Научная статья на тему 'Выставка «Сказание о Нерукотворном образе. Икона XVI века из собрания Константина Воронина»'

Выставка «Сказание о Нерукотворном образе. Икона XVI века из собрания Константина Воронина» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставка «Сказание о Нерукотворном образе. Икона XVI века из собрания Константина Воронина»»

Materials of the International Scientific Conference in Honor of the 75th Anniversary of B.L. Fonkich). Moscow, Institute of World History, Russian Academy of Sciences, 2013, pp. 350-361 (in Russian).

Sinitsyna N.V. K voprosu o sudakh nad Maksimom Grekom (On the Question of the Trials of Maximus the Greek). Paleografiia, kodikologiia, diplomatika. Sovremennyi opyt issledovaniia grecheskikh, latinskikh i slavianskikh rukopisei i dokumentov. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii v chest'75-letiia B.L. Fonkicha (Paleography, Codicology, Diplomatics. Modern Study of Greek, Latin and Slavic Manuscripts and Documents. Materials of the International Scientific Conference in Honor of the 75th Anniversary of B.L. Fonkich). Moscow, Institute of World History, Russian Academy of Sciences, 2013, pp. 299-303 (in Russian).

Turilov A.A. Isaak Sobaka (Isaac Dog). Pravoslavnaia entsiklopediia (Orthodox Encyclopedia). Moscow, Church Scientific Center "Orthodox Encyclopedia" Publ., 2011. Vol. 27, pp. 911 (in Russian).

Zhitomirskaia S.V., Kudriavtsev I.M. Zapiski Otdela rukopisei [GBL] (Manuscript Department Notes [V.I. Lenin State Library of the USSR]). Moscow, Kniga Publ., 1960, no. 22, 475 p. (in Russian).

Сведения об авторе

Гульманов Алексей Леонидович — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва. iconer@rambler.ru

Author

Gulmanov, Alexei Leonidovich — The Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art, Moscow. iconer@rambler.ru

А.Л. Гульманов

Выставка «Сказание о Нерукотворном образе. Икона XVI века из собрания Константина Воронина»

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева 6 сентября — 20 октября 2019 г. проходила выставка большой1 новооткрытой иконы эпохи Ивана Грозного «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене Мати, со сказанием о Нерукотворном образе» из собрания К.В. Воронина^. 1-51. Куратором выставки выступил научный сотрудник ЦМиАР А.Л. Гульманов. В каталог вошли исследования двух авторов. Статью о литературных и изобразительных источниках памятника представила кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Е.М. Саенкова, первой исследовавшая икону. Статья о художественных особенностях памятника написана куратором выставки. Икону можно уверенно

датировать третьей четвертью XVI в., возможно, 1560-ми гг. Сложнее определить место ее создания. На выставке была предложена атрибуция: Ярославль (со знаком вопроса).

Происхождение памятника неизвестно, икона была привезена из Перми. Хотя авторская живопись имеет значительные утраты2, иконографическая ценность памятника огромна. Это древнейший известный на настоящий момент цикл сказания о Нерукотворном образе в древнерусском искусстве. Он содержит четырнадцать клейм.

До недавнего времени были известны лишь иконы XVII в. с клеймами сказания. В 2008 г. в посвященном Нерукотворному образу сборнике, изданном ЦМиАР, была опубликована икона из частного собрания в Москве с десятью клеймами сказания конца XVI в. (предположительно Великий Устюг) [Спас Нерукотворный в русской иконе, 2008. С. 125-126, 250. Кат. 26]. Однако представленный на ней цикл не имеет ничего общего с новооткрытым памятником. Икона из собрания К.В. Воронина обнаруживает тесную связь с некоторыми памятниками XVII в.: отчасти с псковской иконой первой трети XVII в. из Музея русской иконы в Москве [Музей русской иконы, 2010. Кат. 45. С. 250-255], более всего с иконой середины XVII в. костромского мастера Петра Иванова Попова из церкви Ильи Пророка в Ярославле (ЯМЗ) [Костромская икона, 2004. Кат. 72. С. 503-504. Ил. 96-97]. Первые четырнадцать клейм иконы из церкви Ильи Пророка соответствуют иконе из собрания К.В. Воронина. В них произошло лишь закономерное усложнение композиций и изменение стилистики. Добавлены две новые сцены: Избавление Царьграда от нашествия поганых» и «Седьмой Вселенский собор» (нарушающий хронологию рассказа, но придающий ему вероучительную окраску).

Основным литературным источником истории Нерукотворного образа является «Повесть», составленная вскоре после 944 г. и подписанная именем императора Константина VII Багрянородного3. Помимо ее переводов с раннего времени на Руси были распространены собственные редакции сказания, отличавшиеся рядом важных деталей4. В них царь Авгарь посылает в Иерусалим ко Христу художника Луку, ставшего впоследствии евангелистом, чтобы тот написал образ Христа на плате («плащанице»). Обратно в Эдессу с Нерукотворным образом посылаются вместе Лука и апостол Фаддей. Именно такой вариант сказания послужил основой для цикла на иконе из собрания К.В. Воронина.

