Ю.Н. Бу зыкина
Выставка «Византия в Италии. Икона „Богоматерь Умиление" XIII века из частного собрания»
11 октября 2023 г. в Музее русской иконы имени М.Ю.Абрамова состоялось торжественное открытие выставки одного шедевра. Публике был представлен редкий памятник XIII в. — икона «Богоматерь Умиление» из частного собрания. Открытие было приурочено к 60-летию Михаила Абрамова — создателя музея, чья жизнь трагически оборвалась в 2019 г.
Икона экспонируется впервые, сведения о ней довольно скудны. Происхождение иконы неизвестно, она была приобретена российским коллекционером на аукционе «Сот-бис» в 2005 г., привезена в Москву, после чего сменила здесь нескольких владельцев. Согласно каталогу Э.Гар-рисона, включающему более двухсот итальянских икон XIII в., в 1949 г. образ находился в частном собрании в Риме [Garrison, 1949. P. 11]. История бытования иконы до ее привоза в Россию неизвестна. Спустя 18 лет после того, как памятник попал в Россию, по воле нынешнего владельца и благодаря Музею русской иконы он был представлен зрителям[ил- 1-41.
Название — «Византия в Италии» — отсылает к атрибуции, предложенной куратором выставки Л.М.Евсеевой в каталоге выставки, ставшем первой подробной публикацией памятника. В живописи иконы отразились черты и особенности как византийского, так и итальянского искусства XIII в.
Икона представляет собой ростовое изображение Богоматери с Мла-
1
ил. 1 Богоматерь с Младенцем («Умиление») Икона. Сицилия (?), вторая четверть — середина XIII в. Частное собрание, Москва
fig. 1 "Our Ladyof Tenderness". Icon Sicily (?), second quarter - middle of the 13th century. Private collection, Moscow ил. 2, 3 Богоматерь с Младенцем («Умиление») Детали
fig. 2, 3 "OurLadyofTenderness" Details of icon
денцем на руках, опиленное снизу в процессе бытования. Сохранность ее далеко не полная, памятник хранит на себе следы записей и поновлений, однако участки подлинной живописи и крайне любопытные иконографические особенности позволили автору каталога Л.М.Евсеевой обосновать ее датировку и предложить атрибуцию.
Хотя иконография образа типично византийская, константинопольского происхождения, у него есть несколько необычных черт, а именно — клав хитона Младенца в виде черной полосы, украшенной золотыми точками, и декорированный пояс Марии. Они позволяют усмотреть западное влияние, затронувшее захваченные крестоносцами регионы Восточной Римской империи, например Кипр и некоторые области Греции. Другой необычной деталью являются серьга в ухе и браслеты на ручке Младенца, а также лепной нимб. Эти признаки довольно редки как в византийском, так и в западном искусстве, встречаются в искусстве областей, затронутых влиянием крестоносцев, но не являются решающими атрибуционными признаками.
Стилистические особенности иконы, сочетающие в себе приверженность византийским традициям, проторенессансные черты, такие как повышенная объемность форм и конкретность образов, а также признаки знакомства с античной римской пластикой, возможно, посредством произведений романского стиля, позволяют автору предположить, что местом создания иконы был регион, в котором хорошо усвоенная византийская традиция соседствовала бы как со знанием живописи иной формации (а именно, западной), так и с поисками новой содержательной идеи (проторенессанс). В первой публикации памятника в качестве места создания иконы была предложена Сицилия, хотя это был далеко не единственный регион Италии, испытывавший византийское влияние в XIII столетии. Мнения специалистов по поводу того, считать эту икону
ил. 4 Богоматерь с Младенцем («Умиление»). Деталь
fig. 4 Icon "Our Lady of Tenderness". Detail
памятником византийского искусства или итальянским произведением in maniera greca эпохи дученто, разошлись. Л.М. Евсеева склоняется к тому, что икона была создана на Сицилии, подтверждая предположения, высказанные в публикации Э.Гаррисона. Она приводит многочисленные аналогии, а решающим аргументом становится демонстрируемое иконописцем глубокое знание византийской иконографии и умелое использование мастером византийского же художественного языка, что свойственно и другим знаменитым памятникам острова, в которых она находит параллели иконе из частного собрания. В иных регионах Италии греческое влияние было более поверхностным и воплощалось иначе.
Выставка и сопровождающее ее издание не ставят точку в изучении памятника, а скорее, приглашают к размышлению и даже к дискуссии. Запланированные в рамках проекта научные мероприятия стали площадкой для обсуждения предложенных результатов ведущими искусствоведами и позволили озвучить альтернативные варианты атрибуции и, возможно, датировки памятника. В декабре 2023 г. в музее был проведен круглый стол, посвященный этому не разгаданному до конца памятнику, поскольку трактовка, предложенная куратором и научным руководителем проекта, — одна из возможных, но не единственная, что вполне естественно для памятника неполной сохранности с фрагментарно известной историей бытования.
Проект «Византия в Италии» продолжил серию выставок, инициированную музеем в 2017 г. На них экспонировались выдающиеся произведения христианского искусства, не известные широкой публике, с богатым исследовательским потенциалом. До этого момента на подобных выставках экспонировались только русские иконы, столь ранний памятник византийской традиции, где бы они ни был исполнен — на Сицилии, в другом регионе Италии или на Кипре, — выставляется в рамках этого цикла впервые.
Сведения об авторе
Бузыкина Юлия Николаевна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, Музеи Московского Кремля, Кремль, Москва, Российская Федерация,103132. [email protected]
Author
Buzykina, lulia Nikolaevna — Ph. D., senior researcher, Moscow Kremlin Museums, 103132, Moscow, Russian Federation, Kremlin, [email protected]
Каталог выставки
Византия в Италии. Икона «Богоматерь Умиление» XIII века из частного собрания. Выставка одного шедевра. Каталог/Авт. Л.М. Евсеева. М., 2023.
Exhibition Catalogue
Evseeva L.M. (ed.). Vizantiya v ItaUi. Ikona «Bogomater' Umilenie» XIII veka iz chastnogo sobraniya. Vystavka odnogo shedevra. Katalog (Byzantium in Italy. Icon "Our Lady of Tenderness", 13th century,from a private collection. Exhibition of one masterpiece. Catalogue). Moscow, 2023.
Литература
Garrison E. Italian Romanesque Panel Painting. An ¡Illustrated Index. Florence: L.S.Olschki, 1949. 266 p.