факультете) и одновременно заведующим кафедрой физиологии животных физико-математического факультета Московского университета, читал лекции в Казанском клиническом институте и в Биофизическом институте в Москве, руководил электрокардиографическими лабораториями в больнице им. С.П. Боткина и Институте профессиональных болезней в Москве.
Life dedicated to electrocardiography
AndreyI. Ermolaev
St. Petersburg branch of Institute of History of Science and Technology of Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia; [email protected]
April 7, 2017 marked the 150th anniversary of the birth of the outstanding physiologist Alexander Filippo-vich Samoilov (1867-1930). On the eve of this event, Kazan University, in which Samoylov was in charge ofthe department from 1903 until the day of his sudden death, published a book album by N.V. Zvezdoch-kina, A.L. Zefirov, S.V. Pisareva, Iu.E. Teregulov. The book is richly illustrated with photographs, some of them are published for the first time. Samoilov was a student of I.P. Pavlov and I.M. Sechenov. He laid the foundations of modern theoretical and clinical electrocardiography, in 1906, he was the first in Russia to register an electrocardiogram of a man, and in 1908 — an electrocardiogram of a sick person. In 1909, the first in the world monograph on electrocardiography was written by A.F. Samoilov and published in German. His whole life was devoted to electrocardiography, and he made sure that electrocardiography became inseparable from Russian medicine.
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
Выставка «Зоологический музей в Санкт-Петербурге и история систематики: 300 лет перемен»
Н.В. Слепкова
Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург, Россия; [email protected]
В Зоологическом музее Зоологического института РАН с 26 сентября 2016 г. по 13 февраля 2017 г. прошла выставка «Зоологический музей в Санкт-Петербурге и история систематики: 300 лет перемен». Выставка была приурочена к нескольким юбилеям, которые отмечались в 2016 году. Это 300-летие приобретения Петром I первой крупной зоологической коллекции у голландского аптекаря Альберта Себы, 275-летие со дня рождения академика П.С. Палласа (1741—1811), давшего первое фау-нистическое описание нашей страны, и 110-летие со дня рождения крупного морфолога Зоологического института АН СССР академика A.B. Иванова (1906—1992).
Рис. 1. Открытие выставки на хорах Зоологического музея 11 октября 2017 г.: а) гости открытия выставки — сотрудники разных академических институтов, архива и Библиотеки Академии наук. Фото Н.В. Слепковой; б) заведующий музеем ЗИН РАН А.Н.Тихонов (слева) и автор выставки Н.В. Слепкова (справа). Фото А.К. Сытина Figure 1. Opening of the exhibition in the Gallery ofthe Zoological Museum in Octoberll, 2017: a) Guests ofthe opening ofthe exhibition — employees of different institutes, archives and library ofthe Academy of Sciences. Photo N.V. Slepkova; b) Manager ofthe Museum ofthe Zoological Institute RAS, AN. Tihonov (left) and the author of exhibition N.V. Slepkova (right).
Photo A. K. Sytin
Цель выставки — продемонстрировать, как развитие систематики отражалось на экспонировании систематической зоологической коллекции Академии наук за все периоды её существования от Кунсткамеры до наших дней. Эта выставка уникальна уже тем, что подобную экспозицию невозможно развернуть на материале никакого другого отечественного музея биологического профиля.
Выставка была адресована не только обычным посетителям музея, но и специалистам разного профиля: биологам, историкам биологии, музеологам, преподавателям. С одной стороны, она ставила вопросы популяризации достижений современной науки музейными средствами, с другой — освещала саму историю Академии наук и систематики. У неё даже было два открытия — 27 сентября её посмотрели собравшиеся на конференцию в ЗИН эволюционные морфологи, all октября — историки, архивисты, зоологи института, другие гости.
Главным поводом для создания этой экспозиции послужила масштабная Третья всероссийская конференция «Современные проблемы эволюционной морфологии животных», и Школа для молодых специалистов и студентов на эту же тему. В этих научных мероприятиях приняли участие 273 человека, среди которых были такие мэтры сравнительной морфологии, как В.В. Малахов, E.H. Темерева, Т.О. Черепанов и другие. Мероприятия прошли на базе ЗИН РАН с 26 сентября по 1 октября 2016 г. Именно эволюционные морфологи, работающие на передовых рубежах той науки, которая составляет главную базу макросистематики, были первыми посетителями этой экспозиции. Это было обусловлено стремлением автора выставки — куратора коллекции беспозвоночных Музея — посоветоваться с наиболее подготовленными специалистами ЗИН и других крупных исследовательских центров по проблемам популяризации революционных преобразований в систематике последних десятилетий. Главный вопрос здесь — насколько устоялись те изменения, которые вносят в систему современные молекулярно-генетические подходы, сколько времени должно пройти от революционных изменений в той или иной научной дисциплине, чтобы им нашлось место в музее.
