УДК 7.036.1+75.04+76.01
С. M. Грачева В. В. Кейран В. Р. Межинская
Выставка дипломных работ выпускников академических вузов в парадных залах Академии художеств-2022
Статья посвящена ежегодной выставке дипломных работ выпускников Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, проходящей в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств. В 2022 г. она дополнилась дипломами, выполненными в МГАХИ имени В. И. Сурикова при PAX, что позволило экспозиции отразить состояние академической школы в целом, продемонстрировав основные тенденции ее развития, и показала лучшие произведения молодых авторов, выполненные под руководством их наставников.
Ключевые слова: Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина; МГАХИ имени В. И. Сурикова при PAX; Российская академия художеств; художественное образование; Научно-исследовательский му-зей Российской академии художеств; дипломные работы
Svetlana Gracheva Vadim Keiran Vladislava Mezhinskaya
Exhibition of Diploma Works
of Graduates of Academic Universities
in the Ceremonial Halls ofthe Academy of Arts, 2022
The exhibition of diploma works of graduates of the St Petersburg Repin Academy of Arts takes place every year in the Research Museum of the Russian Academy of Arts. This year it was supplemented with diplomas made at the Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov at the Russian Academy of Arts.
The exposition reflected the state of the academic school, demonstrating the main trends of its development, and showed the best works of young authors performed under the guidance of their mentors.
Keywords: St Petersburg Repin Academy of Fine Arts; The Moscow State Academic Art Institute named after V. I. Surikov at the Russian Academy of Arts; Russian Academy of Arts; art education; Research Museum of the Russian Academy of Arts; diploma works
Защита дипломных работ в Санкт-Петербургской академии художеств - торжественное событие, к которому выпускники готовятся не один год, оттачивая свое ремесло и совершенствуясь как личности. Лучшие дипломные произведения, созданные художниками, хранятся или в фондах Научно-Исследовательского музея Российской академии художеств (НИМ PAX), или в фондах Санкт-Петербургской академии художеств.
Прежде чем работы попадут в фонды, они участвуют в выставке, которая ежегодно проходит в Тициановском и Рафаэлевском залах академического музея. И, как справедливо утверждают руководители творческих и учебных программ, «взаимодействие искусства и художественной школы является естественным процессом, в результате которого школа получает новые импульсы» [2, с. 151].
Экспозиция выставки 2022 г. отличалась многогранностью и широтой тематического диапазона. Были представлены произведения всех факультетов и мастерских Академии: станковой, и монументальной, церковно-исторической живописи, отделения реставрации, книжной и станковой графики, факультетов скульптуры и архитектуры. Выставка отразила состояние современной академической художественной школы, о базовых принципах которой написано в ряде публикаций. Авторы исследований подчеркивают в первую очередь необходимость знания основ классического рисунка и живописи, наблюдения и изучения натуры, опоры на гуманистические ценности культуры [1;3;4;5;6].
Рассмотрим наиболее значимые произведения выпуска 2022 г. «Психологические портреты героев по мотивам произведения Джоан Роулинг „Гарри Поттер"» (2022, литография,
линогравюра, акрил) выпускницы мастерской графического факультета Санкт-Петербургской академии художеств Е. Самойловой (руководитель А. Н. Скляренко) как раз и наталкивают на размышления о том, что современный студент Академии напоминает мага и чародея из романа Джоан Роулинг (ил. 1). Для Самойловой жизнь в Академии и есть Хогвартс, с миром сложных отношений между студентами-магами, профессорами-чародеями, таинственными помещениями, волшебными персонажами, снующими тут и там... Художница выбрала необычное сочетание печатных техник. Каждый лист представляет собой рамку с подписью, содержащую имя того или иного персонажа и его герб-эмблему, выполненную в технике линогравюры. В рамки впечатаны литографским способом собственно «портреты героев». В центре каждого литографского листа - образ одного из персонажей знаменитой книги (Гарри Поттер, Уизли, Молли) с их атрибутами в сопровождении аллегорий, обозначающих пространство Хогвартса, и отсылающих к тем или иным событиям, описанным в книге. Эти собирательные образы раскрывают внутренний мир героев с глубоким психологизмом. Екатерине показалось недостаточно выполнить портреты только обычной литографской печатью черной краской. Поскольку речь идет о волшебстве и тайне, об ином измерении пространства и времени, она решила показать мир своих героев еще и способом «негативной» печати: она создавала литографии-инверсии, печатая белилами по черной бумаге. В этой технике есть определенные сложности - поскольку белая краска менее плотная и не столь фактурная, она не позволяет сделать много оттисков. Так, если печать черной краской дает до 25 оттисков, то белой краской - четыре-пять. Таким образом, дипломнице благодаря кропотливой работе удалось создать целый мир волшебной школы, показать всю его сложность и многогранность и заставить в него поверить серьезных членов Государственной аттестационной комиссии, давшей этой работе похвалу.
