Научная статья на тему 'Выставка "Наследие Нансена"'

Выставка "Наследие Нансена" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
176
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хаслер Валерий Д.

The Norwegian traveling exhibition "The Nansen Legacy" was held at the A.S. Popov Central Museum of Communications in Saint-Petersburg from April 7-26. It arrived from Bergen and will depart to visit Berlin, Oslo, Arkhangelsk and Tromse. The exhibition is dedicated to Fridtjof Nansen explorer, scientist and social activist. The idea for the exhibition belongs to the University of Oslo, where Nansen worked. "The Nansen Legacy" was created under the direction of Doctor Olav Christensen. It represents connections between the past, present and future of science, involving original Nansen's devices and works of modern Norway scholars about Arctic climate, biology and the ocean. The exhibit makes use of an interesting design including video installations and an atmospheric soundtrack.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Exhibit: Nansens Legacy

The Norwegian traveling exhibition "The Nansen Legacy" was held at the A.S. Popov Central Museum of Communications in Saint-Petersburg from April 7-26. It arrived from Bergen and will depart to visit Berlin, Oslo, Arkhangelsk and Tromse. The exhibition is dedicated to Fridtjof Nansen explorer, scientist and social activist. The idea for the exhibition belongs to the University of Oslo, where Nansen worked. "The Nansen Legacy" was created under the direction of Doctor Olav Christensen. It represents connections between the past, present and future of science, involving original Nansen's devices and works of modern Norway scholars about Arctic climate, biology and the ocean. The exhibit makes use of an interesting design including video installations and an atmospheric soundtrack.

Текст научной работы на тему «Выставка "Наследие Нансена"»

Выставка «Наследие Нансена»

В.Д. Хаслер

Центральный музей связи им. А.С. Попова, Санкт-Петербург, Россия, hasler@rustelecom-museum.ru

Норвежская передвижная выставка «Наследие Нансена» экспонировалась в Петербурге с 7 по 26 апреля 2011 г. в Центральном музее связи им. А. С. Попова. Норвежская выставка размещалась в Парадном зале дворца Безбородко, канцлера, светлейшего князя и сподвижника Екатерины II. Центральный музей связи славен проведением многих интересных международных выставок, в числе которых: блестящая шведская выставка «Альфред Нобель: сети инноваций», проходившая в 2009 г., скандинавские выставки дизайна, архитектуры и строительства, в том числе выставка норвежской архитектуры в 2010 г., научные выставки и проекты, целью которых является содействие воспитанию молодого поколения научно-технической интеллигенции. Выставка приехала в наш город из Бергена, она также посетит Берлин, Осло, Архангельск и Тромсё. Передвижная экспозиция посвящена 150-летию со дня рождения учёного, путешественника и общественного деятеля Фритьофа Нансена и сосредоточена на его научноисследовательской деятельности.

Идея выставки принадлежит Университету Осло, где работал Нансен. В её создании, под руководством доктора Улава Кристенсена, принимали участие такие научные учреждения Норвегии, как Институт морских исследований, Норвежский Полярный институт, Метеорологический институт и Университет Осло. Выставку открыли Руне Осхейм, генеральный консул Норвегии в Санкт-Петербурге, и Людмила Бакаютова, директор Центрального музея связи им. А.С. Попова. Среди организаторов и гостей: проф. Университета Осло Ингер Стрей Лиен, директор Арктического и Антарктического НИИ

Санкт-Петербурга Иван Евгеньевич Фролов, проф. Университета Осло Юн Грюэ, директор Представительства Университета Осло в Санкт-Петербурге Тамара Лённгрен и др.

Вход на выставку предваряет документальный фильм об арктической экспедиции Нансена, демонстрируемый на большой телевизионной панели. Авторы фильма используют множество фотоматериалов, подробно рассказывают о маршруте экспедиции и даже о том, сколько белых медведей съел Нансен.

Войдя в парадный зал, посетитель попадает в затемненное пространство экспозиции, в которой каждый объект выделен локальным светом. Выставка «Наследие Нансена» — это пять так называемых «станций» и экспонаты в стеклянных витринах.

Концептуальная основа экспозиции — совмещение прошлого, настоящего и будущего; демонстрация связи между ними в историко-научном контексте.

Прошлое здесь представлено оригинальными инструментами учёного-путешест-венника. Помимо микроскопа, с которым Нансен начинал свою научную карьеру в области зоологии, и приборов для забора морской воды, изучения характеристик полярных вод, посетители могут увидеть необычные лыжи, на которых Нансен прошёл Арктику. Их длина составляет почти три метра, что, даже учитывая рост норвежца, нетипично для лыж. Такой необычный размер лыж обусловлен функциональными особенностями передвижения по ледяной пустыне, в отличие, например, от коротких финских лыж, созданных для пересечения густых заснеженных лесов.