1 Современный размер иконы 156 * 124 см, поля опилены и имеют незначительную ширину.

2 Доличное письмо сохранилось удовлетворительно (местами собрано реставрационными тонировками). Лики в среднике относятся к поновлению XVII в., за исключением лика Христа на убрусе (авторский, утрачены верхние слои моделировки). В клеймах сохранились отдельные авторские лики — лучше всего у Луки и Фаддея в 4-м клейме. Золотой фон потерт, фрагментарно сохранились надписи.

3 Русский перевод и комментарий А.Ю. Виноградова [Спас Нерукотворный в русской иконе, 2008. С. 415-431].

4 Самый ранний пример такого текста сохранился в сборнике XIII века [Мещерская, 1984. С. 227-230; Она же, 1997. С. 143-152].

ил. 1 Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене Мати, со сказанием о Нерукотворном образе. Икона Третья четверть XVI в. Псков или Ярославль (?). Собрания К.В.Воронина

fig. 1 Mandylion — Weep Not For Me, O Mother, with the story of the Mandylion. Icon Third quarter of the 16th century. Pskov or Yaroslavl (?). Collection of Constantine V. Voronin ил. 2-5 Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене Мати, со сказанием о Нерукотворном образе Икона. Третья четверть XVI в. Средник иконы (2); Видение ночью огненного столпа над Нерукотворным образом, спрятанным в черепице у стен Иераполиса. Клеймо 5 (3); Крещение Авгаря и жителей Эдессы апостолом Фаддеем. Клеймо 11 (4); Лики апостолов Луки и Фаддея. Клеймо 4 Фрагмент (5)

fig. 2-5 Mandylion — Weep Not For Me, O Mother, with the story of the Mandylion. Icon Third quarter of the 16th century. Central part (2); A pillar of fire appears at night above the Mandylion, concealed in the tiling of the walls of Hierapolis. Scene 5 (3); The apostle Thaddeus baptizes Abgar, together with the inhabitants of Edessa. Scene 11 (4); Faces of apostles Luke and Thaddaeus Scene 4. Detail (5)

Ее особенностью является подробный (в трех клеймах) рассказ о возникновении второго Нерукотворного образа на черепице у стен Иераполиса, хотя аналогичное чудо, произошедшее позднее в Эдессе, прямо не представлено. Иконография цикла еще не вполне сложилась, не устоялась и форма выражения некоторых сюжетов. Нет сцены установки образа над воротами Эдессы по повелению Авгаря. Сокрытие образа от язычников представлено подчеркнуто лаконично без прямого изображения действия. Нет сцены обретения образа епископом Евлалием — сразу представлена защита города во время осады персами. Необыкновенно выразительна фигура Евлалия, перегибающегося через городскую стену и держащего на протянутых вперед руках Нерукотворный образ. В последнем 14-м клейме в сцене перенесения образа в Константинополь святитель несет плат в золотом ковчеге (образ Христа не показан), что соответствует тексту.

Двухъярусная композиция средника с Нерукотворным образом Христа вверху (плат поддерживают изображенные в рост архангелы) и меньшей по масштабу сценой «Не рыдай Мене, Мати» внизу получила распространение в русской иконописи второй половины XVI — первой половины XVII в. в качестве самостоятельных икон как большого, так и малого размера5. Данная иконография сформировалась уже в палеологовское время: впервые она встречается в провинциальном ростовском памятнике первой половины XIV в. из села Кузьмина на Княжострове Архангельской области (Архангельский музей изобразительных искусств) [Смирнова, 2004. С. 138, 139. Ил. с. 134, 140, 141. С. 301-305. Кат. 21. Табл. 47; Спас Нерукотворный в русской иконе, 2008. Кат. 4. С. 94-97, 224-225]. Но сочетание ее как средника с циклом сказания о Нерукотворном образе чрезвычайно редко. В чистом виде оно есть только на иконах из собрания К. В. Воронина и церкви Ильи Пророка в Ярославле6. Близки также детали иконографии средников: в числе предстоящих мертвому Спасителю представлен Лонгин Сотник. Такой же вариант иконографии дан на фреске северной стены Спасо-Преображенского собора Спасского монастыре в Ярославле 1563-1564 гг. (утрачена средняя часть

5 Подобные образы могли помещаться в местном ряду иконостаса, в пядничном ряду, находиться в жертвеннике. Их также выносили в центр храма на богослужениях Страстной Седмицы (в Великую Субботу). См. известные крупноформатные иконы «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати» 1570-х гг. из Николо-Угрешского монастыря (МГОМЗ) [Спас Нерукотворный в русской иконе, 2008. Кат. 23. С. 121, 246-247]

и первой четверти XVII в. из собрания Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина (ГТГ) [Там же. Кат. 33. С. 257], небольшие иконы-пядницы второй половины XVI в. из Троице-Сергиева монастыря (ГТГ) [Там же. Кат. 22. С. 121-122, 246], мастера Стефана Арефьева начала XVII в. из Благовещенского собора в Сольвычегодске (ГРМ) [Там же. С. 153. Ил. 116], первой четверти XVII в., приписываемую Назарию Савину (ГТГ) [Там же. Кат. 32. С. 256] и др.

