108 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2019 ТОМ 21 № 5
пространство образования
DOI: 10.22394/2070-8378-2019-21-5-108-111
Высшее юридическое образование в России: проблемы и перспективы
ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА ЧЕГОВАДЗЕ, доктор юридических наук, профессор юридического факультета им. М.М. Сперанского
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, Москва, проспект Вернадского, 84). E-mail: [email protected] АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕМИН, кандидат юридических наук, сотрудник
Дзержинский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (606000, Российская Федерация, Нижегородская область, Дзержинск, переулок жуковского, 2). E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы и перспективы высшего юридического образования в России. С переходом к стандарту третьего поколения изменились приоритеты российской системы высшего профессионального образования. Применение новейших методик позволит сделать российское образование инновационным и соответствующим новым международным стандартам. Решение проблем юридического образования имеет первостепенное значение, поскольку оно связано с особыми функциями профессии юриста. Представляется неправильным при подготовке юристов-бакалавров уделять исключительное внимание практической составляющей обучения. Невозможно дать полноценное высшее образование, не обращая внимания на теоретическую, фундаментальную составляющую. Такой подход может привести к тому, что слабая теоретическая подготовка юриста-практика не позволит ему, например, при разрешении сложного спора в суде грамотно аргументировать свою позицию. Известно, что юридическая наука - это система специальных общественных знаний, постижение которых ведет к теоретико-прикладному освоению права. Изучение теории способствует правильному и полному осмыслению сущности права и механизма правового регулирования. Практической составляющей юриста, по мысли автора, должно быть отведено место именно в магистратуре, потому что обучаемый на этом этапе обладает достаточным уровнем теоретических знаний и способен их применять под чутким руководством преподавателя.
Ключевые слова: высшее юридическое образование, образовательный стандарт, этапы обучения, бакалавриат, магистратура, аспирантура, компетентностный подход
Статья поступила в редакцию 7 декабря 2018 года.
Чеговадзе Л.А., Демин А.А. Высшее юридическое образование в России: проблемы и перспективы. Государственная служба. 2019. № 5. С. 108-111.
HIGHER LEGAL EDUCATION IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
LYUDMILA A. CHEGOVADZE, Dr. Sci. (Law), Professor of the Faculty of Law named after M.M. Speransky The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (84, prospekt Vernadskogo, Moscow, Russian Federation, 119571). E-mail: [email protected] ALEKSEI A. DEMIN, Cand. Sci. (Law), employee
Dzerzhinsk Branch of the National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky (2, pereu-lok Zhukovskogo, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod Region, Russian Federation, 606000). E-mail: [email protected]
Abstract: This article examines the main problems and prospects of higher legal education in Russia. With the transition to the third generation standard, the priorities of the Russian higher education system have changed. The application of the latest methods will make the Russian education innovative and corresponding to the new international standards. Solving the problems of legal education is of paramount importance, since it is associated with the special functions of the profession of the lawyer. It seems wrong to devote special attention to the practical component during the bachelor's training stage of the lawyer. It is impossible to give full higher education, not paying attention to the theoretical, fundamental component. This approach can lead to the fact that the weak theoretical training of a lawyer -practice will not allow him, for example, to argue competently his position in resolving a complex dispute in the court. It is known that the legal science is a system of special public knowledge, the comprehension of which leads to the theoretical and applied mastering of law. The study of the theory promotes correct and complete understanding of the essence of law and the mechanism of legal regulation. According to the authors, it is necessary to pay special attention to the practical component in the magistracy, because the student at this stage has a sufficient level of theoretical knowledge and is able to apply them under the tactful guidance of the teacher.
Keywords: higher legal education, educational standard, training stages, baccalaureate, magistracy, postgraduate education, competence approach
The article was received on December 7, 2018.
Chegovadze L.A., Demin A.A. Higher legal education in Russia: problems and prospects. Gosudarstvennaya sluzhba. 2019. No 5. P. 108-111. In Russian
Введение
Образовательная деятельность - это совокупность последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, педагогическими и иными работниками для достижения результатов, предусмотренных его социальными целями и задачами. Решение этих задач бывает связано с преодолением определенных трудностей, среди которых в последнее время выделяются проблемы преподавания отдельных дисциплин в высших учебных заведениях. В специальной литературе можно обнаружить большое количество статей, сборников и материалов конференций, посвященных вопросам по самым разным направлениям науки. При этом предлагаются различные варианты решения тех или иных проблем, рекомендуются различные способы донесения материала до обучающихся.
