Научная статья на тему 'Выставка к 260-летию Российской академии художеств: новый формат и медийные технологии'

Выставка к 260-летию Российской академии художеств: новый формат и медийные технологии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / RUSSIAN ACADEMY OF ARTS / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL TECHNOLOGIES / ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ / HISTORY AND THE PRESENT OF THE RUSSIAN ACADEMY OF ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Андреева Людмила Валериановна

В статье представляется уникальный опыт организации презентации обширного материала, посвященного 260-летию Российской академии художеств. Подобного рода технологии в таком масштабе были впервые применены в экспозиции в РАХ. Это позволило показать не только произведения художников, но и документальные фотографии, начиная с XIX века, обзоры выставок, проектов и мероприятий, связанных с академией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exhibition for the 260th anniversary of the Russian Academy of Arts: a new format and media technologies

The article presents a unique experience in organizing a presentation of an extensive material dedicated to the 260th anniversary of the Russian Academy of Arts. Such technology on this scale was first used in the exhibition in the Russian academy of arts. This allowed to show not only works of artists, but also documentary photographs, starting from the 19th century, reviews of exhibitions, projects and events related to the Academy.

Текст научной работы на тему «Выставка к 260-летию Российской академии художеств: новый формат и медийные технологии»

УДК 7.06

ВЫСТАВКА К 260-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ: НОВЫЙ ФОРМАТ И МЕДИЙНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Андреева Людмила Валериановна Член-корреспондент РАХ, заместитель директора Московского музея современного искусства. Россия, г. Москва.

В статье представляется уникальный опыт организации презентации обширного материала, посвященного 260-летию Российской академии художеств. Подобного рода технологии в таком масштабе были впервые применены в экспозиции в РАХ. Это позволило показать не только произведения художников, но и документальные фотографии, начиная с XIX века, обзоры выставок, проектов и мероприятий, связанных с академией.

Ключевые слова: Российская академия художеств, цифровые технологии, история и современность Российской академии художеств.

Библиографическое описание для цитирования:

Андреева Л.В. Выставка к 260-летию Российской академии художеств: новый формат и медийные технологии / / Искусство Евразии. — 2017. — №4(7). — С. 29—33. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/870405/10/

Российской академии художеств исполнилось 260 лет, свою историю она ведет с 1757 года, хотя в основе ее деятельности лежит одобренный императором Петром I 22 января 1724 г. проект академии как «социитета художеств и наук». До ХХ века академия оставалась в России единственным профессиональным высшим учреждением в области пластических искусств, сохраняя своё значение школы профессионального мастерства, которая сыграла прогрессивную роль в воспитании художников и архитекторов.

В наше время Академия художеств представляет собой уникальную художественную институцию с многогранной кураторской сферой, не ограниченной одним только профессиональным художественным образованием. Чтобы отразить все направления деятельности академии, показать не только произведения искусства, но и важнейшие документы, фотографии разных лет, начиная с XIX века, необходим был новый экспозиционный подход. И он был найден в формате цифровых технологий на мультимедийной выставке, являющейся частью большой юбилейной программы РАХ. Этим академия не только решила сложнейшую выставочную задачу, но показала, что она не застывшая консервативная институция, а внимательно следящая за всем новым, что появляется в сфере визуальных средств презентации и произведений искусства и необходимого сопроводительного документального материала. Данные технологии не только

Аннотация

активно начали использоваться музейными дизайнерами, но и стали предметом пристального внимания со стороны культурологов [1 — 3].

Выставочный проект, посвященный 260-летию создания Императорской-Российской академии художеств.

Фото: Российская академия художеств.

В экспозиции выставки были задействованы пятьдесят мониторов, на которых демонстрировались видеосюжеты, представившие в многослойном мультимедийном решении экспозиции максимальный исторический охват интересов Российской академии художеств во всей его широте. Подобный выбор современной формы экспонирования позволил наиболее наглядно и углублённо показать истоки и современный статус академии в жизни нашего государства.

Фото: Российская академия художеств.

Образ Академии художеств окутан ореолом классичности и гармонии, овеян духом традиции. В России это, прежде всего, была школа для многих поколений художников, которая создавалась для художников и как центр, формирующий изобразительную культуру. Сегодня академия это — «живой организм», ежечасно соприкасающийся с проблемами новых видов искусства и технологиями, ранее не используемыми в творчестве, и испытывающий потребность в иных, современных экспозиционных решениях. Поэтому, создавая юбилейный выставочный проект, академия отказалась от традиционной концепции экспозиции, состоящей из произведений как цепочки ступеней -монологов, ведущих из прошлого в будущее. Вместо этого перед зрителями предстали «горизонтальные» параллели — не от этапа к этапу или от творца к творцу, но, так же как и во всем художественном пространстве

культуры, акцентируется главное — диалогизм и интерактивность. Экспозиция выстроена в форме встречи классики и новации, традиции и современности в едином вневременном пространстве, в дискуссии живого общения, демонстрируя идею экспозиции в форме видеоарта, представляя материал в минидокументальных фильмах.