6 Еще один пример дает вложенная царем Михаилом Федоровичем икона 1630-х гг.

из Николо-Можайской (Казанской) церкви в Муроме (МИХМ). Однако в ней отличается как цикл клейм, содержащий 70 сцен истории Нерукотворного образа и Страстей Христовых, так и детали композиции средника [Сухова, 2010].

композиции, Нерукотворный образ представлен напротив на южной стене). В других известных памятниках использован иной вариант со стоящими за спиной апостола Иоанна Иосифом Аримафейским и Никодимом7.

Художественные особенности памятника находят параллели в иконах праздничных чинов псковских иконостасов 1530-1550-х гг. Лики8 исполнены по коричневому санкирю однородным мягко разбеленным желтым вохрением. Движки не сохранились. Описи ликов и подготовительный рисунок черные. Особенностью памятника являются дополнительные линии подготовительного рисунка на надбровных дугах, скулах и щеках, перекрывавшиеся завершающими слоями моделировки (как на полностью сохранном лике апостола Фаддея в 4-м клейме). Такой рисунок использовался на псковских иконах9, а также в московских миниатюрах грозненского времени, например, в лицевом сборнике Чудова монастыря, в особенности в иллюстрациях к Апокалипсису (РГБ. Ф. 98 (Егоров). № 1844) [Лицевой сборник Чудова монастыря, 2013. Т. 2. Л. 1-94 об.].

Архитектура в клеймах с зубчатыми городскими стенами, шпилями и треугольными щипцами также находит параллели в псковских иконах. Характерна цветовая гамма с темно-зелеными, оливковыми, а также разнообразными коричневыми и бежевыми тонами. Но присутствуют и яркие тона: красные, розовые, желтые и голубые. Цветовые пятна не имеют чередования, в композициях клейм нет явно выраженного ритма. Еще один круг аналогий дают фрески евангельского цикла на северной и южной стенах Спасо-Преображенского собора в Ярославле10, также отличающиеся причудливым сочетанием цветов и сложными архитектурными формами. Между тем ярославские иконы этого времени не дают близких параллелей.

Замысел иконы из собрания К.В. Воронина созвучен столичным иконографическим новациям времени московского митрополита Макария. Показательно также отмеченное влияние псковской живописи, проникшей в Москву благодаря деятельности митрополита. При этом иконографические параллели позволяют предположить, что икона была создана в Ярославле, где в XVI в. совместно работали московские и местные мастера. Предложенная атрибуция — всего лишь предварительная гипотеза, памятник нуждается в дальнейшем изучении и осмыслении.

7 См. примеч. 5. Исключение составляет икона первой четверти XVII века, приписываемая Назарию Савину (ГТГ), где также представлен Лонгин.

8 См. описание сохранности в примеч. 2.

9 Такой прием рисунка см. [Васильева, 2012. Кат. № 75, 76. Ил. на с. 340, 344]. Близкий цвет личного письма [Там же. Кат. № 62. Ил. на с. 275-277].

10 Эта часть росписи приписывается ярославским мастерам [Анкудинова, Мельник, 2002. С. 80-81].

каталог выставки

Сказание о Нерукотворном образе. Икона XVI века из собрания Константина Воронина [Каталог выставки] / Сост. А.Л. Гульманов; вступ. сл. М.Б. Миндлин; авт. ст. А.Л. Гуль-манов, Е.М. Саенкова; науч. ред. Н.И. Комашко. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 2019. 48 с.

Exhibition catalog

Gulmanov A. L. (ed.) Skazanie o Nerukotvornom obraze. Ikona XVI veka iz sobraniia Konstantina Voronina [Katalog vystavki] (The story of the Mandylion. 16th century icon from the collection of Constantine Voronin [Exhibition Catalog]). Moscow: The Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art Publ., 2019, 48 p. (in Russian).

литература

Анкудинова Е.А., Мельник А.Г. Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле. М.: Северный паломник, 2002. 103 с.

Васильева О.А. Иконы Пскова. Т. I. 3-е изд., испр. и доп. М.: Северный паломник, 2012. 488 с.

