Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Лавров Д.Е. — Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1945-1989 гг.) // Человек и культура. - 2022. - № 5. DOI: 10.25136/2409-8744.2022.5.36910 EDN: CMYTQB URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=36910
Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1945-1989 гг.)
Лавров Дмитрий Евгеньевич
ORCID: 0000-0002-2607-7220 кандидат искусствоведения
старший преподаватель, кафедра музеологии, Санкт-Петербургский государственный университет 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Университетская, 7-9, ауд. 91
И agitlak@mail.ru
Статья из рубрики "История искусств"
DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.36910
EDN:
CMYTQB
Дата направления статьи в редакцию:
20-11-2021
Аннотация: Исследование является продолжением статьи «Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1923-1939 гг.)», опубликованной в научном журнале «Человек и культура». Предметом предлагаемой работы является анализ выставочной деятельности палехского лакового промысла в послевоенный период, ограниченный второй половиной 1940-х и концом 1980-х гг. Цель статьи - используя историко-типологический и структурный методы исследования, а также историко-системный подход, показать специфику указанного периода в истории выставочной деятельности палехского промысла. Подчёркивая преемственность выставочной деятельности 1940-х - 1980-х гг. с довоенным периодом, автор в то же время указывает и на те новые черты, которые появляются в выставочных практиках промысла в послевоенное время. Научная новизна исследования состоит в том, что автор подвергает анализу наиболее важные художественные смотры Советского Союза, на которых экспонировались изделия палехской лаковой миниатюры в 1940-е - 1980-е гг. Особое внимание в статье уделяется деятельности Государственного музея палехского искусства, ставшего после своего открытия в 1935 г. важным выставочным центром изделий лакового промысла, рассматриваются персональные, ретроспективные, тематические и передвижные выставки. Основным выводом статьи является
обоснование важности рассмотренной темы для понимания того общественного признания и известности, которые приобрёл промысел палехской лаковой миниатюры в поздний советский период, а также в постсоветское время.
Ключевые слова:
Палех, лаковая миниатюра, русская лаковая миниатюра, выставка, выставочная деятельность, советская лаковая миниатюра, народное искусство, русская народная культура, прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство
Выставочная деятельность изделий промысла палехской лаковой миниатюры являлась важным средством пропаганды и популяризации этого вида искусства уже в самом начале его существования, в 1920-е - 1930-е гг. В послевоенное время художественные выставки продолжали играть существенную роль в общественном признании палехской художественной организации, причём роль выставочной деятельности в рассматриваемый период ещё более возросла за счёт увеличения числа выставок, а также появления новых типов выставочных проектов.
Важным направлением выставочной деятельности промысла в послевоенный период стала организация передвижных художественных выставок, основной целью которых являлось знакомство с палехской лаковой миниатюрой жителей сельской местности, а также провинциальных городов Советского Союза, т.е. тех зрителей, которые до того не имели широких возможностей увидеть эти изделия воочию (в довоенный период изделия промысла в основном экспонировались в Москве, Ленинграде и Иванове). Уже в 1946 г. Государственный музей палехского искусства (далее - ГМПИ) создал особый фонд для такой передвижной выставки, ставшей важным средством пропаганды и популяризации
палехского искусства ———78]. Важно при этом отметить, что, в отличие от Республиканских и Всесоюзных выставок, передвижная выставка ГМПИ проходила в основном по малым городам и сельской местности СССР. Например, в 1952 г. передвижная выставка произведений палехских художников проходит в Калуге, Рязани и Ярославле, снискав широкую популярность среди населения: так, число посетителей выставки в Калуге составило 3,120, а в Рязани - 3,253 человека (для сравнения: ГМПИ
в Палехе за первые 10 месяцев того же 1952 г. посетило 4,643 зрителя) ^ Передвижная выставка ГМПИ (насчитывавшая около 150 произведений лаковой миниатюры, а также подготовительные рисунки и эскизы книжного оформления палешан всех поколений) стала одним из наиболее долговременных выставочных проектов музея, путешествуя по огромной стране до самого конца советского периода. Так, осенью-зимой 1974 г. передвижная выставка ГМПИ находилась на территории Украинской ССР
а в 1982-1984 гг. она проходила по маршруту Горький - Абакан - Ташкент -Махачкала - Дербент, собрав внушительное число зрителей в 400 тысяч человек (для сравнения: собственно ГМПИ в 1982 г. смог принять лишь около 45 тысяч
посетителей) [6]. Показательно при этом, что передвижная выставка, созданная в 1946 г. ГМПИ, была не единственной такого рода: так, в ноябре-декабре 1954 г. в ГМПИ прошла выставка произведений искусства коммунистического Китая, посвящённая пятилетию образования Китайской Народной Республики (состояла из 79 экспонатов, включавших политические плакаты, гравюры, литографии и цветные репродукции станковых картин), при этом после окончания экспонирова ния выставка переместилась в колхозы Палехского района Ивановской области, также став передвижной П9!.
