих мест

индуцированное воздейстие

ОБЩИЙ ЭФФЕКТ: 275 млрд,евро; 167 млрд.евро вклад в общий ВВП;

3,2 млн. прямо или косвенно создаваемых рабочих мест в мире;

60,7 тыс.еаро - общий эффект в расчете на каждого экспонента, 7,9 тыс.еаро - общий эффект в расчете на 1 кв.м мировой закрытой выставочной площади брутто

Мировая пандемия вируса стратегически изменила мир, нарушила сложившиеся долгосрочные экономические отношения субъектов, «заморозила» большое число рыночных транзакций. Международные промышленные выставки оказались в числе максимально пострадавших отраслей экономики.

Если по состоянию на 31 марта текущего года в мире было отменено или перенесено около 1700 выставочных мероприятий [3], то в мае стало очевидным, что пода-

вляющее большинство мероприятий в 2020 году не состоится. Всемирная выставка, которая должна была открыться в 2020 году в Дубае, перенесена на год. Около трети выставочных мероприятий отменены, около 20% отложены на неопределенный срок, 45% поставлены в календарь на второе полугодие 2020 года. Вероятность их проведения будет зависеть от эпидемиологической ситуации в мире и от поддержки государств, которые должны осознать, что индустрия выставок является серьезным экономическим драйвером.

Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI) опубликовала обзор экономических мер, принятых правительствами европейских стран для поддержки индустрии в период кризиса, и методологию функционирования выставочных комплексов в экстраординарных условиях. Кроме того, Ассоциация продвигает информационную площадку This Show Is Open [4], созданную для поддержки тех событийных мероприятий, организаторы которых не планируют их отменять. UFI совместно с Европейским альянсом выставочной индустрии (EEIA) и Европейской ассоциацией ведущих выставочных центров (EMECA) обратилась к Европейской комиссии с просьбой о поддержке организаторов выставок и выставочных комплексов [5].

По оценке специалистов UFI потери глобальной экономики от снижения вклада выставочной индустрии во втором квартале 2020 года достигнут 82 млрд евро [6]:

Рис. 2, 3. Прогнозируемые потери глобальной экономики во II квартале 2020 года

Источник: UFI

Потери регионов, млрд евро Потери постоянных рабочих мест

29,2

21,8

28,8

320 000

378 000

257 000

АТР "Европа "Северная Америка АТР "Европа "Северная Америка

Ассоциация немецкой выставочной индустрии AUMA оценивает прямой экономический ущерб народному хозяйству Германии от отмены и переноса промышленных выставок в этом году в 3 млрд евро. Прогнозируемая потеря рабочих мест оценивается немецкими экспертами в 24 000, а недополучение налоговых платежей бюджетом страны - в 470 млн евро. Германия является крупнейшим организатором международных выставок, отрасль обеспечивает занятость 230 000 работников, макроэкономический эффект от проведения выставок составляет более 28 млрд евро, а ежегодные налоговые платежи - около 4,5 млрд евро [7, 8].

По информации Центра исследований выставочной индустрии США (CEIR) отмена 50 крупных выставочных мероприятий формата B2B общей площадью 5,2 млн футов нетто стоила экономике страны 1,8 млрд долларов США. При этом общий экономический эффект отрасли в 2019 году оценивался CEIR в 101 млрд долларов США [9].

Негативный сценарий развития российского событийного рынка предполагает, по мнению экспертов, потери в размере до 68% от общего его объема, суммарные убытки отрасли при невозможности возобновить проведение мероприятий в 2020 году могут превысить 100 млрд руб. [5].

В силу своей специфики промышленные выставки относятся к событиям с массовым посещением профессионалами. Для проведения выставки требуется трансграничное перемещение грузов, приезд специалистов из разных стран мира. Сейчас это обеспечить крайне затруднительно. Помимо этого, крупнейшие выставочные центры по всему миру оказывают максимальное содействие городам и регионам в борьбе с последствиями эпидемии - многие из них перепрофилируются под специализированные госпитали. В больницы превращены Jacob K. Javits Convention Center (New York), IFEMA (Madrid), Reed Messe Wien, ExCel London, Event Campus (Glasgow), NEC (Birmingham) и Manchester Central. Подобную помощь оказывают и крупнейшие российские выставочные площадки.

Без содействия государства, для которого промышленные выставки - это, прежде всего, инструмент реализации стратегических приоритетов, возвращение выставочной отрасли к жизни невозможно. Правительство России включило деятельность по организации выставок в перечень наиболее пострадавших из-за эпидемии вируса областей экономики [10].

Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ), Союз выставочных застройщиков, Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР), Национальная ассоциация организаторов мероприятий (НАОМ) совместно с деловыми общественными объединениями - Торгово-промышленной палатой РФ (ТПП РФ), Российским союзом промышленников и предпринимателей РФ (РСПП РФ), Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» направили открытое письмо председателю Правительства РФ, призвав выработать меры поддержки ивент-индустрии путем ввода льготного налогового режима, субсидирования расходов на оплату труда работников и использования прочих инструментов. РСВЯ совместно с другими профильными ассоциациями обратился к Правительству Российской Федерации и руководству субъектов Российской Федерации с меморандумом «О необходимости поддержки конгрессно-выставочной деятельности как стратегически важной отрасли для России».

В период высокой фазы пандемии весной 2020 года специалисты выставочной индустрии, анализируя и прогнозируя развитие событий в ней, пытались дать всестороннюю оценку тому, какое экономическое воздействие окажет кризис на международные выставки, к каким изменениям стратегической значимости он приведет. Неизбежным видится появление новых долгосрочных трендов трансформации форматов проведения событийных мероприятий. С выходом глобального выставочного пространства из-под влияния пандемии выставочная отрасль вступит в фазу длительного восстановления и окажет стратегически значимое воздействие на темпы восстановления других отраслей экономики. Есть и видимые сигналы того, что лидеры ряда стран приняли новые стратегии выхода из чрезвычайного периода. Так, власти Германии признали выставки мероприятиями важного экономического воздействия, которые возможно будет проводить в условиях ограничений массовых собраний уже осенью 2020 года. Каждая федеральная земля будет сама устанавливать условия возобновления выставочной деятельности, а AUMA - координировать взаимодействие с выставочной индустрией. Уже принято решение о восстановлении проведения выставок на территории земли Северная Рейн-Вестфалия с сентября 2020 года.

В Китае в провинции Хунань 30 апреля открылась первая крупная выставка 2020 года Hunan Auto Show.

Кризис продемонстрировал, что выставочная отрасль, как оказывающая стратегическое влияние на производство товаров, услуг и технологий в целом, являющаяся крупным работодателем и генерирующая существенные прямые и косвенные бюджетные поступления, нуждается в дальнейшем объединении на базе развития стандартов, усиления роли профессиональных ассоциаций и структурирования государственной поддержки участников отрасли [11, 12]. Российские выставоч-ники, столкнувшись с ситуацией, когда разнообразие присвоенных им кодов ОКВЭД может стать преградой на пути получения отраслевых льгот, начали разработку сценариев модернизации этих процессов и интеграции всех участников индустрии.

Чрезвычайный период пандемии привел выставочных организаторов и выставочные комплексы к потребности в выработке стратегического подхода к процессам управления персонализированными взаимоотношениями с клиентами, усилил необходимость автоматизации стандартных операций во взаимодействиях с ними, определил необходимость поиска неочевидных целевых клиентских групп и целе-ориентированного внедрения виртуальных технологий на площадке выставки. В целом, новая концепция стратегирования выставочно-ярмарочной деятельности должна интегрировать в себя стратегии функционирования в чрезвычайные периоды [14].

2020 год, без сомнения, год стратегических трансформаций индустрии международных промышленных выставок, но это и время поиска возможностей и переосмысления ключевой роли этой новой отрасли экономики в массовом процветании.

Библиографический список

1. Садовничая А.В. Общественная и экономическая эффективность выставочно-ярмарочной деятельности: методология и практика//Экономическое возрождение России. - 2019. - № 1 (59). - С. 76-85.

2. Global Economic Impact of Exhibitions (December 2019). Электронный ресурс. Режим доступа: https:// www.ufi.org/archive-research/global-economic-impact-of-exhibitions-december-2019/

3. Ежеквартальный обзор мировой выставочной индустрии /март 2020. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ruef.ru/assets/files/coronavirus/Digest_1.pdf

4. This Show Is Open Campaign. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.ufi.org/wp-content/ uploads/2020/03/05_03_2020_UFI_SIS0_This_Show_Is_0pen_Campaign-.pdf

5. Congress Time № 1 (10) 2020. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rnc-consult.ru/netcat_files/ userfiles/CongressTime/CongressTimeMagazineFinal_1_2020.pdf

