Научная статья на тему 'Высшее профессиональное образование в координатах глобализации'

Высшее профессиональное образование в координатах глобализации Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
105
47
Поделиться
Журнал
Cloud of science
ВАК
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Бубнов Г. Г., Малышев Н. Г., Плужник Е. В., Солдаткин В. И.

Процессы глобализации диктуют жесткие требования к качеству рабочей силы, к качеству профессионального образования (учебным планам и программам, преподавателям, вузам), неизбежно образуя появление международных образовательных стандартов. Ни один вуз не может быть ныне безучастным в развивающемся процессе образовательной глобализации. В статье сформулированы особенности и направления учебно-методической работы вуза, отвечающие современным вызовам.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Бубнов Г.Г., Малышев Н.Г., Плужник Е.В., Солдаткин В.И.,

Текст научной работы на тему «Высшее профессиональное образование в координатах глобализации»

Электронный журнал С1опй о/Баепсе. 2013. № 1.

http://cloudofscience.ru

Высшее профессиональное образование в координатах глобализации

Г. Г. Бубнов1, Н. Г. Малышев1'2, Е. В. Плужник1, В. И. Солдаткин1 1Московский технологический институт «ВТУ», 2Московский университет имени С. Ю. Витте

Аннотация. Процессы глобализации диктуют жесткие требования к качеству рабочей силы, к качеству профессионального образования (учебным планам и программам, преподавателям, вузам), неизбежно образуя появление международных образовательных стандартов. Ни один вуз не может быть ныне безучастным в развивающемся процессе образовательной глобализации. В статье сформулированы осебнности и направления учебно-методической работы вуза, отвечающие современным вызовам. Ключевые слова: дистанционные технологии, глобализация экономики, учебно-методическая работа.

Проблемы глобализации еще в начале 70-х годов XX века отразили движение современного общества к информационному и открытому обществу. В это время явно обозначились основные факторы мирового кризиса в сфере высшего профессионального образования:

- неспособность обеспечить всем желающим возможность получить необходимое им образование (территориальность);

- отставание получаемых знаний от уровня развития информатизации и технологий (консерватизм);

- низкая адаптивность систем образования к различным социально-экономическим условиям (инерционность);

- специфичность образования, получаемого в отдельном учебном заведении (локальность);

- не все специальности могут быть предоставлены желающим обучаться на отдельной территории региональными вузами (ограниченность).

Первой и наиболее значимой проблемой современности является глобализация, проявляющаяся во многих измерениях:

- глобальная экономика;

- радикальные технологические изменения;

- политическая глобализация;

- глобализация культуры;

- глобализация идей и образования.

Г. Г. Бубнов Н. Г. Малышев E. В. Плужник В. И. Солдаткин

Высшее профессиональное образование в координатах глобализации

Не случайно глобализацию определяют как «сжатие пространства-времени», «преодоление расстояния», «конец географии», что позволяет производствам, товарам, людям и информации свободно (наднационально) перемещаться.

Глобализация экономики — базисная основа любых форм глобализации — выражается в интернациональном размещении производства и рынков сбыта товаров и услуг, в глобальном потоке международных инвестиций и торговли. Транснациональное производство, усиленное интегральными технологическими переменами, в частности информационными и коммуникационными технологиями и технологиями связи, предъявляет жесточайшие экстерриториальные требования к структурному изменению рабочего места. Отсюда возникают столь же жесткие требования к качеству рабочей силы, к качеству профессионального образования (учебным планам и программам, преподавателям, вузам), неизбежно образуя появление международных образовательных стандартов. Именно интернационализация производителей и выпускаемой продукции требуют глобального знания и его масштабного применения [1].

Глобализация политики объективно проявляется в образовательной политике. Так, например, ВТО/ГАТС стремится создать условия либерализации сферы продажи образовательных услуг. При этом их требования должны выполняться безотносительно к технологии, посредством которой предоставляются образовательные услуги (технологический нейтралитет). Либерализация свободной торговли объективно приводит к феномену образовательной глобализации — глобализации высшего профессионального образования (транснациональное образование) и глобализации вузов (их укрупнению для завоевания доли мирового образовательного рынка при подходах, объективно заимствованных у бизнеса).

Крупнейшие американские университеты (Принстон, Стэнфорд, Мичиганский университет, Университет Пенсильвании) открыли уникальные бесплатные образовательные курсы на базе существующего проекта coursera.org [2]. Дж. Хеннесси, президент Стэнфорда, отметил, что на бесплатные онлайн-курсы университета по информатике в рамках программы MOOCs («Massive Open Online Courses») записалось более 350 тыс.чел. из 190 стран мира. Только на управленческий онлайн-курс проф. А.Сабери записалось более 80 тыс. слушателей, и почти половина из них решила сделать свой проект по этому курсу. При этом целенаправленно создаются бесплатные LMS-платформы дистанционного обучения (ITunes U, Khan Academy или EDX, разрабатываемая MIT и Гарвардом) [3].

Вполне очевидно, что идет и целенаправленная отработка не только элементов электронной педагогики, но и специализированных информационных, организационных, управленческих, административных и экономических технологий обработ-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Cloud of Science. 2013. № 1.

ки массовых запросов на обучение и дальнейшего «сопровождения» клиентов по всему миру.

Эксперты The New York Times считают, что такое распространение бесплатного образования от самых крупных вузов в мире может привести к полному закрытию мелких образовательных учреждений. Ведь уже сегодня подобные бесплатные программы могут привлечь до миллиарда слушателей. Не случайно, по мнению Кевина Кери, генерального директора образовательной политики в Америке, уже ныне этот глобальный проект в образовательной сфере привел к «несомненной панике» его участников.