Во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х гг. изделия палехской лаковой миниатюры столь же активно, как в довоенное время, участвуют в зарубежных выставках. Уже в начале 1945 г. состоялся смотр изделий промысла в Мехико, а летом
1945 г. выставка палехских изделий прошла в Каире и Тегеране —р—152-153]. Палехская художественная организация создаёт работы и для Всемирных фестивалей молодёжи и студентов: так, в июне-июле 1953 г. Палехское отделение Художественного фонда СССР выполняет крупный заказ для IV Всемирного фестиваля (прошёл в августе 1953 г. в Бухаресте), в том числе такие знаковые для творчества палехских мастеров произведения, как «Свадьба в колхозе» А. М. Куркина, «Песня мира» В. З. Рожкова, «Песня дружбы» Б. М. Немтинова^10!. Кроме изготовления образцов лаковой миниатюры, палехские мастера в этот период принимают активное участие в выставочной деятельности и как оформители павильонов: так, в 1954 г. для знаменитой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве известная художница Палеха Т. И. Зубкова изготавливает эскизы орнаментального панно павильона Центральных областей РСФСР Г5. с. 114; 12!.
Важнейшим смотром изделий палехской лаковой миниатюры середины 1950-х гг. стала большая ретроспективная выставка в честь 30-летнего юбилея промысла, состоявшаяся в Москве в 1955 г. Ещё в 1935 г., в дни празднования 10-летия Артели древней живописи (первой организационной формы существования палехского лакового
промысла), состоялась её крупная ретроспективная выставка Г21, с 53!, и в дальнейшем организация крупных ретроспективных выставок, приуроченных к юбилеям палехского промысла, стала традицией (исключая 20-летний юбилей, пришедшийся на военное время). Тем не менее, открытие ретроспективной выставки палехского искусства 1955 г. (первой такого рода после войны) долгое время откладывалось. Так, в декабре 1954 г. директор Палехского отделения Художественного фонда СССР К. К. Евмененко писал в
местной газете «Трибуна Палеха», что выставка откроется уже в феврале 1955 г. Г11! В указанное время выставка, однако, не состоялась, и в июне 1955 г. секретарь партбюро палехской организации художников В. Д. Дудоров в той же газете обещал, что
московская выставка откроется в начале июля В итоге выставка открылась лишь в августе 1955 г., проработав, однако, сравнительно недолго (для выставок такого крупного масштаба) - до сентября того же года.
Однако, несмотря на определённые трудности, выставка, называвшаяся «30 лет искусства советского Палеха» и прошедшая в Выставочном зале Оргкомитета Союза художников СССР (на Кузнецком мосту), стала крупным выставочным событием художественной Москвы, заслужив множество положительных отзывов в столичной прессе На выставке было представлено около 600 произведений всех поколений
палехских миниатюристов Г15, с 5! (лаковая миниатюра, книжная иллюстрация, изделия из фарфора, эскизы стенной росписи), в том числе 52 работы, созданных в 1955 г. специально для этой выставки и отобранных Художественным советом Палехского отделения Художественного фонда СССР (шкатулка Н. Ф. Вихрева «Новая игрушка», шкатулка А. В. Борунова «Конёк-горбунок», декоративное блюдо А. В. Ковалёва
«Расцветай, земля колхозная» и многие другие произведения) В декабре 1964 г., в рамках празднования 40-летия искусства промысла, в Москве и Палехе состоялась ещё более масштабная ретроспективная выставка, получившая название «40 лет искусства советского Палеха» [8] и включавшая уже около 800 экспонатов; представленные работы разных видов искусства были выполнены на самые различные темы художниками всех поколений (эскиз стенной росписи «Сказка о царе Салтане» А. В. Котухина 1932 г.,
эскиз занавеса к спектаклю «Золотой петушок» 1946 г. Н. М. Парилова, лаковая
пластина Г. М. Мельникова «За власть Советов» 1961 г. и другие работы)133, с- 3]. Особенно крупными были ретроспективные смотры 1974 и 1984 г. (на 50-летие и 60-летие советского Палеха): в частности, выставка, проведённая в ГМПИ в декабре 1974 г., состояла из примерно 1,500 экспонатов, став вообще крупнейшим выставочным
проектом изделий палехского промысла советского времени [14, с- 5].