Юридическое образование в этом плане не является исключением. Еще в античные времена воспитанию и обучению уделялось большое внимание. Древнегреческое общество и его образование и культура внесли большой вклад в развитие юридической науки [Коровяковский, 2015. С. 8-11]. В России также признается, что «юристы играют важную роль в развитии нашей страны. Реализация намеченных целей развития нашей страны требует высокого уровня правосознания граждан и особенно юристов. Однако в настоящее время наблюдается низкий уровень квалификации и нравственности в среде юристов-практиков» [Борисов, Корнев, Петручак, 2015. С. 118]. Решение проблем юридического образования имеет первостепенное значение, поскольку оно связано с особыми функциями профессии юриста.
Проблемы современной высшей юридической школы
В научных статьях отмечаются причины, препятствующие воспитанию квалифицированных образованных юристов: неумение преподавателя научить и сформировать навыки, позволяющие анализировать источники права и их историю, систематизировать добытый материал, исследовать юридические конструкции, прилагать нормы права к отдельным случаям и др. [Пугина, 2003. С. 65-66]. Наряду с методикой преподавания затрагиваются и другие аспекты (например, отсутствие учебной литературы, содержащей доступную информацию для любого обучающегося, заниженные университетские требования к принятию экзаменов, нехватка квалифицированных кадров преподавательского состава, снижение методической и методологической работы и проч.) [Борисов, Корнев, Петручак, 2015. С. 121; Shepeleva, Novikova, 2014. Р. 106-109].
Безусловно, необходимо обсуждение указанных причин. В то же время нужно не только выделить
конкретные проблемы, связанные с подготовкой учебно-методического материала, или решить кадровые вопросы - важно затронуть двухуровневую систему высшего юридического образования - бакалавриат и магистратуру. Отдельным этапом обучения является подготовка научно-педагогических работников в аспирантуре (адъюнктуре). Такая система функционирует на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1.
Как следует из статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, могут поручить представление их интересов в суде по административным делам только тем гражданам, которые обладают полной дееспособностью по гражданскому законодательству и имеют высшее юридическое образование2. Требование о наличии такого образования сформулировано в процессуальном законодательстве впервые и направлено на обеспечение квалифицированной защиты интересов граждан и организаций при рассмотрении административного дела. Таким образом, представителями в суде могут быть не только адвокаты, но и другие субъекты частного права: юридические фирмы и организации, специально созданные для оказания правовых услуг, частнопрактикующие юристы, не имеющие адвокатского статуса.
Образовательный стандарт и этапы обучения
С переходом к стандарту третьего поколения изменились приоритеты российской системы высшего профессионального образования. Е.С. Герман отмечает следующее: «Заявленное направление изменений ориентиров российской системы образования связано с трансформацией образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на подход, ориентированный на результат образовательного процесса, где вместо знакомых всем знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции, а следовательно и «компетентност-ный подход». Главным механизмом в деле формирования компетентностного подхода и личности инновационного типа, по мнению большинства исследователей в этой области, должны стать методы активного и интерактивного обучения. Указанная методология должна развить у обучающихся умение анализировать конкретные практические ситуации, принимать решения, добиваться постав-
1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 1 мая 2017 года). СПС «КонсультантПлюс».
2 «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 8 марта 2015 года № 21-ФЗ (редакция от 19 июля 2018 г.). СПС «КонсультантПлюс».
110 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2019 ТОМ 21 № 5 пространство образования
ленной цели»3. Другими словами, основной особенностью компетентностного подхода стало перенесение акцента на итоговые результаты обучения, а не на сам процесс. Применение новейших методик позволит сделать российское образование инновационным и соответствующим новым международным стандартам.