Графические серии других авторов представлены на выставке во всем многообразии: литография, офорт, линогравюра, рисунок.
Причем отметим новаторство экспонирования графики - она размещена на легких прозрачных стендах по центру зала, что позволяет лучше заполнить экспозиционное пространство, сделать его более сложным и современным.
Серию станковых листов по мотивам произведений братьев Стругацких «Град обреченный» и «Гадкие лебеди» выполнила Ю. Чжоу (мастерская А. Н. Скляренко) в технике цветного офорта. Довольно крупные листы отличаются сложностью композиционных построений, сочетающих абстрактные экспрессивные формы с элементами реалистического изображения.
Особым настроением и напряженным контрастным колоритом, помогающим раскрыть драматизм литературного произведения и напомнить об ужасах истории XX в., отличаются работы Андрея Клименко «Иллюстрации к роману Джорджа Оруэлла „1984"» (2022, тонированная бумага, уголь) из мастерской книжной графики, руководителем которой являлся Клим Ли. Апокалиптичность ощущений достигается мощным и местами беспощадным рисунком, цветовыми акцентами красного на черно-белом фоне. Тонированная бумага и уголь помогают выразить трагические переживания заключенных в тюрьмы и концлагеря людей, ощутить крах цивилизации и неизбежность катастроф.
Мастерскую Клима Ли закончил и Тун Шохань, выполнив серию станковых листов к «Маленькому принцу» А. де Сент-Экзюпери (бумага, карандаш, соус). Китайский автор придал хорошо знакомому тексту особую мягкость и привлекательность за счет утонченной графической манеры, позволяющей соединить европейские принципы изобразительности с восточным пониманием пространства.
В. Прицкау в серии станковых листов по мотивам трагедии У. Шекспира «Король Лир» (мастерская станковой графики А. С. Заставского, 2022, шелкография) использует крупные планы, показывая персонажей, применяет плакатный язык изображений. Напряжение передается и колористическими средствами: черный фон, красный средний план и белые контуры фигур. Действие
старинной пьесы перенесено в наши дни, герои ее - люди XXI в., страдающие и так не научившиеся ценить добро.
Иллюстрации Ж. Квитко (мастерская А. С. Заставского) к книге «Моя семья и другие звери» Дж. Даррелла (2022, бумага, акварель) выписаны почти с миниатюрной тщательностью, наполнены легкостью и воздушностью. Они крайне удачно подходят к камерной тематике автобиографической повести, тепло и иронично рассказывающей о семейной истории знаменитого биолога, о взаимодействии ребенка с природой и людьми.
Работа Цзен Жуньлиня «Велкий Китай» (2022, мастерская А. С. Заставского) отличается сложностью замысла. На черном фоне ритмично, условно повторяя границы современного Китая, расположены бумажные, натянутые на подрамники прямоугольники разных размеров. На них коричневыми чернилами на масляной основе изображены характерные пейзажи Китая: горы и воды, леса и поля, храмы традиционной архитектуры в свойственной для этой страны изобразительной манере. Сквозь эти изображения просматриваются фигуры четырех извивающихся драконов, головы которых направлены к композиционному центру картины - Солнцу, расположенному в строгом квадрате. Это своего рода иллюстрация к одному из самых известных китайских мифов о появлении четырех главных рек страны, поэтому у каждого из драконов есть имена: Длинный, Черный, Желтый и Жемчужный. Витиеватой динамикой своего туловища они напоминают силуэты пролегающих в Китае рек. Перед нами картина мира китайского художника, вдохновленного мифологией и особенностями культуры Поднебесной, величие которой определяется не только географическими масштабами и историей, но и искусством.
