Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Лавров Д.Е. — Празднование 50-летнего юбилея промысла палехской лаковой миниатюры 1974 г. // Человек и культура. - 2022. - № 3. - С. 115 - 122. DOI: 10.25136/2409-8744.2022.3.36593 EDN: TOGZNC URL: https ://nbpubMLcom/fcary_read_article.php?id=36593
Празднование 50-летнего юбилея промысла палехской лаковой миниатюры 1974 г.
Лавров Дмитрий Евгеньевич
ORCID: 0000-0002-2607-7220 кандидат искусствоведения
старший преподаватель, кафедра музеологии, Санкт-Петербургский государственный университет 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Университетская, 7-9, ауд. 91
И agitlak@mail.ru
Статья из рубрики "История искусств"
DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.36593
EDN:
TOGZNC
Дата направления статьи в редакцию:
05-10-2021
Аннотация: Предметом данного исследования является анализ 50-летнего юбилея советского промысла палехской лаковой миниатюры 1974 г. Подробно раскрывается предыстория и ход проведения праздничных торжеств, даётся характеристика тем направлениям деятельности, которые использовали советское государство, интеллигенция и общество для популяризации и признания палехского промысла. Цель статьи заключается в попытке доказательства важной роли официального празднования 50-летия палехской лаковой миниатюры для развития этого промысла, а также утвердить принципиальный тезис о важности исследования данного феномена - праздновании юбилеев промысла палехской лаковой миниатюры советского периода - для изучения его истории. Используя нарративный, ретроспективный и историко-системный методы исследования, автор акцентирует внимание на важности поддержки государства и общества для жизнедеятельности палехского промысла советского периода, что является крайне актуальной проблемой и в наше время, когда промысел, по мнению многих палехских художников, переживает упадок именно вследствие недостаточного внимания со стороны государства. Таким образом, научная новизна исследования состоит в попытке комплексного описания конкретного исторического явления, которое способно послужить моделью для будущей государственной политики по отношению к
Палеху как уникальному достоянию российской культуры. Высказанное мнение о необходимости повтора советского опыта и является основным выводом предлагаемой статьи.
Ключевые слова: Палех, русская лаковая миниатюра, русские лаковые промыслы, Иван Иванович Голиков, Иваново, советское искусствоведение, народное искусство, выставочная деятельность, выставка, художественные промыслы
1970-е гг. пришлись на время высшего расцвета палехского лакового промысла -период огромного и крайне благосклонного внимания к Палеху со стороны советской власти, интеллигенции и общества. Дата 5 декабря 1924 г., когда семью палехскими художниками была организована Артель древней живописи, считалась в советском искусствознании точкой отсчёта истории «нового» палехского искусства - искусства палехской лаковой миниатюры. В соответствии с этой датой широко отмечались юбилеи искусства этого художественного промысла: его десятилетие (1935 г.), тридцатилетие (1955 г.), сорокалетие (1964 г.). 50-летний же юбилей, состоявшийся в первой половине декабря 1974 г., стал одним из наиболее видных праздников промысла, оказав определённое воздействие на всю его дальнейшую историю вплоть до самого окончания советской эпохи.
Ещё летом 1972 г. Палехская организация Союза художников РСФСР и Художественно-производственные мастерские Палехского отделения Художественного фонда РСФСР (далее - ПХПМ) разрабатывают план подготовки 50-летнего юбилея советского палехского искусства, с проведением научно-творческой конференции и большой
ретроспективной выставки в Москве, Иванове и Палехе I-18!. Был также создан Всероссийский комитет по проведению этого юбилея, чьим председателем стал известный покровитель палехского промысла, министр культуры РСФСР Юрий Серафимович Мелентьев.
Интересно, что ПХП М в начале 1974 г. заявили своей целью выполнить годовой план по выпуску и реализации производимой художественной продукции именно к 5 декабря -дате основания промысла палехской лаковой миниатюры План ПХПМ оказался выполнен уже к последним числам ноября 1974 г. - и это при том, что он был, по сравнению с предыдущим годом, увеличен на 45 тысяч рублей I33!. Была активной и практика заключения самостоятельных договоров с палехскими художниками на выполнение произведений для предстоявших выставок. Для проведения такой отборочной работы, уже в первых числах января 1974 г. Палехское отделение Союза художников РСФСР организует временный выставочный комитет, куда входят признанные мастера лаковой миниатюры - А. А. Котухина, В. М. Ходов, П. Ф. Чалунин, Б. М.
