Научная статья на тему 'Выставка одного памятника «Торжество святого Никиты», ЦМиАР, 22 февраля — 24 марта 2024 года'

Выставка одного памятника «Торжество святого Никиты», ЦМиАР, 22 февраля — 24 марта 2024 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставка одного памятника «Торжество святого Никиты», ЦМиАР, 22 февраля — 24 марта 2024 года»

ВЫСТАВКИ

И.Е. Финская

Выставка одного памятника «Торжество святого Никиты», ЦМиАР, 22 февраля - 24 марта 2024 года

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева с 22 февраля по 24 марта 2024 г. прошла выставка одного памятника «Торжество святого Никиты», посвященная житийной иконе великомученика Никиты Готфского первой трети XVI столетия из собрания московского коллекционера Сергея Ходорковского. Впервые житийная икона была показана на выставке «Шедевры русской иконописи XIV-XVI вв. из частных собраний» в ГМИИ им. A.C. Пушкина в 2009 г. как часть собрания коллекционера Валерия Набокова-Алексеева, который приобрел ее у Сергея Ходорковского в 1998 г. Лик великомученика Никиты в среднике был скрыт под записью. Повторный показ демонстрировал икону в новых обстоятельствах: она вернулась к прежнему владельцу, была раскрыта и при реставрации был восполнен лик в среднике.

Это редкая и одна из самых ранних русских житийных икон великомученика Никиты Готфского — раннехристианского святого IV в. из племени готов — в своей программе соединила каноническое житие Никиты — военачальника, сожженного Атанарихом, и апокрифического замученного за веру соименного Никомедийского святого — сына римского императора Максими-ана, память которого также приходится на 15 сентября. Отождествление обоих Никит происходит достаточно рано. Почитание великомученика Никиты охватывало Восточную Римскую империю, в Древней Руси его развитие началось еще в домонгольское время.

Икона из собрания Сергея Ходорковского создана при великом князе Василии III, в период укрепления власти Москвы, активного почитания святых воинов и сложения их житийной иконографии. Известно всего восемь житийных образов Никиты XVI столетия. Уникален состав 14 клейм иконы и схема их прочтения, который не повторяется ни в одном из дошедших до нас памятников этого времени. На сложение иконографической схемы, включая воинское облачение, повлияли житийные образы великомученика Георгия, в частности первая известная житийная икона святого начала XVI в. из одноименной церкви на Красной Горке в Москве (ЦМиАР).

На экспонируемой иконе Никита Мученик представлен как воин реальный и воин духовный, и акцент сделан не на борьбе с войсками язычников или бесами, а на торжестве мученика за христианскую веру. В левой руке он держит меч, правой поднимает крест. Облик великомученика уподоблен Христу, как во фресковых росписях церквей Спаса на Ковалёве в Новгороде (1380) и Рождества Богородицы в Ферапонтове (1502) кисти Дионисия. По своим иконографическим и стилистическим признакам икона относится к московскому искусству первой трети XVI в., написана мастером высокого уровня.

Небольшая экспозиция предметов мелкой пластики включала икону-медальон из шифера (XIV в.), вероятно, греческого происхождения, где великомученик изображен в виде воина с копьем и круглым щитом в ракурсе. Происхождение большинства меднолитых образков и крестов с изображением Никиты Бесогона связывают с Новгородом и тверскими землями (Старицей, Белым Городком, Ржевом, Торжком). Также были выставлены двусторонняя икона в серебряной позолоченной оправе со вставками из полудрагоценных камней «Вознесение — Великомученик Никита, побивающий беса» (XIV в.) из тверских земель, кресты, кресты-энколпионы и кресты-тельники, выполненные в Старице в XV-XVI вв.

Сведения об авторе

Финская Ирина Евгеньевна — научный сотрудник, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Андроньевская пл., 10, Москва, Российская Федерация, 105120. [email protected]

Author

Finskaya, Irina Evgenievna — researcher, The Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art, Andronjevskaya pi., 10,105120, Moscow, Russian Federation. [email protected]

М.А. Маханько

Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XVII — начала XX веков» (13 марта — 2 июня 2024 года, ЦМиАР)

С 13 марта по 2 июня 2024 г. в Музее им. Андрея Рублева проходила выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XVII — начала XX веков» (кураторы Ж.Г. Белик и О.С. Никольская) 1. «Гвоздем» экспозиции

5 При написании текста использованы материалы Ю.В. Дорофеева, сотрудника сектора научно-методической работы научно-исследовательскогоотдела Музея им. Андрея Рублёва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.