Научная статья на тему 'Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XVII — начала XX веков» (13 марта — 2 июня 2024 года, ЦМиАР)'

Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XVII — начала XX веков» (13 марта — 2 июня 2024 года, ЦМиАР) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Маханько Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XVII — начала XX веков» (13 марта — 2 июня 2024 года, ЦМиАР)»

На экспонируемой иконе Никита Мученик представлен как воин реальный и воин духовный, и акцент сделан не на борьбе с войсками язычников или бесами, а на торжестве мученика за христианскую веру. В левой руке он держит меч, правой поднимает крест. Облик великомученика уподоблен Христу, как во фресковых росписях церквей Спаса на Ковалёве в Новгороде (1380) и Рождества Богородицы в Ферапонтове (1502) кисти Дионисия. По своим иконографическим и стилистическим признакам икона относится к московскому искусству первой трети XVI в., написана мастером высокого уровня.

Небольшая экспозиция предметов мелкой пластики включала икону-медальон из шифера (XIV в.), вероятно, греческого происхождения, где великомученик изображен в виде воина с копьем и круглым щитом в ракурсе. Происхождение большинства меднолитых образков и крестов с изображением Никиты Бесогона связывают с Новгородом и тверскими землями (Старицей, Белым Городком, Ржевом, Торжком). Также были выставлены двусторонняя икона в серебряной позолоченной оправе со вставками из полудрагоценных камней «Вознесение — Великомученик Никита, побивающий беса» (XIV в.) из тверских земель, кресты, кресты-энколпионы и кресты-тельники, выполненные в Старице в XV-XVI вв.

Сведения об авторе

Финская Ирина Евгеньевна — научный сотрудник, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Андроньевская пл., 10, Москва, Российская Федерация, 105120. [email protected]

Author

Finskaya, Irina Evgenievna — researcher, The Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art, Andronjevskaya pi., 10,105120, Moscow, Russian Federation. [email protected]

М.А. Маханько

Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XVII — начала XX веков» (13 марта — 2 июня 2024 года, ЦМиАР)

С 13 марта по 2 июня 2024 г. в Музее им. Андрея Рублева проходила выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XVII — начала XX веков» (кураторы Ж.Г. Белик и О.С. Никольская) 1. «Гвоздем» экспозиции

5 При написании текста использованы материалы Ю.В. Дорофеева, сотрудника сектора научно-методической работы научно-исследовательскогоотдела Музея им. Андрея Рублёва.

стали восемь картонов с эскизами на тему Дней Творения из частного собрания. Принадлежат кисти двух художников академического направления, В.А. Котарбинского и П.А. Сведомского, созданы для росписей киевского Владимирского собора (1887-1896), которые стали ярким примером русской монументальной живописи эпохи модерна и последним значимым явлением в рамках этой темы в русском церковном искусстве дореволюционного периода. Сопоставление с памятниками старообрядческой культуры той же эпохи показало, что работы академических художников во главе с В.М. Васнецовым были восприняты как образцы, дав жизнь особой разновидности икон Шестодневов, которые буквально повторяют рисунок, колорит и размещение эпизодов Дней Творения из киевских росписей.

В рамках проекта были показаны иконы Святой Троицы нескольких изводов из собрания музея, прежде всего икона Гостеприимства Авраама в рублевском варианте, которая ранее считалась частью церковного убранства Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы и датировалась началом XVI в., однако, по мнению Г. В. Попова, является памятником более ранним, создана мастерами, чье творчество непосредственно примыкало к эпохе Андрея Рублёва и вдохновлялось его образцами.

Среди экспонатов были интересны собранные в группу иконы особого извода «И почи Бог в день седьмый» третьей четверти — конца XVI в. (из собрания ЦАК МДА и частных коллекций), в т.ч. в дорогих окладах более позднего времени, которые по иконографии и композиции образуют необходимое звено между произведениями макарьевских мастеров, авторов таких символико-аллегорических икон, как Четырехчастная из Благовещенского собора Московского Кремля, и монументальными циклами Творения по книге Бытия, как Лицевой летописный свод 1570-х гг., фресковые ансамбли Троицкой церкви Больших Вязём, Успенского собора Свияжска и других.

Помимо восьми картонов, представляющих Дни Творения, на выставке экспонировались более 60 произведений из музейных и частных собраний, включая разные виды изобразительного искусства — иконы, эскизы храмовых росписей, гравюры, книги и предметы декоративно-прикладного искусства, содержащие сюжеты Сотворения мира, Шестодневы и иные изображения, имеющие отношение кданной теме.

Сведения об авторе

Маханько Мария Александровна — кандидат искусствоведения, заведующий научно-исследовательским отделом, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Андроньевская пл., 10, Москва, Российская Федерация, 105120. [email protected]

Author

Makhanko, Maria Alexandrovna — Ph. D., head of Research Department, The Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art, Andronjevskaya pL, 10,105120, Moscow, Russian Federation. [email protected]

204

Выставки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.