Ермолаев, Б. Н. Кукулиев Выставочный комитет заключил индивидуальные договоры с 19 палехскими художниками разных поколений на выполнение 25 оплачиваемых творческих работ специально для предстоявших юбилейных выставок; кроме этого, комитет получил право и на оплату встречных работ миниатюристов, т.е. работ,
выполненных вне рамок индивидуального договора
Одним из основных источников информирования о палехском промысле была выставочная деятельность Государственного музея палехского искусства (далее -ГМПИ), необычайно активная в этот период: в начале 1970-х гг. музей проводил до 15 временных выставок в год - тематических, персональных и передвижных [13, с- 80]. Не
стал исключением и юбилейный год, в течение которого ГМПИ провёл 14 выставок, в том
числе передвижную выставку палехских изделий по городам Украинской ССР -Ш, а также выставку монументально-декоративной живописи палехских художников, прошедшую в
стенах самого музея I20!. Основным же проектом ГМПИ 1974 г. стала открывшаяся в декабре ретроспективная выставка «50 лет советскому Палеху», о которой будет написано подробнее ниже. За 1974 г. ГМПИ принял более 1000 экскурсионных групп, в
том числе зарубежных [21].
Усиливается внимание к публикации изданий, посвящённых палехскому искусству. В юбилейный 1974 г. выходит книга П. Н. Солонина «Здравствуй, Палех»-29, с- 5] и переиздаётся сборник знаменитых очерков Е. Ф. Вихрева 1920-1930х гг.,с- 5], в популярной форме повествующих о складывании и развитии этого художественного промысла. Выходят в свет книги, оформленные палехскими художниками: издание
«Садко» с иллюстрациями Б. Н. Кукулиева и К. В. Кукулиевой-26, с 5], сборник В. А. Старостина «Дива былинные» с рисунками палешанина М. И. Шемарова-30, с' 5], и многие другие публикации.
Другим способом признания заслуг миниатюристов являлись официальные награждения, причём к началу 1970-х гг. практика награды палехским художникам к юбилею местного промысла была вполне обычной: ещё в далёком 1935 г., во время празднования первого, десятилетнего, юбилея промысла, палехским миниатюристам И. П. Вакурову, И. В. Маркичеву и А. В. Котухину были присвоены звания заслуженных деятелей искусств
РСФСР [6]. Так, 3 декабря 1974г.УказомПрезидиума Верховного Совета РСФСР почётными грамотами были награждены пять работников ПХПМ, в том числе директор мастерских А.
И. Ковалёв [32]. Наиболее известным, однако, случаем награждения палехского художника в ходе юбилейных торжеств 1974 г. стало присуждение патриарху промысла Николаю Михайловичу Зиновьеву звания народного художника СССР (указом
Президиума Верховного Совета СССР от 11 ноября)-9- - высшего официального звания, возможного для советского художника (Н. М. Зиновьев стал первым из художников советского декоративно-прикладного искусства, получившим эту награду). Имели место и коллективные награждения: так, ещё в январе 1974 г. ПХПМ были награждены орденом
«Знак почёта» а в ноябре той же организации было вручено переходящее Красное знамя Союза художников СССР и присуждено первое место во Всесоюзном
социалистическом соревновании I10!.
Отдельного упоминания заслуживает поддержка палехского туризма, оказанная властями в год 50-летия местного промысла. Так, ещё в январе 1974 г. Палехский районный отдел народного образования предписывает всем сельским школам
Палехского района провести для своих учеников экскурсии в ГМПИ-35!. Выделяются средства (90,000 рублей) на благоустройство Палеха: были заасфальтированы дороги и тротуары посёлка, а также обновлён фасад Дома-музея одного из основоположников
палехского промысла, художника И. И. Голикова [23]. Весной 1974 г. ПХПМ изготавливают несколько партий юбилейных нагрудных значков и пускают их в продажу туристам в качестве сувенирной продукции I18!. в честь юбилея, прозванного в
советской прессе «золотым», был назван пассажирский лайнер «Палех» [25!, ПХПМ создают художественное оформление автобуса «Москва-Палех» для маршрута «Золотое
кольцо» [7!, а Палехский народный хор местного Дома культуры подготавливает
специальную праздничную программу для художников и гостей посёлка [34!. Тема жизни
Палеха оказалась и в центре внимания выпускников 1974 г. местного Палехского художественного училища, поскольку большинство их дипломных работ было посвящено жизни самих палешан (работа «Студенты» Г. П. Жиряковой, работа «Палешанская
сторонушка» И. А. Мишуровой [31!). Юбилейные торжества коснулись даже такой далёкой от искусства сферы повседневной жизни жителей «села-академии», как розничный сбыт продовольственных товаров: так, в декабре 1974 г. Палехское районное потребительское общество заказывает П ХПМ партию обёрточной бумаги с палехским
орнаментом, предназначенную для местного универмага
В начале декабря 1974 г. в адрес промысла (Палехской организации Союза художников РСФСР и её председателя Б. М. Ермолаева) приходит более сотни приветственных телеграмм, в том числе поздравление от министра культуры СССР П. Н. Демичева,
назвавшего искусство Палеха «гордостью социалистической культуры» [3!, а также знаменитого лётчика-космонавта А. А. Леонова [27!. 8 декабря 1974 г. в Палехе были открыты три новые мемориальные доски, увековечивавших память о миниатюристах-
основателях промысла И. П. Вакурове, А. И. Ватагине, Д. Н. Буторине1"13, с 82], а также Дом-музей известного художника, уроженца посёлка, Народного художника СССР П. Д.