Сама идея выставки — охватить единым взором весь период развития коллекции института — конечно, возникла раньше, в связи с празднованием 300-летия Кунсткамеры, первого отечественного музея, в состав которого входила значительная по объёму зоологическая коллекция, попавшая с течением времени в состав собрания Зоологического института РАН и его Зоологического музея. Однако по разным причинам реализовать её в 2014 г. не удалось. Выставка является своеобразным итогом многолетних исследований, которые автор ведёт по изучению истории экспозиции и коллекций старейшего зоологического музея страны. В ней были отражены не только исследования её автора, но и многих коллег из Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, из Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, из Института истории естествознания и техники, из Библиотеки Академии наук, то есть из всех тех организаций, где есть специалисты, так или иначе профессионально изучающие разные сюжеты из поистине неисчерпаемой по разнообразию и богатству трехсотлетней истории Зоологического музея, института и их коллекций. Многие из них пришли посмотреть выставку в день открытия 11 октября 2016 г. (рис. 1).
Для афиши были выбраны два изображения — вид экспозиции Кунсткамеры XVIII века и так называемый «Круг жизни» — ультрасовременная попытка отразить всю систему живого, построенную на едином молекулярном основании (рис. 2). Это два образных маркера для крайних точек событий истории экспозиции нашего
К 300-летию приобретения у Альберта Себы (1665-1736) первой в России крупной зоологической коллекции
К 275-летию со дня рождения академика Петра Симона Палласа (1741-1811)
К 110-летиюсодиярождения академика Артемия Васильевича Иванова (1906-1992)
Выставка ЗООЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМАТИКИ 300 ЛЕТ ПЕРЕМЕН
. Выставка проходит по адреоу • ' Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 1 Зоологический музей Зоологического института РАН Хоры первого зала Музея
ei (аг/if. ■ ое си/г, tionù>, Ortun
vutf j'on Jer ya/ierie. u.
7lahtrr///en is/a a/,
urui~~c'riiten c/t'ocA were Çi/oiyen.
Рис. 2. Афиша выставки Рис. 3. Экспозиция, посвященная
Figure. 2. Exhibition poster Альберту Себе и сохранившимся в коллекции
ЗИН РАН материалам из его собрания Figure. 3. Exhibition dedicated to Albert Seba and zoological items preserved in the collection of Zoological muséum of the Zoological Institute RAS
музея. Поскольку выставка, в отличие от обычной публикации, предполагает наглядность, то наряду с демонстрацией видов экспозиции, портретов, документов, титулов книг, чучел животных и текстовых комментариев, был выбран такой приём — показать оглавления путеводителей по Музею разных периодов его истории, а также учебников по систематике для высшей школы. Посетителю было предложено рассмотреть и самостоятельно прочувствовать «течение времени» в систематической науке и в экспозиции музея не только по содержанию, но и по самой форме написанного. Этот видеоряд простирается от оглавления первого каталога Кунсткамеры, написанного по латыни, до оглавления самых последних переводных учебников по макросистеме животных. Вниманию посетителя был предложен и другой предметный ряд — представлены некоторые старые экспонаты, восходящие к Альберту Себе (рис. 3), избранные книги и публикации по истории музея, путеводители разных лет, университетские учебники, теоретические работы по макросистематике и т. п. Были представлены также oit иск и работ автора по истории экспозиции музея, начиная с работы 2001г., написанной к 100-летию переезда музея в здание у Дворцового моста. В разделе по истории музея XX века экспонировался скульптурный портрет заведовавшего музеем в 1970—80-е гг. Д.В. Наумова (рис. 4).
Рис. 4. Скульптурный портрет заведовавшего музеем в 1970—80—е гг. Д.В. Наумова.
Автор неизвестен
Figure. 4. A sculptural portrait of the manager of the Museum in 1970-80-ies. D.V. Naumov.