Часто ГМПИ использовалась и форма персональной выставки, как правило, приуроченной к юбилею того или иного крупного палехского художника (примечательно,
что подобная практика музея сохранилась и в наше время [17, с' 62]). Персональные юбилейные выставки проводились ГМПИ регулярно на протяжение всего рассматриваемого периода, став наиболее популярной формой временных выставочных проектов изделий палехского промысла. Такова была, например, персональная выставка работ известного палехского художника и преподавателя местного художественного училища Н. Ф. Вихрева, устроенная в ГМПИ в апреле 1969 г. в честь 60-летия мастера
Другим примером из этого весьма многочисленного ряда является юбилейная выставка произведений одного из основателей палехского промысла А. А. Дыдыкина, организованная ГМПИ в апреле 1974 г. и приуроченная к 100-летию со дня рождения
художника I26!. Кроме юбилеев знаменитых палешан, временные выставки ГМПИ могли быть приурочены к датам, важным для истории страны: так, в мае 1965 г. в музее была открыта выставка, посвящённая 20-летию Победы в Великой Отечественной войне (на смотре были представлены изделия лаковой миниатюры и эскизы палешан, выполненные в период войны и первые послевоенные годы: шкатулка И. П. Вакурова «Победа» 1945 г., шкатулка А. В. Котухина «В лесу прифронтовом» 1948 г. и другие работы) ЦШ.
Особенно крупными и многочисленными были персональные выставки в ГМПИ прославленного художника-миниатюриста Н. М. Зиновьева, живого хранителя духа промысла, мастера, которого справедливо называли «старейшиной искусства Палеха»
Так, выставка работ Н. М. Зиновьева в ГМПИ, состоявшаяся в июне 1958 г. и приуроченная к его 70-летию, состояла из примерно 200 работ и включала образцы
лаковой миниатюры, изделия из фарфора и рисунки стенной росписи (художник на протяжении жизни много и плодотворно работал во всех этих видах искусства). В мае 1978 г., на 90-летие Н. М. Зиновьева, в ГМПИ состоялась ещё одна персональная выставка знаменитого палешанина, ставшая на тот момент вообще самой обширной выставкой музея из всех, посвящённых одному художнику: на ней были представлены работы мастера не только из фондов ГМПИ, но и других музеев страны, занявших целых четыре зала
Другим показательным примером такого рода стала персональная выставка работ известного ленинградского художника Е. И. Пашкова (Евгений Иванович Пашков, будучи в 1930-е гг. репрессирован и выслан из Ленинграда в Палех, учился в местном художественном училище, активно участвовал в творческой жизни промысла в первой
половине 1940-х гг., после чего вернулся жить и работать в Ленинград) [20, с- 92]. Выставка произведений Е. И. Пашкова, отразившая все периоды его творчества, была открыта в ГМПИ 15 июля 1967 г., причём до того эта выставка состоялась в Государственном музее этнографии народов СССР в Ленинграде (современном Российском этнографическом музее) и в Доме дружбы с народами зарубежных стран в Москве, собрав свыше 100 тысяч посетителей 116 (интересно, что на открытие этой выставке в Ленинграде специально приехала группа палешан во главе с Н. М.