Корина (1892-1967), ставший одним из отделов ГМПИ "16!.
10 декабря 1974 г. в ГМПИ была открыта ретроспективная выставка «50 лет советскому Палеху», отразившая все многообразные искания художников промысла за минувшие полвека: так, наряду с лаковой миниатюрой, на выставке были представлены ювелирные изделия, роспись по фарфору и финифти, эскизы монументально-декоративной и
театральной живописи, а также работы в области книжной иллюстрации Ц^!. Наряду с шедеврами основоположников промысла, в выставке принимали участие и дипломные работы выпускников местного Палехского художественного училища, подчёркивая идею преемственности поколений местных художников. Выставка, состоявшая из примерно 1500 произведений, собранных из 55 музеев СССР и представленная именами 212
палехских художников 136———1351, по своему масштабу и охвату показываемых памятников стала крупнейшим выставочным проектом ГМПИ данного периода. В этот же день аналогичная, хотя и менее масштабная, выставка открылась и в экспозиционном зале Дома художников города Иванова, где были представлены более 250 произведений
всех этапов существования палехского лакового промысла
Торжества 11 декабря 1974 г. начались в 11 часов утра у здания ГМПИ, где палехская делегация художников встретила группу приехавших гостей из Москвы и Ивановской области. В составе делегации присутствовали председатель правления Союза художников РСФСР, представитель «сурового стиля», знаменитый художник Г. М. Коржев, скульптор А. М. Кибальников, а также группа искусствоведов, специализировавшихся на изучении палехского промысла. Возложив по местной
традиции цветы к памятнику В. И. Ленина и бюсту И. И. Голикова"8! и познакомившись с открывшейся накануне музейной выставкой, в 14 часов делегация начала научно-теоретическую конференцию, которая, по словам одного из открывавших её представителей власти, секретаря Палехского райкома КПСС Н. А. Харчина, должна
была «сделать анализ развития палехского искусства за 50 лет» Таким образом, конференция, прошедшая в течение двух дней (11-12 декабря 1974 г.) в зале заседаний ПХПМ, была призвана дать научную оценку достижениям палехского искусства за минувшие полвека со стороны местных художников, а также крупнейших учёных-искусствоведов из Государственного Русского музея (И. Я. Богуславская),
Государственного Эрмитажа (И. Н. Уханова) и Академии художеств СССР (М. А. Некрасова) 1151.
Это не была первая конференция, специально посвящённая советским лаковым промыслам. Так, в Палехе подобная конференция (столь же представительная, состоявшая из более чем 150 участников и организованная Министерством культуры РСФСР совместно с Союзом художников РСФСР) прошла всего за 4 года до «золотого» юбилея, в ноябре 1970 г., и обсуждала состояние и перспективы развития искусства палехской миниатюры. Конференция 1970 г. запомнилась большим количеством проблемных докладов и резкой полемикой её участников (искусствоведов М. А. Ильина, В. А. Гуляева, М. А. Некрасовой, В. М. Василенко и других), многие из которых резко расходились в видении прошлого, настоящего и будущего палехского искусства Г11, с' а также по-разному относились к таким проблемным вопросам развития советской палехской миниатюры, как постепенная утрата утилитарной функции, соотношение традиций и новаторства, рост плановых показателей без учёта специфики труда
художника, а также угроза станковизма -1141.