Живопись на выставке представлена во всем разнообразии художественных поисков. Мастерская монументальной живописи А. К. Быстрова - работой Б. Кучиева «Сказание о нартах» (2022, холст, масло). Адыгский эпос, известный прежде значительной серией иллюстраций и живописных работ, созданных X. В. Сав-куевым для издательства «Вита Нова», раскрывается по-новому в масштабном полотне, решенном в золотисто-кобальтовых
колористических сочетаниях, объединяющем разновременные события в едином пространстве. Характерная именно для этой мастерской экспрессивная манера письма и плотное заполнение пространства фигурами и различными элементами пейзажа сразу же узнаваемы. Другая монументальная мастерская, руководимая С. Н. Репиным, представлена работой К. Федосеевой «Север. Эскиз росписи для культурного центра в Новосибирске» (холст, темпера). Это панно отличается изысканностью цвета и тонким проникновением в этнографические детали культуры и быта северных народов.
Складень Н. Бобровой «Дом» композиционно напоминает средневековые алтари (мастерская X. В. Савкуева, 2022, холст, масло). Современный сюжет из жизни русской деревни, несомненно, имеет связь с известной евангельской притчей. В центральной части - интерьер деревянного дома. В центре - мать с младенцем на руках. Этот образ и в композиционном, и в колористическом отношении отсылает к образу Богоматери. Вошедшие в избу односельчане в шапках-ушанках (как будто волхвы) с пластиковыми пакетами в руках, узнаваемые розовые резиновые тапки на полу -свидетельства современной провинциальной жизни. Этот сюжет вызывает ассоциации с евангельской историей. На створках представлено развитие темы, изображены люди и животные, символизирующие сцену «Поклонение Младенцу».
«Предчувствие» Д. Рыжковой (холст, масло) (мастерская X. В. Савкуева) также наполнено многочисленными ассоциациями, связанными с историей человека от его рождения до состояния взросления, противостояния индивидуальности безликому миру современного прагматизма.
В работе К. А. Власовой «Ступени» (мастерская X. В. Савкуева, 2022, холст, масло, 300^100) используются приемы живописи Кватроченто с подчеркнутой линеарностью, воздушностью пространства, открытыми цветовыми сочетаниями. Современное будничное событие - очередь у входа в метро - художница наполняет прямо-таки ренессансным смыслом. Несмотря на многофи-гурность композиции, удивительно чутко и детально прописаны
лица всех персонажей, как в итальянских фресках. Каждому из них автор придумала свой характер, наполнив их особым темпераментом.
Полотно Чжу Юнжуя, выпускника мастерской X. В. Савкуева, называется «Старое и новое», в котором речь идет о переходе от старого малоэтажного бедного Китая к стремительно развивающейся стране небоскребов. Слева на 2,5-метровом прямоугольнике зритель видит одетого в монохромную грязную спецодежду, бородатого, всего в морщинах старика-рабочего с потухшим взглядом на фоне барачной застройки. Художник композиционно отделяет старый мир от нового целым столбом современной строительной техники с ковшами, отбойными молотками и другими атрибутами. Справа изображен молодой человек в яркой спецодежде на фоне современной архитектуры. Плакатный прием прямолинейного противопоставления делает эту картину несколько декларативной и однозначной в раскрытии данной темы.
О. Волкова в картине «Подвиг Эрмитажа» изображает один из самых тяжелых моментов в истории сокровищницы России -эвакуацию ее реликвий во время блокады Ленинграда (мастерская В. С. Песикова, 2022, холст, масло, 265x205). Это полотно создано под влиянием стилистики произведений Рембрандта. Таинственное мрачное освещение и композиция, напоминающая «Снятие с Креста», как нельзя более точно соответствует тому состоянию, которое переживали эрмитажники, вынимая картины из рам, упаковывая их для транспортировки.
В мастерской В. С. Песикова выполнены также очень глубокие, профессиональные работы Ху Линдань «Ци Байши» (холст, масло), посвященные крупнейшему и, наверное, самому известному живописцу Китая XX в.; Ли Шужуна «Икар» (холст, масло), написанный на мифологический сюжет, извечный в культурах разных народов, в котором античный персонаж перенесен на китайскую почву; Ли Минеи «Подписание договора» (холст, масло) - на сюжет из китайской истории XIX в. Экспериментальным духом отличается серия графических композиций «Санкт-Петербург -
Базель», выполненная А.-Л. Руфф (мастерская В. С. Песикова). Неожиданность заключается в том, что в традиционно самой «живописной» мастерской, где много внимания уделяется пленэру и проблемам световоздушной среды, появляется серия подчеркнуто графических работ. При этом они выглядят весьма цветными за счет световых эффектов, тончайшей проработки деталей, умелого включения цветовых пятен в структуру композиций.