Костромская икона XIII-XIX веков. Свод русской иконописи / Авт.-сост. Н.И. Комашко и С.С. Каткова. М.: Гранд-Холдинг, 2004. 672 с.

Лицевой сборник Чудова монастыря. Факсим. изд. В 2 кн. Кн. 2. М.: Актеон, 2013. 232 с.

Мещерская Е.Н. Апокрифические деяния апостолов. М.: Присцельс, 1997. 454 с.

Мещерская Е.Н. Легенда об Авгаре — раннесирийский литературный памятник. М.: Наука, 1984. 250 с.

Музей русской иконы. Каталог собрания. Т. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III-XVII веков. М.: Музей русской иконы, 2010. 504 с.

Смирнова Э.С. Иконы Северо-Восточной Руси. Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань. Москва, Вологодский край, Двина. Середина XIII — середина XIV века. М.: Северный паломник, 2004. 512 с.

Спас Нерукотворный в русской иконе / Авт.-сост. Л.М. Евсеева, А.М. Лидов, Н.Н. Чугре-ева. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2008. 440 с.

Сухова О.А. Редкий состав клейм иконы Муромского музея «Спас Нерукотворный. Не рыдай Мене Мати» 1630-х годов. Предварительные наблюдения // Сообщения Муромского музея-2009. Материалы отчетной конф. Муром: Муромский историко-художественный музей, 2010. С. 24-40.

References

Ankudinova E.A., Mel'nik A.G. Spaso-Preobrazhenskiisobor Spasskogo monastyria v laroslavle (The Transfiguration Cathedral of the St. Savior Monastery in Yaroslavl). Moscow, Severnyi Palomnik Publ., 2002, 103 p. (in Russian).

Evseeva L.M., Lidov A.M., Chugreeva N.N. (eds.). Spas Nerukotvornyi v russkoi ikone (The Holy Face in Russian Icons). Moscow, Russkii Fond Sodeistviia Obrazovaniiu i Nauke Publ., 2008, 440 p. (in Russian).

Komashko N.I., Katkova S.S. (eds.). Kostromskaia ikona XIII-XIXvekov. Svod russkoi ikonopisi (Kostroma Icons of the 13th-19th Centuries. Corpus of Russian Icon-Painting). Moscow, Grand-Kholding Publ., 2004, 672 p. (in Russian).

Litsevoi sbornik Chudova monastyria (Illustrated Anthology of Chudov Monastery. Facsimile Edition). Vol.2. Moscow, Actaeon Publ., 2013. 232 p. (in Russian).

Meshcherskaia E.N. Apokrificheskie deianiia apostolov (The Apocryphal Acts of the Apostles). Moscow, Pristsel's Publ., 1997, 454 p. (in Russian).

Meshcherskaia E.N. Legenda ob Avgare — rannesiriiskii literaturnyipamiatnik (The Legend of Abgar — an Early Syrian Literary Monument). Moscow, Nauka Publ., 1984, 250 p. (in Russian).

Smirnova E.S. Ikony Severo-Vostochnoi Rusi. Rostov, Vladimir, Kostroma, Murom, Riazan'. Moskva, Vologodskii krai, Dvina. Seredina XIII — seredina XIV veka (Icons of Northeastern Rus. Rostov, Vladimir, Kostroma, Murom, Ryazan. Moscow, Vologda region, Dvina. The middle of the 13th — the middle of the 14th Centuries). Moscow, Severnyi Palomnik Publ., 2004, 512 p. (in Russian). Sukhova O.A. The Rare Composition of the Icon "Holy Mandylion. Weep Not For Me,

0 Mother", 1630s, from Murom Art and History Museum. Preliminary Observations. Soobshcheniia Muromskogo muzeia-2009. Materialy otchetnoi konferentsii (Murom Museum Posts-2009. Materials of the Reporting Conference). Murom, Murom Art and History Museum Publ., 2010, pp. 24-40 (in Russian).

Vasil'eva O.A. Ikony Pskova (Pskov Icons). Vol. 1. Moscow, Severnyi Palomnik Publ., 2012, 488 p. (in Russian).

Zadorozhnyi N.V., Ivannikova A.P., Shalina I.A. (eds.) Muzei russkoi ikony. Katalog sobraniia. Tom 1. Pamiatniki antichnogo, rannekhristianskogo, vizantiiskogo

1 drevnerusskogo iskusstva III-XVII vekov (Museum of Russian Icons. Collection Catalog. Vol. 1: Monuments of Ancient, Early Christian, Byzantine and Old Russian Art of the 3th-17th centuries). Moscow, Museum of Russian Icons Publ., 2010, 504 p. (in Russian).

Сведения об авторе

Гульманов Алексей Леонидович — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва. iconer@rambler.ru

Author

Gulmanov, Alexei Leonidovich — The Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art, Moscow. iconer@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.