The author is unknown
Выставка имела четыре раздела. Каждый из них был посвящен одному столетию в истории музейной экспозиции. Вводные тексты сопровождались фрагментами планов Петербурга, где были отмечены здания, в которых в тот или иной период экспонировались материалы зоологической коллекции Академии наук. В разделе по XVIII веку были представлены материалы, отразившие размещение собрания в тех зданиях, в которых оно последовательно находилось в этом столетии: от Людских покоев Летнего дворца Петра Первого, Кикиных палат, Кунсткамеры, до дома Демидова и снова Кунсткамеры — знаменитого здания с башенкой, сохранившегося до наших дней, и занятого сейчас главным образом антропологическими и этнографическими коллекциями. Большой интерес в этом разделе представляет схема размещения экспонатов в доме Демидова, которая сравнительно недавно в интернет-публикации была обнародована сотрудницей архива Академии наук Е.Н. Груздевой, демонстрирующая, что расположение материалов Кунсткамеры в те двадцать лет, которые ушли на восстановление пострадавшего от пожара здания, было отнюдь не хаотическим. Для предметного ряда были подобраны экспонаты из постоянной музейной экспозиции, которые с высокой долей вероятности восходят к приобретениям, сделанным Петром у голландского аптекаря Альберта Себы в 1716 г. Выявление этих материалов — плод работы автора по изучению сохранившихся экспонатов Кунсткамеры, предпринятых
к 300-летию и к году Голландии в России. Экспонировался также знаменитый герро-завр, дата поступления которого в собрание института — 1699 г. Демонстрировались книги и специальные работы, посвященные этому периоду истории нашего собрания, как классические, вроде работ Т.В. Станюкович, А.Э. Серебрякова, П.А. Новикова, так и недавние, среди которых можно особо отметить работы голландских исследователей по ранней истории Кунсткамеры Йозин Дриссен-ван хет Реве и Люка Койманса, их исследования об Альберте Себе и Фредерике Рюйше, доступные нам благодаря коллегам из МАЭ, осуществившим труд по организации перевода их работ на русский язык. В экспозиции по XVIII веку отражен первый коренной перелом в демонстрации зоологических материалов: от классификации Аристотеля, отразившейся в структуре первого каталога Кунсткамеры, перешли при Петре Симоне Палласе к системе Линнея. Это была первая смена парадигм, революционное преобразование в науке, повлиявшее на принципы расстанови! коллекции
В разделе по XIX веку нашли отражение материалы по истории экспозиции, развернутой первоначально в том же здании Кунсткамеры, а в 1830-е гг. переместившейся в Музейный флигель Академии. В этом разделе было много новых, никогда ранее не экспонировавшихся изображений музейных коллекций этого периода. Среди них — виды выставок Н.М. Пржевальского 1881 (рис. 5) и 1887 гг., музейная экспозиция в ротонде Музейного флигеля Академии 1877 г. (рис. 6) и некоторые другие.
Рис. 5. Выставка коллекции Н.М. Пржевальского в Конференц-зале Академии наук. 1881г. Рис. А. Бальдингер. 1881 г. Всемирная иллюстрация Figure. 5. Exhibition of Przewalski in the Conference Hall of the Academy of Sciences. 1881. Figure by A. Bal'dinger. Vsemirnaja Ulllustrazija
Ряд материалов демонстрировал преобразования, которые претерпевает музей в 1820-е гг., когда постепенно подготовляется новый перелом в принципах построения зоологической экспозиции, осуществлявшийся руками Х.И. Пандера и Э.Менетрие. Это мало изученный период истории экспозиции.
С приходом в Академию Фёдора Фёдоровича Брандта и выделением зоологической коллекции в отдельный Зоологический музей в 1832 г., и до самого конца XIX столетия экспозиция стояла по системе Жоржа Кювье. Имелся не только систематический раздел, но и Сравнительно-анатомический или, как его называли, Зоотомический музей. Предметный ряд этой части экспозиции составляли, главным образом, университетские учебники рубежа веков, путеводители и некоторые статьи по истории музея того времени. В основу этого раздела положена недавно опубликованная статья Н.В. Слеп-ковой, посвящённая принципам экспонирования коллекции Академии наук в XIX в.1 Постановка коллекции по системе Кювье знаменует собой второе революционное преобразование экспозиции, переход к использованию теории типов для описания макросистемы организмов.
Рис. 6. 150-летний юбилей Императорской академии наук. Зала Зоологического музея. Рис. АО. Адамова, гравер А. Зубчанинов. 1877 г. Всемирная иллюстрация Fig. 6.150-year anniversary of the Imperial Academy of Sciences. Hall of the Zoological Museum. Fig. A.O. Adamov, engraver A. Zubchaninov. 1877. Vsemirnaja Ulllustrazija
1 Слепкова Н.В. Зоологический музей Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге в XIX веке. Принципы экспонирования // Историко-биологические исследования. 2016. Т. 8. № 1. С. 29-65.