На экспозиции было представлено несколько масштабных произведений, выполненных в мастерской Ю. В. Калюты. Особенного внимания заслуживает триптих Чжан Мэнтин «Пионеры» (холст, масло), посвященный знаменитым художникам Китая. Су Гаоли, известный живописец, ученик А. А. Мыльникова, изображен в поздний период своей жизни. Величавый старец спокойно восседает в высоком кресле, возможно, неспешно ведя диалог с кем-то из своих учеников. Белоснежные одежды Су Гаоли выделяются на светлом фоне, напоминающем знаменитые гохуа китайских мастеров. Использован неожиданный для академического искусства композиционный прием: фигура персонажа расположена в правой части картины и взгляд его направлен за пределы холста. Композиция зрительно уравновешивается начертанными иероглифами с двустишием китайского философа Чжу Си, характеризующим жизненную философию Су Гаоли: «Родниковая вода прозрачна, и ее можно использовать для мытья чернильных кистей, а горы так прекрасны, что в них можно хранить книги».
М. А. Катьянова в сцене «Переход» (2022, холст, масло, 180x225) обращается к проблеме современного урбанизма, показывая разобщенность людей, живущих в мегаполисах, их одиночество в толпе, напряженность современных городских ритмов, случайность встреч и бессмысленность суеты (ил. 2). Формально автор использовала плакатный, ОСТовский стиль живописи, восходящий к эстетике 1920-х гг. В этой же мастерской созданы многофигурные жанровые картины С. Константинова «Крестный ход» (2022, холст, масло, 250x330) и А. Ю. Тихоновой «Полдень» (2022, холст, масло, 150x350).
Выпускники мастерской церковно-исторической живописи Академии не только следуют церковному канону, как мы видим на примере работ Н. С. Карповой «Евхаристия» (2022, бумага, темпера, 483x895), А. С. Гиры «Эскиз росписи подкупольного пространства» (2022, бумага, темпера, 350x350) (ил. 3), но также используют современные средства художественной выразительности, например, Е. Омельянович в композиции «Евхаристия» (2022, бумага, темпера, 250x800). Ее диплом сочетает традиции церковной иконописи (обратная перспектива, цветовая и декоративная символика) и оригинальные современные приемы (многоплановость, академическая манера живописи, реалистичность в трактовке пейзажного пространства). Одновременное существование нескольких подходов свидетельствует о переосмыслении задач современной иконописи.
Реставрация - одна из самых важных задач в деле сохранения объектов культурного наследия страны. Выпускники академической мастерской профессора Ю. Г. Боброва являют собой пример высококвалифицированных специалистов. От одного взгляда на их дипломные проекты становится понятно, насколько кропотлив их труд и высок уровень мастерства. Особенно важной во всех смыслах представляется реставрация икон, которые очищаются от многовековой копоти и более поздних слоев живописи. Это продемонстрировано в дипломе И. Дворникова (реставрация иконы «Сретение», конец XVII - начало XVIII в., дерево, темпера, 124x73).
Особенно примечателен факт сотрудничества Государственного Эрмитажа с Академией. Заканчивающим обучение студентам доверяется реставрация фондовых экспонатов. Примеры подобных реставрационных работ: Тукаева Н. И. «Портрет пожилой женщины» (неизвестный художник, первая четверть XIX в., холст, масло, 65,5x52), Исаева А. С., Пазова Е. С. «Итальянский пейзаж» (неизвестный художник, вторая половина XVIII в., холст, масло, 221x175,3). Музейные экспонаты получают вторую жизнь, а выпускники - бесценный опыт. Возрождению архитектурных памятников посвящен диплом Ф. Захарова под руководством Н. О. Смел-кова «Реставрация ансамбля Богородице-Рождественского Сям-
ского монастыря Вологодской области с приспособлением под современное использование». В таких проектах, выполненных на профессиональном уровне под руководством знающих специалистов, очень нуждаются многие объекты на территории России. И знаменательно, что в петербургской Академии много делается для обучения реставраторов.