Образование интегрируется с международной политикой правительств и крупного бизнеса. Транснациональное образование, отражая тенденции развития глобального рынка с ярко выраженным экстерриториальным спросом на квалифицированную рабочую силу, объективно предполагает появление международного документа на соответствие квалификаций. При этом информационные и телекоммуникационные технологии лишь повышают возможности для получения транснационального образования. Новые провайдеры предоставляют возможность получения транснационального образования, не прибегая к традиционной инфраструктуре с устаревшими библиотечным (бумажным), педагогическим и дидактическим ин-струментариями. Все это открывает возможность предложения всем и в любое время программ высшего образования ведущих вузов на любом расстоянии, конкурируя с множеством национально-расположенных вузов. Уже нельзя не признать значение электронной педагогики и влияние иностранных провайдеров на местную систему образования [4-8].

Процесс глобализации вузов, таким образом, объективно развивается. Ведущие университеты, по законам экономической глобализации, неизбежно превращаются в учебные заведения с глобальной ориентацией на мировой образовательный рынок. Электронные средства информации лишь ускоряют этот процесс. Это превращение связано с той же цепочкой причинно-следственной связи в интернационализации: «капитал — производство — рабочая сила — образование — вуз». Теперь характеристиками вуза становятся:

- «международная образовательная программа»,

- «глобальный учебный план»,

- «экстерриториальный профессорско-преподавательский состав»,

- «виртуальная кафедра»,

- «международный образовательный стандарт»,

- «международная аттестация и аккредитация»,

- «международная сертификация»,

- «международная мобильность студентов и преподавателей»,

Г. Г. Бубнов Н. Г. Малышев Е. В. Плужник В. И. Солдаткин

Высшее профессиональное образование в координатах глобализации

- «международный язык преподавания» и т. д.

Принципиально меняется роль преподавания:

- преподаватели становятся руководителями, инструкторами, тьюторами, наставниками и посредниками; их профессиональное умение — способность разрабатывать и использовать открытые и участвующие методы преподавания и учёбы;

- появляется т.н. «маклер по руководству», который способен собрать и подогнать широкий круг информации для принятия решения о направлении действий на будущее, развить способности для информационного менеджмента и анализа информации, помочь искать свой путь в информационном лабиринте знаний [9].

Российское образование должно адекватно отражать и удовлетворять потребности общества, его членов. Однако формы организации получения и обновления знаний в России практически, к сожалению, не изменились, не взирая на принятые законодательные акты в части легитимизации «электронного обучения» и применения дистанционных образовательных технологий.

Одной из форм разрешения указанных противоречий между интересами общества, групповыми интересами (например, корпораций, образовательных заведений) и интересами личности может быть развитие образования на принципах открытости. Ни один вуз не может быть ныне безучастным в развивающемся процессе образовательной глобализации. Следует, в частности, незамедлительно определить весьма жесткие акценты в учебно-методической работе:

- разработка корпоративных инвариантных дидактических стандартов (учебный план, учебная программа, методическое руководство, учебное пособие, хрестоматия по курсу, база тестовых заданий);

- инвентаризация учебно-методического обеспечения по каждому читаемому курсу и его приведение в соответствие с установленными корпоративными, или, если имеются — международными — дидактическими стандартами;

- введение в практику организации учебного процесса смешанного обучения по ряду дисциплин (интернет-обучение, экстернат, самообразование);

- разработка «модульных» учебных планов непрерывного образования: профильная школа — колледж — вуз;

- реализация масштабного принципа в дополнительном профессиональном образовании: от обучения — к образовательному консалтингу (учебе через всю жизнь).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

С1оий о/Баеисе. 2013. № 1.

Технологии глобальной информационной сети Интернет лишь определяют направления развития образовательной конкуренции, вытеснения слабых вузов, программ и преподавателей. Это неизбежно приведет только к повышению качества получаемого образования.

Литература

[1] Бубнов Г. Г., Солдаткин В. И. О глобализации высшего профессионального образования // Образовательная среда сегодня и завтра: Матер. VII Всеросс. научн.-практ. конф. / Отв.ред. В. И. Солдаткин. — М. : Минобрнауки России, 2010. С. 41-44.

[2] См.: http://eduboard.com

[3] См.: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2012-13/ world-ranking/analysis/john-hennessy

[4] Лобачев С. Л., Солдаткин В. И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. — М. : МЭСИ, 1998.

[5] Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М. : МЭСИ, 1999. — 196 с.

[6] Андреев А. А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. — М. : МГОПУ, 2002. 168 с.

[7] Основы открытого образования / Отв. ред. В. И.Солдаткин. М.: НИИЦ РАО, 2002. Т. 1. 676 с.

[8] Основы открытого образования / Отв. ред. В. И.Солдаткин. М. : НИИЦ РАО, 2002. Т. 2. 680 с.

[9] Горбунова Е.И., Лобачев С.Л. и др. Открытое образование: стандартизация описания информационных ресурсов / Ответственные редакторы С. Л. Лобачев, А. В. Манцивода — М. :РИЦ «Альфа», 2003. 215 с.

[10] Преподавание в сети Интернет : учебное пособие. / Отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: Высшая школа, 2003.

Авторы:

Бубнов Григорий Георгиевич, доктор экономических наук, профессор, ректор Московского технологического института «ВТУ»

Малышев Николай Григорьевич, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, президент Московского технологического института «ВТУ», президент Московского университета им. С. Ю. Витте

Плужник Евгений Владимирович, первый проректор Московского технологического института «ВТУ»

Солдаткин Василий Иванович, доктор философских наук, профессор, первый вице-президент Московского технологического института «ВТУ»