Двухуровневая система высшего образования, в том числе юридического, имеет ряд своих особенностей. Обучение бакалавра направлено на приобретение общих знаний по специальности, т.е. студент получает базовый уровень специального образования и профильной подготовки. Отмечается, что основная идея бакалавриата состоит в преобладании практических вопросов профессиональной направленности. Однако высшее образование должно быть одновременно и фундаментальным, и теоретическим [Борисов, Кор-нев, Петручак, 2015. С. 129]. Поэтому справедливо мнение, согласно которому практико-ориенти-рованный подход характерен для среднего профессионального образования, тогда как «высшее образование не может иметь только прикладное значение» [Наумкина, 2012. С. 14]. Высшее образование предполагает получение фундаментальных академических знаний, чему препятствует такое положение дел, когда оно «превратилось из образовательной системы в глобальную индустрию образования» [Чинаева, 2002. С. 93]. Следует признать, что ориентация на формирование только компетенций может привести к тому, что современные российские вузы понизят уровень подготовки обучающихся.
Магистратуру традиционно рассматривают как дополнительный этап получения высшего образования, не относящийся к обязательному. Ее целью является расширение теоретических знаний студентов в какой-либо области науки и приобретение навыков исследовательской работы в ходе написания магистерской диссертации. Практическая составляющая в данном случае не предусмотрена. Таким образом, получение полноценного высшего образования состоит из двух этапов: бакалавриат - инструмент приобретения практических навыков в ходе обучения и фрагментарных теоретических знаний; магистратура - инструмент приобретения углубленных теоретических знаний по профилю и ведение научно-исследовательской деятельности. Неверно рассматривать как преимущества новой образовательной модели возможность переучиваться и менять специальность в магистратуре [Кугай, Прошина, 2010. С. 152].
3 Герман Е.С. Методика преподавания юридических дисциплин в ВУЗе: проблемы и перспективы: https://sibac.info/conf/ pedagog/xlvii/40358
Навыки правоприменения и теоретическая составляющая обучения юристов
Оба этапа необходимы и дополняют друг друга, и именно профессиональные знания, полученные на первом этапе, становятся надежной базой их совершенствования на втором. Поэтому представляется неправильным при подготовке юристов-бакалавров уделять исключительное внимание практической составляющей обучения. Невозможно дать полноценное высшее образование, не обращая внимания на теоретическую, фундаментальную составляющую. Такой подход может привести к тому, что слабая теоретическая подготовка юриста-практика не позволит ему, например, при разрешении сложного спора в суде грамотно аргументировать свою позицию. Известно, что юридическая наука - это система специальных общественных знаний, постижение которых ведет к теоретико-прикладному освоению права. Изучение теории способствует правильному и полному осмыслению сущности права и механизма правового регулирования.
С одной стороны, верно утверждение, согласно которому «стремление к фундаментальности в юридическом образовании само по себе не ведет к разрешению проблем юридической практики» [Синюков, Синюкова, 2010. С. 36]. Но с другой -следует иметь в виду, что подготовка юристов, не способных дать грамотную и теоретически обоснованную правовую квалификацию ситуации, нивелирует всю ее практическую ценность. Есть еще одна серьезная проблема, на которую обращает внимание исследователь: «Во многих специализированных юридических вузах - юридических академиях и институтах - доминирует формальная широта учебных программ, непомерная для юридической профессии, абстрактность и неточность подготовки, поверхностные режимы практик и стажировок, несистемное участие юристов-практиков в учебном процессе» [Синюков, Синюкова, 2010. С. 37]. Разрешение этой проблемы видится в том, что практической составляющей юриста должно быть отведено место именно в магистратуре, потому что обучаемый на этом этапе обладает достаточным уровнем теоретических знаний и способен их применять под чутким руководством преподавателя (к примеру, юриста-практика).
Определенную роль в этом могут сыграть органы государственной власти, муниципальные органы, а также работники аппарата суда или судьи. Приобретение навыков правоприменения в период прохождения практики под руководством сотрудников, по сути, является бесценным опытом для будущего юриста. Федеральным законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1
«О статусе судей в Российской Федерации»4 и Федеральным законом Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации»5 образовательная деятельность разрешена, что позволяет сделать вывод о предоставленной законодателем возможности развивать высшее юридическое образование в Российской Федерации с участием названных лиц.