Скульптура выпускников Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина разнообразна. Это изображения выдающихся деятелей (Е. Стойчева «Поэт Борис Пастернак», мастерская И. Б. Корнеева, 2022, тонированный гипс; А. Черноволос «Археолог А. Н. Кирпичников», мастерская И. Б. Корнеева, 2022, гипс); жанровых сцен (Н. Амыдаев «Сияние», мастерская
A. А. Новикова, 2022, гипс).
Юань Синьюйя в работе «Нежное дуновение» (2022, гипс), выполненной в мастерской покинувшего этот мир в сентябре 2022 г.
B. Д. Свешникова, пытается передать настроение изящной дамы, погруженной в раздумья, с веером в руках, взмах которого создает нежное дуновение. Она грациозно расположилась на кушетке-ре-камье, напоминая зрителю известную картину Жака Луи Давида «Портрет мадам Рекамье».
А. Филиппова (мастерская В. Д. Свешникова) представила скульптурную композицию «Банька» - проект городской скульптуры для сквера у банного комплекса. В своеобразном решении современных «Трех граций», радостно подставляющих свои тела льющейся воде, есть обращение к традициям классической скульптуры, которыми вполне овладела молодая художница.
Развивает идею раскрытия динамики, свободы пространства и движения воздуха скульптура Дин Цзялиня «Погоня за ветром» (2022, полиэфирная смола, металл, монтажная пена, 160x70x160) из мастерской А. А. Новикова. Образ мальчишки, будто летящего на велосипеде, взмахнувшего руками как крыльями, выражает состояние невесомости, легкости и радости бытия. Это один из самых светлых и поэтичных экспонатов на выставке.
Тема гордости за свою родину выражается в серии медалей китайского выпускника Гау Фэнчу «История Китая. Биолог. Врач.
Изобретатель» из мастерской медальерного искусства под руководством А. В. Бакланова. Знаменитые соотечественники всегда служили примером и для современников, и для мастеров будущих поколений. Используя пластические средства выразительности, выпускник изображает на аверсе трех медалей портреты представителей этих профессий с присущими им атрибутами: врач в медицинской форме со стетоскопом, биолог в халате и изобретатель в деловом костюме. На реверсе размещены рельефные изображения аллегорий благодеяний этих людей, что соответствует лучшим традициям не только русской, но и западноевропейской медальерной школы. В первом случае - ласточка - символ счастья и перемен, во втором - шарик и полевые колосья, находящиеся в руках биолога, а в третьем - эволюция от морского корабля к космическому.
Ввиду сложности экспонирования дипломных работ архитекторов, связанной с масштабом макетов, планов и отмывок, на выставке представлены преимущественно рендерные изображения проектов. Однако благодаря им можно убедиться, что выпускники следуют за самыми передовыми мировыми тенденциями, такими как использование новых материалов (стекло и металл в качестве всей конструкции), сложность образных решений в формах фасадов, создание разнообразной, преимущественно экологически чистой архитектурной среды и т. д. Эти прогрессивные течения заметны в проектах И. С. Казада-ева («Комплекс яхт-клуба на Петровском острове», мастерская В. А. Григорьева, 2022, бумага, печать), А. М. Черкашина («Жилой квартал на Матисовом острове», мастерская В. Г. Григорьева, 2022), О. И. Богумильчик «Жилой квартал у Галерной гавани» (мастерская В. О. Ухова, 2022, бумага, печать). Хотелось бы еще обратить внимание на важный и социально-значимый проект, выполненный Д. Мухиным под руководством Н. И. Явейна, - «Конструирование нового типа погребального комплекса в России. Ландшафтно-архитектурный ансамбль на Канонерском острове» (ил. 4). В нем предлагается совершенно новый, не характерный для России тип погребального комплекса
в виде ансамбля, центральное место в котором занимает башня, восходящая своим образом к древним зиккуратам или к башне В. Татлина.