Первое, с чем встретился здесь зритель, — это обозначенные мониторами 50 глав, повествующих о масштабе практик академии, её структурных подразделений и интересов, отражающих всю актуальную проблематику современной жизни Академии художеств. Даже это простое перечисление говорит об ее значимой и уникальной роли в общем культурном пространстве страны, что она является одновременно и институтом исторической памяти, и хранителем ценнейшей школы художественного образования, и площадкой для новых творческих поисков. Сегодня под патронажем академии находятся ведущие художественные вузы страны, художественные лицеи и творческие мастерские по видам искусства для молодых художников, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, старейшие Научная библиотека, Научно-исследовательский музей и мозаичная мастерская в Санкт-Петербурге, выставочные залы и 14 музеев, среди которых два ориентированы на современное искусство. Кроме того, в Поволжье, на Юге России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке созданы и успешно работают академические отделения. Видеоматериал выставки предоставил возможность подробно ознакомиться со всей многосторонней деятельностью Российской академии художеств, с творческим потенциалом её членов — художников и искусствоведов, а значит с их произведениями, проектами, монографиями и научными сборниками, осуществлёнными за последние 10 лет.

Фото: Российская академия художеств.

На юбилейной выставке, посвященной 260-летию Российской академии художеств, встреча прошлого с настоящим происходила не в традиционной хронологической перспективе искусства, но на «поле» современного его прочтения — на своеобразном «мосту», соединяющем времена. И оказалось, что современные художники — наследники академической традиции в большей мере, чем можно было ожидать. Их отношения не поддаются линейной трактовке. Здесь и ученичество, и ирония, и спор. Одним словом — диалог. Перейдя от обобщений к прямому живому общению, от «поколений и поколений» к конкретному, единичному человеку, зритель словно спускался от общего к частному, от универсалий и имен — в мир явлений, благодаря чему получил возможность увидеть связи и грани, ускользающие при более общем взгляде. Сегодня Академия художеств формирует взгляд на современное состояние искусства, на всю перспективу его становления и развития. Этот широкий пласт отечественной истории искусства и раскрыла выставка.

И все же главное, чем поразила экспозиция, — это масштаб деятельности Российской академии художеств, её творческий потенциал.

1. Баруткина Л.П. Мультимедиа в современной музейной экспозиции / / Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — №4(9). С.106-

2. Лебедев А.В. Информационные технологии и современная музейная экспозиция / / Российское экспертное обозрение. — 2007. — №6(23). — С.30-35.

3. Музей и информационные технологии / / Музей будущего [Электронный ресурс] URL: http://www.future.museum.ru/part06/060407.htm (Дата обращения: 28.10.2017).

Статья поступила в редакцию 30.10.2017 г.

Литература

108.

EXHIBITION FOR THE 260TH ANNIVERSARY

OF THE RUSSIAN ACADEMY OF ARTS: A NEW FORMAT AND MEDIA TECHNOLOGIES

Andreeva Lyudmila

Corresponding member

of the Russian Academy of Arts,

Deputy Director of the Moscow Museum

of Modern Art.

Russia, Moscow.

Abstract

The article presents a unique experience in organizing a presentation of an extensive material dedicated to the 260th anniversary of the Russian Academy of Arts. Such technology on this scale was first used in the exhibition in the Russian academy of arts. This allowed to show not only works of artists, but also documentary photographs, starting from the 19th century, reviews of exhibitions, projects and events related to the Academy.

Keywords: Russian Academy of Arts, digital technologies, history and the present of the Russian Academy of Arts.

Bibliographic description for citation:

Andreeva L.V. Exhibition for the 260th anniversary of the Russian Academy of Arts: a new format and media technologies. Iskusstvo Evrazji — The Art of Eurasia, 2017, No 4(7), pp. 29-33. Available at: https://readymag.com/u50070366/870405/10/ (In Russian).

References

1. Barutkina L.P. Mul'timedia v sovremennoi muzeinoi ekspozitsii [Multimedia in the modern museum exposition]. Vestnik Sankt-Peterburgskogogosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv — Bulletin of the St. Petersburg State University of Culture and Arts, 2011, No 4(9), pp. 106-108. (In Russian)

2. Lebedev A.V. Informatsionnye tekhnologii i sovremennaya muzeinaya ekspozitsiya [Information technologies and modern museum exposition]. Rossiiskoe ekspertnoe obozrenie — Russian Expert Review, 2007, No 6(23), pp. 30-35. (In Russian)

3. Muzei i informatsionnye tekhnologii [Museum and Information Technology]. Available at: http://www.future.museum.ru/part06/060407.htm (accessed 28.10.2017).

Received: October 30, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.