Научная статья на тему 'Выставочная деятельность как фактор популяризации традиционного прикладного искусства и расширения информационно-художественного пространства'

Выставочная деятельность как фактор популяризации традиционного прикладного искусства и расширения информационно-художественного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова О.В.

Проведение выставок художественно-творческих работ и изделий традиционного прикладного искусства является вкладом в пропаганду культурного наследия России. Изделия, выполненные студентами Московского филиала Высшей школы народных искусств, экспонируются на выставках в музеях и других учреждениях культуры и образования. Выставочная деятельность способствует сохранению традиций, воспитанию эстетического вкуса и расширению художественно-образовательного творческого пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставочная деятельность как фактор популяризации традиционного прикладного искусства и расширения информационно-художественного пространства»

О.В. Федотова,

Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт)

Выставочная деятельность как фактор популяризации традиционного прикладного искусства и расширения информационно-художественного

пространства

В современных условиях важна популяризация традиционного прикладного искусства. Проведение выставок художественно-творческих работ и изделий традиционного прикладного искусства Московского филиала Высшей школы народных искусств является вкладом в пропаганду культурного наследия России, его многовекового богатства, без которого невозможно представить историю страны, чьи исторические художественные традиции сохранены и преумножаются с каждой новой созданной работой в материале. Изделия, выполненные студентами Московского филиала ВШНИ, постоянно экспонируются в учебно-методическом фонде института, на выставках, в музеях и других учреждениях культуры и образования Москвы.

В уходящем 2013 году была проведена активная выставочная деятельность в соответствии с концепцией научно-исследовательской работы Высшей школы народных искусств. В Московском филиале ВШНИ выставки носят познавательно-ознакомительный характер, являясь актуальной формой распространения и визуально-наглядного представления об институте, его студентах, программах и качестве подготовки для внешнего мира, с одной стороны. И, с другой, являясь проводником для студентов во внешний мир искусства и творчества, в их профессиональный мир. И чем раньше они проторят туда дорожку, тем интереснее, легче и ярче будут их работы и многообразнее дальнейшая творческая трудовая жизнь. Наши выставки имеют два приоритетных направления: художественно-творческое и профориентационное.

Целью проведения и участия в художественно-творческих выставках является привлечение будущих художников со студенческой скамьи в мир

искусства через погружение их в определенную профессиональную творческую атмосферу и среду, вызывающую дух соперничества и стремление к достижению лучшего результата, развитию необходимых профессиональных качеств; среду, способствующую стимулированию и раскрытию внутреннего резерва и творческого потенциала, расширению художественно-коммуникативного информационного пространства и интеллектуального художественно -эмоционального сознания.

Как известно уникальность экспонируемых работ Московского филиала ВШНИ состоит в следующем:

■ используется исключительно ручной труд при создании удивительных по красоте изделий (hand made);

■ выполняют изделия юноши и девушки 15-23 лет;

■ создание изделий осуществляется каждым автором-студентом от замысла, через родившийся художественный образ до полного воплощения его не только на этапе проектной деятельности, но и исполнения его в материале. Новый 2013/14 учебный год для Московского филиала ВШНИ начался с

выставки в выставочной галерее г. Москвы «Замоскворечье». Среди работ

студентов различных художественных образовательных учреждений высшего

профессионального образования были представлены графические и живописные

работы, этюды и длительные зарисовки, выполненные в период летней практики

и посвященные Московской тематике. Положительным явилось то, что участие в

выставке привлекло внимание искусствоведов, кураторов молодежных выставок

и открыло возможность для расширения информационно-коммуникативного

пространства в области искусства для студентов и вуза в целом. Так, одним из

предложений, которое было принято нами, явилось представление изделий

выпускающих кафедр на выставке молодых художников, студентов и

выпускников художественных учреждений «Стиль «модерн» в понимании

молодого художника», проводимой в молодежном историко-культурном центре

«Особняк купца В.Д. Носова». Особняк привлекателен для будущих художников

своим архитектурным стилем модерн, автором-создателем Л.В. Кекушевым и

культурно-социальной значимостью для современников и посетителей. Сегодня

72

этот памятник культуры является филиалом российской государственной библиотеки для молодежи.

В октябре в рамках научно-образовательной выставки в выставочном комплексе «Экспоцентр» Московским филиалом ВШНИ были представлены уникальные изделия для экспозиции, в которых были отражены различные художественные образы, креативность исполнения, богатство цвета и формы, успешно проведены мастер-классы выпускающими кафедрами: художественной вышивкой, художественной росписью ткани, художественной росписью по металлу и папье-маше и ювелирного искусства.

Участие в выставках предоставляет исключительную возможность по привлечению молодежи к изучению культуры, к получению образования в области традиционного искусства, способствует повышению интереса к институту как одному из образовательных, художественных и культурных учреждений России. А также продолжению развития традиций декоративно-прикладного искусства России, сохранению национального эстетического идеала, связи прошлого, настоящего и будущего и обеспечению самобытного места России в мировой художественной культуре.

К середине ноября мы готовились к наиболее значимой в рамках 2013 года юбилейной выставке Московского филиала ВШНИ (75-летие со дня образования Московской школы художественных ремесел, 70-летие со дня восстановления деятельности образовательного учреждения и 10-летие со дня преобразования Московской школы художественных ремесел в Московский филиал Высшей школы народных искусств), экспонируемой в выставочном зале «Выхино» до декабря. Полученные результаты успешно отражены в дипломах участников, а также признании зрителей и посетителей выставок, в книгах отзывов.

Кроме выполнения учебных творческих работ, студенты с удовольствием

принимают участие в выставках и конкурсах, проводимых как институтом, так и

внешними организациями. Одна из таких выставок-конкурсов проводилась в

библиотеке-культурном центре им. Антуана де Сент-Экзюпери «Большой мир

маленького принца», где студенты института представили свои творческие

авторские работы, их видение и понимание удивительного и поучительного

73

произведения.

Завершаем календарный год экспозициями изделий в залах государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль». В 2013 году это совместная и самая длительная выставка Высшей школы народных искусств и ее Московского, Федоскинского, Мстерского, Богородского филиалов.

В заключение можно констатировать, что задачи выставочной деятельности Московского филиала Высшей школы народных искусств состоят в следующем:

• сохранение и преумножение изделий, представляющих художественную, культурную, эстетическую и историческую ценность;

• обеспечение преемственности лучших традиций;

• формирование учебно-методического музейного фонда института;

• создание единого художественно-образовательного пространства;

• воспитание художественно-эстетического вкуса и содействие творческому росту студентов;

• формирование изделий в качестве учебных-методических пособий;

• демонстрация экспозиций при презентации деятельности института на встречах, семинарах, конференциях и т.д.;

• проведение лекций для студентов института по направлениям (для повышения профессионального уровня в области традиционного прикладного искусства);

• профориентационная работа с молодежью, в частности, с учащимися общеобразовательныхучреждений;

• воспитательная и просвещенческая деятельность;

• расширение межкультурного пространства;

• расширение информационно-коммуникативного художественно-образовательного творческого пространства;

• расширение международного сотрудничества.

Интерес, проявляемый специалистами и просто зрителями к работам, объясняется, в первую очередь, высоким уровнем профессионального

художественного образования в институте, высокими требованиями к выпускникам как к будущим специалистам, а также тем, что профессорско-педагогический состав института воспитывает студентов на опыте отечественной художественной педагогики, традициях русского декоративно-прикладного искусства, пробуждая национальное самосознание, любовь к Отчизне, воспитывая, тем самым, активную патриотическую и гражданскую позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.