Уникальность экспозиции 2022 г. заключается в том, что на отчетном показе представлены сразу два ведущих художественных вуза России: Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина и Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. Совершенно иными по стилистике выглядят дипломные работы московских выпускников. Их отличительной особенностью становится активное использование текста, включенного в ткань живописных и графических произведений, в чем, вероятно, проявляется влияние концептуализма. Среди авторов выделяются О. Малявко (серия «Клинцы. Азбука городских брендов», мастерская искусства книги», руководитель Г. А. Мазурин, 2022, бумага, линогравюра, шелкография), Л. Баронова («Пространство текста», мастерская искусства графики, руководитель А. А. Любавин, 2022, холст, акрил, 200x200), М. Маренкова (серия «Этика», мастерская станковой графики, руководитель А. И. Теслик, 2022, холст, акрил, 105x105), Р. Маврина (серия «Принятие», мастерская станковой графики, руководитель А. И. Теслик, 2022, холст, акрил, 100x70). Суриковцы использовали новаторские, нетрадиционные для академической живописи приемы, такие как, например, «порезы» холста, восходящие к творчеству Л. Фонтаны (С. Козликин, серия «Поездка в Якутию», мастерская станковой графики А. И. Теслика, 2022, холст, акрил, 110x120) или смелое сочетание абстрактного с реалистичным (В. Обшивалкина, «Занятия женщин в течение двенадцати месяцев года», мастерская искусства графики и плаката А. А. Любавина, 2022, холст, акрил, 180x30x4). Необходимо отметить нестандартный подход к живописному исполнению в работах, а именно использование смешанной техники, разнообразие формальных и технико-технологических поисков и актуальный для современного искусства прием - серийность композиций, что позволяет более детально раскрыть замысел каждого художника.
В заключение следует отметить несколько отличительных особенностей данной выставки, характеризующих современное направление развития академического искусства. По-прежнему сильны традиции классического рисунка как в живописи, так и в графике. Сюжетные композиции доминируют и в скульптуре, и в живописи. Отличаются особой выразительностью произведения китайских студентов, что проявляется в обращении к разнообразной мифологической и исторической тематике, особой цветовой гамме, характерной для традиционной живописи, трактовке пространства, а также в активном использовании иероглифов в композиционном пространстве.
Молодые авторы обращаются к вечным темам: вспоминают детство, размышляют о месте человека в обществе, о вечных философских проблемах бытия. Выпускникам обеих академий удается соответствовать современным тенденциям, сохраняя классическую выучку. Как справедливо утверждают современные исследователи, «отечественная академическая школа сохраняет прочные традиции классического искусства, верность вечным законам прекрасного, следование объективным правилам отображения реальности в художественном произведении» [7, с. 69]. Именно на гармоничном сочетании традиций, умеренного консерватизма и внедрения новаторских тенденций в сложившуюся систему формирования творческой личности строится, как и прежде, фундамент современного художественного образования.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бобров Ю. Г. О пользе художественного образования // Академические мастер-классы для художественных училищ России. СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2013.С.10-15.
2. Бобров Ю. Г. Пир в Валхалле, или В поисках идеала: из истории современного академизма//Научные труды. 2015. №35. С. 139-161.
3. Васильева А. А. Традиции академического художественного образования и гуманитарные технологии // Традиции академического художественного образования и гуманитарные технологии. URL: https://cyberleninka.ru/ viewer_images/663053/f/l.png (дата обращения: 19.11.2022).
4. Грачева С. М. Российское академическое художественное образование в первой половине XX века. Апология традиции и проблемы современности // Вопросы образования. 2009. № 2. С. 236-254.
5. Грачева С. М. Современное петербургское академическое искусство. Традиции, состояние и тренды развития. М. : БуксМАрт, 2019. 368 с.
6. Современные проблемы академического искусствоведческого образования : Мат-лы междунар. науч. конф. 2012 г. / науч. ред. и сост. Н. С. Кутейникова, С. М. Грачева. СПб. : Институт имени И. Е. Репина, 2018. 435 с.
7. Чикова Т. В., Котломанов А. О. Традиции синтеза искусств в российском художественном академическом образовании: к определению современного реализма // Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. Вып. 62. СПб. : Санкт-Петербургская академия художеств, 2022. С. 63-74.
1.Е.Г. Самойлова. Thom Riddle Sr.Wool's Orphanage, negative. 2021. Бумага, литография. 50^66. Мастерская A. H. Скляренко
2. М. А. Катьянова. Переход. 2022. Холст, масло. 180x225. Мастерская Ю.В. Калюты
З.А.С. Гира. Эскиз росписи подкупольного пространства. 2022. Бумага, темпера. 350x350. Мастерская А. К. Крылова
4. Д. Мухин. Конструирование нового типа погребального комплекса в России. Ландшафтно-архитектурный ансамбль на Канонерском острове. 2022. Мастерская Н. И. Явейна