В этом же разделе демонстрируются и материалы, отражающие эволюцию музея от чисто научной коллекции к специальной экспозиции, адресованной публике. Эти материалы стали предметом рассмотрения автора выставки Н.В. Слепковой и Т.И. Юсуповой в рамках специального доклада, сделанного на VII Конгрессе историков науки в Праге в 2017 г.
В разделе по XX в. демонстрировались материалы по двум существенным преобразованиям в расстановке систематической коллекции, связанным с внедрением дарвинизма и методов эволюционной эмбриологии в практику систематиков. Переезд музея в новое здание у Дворцового моста, начавшийся в 1896 г., ознаменовался последовательной постановкой коллекции от низших животных к высшим, что отразило влияние эволюционных идей. Следующая перестановка была инспирирована властями в ходе реформы Академии наук 1929—1934 гг. Система отделила первичноротых животных от вторичноротых, приняв во внимание достижения сравнительной эмбриологии. Эти два революционных преобразования в науке нашли воплощение в музейной экспозиции со значительным отставанием. В послевоенный советский период под руководством В.Б. Дубинина, А.И. Иванова, Д.В. Наумова таксономическая структура коллекции обрела современный вид. С 1989 г. коллекция беспозвоночных стоит по седьмому изданию учебника В.А. Догеля. В основу этого отдела положены главным образом две работы автора — по истории коллекции времён перемещения в здание у Дворцового моста и по экспозиции музея в XX в.2
Экспозиция, посвящённая XXI в., носила дискуссионный характер и была оформлена несколько иначе, чем остальная её часть. Известно, что с 60-х гг. XX в. подходы к классификации претерпели два революционных преобразования, связанных с кла-дизмом Вилли Хеннига и с появлением молекулярной филогенетики, развитие которой существенно видоизменяет систему, основанную на триаде сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии. В этом разделе выставки демонстрировалась противоречивость состояния современной систематики. С одной стороны, на новых основаниях уже написаны (и переведены) учебники, кардинально меняющие сами принципы классификации, отвергающие как типы Кювье, так и виды Линнея, а также и архитектуру системы, получающейся в результате. С другой, перестройка до такой степени далека от завершения, что классическая система, построенная на данных сравнительной анатомии, палеонтологии и эмбриологии продолжает преподаваться в высшей школе. Есть и другие проблемы. Так, современная наука практически отказалась от деления живого на растения и животных, восходящего к Аристотелю, однако для всех новых царств пока что не существует никаких специальных музеев, кроме ботанических и зоологических.
В какой мере устоялись новейшие взгляды, каким образом пропагандировать их музейными средствами — это вопрос, который ставит перед посетителем эта часть экспозиции. Систематическая экспозиция Зоологического музея, как один из видов научной публикации, призвана отражать текущие представления о характере разнообразия животных, однако ответ на поставленный вопрос остается открытым — пора или не пора предпринимать масштабную реэкспозицию?
2 Слепкова Н. В. На Васильевском острову у Дворцового моста. СПб: ЗИН РАН, 2001. 84 е.; Слепкова Н.В. Развитие экспозиции Зоологического музея Академии наук в Санкт-Петербурге в XX в. // Вопросы музеологии. 2010. Т. 2. С. 145—156.
Могу поделиться ещё одним своим впечатлением, возникшим у меня в ходе работы над поставленной задачей. Перед моими глазами за короткий срок прошёл столь значительный для развития науки отрезок времени, что он ознаменовался как возникновением научной систематики, так и целым рядом революционных её изменений, породивших смену нескольких парадигм в систематической науке. У меня возникло живое ощущение того, как много нам ещё не известно, как много ещё предстоит узнать о структуре того биоразнообразия, которое мы изучаем. Надеюсь, эту мысль мне удалось донести и до посетителей выставки.
В заключение автор хотела бы поблагодарить тех, кто консультировал её и оказывал поддержку в ходе работы над выставкой: Н.И. Абрамсон, О.И. Райкову.