Зиновьевым, написавшие в книгу отзывов самые тёплые слова о ленинградском художнике
Как и в довоенное время, палехская организация в исследуемый период принимает самое активное участие в тематических художественных выставках, чьё количество в послевоенный и последующие периоды было поистине колоссально и отражало всё внимание Советского государства к эстетическому воспитанию своих граждан. Тематические выставки всех уровней (Всесоюзные, Республиканские, зональные, областные и районные) часто были приурочены к значимым для страны юбилеям и памятным датам, и важное место на таких выставках занимали изделия советского палехского искусства. Такова была, например, Всесоюзная юбилейная выставка в Москве 1956 г. «Первая русская революция 1905 г.», на которую представили свои произведения палехские художники молодого поколения: шкатулка А. М. Куркина «Маёвка на Талке», шкатулка А. В. Борунова «Перевод М. В. Фрунзе из Шуи во Владимирскую тюрьму в 1907 г.» и другие работы 1321. В феврале-марте 1968 г. палехская организация принимает участие во Всесоюзной юбилейной выставке «На страже Родины», посвящённой 50-летию Вооружённых Сил СССР и прошедшей в Центральном выставочном зале Москвы; на эту крупнейшую выставку, которую посетило более 200 тысяч зрителей, палешане представили такие важные для истории промысла работы, как портсигар А. И. Блохина «Партизаны», шкатулка К. С. Бокарёва «Уходили
комсомольцы на Гражданскую войну» и многие другие работы Участие Палехских художественно-производственных мастерских (тогдашняя форма организация промысла) в выставках республиканского уровня также было регулярным: например, в 1975 г. на Пятую Республиканскую выставку «Советская Россия» палехские мастера представили 24 произведения, получивших самую высокую оценку выставочного комитета, среди них пластину Н. П. Богачёвой «Родина», ларец В. М. Ходова «Василий Буслаев» и другие
работы
Выставлявшиеся на таких смотрах образцы палехского искусства неизменно вызывали самые восторженные и благодарные отзывы посетителей. Так, осенью-зимой 1964 г. Палехские художественно-производственные мастерские приняли участие в московской зональной выставке «В едином строю» (прошедшей в одном из павильонов ВДНХ); на этот смотр, через который прошло более 80 тысяч посетителей, было представлено около 2 тысяч работ всех видов советского изобразительного искусства, но по числу отзывов и похвал на первом месте были именно палехские изделия. В частности, преклонение зрителей этой выставки перед Палехом хорошо иллюстрируют слова, оставленные в книге отзывов ленинградскими студентами: «Что может прекраснее палехских произведений! В них отражается весь гений русского народа, вся любовь его к прекрасному»
Особенно длительной и ответственной была подготовка мастеров промысла к Всесоюзным и Республиканским выставкам, приуроченным к наиболее важным датам и юбилеям СССР; к таким смотрам палешане ответственно начинали готовится ещё за год-полтора до их открытия. Одним из примеров является юбилейная 4-ая Республиканская выставка «Советская Россия» 1970 г., как известно, посвящённая 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. На примере этого художественного смотра, к которому Палехское отделение Союза художников РСФСР начало готовиться ещё в августе 1968 г., показательно разобрать, как именно организация палехского промысла проводила подготовку к крупным выставочным событиям исследуемого периода.
В августе 1968 г. Палехское отделение Союза художников РСФСР (совместно с
организованным Художественно-производственными мастерскими выставочным комитетом) утверждает тематический план работ палехских художников для предстоявшей выставки, сформированный из заявок самих художников - работников
промысла (всего таких заявок уже на этой стадии набралось более сорока) Тематический план предложенных мастерами промысла работ был рекомендован республиканскому выставочному комитету, а с мастерами были сразу заключены договоры на создание произведений (шкатулка Н. И. Голикова «Ленин с нами», пластина В. М. Ходова «Ветер революции», пластина А. С. Пескова «Голос земли»). При этом палехские художники могли представить выставочному комитету и другие работы в инициативном порядке сверх заключённого договора (и в течение следующих десяти месяцев набралось 30 таких произведений). В мае 1969 г. в Палех приезжает сформированный из московских художников и искусствоведов зональный выставочный комитет для просмотра будущих экспонатов выставки. В конце месяца (в 20-х числах мая) зональный выставочный комитет проанализировал и дал свою оценку 53 договорным и 30 встречным произведениям, некоторые полностью одобрив, некоторые
отклонив, а некоторые предписав переделать Х27^ В итоге уже к июню 1969 г. (за девять месяцев до начала выставки) многие заключившие договоры палехские художники заканчивают свои работы, сдав их в местный выставочный комитет (ларец А. М. Куркина «Песни былых походов», цикл из пластин Н. М. Зиновьева «Происхождение жизни на
Земле» и другие произведения) Все эти работы, согласно основным и
дополнительным договорам с художниками, оказались на 4-ой Республиканской выставке «Советская Россия», состоявшейся в Москве весной 1970 г., причём после этого важного смотра палехские изделия экспонировались и на московской Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства (также посвящённой ленинскому юбилею), где было представлено 39 произведений промысла (и в их числе знаменитый в истории
палехского промысла ларчик А. Д. Кочупалова «Аппассионата»)-125^. Сотрудники ГМПИ на протяжении исследуемого периода также чрезвычайно активно использовали форму тематической выставки, каждый раз удачно находя новые грани истории и современности палехского промысла: выставка монументально-декоративной живописи
палешан 1974 г. I26!, выставка произведений молодых художников Палеха 1984 г. и многие другие.