Отметим, что дискуссии искусствоведов о путях развития палехского искусства советского периода - отдельная и крайне сложная тема, которой, однако, посвящено
совсем немного научных исследований Г12, с- 1041. Здесь важно лишь подчеркнуть, что конференция 1974 г., в силу своего юбилейного характера, была более свободной от подобной жёсткой полемичности, а доклады, с которыми выступали искусствоведы и палехские художники, мало затрагивали перечисленные выше дискуссионные вопросы, предоставляя более уместные для юбилея исторические экскурсы (доклад искусствоведа В. А. Фалеевой о творчестве палехского художника 1930-х гг. П. Д. Баженова; доклад А. А. Салтыкова о приёмах миниатюрной иконописи XVII в.); раскрывая проблемы преподавания техники лаковой живописи (доклад директора Палехского художественного училища В. И. Астахова) или вопросы перспективы (искусствовед И. Н. Уханова) и композиции (искусствовед И. А. Пронина), не вызывавшие столь острых
разногласий Г81.
Венцом юбилейных торжеств стало 13 декабря 1974 г. В этот день празднование прошло в Иванове, административном центре области, в которой расположен Палех. В честь 50-летнего юбилея создания Артели древней живописи в ивановском Дворце культуры текстильщиков прошло торжественное заседание представителей Ивановского областного комитета КПСС, а также творческой интеллигенции города и самого Палеха -всего около 400 человек Г2!. Наконец, в последний день юбилейных торжеств, 14 декабря 1974 г.,в зрительном зале палехского Дома культуры, группе художников были вручены почётные грамоты Ивановского областного комитета КПСС и исполнительного
комитета Ивановского областного Совета депутатов [271.
Таким образом, 50-летний юбилей палехского лакового промысла, устроенный советской властью и интеллигенцией, объективно способствовал росту известности и признания этого художественного промысла, а также росту престижности связанных с ним профессий, и прежде всего - творческого труда палехского художника-миниатюриста. Использовались все возможные средства для популяризации и официального признания этого народного искусства: выставочная и издательская деятельность, официальные награждения палехских художников и устройство научных конференций, поздравления выдающихся общественных деятелей и прямое выделение денежных средств на проведение праздничных мероприятий. Одним из наиболее важных последствий
палехского юбилея стало ставшее знаменитым Постановление ЦК КПСС «О народных
художественных промыслах» от 17 декабря 1974 г. Впоследствии многократно
раскритикованное некоторыми российскими искусствоведами за свою излишнюю идеологичность, данное Постановление, на взгляд автора, сыграло и значительную положительную роль, например, своими рекомендациями регулярно проводить выставки и смотры изделий, а также больше пропагандировать народное искусство по телевидению, в печати и фильмах. Так, уже в 1975 г., в рамках данного Постановления выходит известный документальный фильм «Золото чёрных лаков» режиссёра И. П. Калининой, чьим ведущим выступил сын упоминавшегося основоположника палехского промысла И. И. Голикова, знаменитый миниатюрист Н. И. Голиков, за год, того, в юбилейном 1974 г., ставший народным художником РСФСР.
Библиография
1. Белоусов Р. Л. Навстречу юбилею. Призыв. 22.01.1974.
2. Большой праздник народного творчества. Торжественное заседание в Иванове, посвящённое 50-летию советского Палеха. Рабочий край. 14.12.1974.
3. Вихрев Е. Ф. Палех. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. 232 с.
4. Володин М. Печатные «напоминания». Рабочий край. 13.12.1974.
5. Гордость социалистической культуры. Призыв. 17.12.1974.
6. Дорога расцвета, подъёма, радости. Беседа с заслуженными деятелями искусства. Рабочий край. 15.03.1935.
7. Ефремов Л. Палехский художник Юрий Гросберг. Призыв. 16.03.1974.
8. Иовлев Б. Самобытное явление в советском искусстве. Рабочий край. 12.12.1974.
9. К новым высотам. Коллективу ордена «Знак почёта» художников Палеха. Призыв. 10.12.1974.
10. Козлова А. Праздник в коллективе художников. Призыв. 28.11.1974.
11. Конференция в Палехе. Декоративное искусство СССР. 1971. №3. С. 51.
12. Лавров Д. Е. Между социалистической пропагандой и иконописной традицией: дискуссии о будущем лаковой миниатюры Палеха в советской периодической литературе. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №3. С. 104107.
13. Лавров Д.Е. Музейное строительство в Палехе (часть II: 1945-1990 гг.) Вопросы музеологии. 2017. №2. С. 78-86.
14. Лавров Д. Е. Станковизм русской лаковой миниатюры в фокусе искусствоведческой мысли советского периода. Актуальные проблемы теории и истории искусства — 2020: Тезисы докладов IX Международной конференции, Санкт-Петербург, 26-31 октября 2020 г. / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб, 2020. Режим доступа: https://actual-
art.spbu.ru/publikatsii/theses/theses-2020/335-2020-applied-art.html (дата обращения 01.10.2021).
