Научная статья на тему 'Великий гражданин мира: к 150-летию со дня рождения Ф. Нансена (1861-1930)'

Великий гражданин мира: к 150-летию со дня рождения Ф. Нансена (1861-1930) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Великий гражданин мира: к 150-летию со дня рождения Ф. Нансена (1861-1930)»

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Великий гражданин мира: к 150-летию со дня рождения Ф. НАНСЕНА (1861-1930)

Фритьоф Нансен — крупнейший норвежский полярный исследователь, путешественник, океанограф, широко известный общественный деятель родился в Норвегии 10 октября 1861 г. в местечке Стуре-Фреён недалеко от Христиании (Осло) в семье адвоката. Детство и юность Фритьоф провел в сельской местности, получил спартанское воспитание, много времени проводил в походах по окрестностям, на охоте и рыбалке, пристрастился к спорту, хорошо бегал на коньках и лыжах, неоднократно становился чемпионом Норвегии в этих видах спорта.

В 1880 г. Нансен окончил реальное училище и поступил в университет, где увлекся естественными науками, решив стать биологом, специалистом по зоологии морских животных. Будучи студентом, в 1882 г. по личной инициативе он отправился в плавание в Гренландское море на зверобойном судне «Викинг»; помогая матросам и зверобоям, одновременно занимался изучением животного мира морских вод и льдов. Плавание на «Викинге» в значительной степени определило его дальнейшую судьбу. Вскоре после возвращения из плавания Ф. Нансен стал препаратором в Бергенском музее. Так, еще студентом он начал заниматься серьезными научными исследованиями. Первая же его статья «Материалы к анатомии и гистологии мизостом», опубликованная в 1885 г., обратила на себя внимание биологов и была удостоена большой Золотой медали. В 1886 г. Ф. Нансен по приглашению стажировался на Биологической станции в Неаполе. Через два года он защитил докторскую диссертацию.

Слава и признание национальным героем Норвегии к Нансену пришли в 1888 г., когда он во главе отряда из пяти человек пересек на лыжах ледяной щит Гренландии, что никому до него еще не удавалось сделать. Первый трансгренландский переход оказался не только спортивным, но одновременно и крупным научным достижением для своего времени. Мир науки получил первые достоверные сведения о высоте и структуре поверхности Гренландского ледяного щита, толщине снежного покрова, температуре и влажности воздуха, атмосферном давлении и силе ветра в приледном слое атмосферы и по достоинству оценил этот научный подвиг. Естествоиспытатели всего мира поздравляли отважного норвежца. Высших наград его удостоили виднейшие научные организации: Королевское географическое общество в Лондоне присудило ему медаль «Виктория», Шведское общество антропологии и этнографии наградило медалью «Вега».

Успех Нансена не был случаен. Высокого роста, атлетически сложенный, широко образованный, полный неиссякаемой жизненной энергии, это был

обаятельный и словно специально созданный для подвига человек. Путешественник уже вынашивал планы более дерзкого предприятия — его давно заинтересовало нашумевшее известие о находке на дрейфующей льдине у юго-западных берегов Гренландии предметов, когда-то находившихся на борту «Жан-нетты», американского судна, раздавленного льдами и затонувшего вблизи Новосибирских островов в 1881 г. Было высказано предположение, что льдина продрейфовала от места гибели судна до Гренландии под действием трансокеанского течения.

Тщательно изучив обстоятельства дрейфа «Жан-нетты» и загадочной находки в Северо-Западной Атлантике, Нансен выдвинул смелую идею использовать трансполярный ледовый дрейф в научных целях. Он выступил с предложением построить очень прочное судно, намеренно вморозить его в лед там, где погибла «Жаннетта», и проделать путь до Гренландии вместе со льдами, попутно ведя непрерывные наблюдения за погодой, течениями, характером дрейфа и исследуя представителей животного мира в центре Арктики. Его план был настолько смелым, что многим казался неосуществимым и даже безрассудным, а некоторые репортеры назвали его «самым безумным способом самоубийства».

Однако Нансен умел достигать поставленные цели. Его небывалый проект поддержал норвежский парламент, он получил финансовую помощь крупных меценатов. Было построено исключительно прочное судно с такими обводами корпуса, что при сжатиях льды не могли его раздавить, а выжимали наверх. Судно получило имя «Фрам», что по-норвежски означает «Вперед». Это слово было девизом всей жизни Нансена.

Летом 1893 г. Нансен с двенадцатью добровольцами вышел на «Фраме» в небывалое плавание. «Фрам» вморозили в лед возле Новосибирских островов, и судно начало медленно дрейфовать на север. А дальше были три полярных ночи, несчетное количество подвижек и сжатий льда. Весной 1895 г. был предпринят беспримерный по смелости и отваге поход Ф. Нансена вдвоем с Я. Йохансеном на собачьих упряжках к Северному полюсу, и в этом походе им покорилась широта 86° 14' — так далеко на север не проникал еще никто!

Прошло три года, и в августе 1896 г. на норвежский берег сошли Нансен и Йохансен, а еще через неделю бросил якорь в родном порту невредимый «Фрам». Ликованию норвежцев не было предела. В стране был объявлен пятидневный всенародный праздник, а Нансена снова чествовали как национального героя.