Витрины с экспонатами оформлены подсвеченными стеклянными фрагментами, а из динамиков над каждой «станцией» раздается минималистическая музыка, завывание ветра, дыхание исследователей и другие звуки. Всё это призвано создать атмосферу сурового и пустынного севера.

В центре экспозиции стоит символическая пятая «станция Нансена». В её стеклянном футляре «замурован» едва ли не главный инструмент ученого — перьевая ручка, которой Нансен вёл все свои записи. На той же станции можно посмотреть на литографии из книг с его работами и иллюстрациями (например, зарисовку полярного сияния).

«Станция Нансена», как и другие четыре, выполнена в виде треножной конструкции. При помощи похожего устройства, трипода, Нансен и другие учёные опускали на глубину под толщу арктических льдов разнообразные инструменты. Среди экспонатов представлены термометр и батометр (инструмент для сбора проб воды). Нансен сам конструировал эти устройства, усовершенствуя более ранние модели. Так, батометр собирает пробы воды на разных глубинах при помощи системы специальных клапанов и грузов. Во время этих исследований учёным пришлось удлинять трос, так как Нансен обнаружил, что глубина вод Арктики достигает более четырех тысяч метров.

Остальные триподы рассказывают о настоящем науки. На них при помощи натянутой ткани и обратных NEC’овских проекторов демонстрируются видео-инсталляции с фильмами о работе четырёх современных учёных из разных норвежских институтов. Проблематика работ каждого из них берёт начало в исследованиях Фритьофа Нансена. Это изменения температуры вод Полярного бассейна, выпадение снега и таяние льдов на Северном полюсе, внутренние волны, открытые Нансеном, и живые организмы, обитающие в водах Норвегии.

Все эти исследования об изменениях климата под воздействием деятельности человека и влиянии таких изменений на биосферу нашей планеты заставляют задуматься о будущем Земли. Это и есть третья, незримая часть «Наследия». Популярная в последнее время тема глобального потепления, как становится ясно после посещения выставки, была актуальна ещё сто лет назад и во многом берёт свое начало из арктических научных работ Нансена.

Возле каждой станции стоит компьютер Apple iMac, на котором находится информация, соответствующая близлежащей станции. С их помощью можно почитать каталог, рассказывающий об исследованиях Нансена и его последователей, ознакомиться с фото- и видеоматериалами и многим другим.

Как и любой музейный проект, выставка требует от посетителя некоторой подготовки — для полноценного восприятия материалов необходимо ознакомится с каталогом выставки, документальным фильмом и другими материалами. На первый взгляд четыре «станции» кажутся просто видео-инсталляциями, но при более подробном изучении вы понимаете, что, несмотря на отсутствие слов и необычный видеомонтаж со спецэффектами, эти фильмы — скорее рассказ-отчёт о научных исследованиях, чем очередное постмодернистское творение. Их задача — привлечь внимание и вызвать у зрителя интерес к более подробному или самостоятельному изучению вопроса.

An Exhibit: «Nansen's Legacy»

Valeri D. Khasler

A.S. Popov Central Museum of Communications, St. Petersburg, Russia; hasler@rustelecom-museum.ru

The Norwegian traveling exhibition «The Nansen Legacy» was held at the A.S. Popov Central Museum of Communications in Saint-Petersburg from April 7-26. It arrived from Bergen and will depart to visit Berlin, Oslo, Arkhangelsk and Tromse. The exhibition is dedicated to Fridtjof Nansen — explorer, scientist and social activist. The idea for the exhibition belongs to the University of Oslo, where Nansen worked. «The Nansen Legacy» was created under the direction of Doctor Olav Christensen. It represents connections between the past, present and future of science, involving original Nansen’s devices and works of modern Norway scholars about Arctic climate, biology and the ocean. The exhibit makes use of an interesting design including video installations and an atmospheric soundtrack.

The Sciences in Russia, Finland and the Baltics in the Early 20th Century:

A Seminar in Helsinki, June 27, 2011

E. Johanna Lilja

Tampere University, Tampere, Finland; E. Johanna.Lilja@uta.fi

The seminar Sciences in Russia, Finland and the Baltics in the Early 20h Century was a second one in a — hopefully — continuing series of meetings on the history of science and scientific networks in the Baltic Sea area. The first seminar originated from the 24th International Baltic Conference on the History of Science held in Tallinn in October 2010. Some of its participants wished to get acquainted with researchers studying the academic networks or contacts between naturalists in the Russian empire. Researcher Mait Talts from the Department of International

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.