6. Global Assessment of Economic Impact. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.ufi.org/ wp-content/uploads/2020/03/UFI_releases_updated_global_assessment_of_economic_impact. docx-200320.pdf

7. Coronavirus: Cancellations and Postponements of German Exhibitions May Cost up to Three Billion Euro. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.auma.de/en/media/reports/press-2020-08

8. Horst Penzkofer Messe Frankfurt events generate annual revenues of 3.6 billion euros IFO Special Issue № 2 (2018). Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.messefrankfurt.com/content/dam/ messefrankfurt-redaktion/corporate/downloads/Ifo-Schnelldienst_2018-02_E_16-03.pdf

9. COVID-19 Outlook: An Economist's Perspective. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ceirblog. wordpress.com/2020/03/18/C0VID-19-outlook-an-economists-perspective/

10. План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/plan_covid_19/

11. Kvint V Strategy for the Global Market: Theory and Practical Applications //N. Y.-London: Routledge-Taylor & Francis, 2015. - 520 pp.

12. Садовничая А.В. Стратегирование выставочно-ярмарочной деятельности //СПб.: РАНХиГС, 2019. -94 с.

13. Садовничая А.В. Выставочно-ярмарочная деятельность как эффективная организационная форма реализации стратегических интересов государства//Управленческое консультирование. - 2017. -№ 7 (103). - С. 96-109.

14. Квинт В.Л. Концепция стратегирования. Т. 1 //СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. - 132 с.

References

1. Sadovnichaya A.V. Obshchestvennaya i ekonomicheskaya effektivnost' vystavochno-yarmarochnoi deyatel'nosti: metodologiya i praktika // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2019. - №1 (59). -S. 76-85.

2. Global Economic Impact of Exhibitions (December 2019). Available at: https://www.ufi.org/archive-research/ global-economic-impact-of-exhibitions-december-2019/

3. Ezhekvartalnyi obzor mirovoi vystavochnoi industrii/mart 2020. Available at: http://www.ruef.ru/assets/ files/coronavirus/Digest_1.pdf

4. This Show Is Open Campaign. Available at: https://www.ufi.org/wp-content/uploads/2020/03/05_03_2020_ UFI_SISO_This_Show_Is_Open_Campaign-.pdf

5. Congress Time №1 (10) 2020. Available at: http://rnc-consult.ru/netcat_files/userfiles/CongressTime/Cong ressTimeMagazineFinal_1_2020.pdf

6. Global Assessment of Economic Impact. Available at: https://www.ufi.org/wp-content/uploads/2020/03/ UFI_releases_updated_global_assessment_of_economic_impact. docx-200320.pdf

7. Coronavirus: Cancellations and Postponements of German Exhibitions May Cost up to Three Billion Euro. Available at: https://www.auma.de/en/media/reports/press-2020-08

8. Horst Penzkofer Messe Frankfurt events generate annual revenues of 3.6 billion euros IFO Special Issue №2 (2018). Available at: https://www.messefrankfurt.com/content/dam/messefrankfurt-redaktion/corporate/ downloads/Ifo-Schnelldienst_2018-02_E_16-03.pdf

9. COVID-19 Outlook: An Economist's Perspective. Available at: https://ceirblog.wordpress.com/2020/03/18/ COVID-19-outlook-an-economists-perspective/

10. Plan preodoleniya ekonomicheskikh posledstvii novoi koronavirusnoi infektsii. Available at: https://www. economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/plan_covid_19/

11. Kvint V. Strategy for the Global Market: Theory and Practical Applications //N. Y.-London: Routledge-Taylor & Francis, 2015. - 520 pp.

12. Sadovnichaya A.V. Strategirovanie vystavochno-yarmarochnoi deyatel'nosti //SPb: RANKhiGS, 2019. - 94 s.

13. Sadovnichaya A.V. Vystavochno-yarmarochnaya deyatel'nost' kak effektivnaya organizatsionnaya forma realizatsii strategicheskikh interesov gosudarstva // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. - 2017. - № 7 (103). - S. 96-109.

14. Kvint V.L. Kontseptsiya strategirovaniya. T. 1 //SPb: SZIU RANKhiGS, 2019. - 132 s.

Контактная информация / Contact information

АО «Экспоцентр», 123100, г. Москва, Краснопресненская наб. 14.

JSC «Expocenter», 14, Krasnopresnenskaya nab., Moscow 123100, Russia

Садовничая Анна Викторовна / Anna V. Sadovnichaya

avs@expocentr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.