15. Максимов Б. Итоги и перспективы. Ленинец. 11.12.1974.
16. Максимов Б. Корни в родной земле.Ленинец. 10.12.1974.
17. Маринин В. Искусство, призванное Революцией. Ленинец. 11.12.1974.
18. Ма с те ра кисти - св ое му юбиле ю. П риз ыв . 16.03.1974.
19. Мельников Г. М. Помогать росту художников. Призыв. 10.12.1974.
2°. Мельников Г. М. Приглашаем на выставку. Призыв. 16.03.1974.
21. Мельников Г. М. Хранитель и пропагандист искусства. Рабочий край. 13.12.1974.
22. Научно-теоретическая конференция в Палехе. Призыв. 14.12.1974.
23. Петров Ю. Праздничный наряд Палеха. Рабочий край. 24.11. 1974.
24. Постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах». Правда. 27.02.1975.
25. Савельичев П. Золотой юбилей на земле палехской. Призыв. 12.12.1974.
26. Садко. Иллюстрации Б. Н. Кукулиева и К. В. Кукулиевой. М., Советская Россия, 1974. 96 с.
27. Светлов П. Всенародное торжество. Призыв. 17.12.1974.
28. Светлов П. Творческая палитра палешан. Призыв. 05.02.1974.
29. Солонин П. Н. Здравствуй, Палех! Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. 168 с.
30. Старостин В. А. Дива былинные. Иллюстрации М. И. Шемарова. М., Просвещение, 1974. 112 с.
31. Сурин А. Шагают ребята в искусство. Призыв. 11.07.1974.
32. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О награждении почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР работников Художественно-производственных мастерских Палехского отделения Художественного фонда РСФСР». Рабочий край. 14.12.1974.
33. Ходов В. М. Первый рабочий день. Призыв. 08.01.1974.
34. Широкая палитра песни. Рабочий край. 13.12.1974.
35. Школьники познают искусство Палеха. Рабочий край. 10.01.1974. 36.50 лет искусства советского Палеха. Каталог выставки. М., Советский художник, 1975. 140 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Ещё в XIX веке наметилось две тенденции в русской общественно-политической мысли: одна из них благоприятно относилась к реформа Петра I, другая - отрицательно. Вместе с тем споры велись не только вокруг политических свершений, но и вокруг культурного влияния. Известно, что отечественное народное творчество отличается глубоким национальным своеобразием: Палех, Гжель, Хохлома пользуются авторитетом не только среди искусствоведедов, но и среди простых обывателей. В этой связи представляет интерес изучение различных аспектов истории народных промыслов.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является 50-летний юбилей промысла палехской лаковой миниатюры 1974 года. Автор ставит своими задачами проанализировать план подготовки 50-летнего юбилея советского палехского искусства, рассмотреть характер торжеств, а также определить вклад юбилея в развитие известности Палеха.
Работа основана на принципах историзма, анализа и синтеза, достоверности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор на основе
различных источников стремится охарактеризовать палехский юбилей как способ привлечения внимания широкой общественности к народным промыслам. Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 35 различных источников и исследований. Из привлекаемых источников отметим материалы периодической печати и нормативно-правовые акты, прежде всего Постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах». Из используемых исследований укажем на труды Е.Ф. Вихрева и Д.Е. Лаврова, в центре внимания которых различные аспекты изучения Палеха. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих пе ре д а в тором з а да ч.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как историей народных промыслов России в целом, так и Палехом, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «1970-е гг. пришлись на время высшего расцвета палехского лакового промысла - период огромного и крайне благосклонного внимания к Палеху со стороны советской власти, интеллигенции и общества». Среди юбилейных мероприятий автор обращает внимание на официальные награждения и поддержку палехского туризма. Особое внимание в работе уделяется конференции, прошедшей «в течение двух дней (11-12 декабря 1974 г.) в зале заседаний ПХПМ, была призвана дать научную оценку достижениям палехского искусства за минувшие полвека со стороны местных художников, а также крупнейших учёных-искусствоведов из Государственного Русского музея (И. Я. Богуславская), Государственного Эрмитажа (И. Н. Уханова) и Академии художеств СССР (М. А. Некрасова)».
Главным выводом статьи является то, что «50-летний юбилей палехского лакового промысла, устроенный советской властью и интеллигенцией, объективно способствовал росту известности и признания этого художественного промысла, а также росту престижности связанных с ним профессий, и прежде всего - творческого труда палехского художника-миниатюриста».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах.
В целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Человек и культура».