Еще одним важным вопросом является обучение в аспирантуре. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» относит аспирантуру к высшему образованию. Цель обучения в ней - подготовка научно-педагогических кадров, которые отнесены законодателем к профессорско-преподавательскому составу работников организации, осуществляющей деятельность по программам высшего и дополнительного про-
4 Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 (редакция от 3 июля 2016 года, с изменениями от 19 декабря 2016 года) «О статусе судей в Российской Федерации». СПС «КонсультантПлюс».
5 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (редакция от 3 апреля 2017 года) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». СПС «КонсультантПлюс».
Литература
Борисов А.В., Корнев А.В., Петручак Л.А. Юридическое образование в России: история, современность, перспективы развития: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015. 208 с.
Коровяковский Д.Г. Развивающаяся система идей и воззрений на высшее юридическое образование как философско-пра-вовой и социальный феномен в Древние века. История государства и права. 2015. № 13. С. 8-13.
Кугай А.И., Прошина Е.М. Болонский процесс и отечественная традиция: преимущества и недостатки. Материалы научно-методической конференции СЗАГС. 2010. № 1. С. 151-158.
Наумкина В.В. Двухуровневое юридическое образование и ком-
References
Borisov A.V., Kornev A.V., Petruchak L.A. Legal education in Russia: history, modernity, development prospects. Monograph. M.: Norma; INFRA-M, 2015. 208 p. In Russian Chinaeva T. Student mobility: world trends. In: Vysshee obrazovanie
v Rossii. 2002. № 3. P. 93-99. In Russian Korovyakovskii D. G. Developing system of ideas and views on higher legal education as a philosophical-legal and social phenomenon in the Ancient Ages. In: Istoriya gosudarstva i prava. 2015. № 13. P. 8-13. In Russian Kugai A.I., Proshina E.M. Bologna process and the domestic tradition: advantages and disadvantages. In: Materialy nauchno-meto-dicheskoi konferentsii NWAPA. 2010. № 1. P. 151-158. In Russian
фессионального образования. Аспирантура предусматривает подготовку специалистов, способных в дальнейшем обучать слушателей высшей школы. Считается, что практической деятельности в аспирантуре должно быть отведено минимальное количество времени. Это объясняется задачей подготовки преподавателей правовых дисциплин, способных наиболее полным образом представить и передать знания теоретического материала. Отсюда следует, что к программам вузов и стандартам обучения аспирантов должны предъявляться особые требования.
Заключение
В заключение следует отметить, что в настоящее время, с учетом все возрастающей потребности государства и общества в высококвалифицированных юристах, главным остается сохранение отечественных традиций преподавания, преподнесения теоретического материала на разных уровнях высшего юридического образования. При этом необходимо изменить подход к содержанию образовательных стандартов и программ бакалавров, магистров и аспирантов, обратить особое внимание на их подготовку, усвоение фундаментальных теоретических знаний и выработку практических навыков и умений.
петентностный подход: вопросы теории. Юридическое образование и наука. 2012. № 4. С. 13-15.
Пугина О.А. Проблемы методики преподавания права. Вестник ТГУ 2003. № 2. С. 64-67.
Синюков В.Н., Синюкова Т.В. О развитии университетского и прикладного юридического образования в России. Государство и право. 2010. № 3. С. 33-42.
Чинаева Т. Студенческая мобильность: мировые тенденции. Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 93-99.
Shepeleva O., Novikova A. The quality of legal education in Russia: the stereotypes and the real problems. Russian Law Journal. 2014. Vol. 2. Issue 1. P. 106-120.
Naumkina V.V. Two-level legal education and competence approach: theory issues. In: Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. № 4. P. 13-15. In Russian Pugina O. A. The problems of teaching methods of law. In: Vestnik
TGU. 2003. № 2. P. 64-67. In Russian Shepeleva O., Novikova A. The quality of legal education in Russia: the stereotypes and the real problems. In: Russian Law Journal. 2014. Vol. 2. Issue 1. P. 106-120. In English Sinyukov V N., Sinyukova T. V On the development of university and applied legal education in Russia. In: Gosudarstvo i pravo. 2010. № 3. P. 33-42. In Russian