Exhibition "The Zoological Museum in St. Petersburg and the history of Systematics: 300 years of changes"
Nadezhda V. Slepkova
Zoological Institute, Russian Academy of Sciences, Museum;
Universitetskaya emb., 1, St. Petersburg, Russia; [email protected], Ph.D. in biology
The article describes the temporal exhibition in the Zoological museum in St. Petersburg dedicated to the 300th anniversary of the day, when Peter the Great bought the first big zoological collection from the prominent Holland pharmacist Albert Seba. It also celebrates the 275th anniversary of Peter Pallas and the 110th anniversary of the prominent academician and morphologist Artemiy V. Ivanov. The aim of the exhibition was to demonstrate how the development of the systematics affects exhibiting of the zoological collection of the Academy of Sciences in all periods of its existence from the Kunstkammer to the present day. This exhibition is unique, because such exposure cannot be deployed on the basis of ANY other museum of biological profile of Russia. The exhibition had 4 sections. Each of them was dedicated to one century in the history of the Museum exhibition. Introductory texts were accompanied by the fragments of plans of St. Petersburg, on which the buildings, where zoological collection of the Academy of Sciences were exhibited at that time, have been marked. In the XVIII century the collection was exhibited first after Aristotle, then — after Linne systems. From the moment when the museum separated from Kunstcammer in 1832 to the independent Zoological museum, and up to the end of the exhibition was arranged according to the Cuvier's system. It had the department of comparative anatomy, named Zootomical museum. When in 1896 collections moved to the building closer to the Palace Bridge, where they are located till now, they became evolutionary in sequence, but still essentially the same as Cuvier's. Next permutation was inspired by the authorities during the reform of the Academy of Sciences of 1929-1934. New location separated Protostomia from Deuterostomia, taking into account the achievements of comparative embryology. These two last revolutionary transformations in science were embodied in the Museum exposition with a significant time lag. The exposition of the XXI century had a discussion character and was dedicated to two last revolutionary changes in systematics associated with cladistics and molecular phylogenetics and its influence on the system ofliving organisms.
VII конференция Европейского общества истории науки (Прага, 22-24 сентября 2016 г.)
A.B. Самокиш
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники РАН, Санкт-Петербург, Россия; [email protected]
В сентябре 2016 г. состоялась VII конференция Европейского общества истории науки, являющаяся одним из центральных событий для сообщества историков науки не только в Европе, но и на других континентах. На предыдущей конференции, проходившей в Лиссабоне в 2014 г., местом проведения была выбрана Прага (Чехия). Исследователей гостеприимно встретил Карлов университет, в помещениях факультета искусств (Faculty of Arts) которого проходили заседания 22—24 сентября.
Тема конференции была объявлена как «Наука и власть, наука как власть ('Science and power, Science as power7)». В обращении Президента конференции Петра Свободного (Petr Svobodnyy было обозначено, что:
в последние десятилетия тематика связи между наукой и властью, и науки как инструмента власти стала одной из важнейших, и возможно, сможет осветить по-новому различные аспекты, связанные как с наукой, так и с властью. Природа научного знания и практика научной деятельности претерпели существенные изменения за свою историю. Точно так же и характер и структуры власти, в широком смысле, очевидно, прошли через значительные преобразования. Как были связаны эти исторические процессы друг с другом? Какие типы взаимодействия мы можем выделить между этими двумя классами событий в разном историческом контексте, и, соответственно, как менялся механизм науки как власти. Приглашая историков науки, работающих над сюжетами из разных исторических периодов, с разных концов планеты, чтобы сконцентрироваться на этих вопросах, конференция имеет своей целью создать возможность для первого синтеза этих тематик.
Можно с уверенностью сказать, что организаторы конференции достигли своей цели. Несмотря на самую разнообразную тематику симпозиумов и регулярных секций (заседания, собранные организаторами конференции из докладов, представленных отдельными исследователями), основной нитью были именно взаимоотношения науки и власти, в самых разных их проявлениях. Большая часть докладов была посвящена техническим и инженерным наукам, особенно физике, так как именно она подчас была основной «судьбоносной» наукой в XX в., но и биологическая и медицинская науки в их историческом аспекте были представлены очень широко. Сборник тезисов был опубликован онлайн и находится в открытом доступе'.
На церемонии открытия присутствовали президент Пётр Свободный, президент Европейской ассоциации истории науки Карин Хемла (Karine Chemla), а также декан факультета искусств Карлова университета Марьям Фридова (Mirjam Friedová).
Первая пленарная лекция — о науке во Франкистской Испании (Science and Power: Francoist Spain (1939-1975) as a Case Study) — состоялась 22 сентября и была представлена Тони Мале (Toni Malet).
' https://dvt.hyperlink.cz/akce/eshs-2016-book-of-abstracts.pdf