Неоценим вклад этой экспедиции в географическую науку. Гипотеза трансокеанского дрейфа льдов от Берингова пролива до восточных берегов Гренландии получила блестящее подтверждение. Северный Ледовитый океан, считавшийся до той поры мелководным бассейном, оказался очень глубоким, и никаких земель в его центральных районах не было обнаружено. Нансен существенно исправил и дополнил вновь открытыми островами карту архипелага Земля Франца Иосифа. Его океанографические работы показали, что под холодным верхним слоем в Арктическом бассейне всюду залегают теплые промежуточные воды атлантического происхождения. Даже в самых северных районах океана были обнаружены разнообразные формы жизни от планктона до птиц и крупных млекопитающих. Ф. Нансен впервые установил и правильно объяснил влиянием вращения Земли отклонение направления дрейфа льда вправо от направления генерального ветра. Важно заметить, что именно Нансен впоследствии предложил своему ученику В. Экману заняться теоретическим обоснованием этого природного феномена, в результате появилась первая фундаментальная теория дрейфовых течений в океанах, а во всех учебниках по океанографии до наших дней разделы о ветровых течениях начинаются с рассмотрения «экмановской спирали».

На Ф. Нансена снова хлынул поток поздравлений, почетных званий и наград. С большой теплотой его новый научный подвиг был отмечен в России. Русское правительство наградило Ф. Нансена знаком ордена Св. Станислава 1-й степени, а Императорское Русское географическое общество присудило свою высшую награду — Золотую Константиновскую медаль «вне очереди почетному члену Нансену за совершенный им беспримерный подвиг, составляющий эпоху в исследовании Северного Ледовитого океана». В 1898 г. Ф. Нансен был избран почетным членом Санкт-Петербургской академии наук.

Ф. Нансен одним из первых понял, что исследование Мирового океана не под силу одной, даже самой богатой стране, и стал призывать ученых разных стран к объединению усилий в этом направлении. Итогом его деятельности стало создание в 1902 г. Международного совета по изучению морей. Одновременно в Христиании (Осло) была учреждена Международная океанографическая лаборатория, которую возглавил Ф. Нансен. Профессор Ф. Нансен читал лекции на Международных океанографических курсах, прививая будущим ученым любовь к науке о море.

Много времени и сил Нансен отдавал общественной деятельности. Большой патриот, он в 1905 г. возглавил движение за расторжение шведско-норвежской унии, по которой Норвегия с 1814 г. входила в состав Швеции. В результате его деятельности Великобритания первой признала Норвегию суверенным государством, в 1906—1908 гг. Нансен пребывал в Лондоне в ранге посла Норвегии.

Несмотря на плотную занятость, Нансен не прерывал занятия океанографией. Он совершил три плавания с гидрологическими работами в Норвежское и Гренландское моря, поддерживал тесную связь с океанографами других стран. Особенно дружеские отношения его связывали с известным русским адмиралом и океанографом С.О. Макаровым — горячим поборником исследования Арктики. Нансен очень симпатизировал русским исследователям природы и вообще России. Российскую империю он называл страной будущего. Чтобы ближе познакомиться с морскими перевозками из европейских портов в устья великих сибирских рек, он предпринял в 1913 г. плавание на пароходе «Коррект» в устье Енисея, а потом совершил большое путешествие по России, о чем спустя год опубликовал книгу «В страну будущего».

Разразившуюся Первую мировую войну Ф. Нансен рассматривал как величайшее бедствие всех народов. Ему снова пришлось прервать занятия любимой наукой, так как родная Норвегия оказалась под угрозой голода. В ранге «полномочного посла для особых поручений» великий ученый отправился в Вашингтон, где весной 1918 г. добился заключения торгового договора для закупок хлеба и промышленного сырья. Вскоре назначенный представлять Норвегию в Лиге Наций Ф. Нансен был избран Верховным комиссаром Лиги Наций по делам репатриации военнопленных. Только благодаря его энергии и огромному международному авторитету сотни тысяч бывших пленных из разных стран смогли вернуться на родину.

Одновременно Ф. Нансен решал не менее важную проблему помощи почти двум миллионам русских эмигрантов, которые после революции 1917 г. рассеялись по странам Европы и Азии. У большинства беженцев не было ни средств к существованию, ни виз, а порой вообще никаких удостоверений личности.

Исключительный личный авторитет Ф. Нансена вызвал к жизни Нансеновский паспорт, документ, которому нет аналогов в истории. Для определения правового статуса беженцев вместо гербовых печатей и виз на паспорт наклеивалась марка с портретом Нансена, имевшая юридическую силу в 52 странах, признавших этот документ. К проблеме русских эмигрантов скоро добавилась гуманитарная катастрофа в Малой Азии. Старинные распри между армянами, греками и турками вылились в грандиозные военные действия, взаимные захваты чужих территорий, привели к гибели десятков тысяч мирных жителей и появлению многих сотен тысяч беженцев. Благодаря Нансеновским паспортам удалось сохранить жизни миллионов людей: армян, греков, русских, сирийцев, турок.

Когда все страны отвернулись от Советской республики, именно Ф. Нансен организовал помощь голодающим Поволжья. Став в 1922 г. лауреатом Нобелевской премии мира, Ф. Нансен истратил полученные деньги на организацию двух показательных

сельскохозяйственных станций: одной в Поволжье, другой на Украине и передал их в распоряжение Советского государства.

Последним детищем Ф. Нансена стала организация Международного общества по изучению Арктики с помощью самолетов и дирижаблей (Аэроарктик). Он был избран его пожизненным президентом. В последние годы жизни Ф. Нансен вынашивал идею

устройства на льдах Центральной Арктики дрейфующих полярных станций, однако увидеть воплощение своей мечты ему было не суждено.

Великий гражданин мира скончался 13 мая 1930 г. Всей своей жизнью Фритьоф Нансен явил блестящий пример беззаветного, бескорыстного и плодотворного служения на благо науки, на благо своей родины и всего человечества.

М.Г. Деев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.