Таким образом, на протяжении всего советского периода послевоенного времени выставочная деятельность являлась важным фактором общественного и официального признания художественного промысла палехской лаковой миниатюры. Продолжив традиции участия промысла в крупных выставочных проектах 1920-х - 1930-х гг., организация палехских художников, совместно с Государственным музеем палехского искусства, в течение послевоенного времени принимает самое активное участие в советских художественных выставках различных типов - персональных, ретроспективных, тематических и передвижных, получая положительные отзывы посетителей. Накопленные традиции и достигнутый в советское время общественный успех позволили палехскому промыслу продолжать выставочную деятельность в трагический и смутный период 1990-х и 2000-х гг.
Библиография
1. Апарников Л. В залах выставки «На страже Родины». Призыв. 18.04.1968.
2. Астахов В. И. Творческая взыскательность. Палехскому художнику Н. Ф. Вихреву -60 лет. Рабочий край. 04.04.1969.
3. Белоусов Р. Л. Образ вождя в творчестве палешан. Призыв. 22.08.1968.
4. Брайковская В. Снова огромный успех. Призыв. 03.12.1964.
5. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Путеводитель - Под ред. Н. В. Цицина. - М., Государственное издательство сельскохозяйственной литературы. 1954. 256 с.
6. Горева О. Музей - очаг воспитания. Призыв. 11.12.1982.
7. Гусева С. И. Палехское искусство глубоко проникает в народные массы. Трибуна Палеха. 23.11.1952.
8. Гусева С. И. Сокровищница народного творчества. Призыв. 03.12.1964.
9. Дудоров В. Д. К предстоящей выставке искусства советского Палеха. Трибуна Палеха. 19.06.1955.
10. Дудоров В. Д. Работы палехских художников к Всемирному фестивалю молодёжи. Трибуна Палеха. 11.06.1953.
11. Евмененко К. К. Растут новые творческие кадры Палеха. Трибуна Палеха. 09.12.1954.
12. Зубкова Т. И. В дружбе с песней. Рабочий край. 19.12.1954.
13. Искусство народной миниатюры. Советская культура. Печатный орган Министерства культуры СССР. 25.08.1955.
14. Искусству советского Палеха - 60 лет. Каталог выставки. Авт. вступ. ст. Л. П. Князева. М., Советский художник, 1986. 60 с.
15. Каталог выставки «30 лет искусства советского Палеха». Министерство культуры РСФСР. Оргкомитет Союза советских художников. Палехский союз советских художников. М., Советский художник, 1955. 86 с.
16. Ковалёв В. Большой мастер кисти (на выставке произведений Е. И. Пашкова). Призыв. 29.07.1967.
17. Колесова О. А. Храня традиции, открыты новому. Палехский музей сегодня // Альманах. Палех. Село-академия. 2017. №1. С. 62-67.
18. Котов В. Т. Великий подвиг народа в творчестве палешан. Призыв. 18.05.1965.
19. Котов В. Т. По Палеху и району. Выставка китайского искусства. Трибуна Палеха. 03.10.1954.
20. Лавров Д. Е. Агитационные образы в советской лаковой миниатюре 1920-х - 1980-х гг. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. СПб, 2016. 336 с.
21. Лавров Д. Е. Музейное строительство в Палехе (часть I: 1928-1945 гг.) Вопросы музеологии. 2017. №1. С. 52-59.
22. Лавров Д.Е. Музейное строительство в Палехе (часть II: 1945-1990 гг.) Вопросы музеологии. 2017. №2. С. 78-86.
23. Мастера кисти - своему юбилею. Призыв. 16.03.1974.
24. Мельников Г. М. В летопись палехской ленинианы. Призыв. 17.06.1969.
25. Мельников Г. М. На Всесоюзной художественной. Призыв. 14.05.1970.
26. Мельников Г. М. Приглашаем на выставку. Призыв. 16.03.1974.
27. Михайлов Г. Награды художникам. Призыв. 27.05.1969.
28. Награда старейшине искусства Палеха. Рабочий край. 30.05.1978.
29. Пашков Е. И. У знаменитых «стариков». Призыв. 16.08.1994.
30. Савельичев П. В честь революции 1905 года. Трибуна Палеха. 18.12.1955.
31. «Словно вышел из чудесной сказки...» Рабочий край. 20.05.1978.
32. Соловьёв В. Творчество старейшего художника. Выставка произведений Н. М.
Зиновьева в палехском музее. Рабочий край. 13.06.1958.
33. Сорок лет искусства советского Палеха. Каталог выставки. Союз художников РСФСР. Министерство культуры РСФСР. Палехское отделение Союза художников РСФСР / Вступит. статья Г. П. Кульчицкой. - М., Советский художник, 1965. 60 с.
34. Страхова А. Г. Шкатулка, полная сокровищ. Призыв. 25.12.1984.
35. Сурин А. Встречи на Украине. Рабочий край. 13.12.1974.
36. Jenks, Andrew. Russia in a Box: Art and Identity in an Age of Revolution. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2005. 274 p.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Гжель, Хохлома, Палех - эти промыслы уже не одно десятилетие привлекают внимания многочисленных туристов, что обусловлено широкой известностью этих культурных центров. Сегодня в условиях пандемии усиливается интерес к внутреннему туризму, а это значит возникает важность изучения истории обозначенных выше промыслов, сыгравших достаточно важную роль в истории нашей страны.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является выставочная деятельность палехской лаковой миниатюры в 1945-1989 гг. Автор ставит своими задачами проанализировать организацию передвижных художественных выставок в послевоенный период, показать преемственность традиций палехских мастеров, а также рассмотреть подготовку отдельных выставок.
Работа основана на принципах историзма, анализа и синтеза, достоверности, методологической базой исследования выступает историко-генетический метод, в основе которого по определению академика И.Д. Ковальченко находится «последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей степени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта», а его отличительными сторонами выступают конкретность и описательность.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать выставочную деятельность палехских мастеров лаковой миниатюры в послевоенный период существования Советского Союза.
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 36 различных источников и исследований. Из привлекаемых автором источников укажем на материалы периодической печати и каталоги выставок. Из используемых исследований отметим труды Д.Е. Лаврова, в центре внимания которого различные аспекты музейного строительства в Палехе. Добавим от себя, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих пе ре д а в тором з а да ч.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как историей народных промыслов, в целом, так и Палехом, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной
автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть и заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что в послевоенный период роль выставочной деятельности «ещё более возросла за счёт увеличения числа выставок, а также появления новых типов выставочных проектов». Примечательно, что как отмечает автор рецензируемой статьи, ведущим направлением становится «организация передвижных художественных выставок, основной целью которых являлось знакомство с палехской лаковой миниатюрой жителей сельской местности, а также провинциальных городов Советского Союза, т.е. тех зрителей, которые до того не имели широких возможностей увидеть эти изделия воочию». В работе отмечается, что традиционно длительной и ответственной была подготовка мастеров промысла к Всесоюзным и Республиканским выставкам, приуроченным к наиболее важным датам и юбилеям СССР, например, к 4-ой Республиканской выставке «Советская Россия», приуроченной к столетию со дня рождения В.И. Ленина.
Главным выводом статьи является то, что «продолжив традиции участия промысла в крупных выставочных проектах 1920-х - 1930-х гг., организация палехских художников, совместно с Государственным музеем палехского искусства, в течение послевоенного времени принимает самое активное участие в советских художественных выставках различных типов - персональных, ретроспективных, тематических и передвижных». Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах.
В целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Человек и культура».