г
ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ
Ч
j
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
БУБНОВ Григорий Георгиевич - д-р экон. наук, профессор, ректор, Московский технологический институт. E-mail: rector@mti.edu.ru
НИКУЛЬЧЕВ Евгений Витальевич - д-р техн. наук, профессор, проректор по научной работе, Московский технологический институт. E-mail: e_nikulchev@mti.edu.ru
ПЛУЖНИК Евгений Владимирович - первый проректор, Московский технологический институт. E-mail: e_pluzhnik@mti.edu.ru
Аннотация. Изложены возможности внедрения и эффективного функционирования инновационных информационных технологий в образовательный процесс подготовки специалистов в вузе технического профиля.
Ключевые слова: образовательные инновации, инновационные технологии, информационная образовательная среда, наукоемкие компетенции, подготовка «на опережение», облачные технологии, мобильные приложения, модификация экспорта образовательных услуг
В настоящее время все чаще отмечается, что подготовка специалистов в системе высшего образования не всегда удовлетворяет современных работодателей. Выпускники инженерно-технических вузов имеют недостаточную производственную подготовку, что приводит к их длительной адаптации на реальном рабочем месте, к тому же они не могут предвидеть развитие научно-технической среды, в которой им придется работать. Особенность сегодняшней ситуации в том, что нужны выпускники с широким рядом наукоемких компетенций и подготовленных «на опережение ». Речь идет о специалистах, обладающих инновационным мышлением, готовых к непрерывному образованию и профессиональной мобильности, способных работать в высококонкурентной среде».
Некоторые из этих вопросов могут быть решены известными дидактическими подходами при создании эффективных педагогических систем, однако развитие гибкости профессионального поведения выпускников, формирование методологической культуры и повышение уровня их профиль-
но-ориентированной подготовки, на наш взгляд, находится в прямой зависимости от широты кластера информационных технологий в учебном процессе, разработка и наполнение которого представляется важной и актуальной научной задачей.
Применение информационных технологий в научно-образовательной деятельности вуза позволяет создать качественно новую информационную образовательную среду с возможностью построения глобальной системы дистанционного обучения, что предполагает разработку аппаратно-программного базиса и учебно-методического наполнения информационных ресурсов вуза. С точки зрения педагогической теории дистанционное обучение - это открытая образовательная система, опирающаяся на инновационные образовательные технологии и позволяющая с наибольшей полнотой отвечать современным требованиям к образованию, среди них: гибкость организационных форм, индивидуализация содержания, информатизация и интенсификация, а также оптимизация процесса обучения и обмена информацией между всеми
160
Высшее образование в России • № 1, 2015
субъектами образовательного процесса. При этом инновационной образовательной технологией может стать любая технология (даже если она имеет глубокие исторические корни), если в результате ее внедрения формируются новые компетенции будущего специалиста, способные многократно повысить результативность его образовательной и производственной деятельности.
Опыт внедрения новейших информационных технологий в систему непрерывной подготовки специалистов физико-технической и инженерной направленности в Московском технологическом институте и Высшей школе системного инжиниринга Московского физико-технического института показал, что одним из приоритетных условий эффективного внедрения новейшихин-формационных технологий в целостный процесс подготовки кадров является гибкость структуры управления учебным заведением [1] . Это относится как к его организационно-функциональной структуре, так и к принципам внедрения инноваций, а также к готовности всех участников учебного процесса к использованию новейших цифровых технологий и системному переходу на новые технологии [2, с. 9]. При этом эффективность образовательной деятельности вуза, как показала наша практика, обеспечивается тремя обстоятельствами.
Первое - использование структуры управления для внедрения инноваций. Т еория управления проектами утверждает, что любая образовательная технология, находясь под воздействием внешних движущих сил, вынуждена постоянно адаптироваться, изменяя свое системное качество. Поэтому для каждой новой технологии формируется команда исполнителей, с указанием этапов, целей, задач и сроков для всех участников. Такой принцип обеспечивает оперативное взаимодействие подразделений, задейство-ванныхв процессе внедрения инноваций, без нарушения классической иерархической структуры вузов, устанавливая в рамках
каждого проекта структуру взаимоотношений исполнителей и потребителей инноваций. Этот подходобеспечивает максимальное сокращение времени управления внедрением новых технологий, позволяет оперативно вносить изменения в технологию обучения, методику преподавания с использованием новых технологий.
Второе - оперативное реагирование на новые технологии, требования рынка и работодателей на основе маркетинговых и социологических исследований. Постоянный мониторинг запросов рынка, оценка перспективности новинок в области информационных технологий и запросов обучающихся и преподавательского сообщества позволяют опережать время массового внедрения новых технологий. Косвенным критерием оценки качества внедрения передовых технологий является динамика роста нашего контингента, что отражает оперативную реакцию учебного заведения на запросы рынка к качеству образовательных услуг в современных условиях конкуренции.
Третье - участие всех субъектов образовательного процесса, включая студентов, работодателей, преподавателей и администрации вуза в обсуждении внедрения инноваций на площадках социальных сетей.
Приведем некоторые примеры:
■ разработка единой образовательной среды на базе LMS, включающей создание собственной модификации системы управления учебным процессом и хранения контента на базе Moodle [3];
■ использование облачных технологий [4];
■ технологии iBook (электронные учебники с мультимедийным контентом для операционных систем iOs и Android, позволяющие студентам знакомиться с учебными продуктами на широко используемых устройствах);
■ мобильные приложения;
■ поддержка отдельных групп в социальных сетях для оперативного мониторинга мнений участников образовательно-
Факты, комментарии, заметки
161
го процесса и пропаганды приобретения знаний широким кругом пользователей (группы «Я люблю физику», «Я люблю математику» и др.).
Данные информационные технологии внедрены у нас за короткое время и показали свою результативность благодаря разработанным принципам управления и наличию единой информационно-образовательной платформы.
Литература
1. Семенов А.В., Бубнов Г.Г. Оценка стратегической конкурентоспособности высше-
го учебного заведения // Экономика и предпринимательство. 2013. № 3 (32). С. 190-194.
2. Бубнов Г.Г., Плужник Е.В. Your education
enables success // Образование - путь к успеху. Международный форум «YEES 2012»: Сб. трудов. М.: МТИ «ВТУ», 2012.
3. Солдаткин В.И., Лобачев С.Л. Online-уни-
верситет на базе LMS Moodle // Высшее образование в России. 2009.№ 9. С. 103-110.
4. Плужник Е.В., Никульчев Е.В. Функцио-
нирование образовательных систем в облачной инфраструктуре // Известия вузов. Про блемы полиграфии и издательского дела. 2013. № 3. С. 96-105.
EXPERIENCE IN IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
BUBNOV Grigoriy G. - Dr. Sci. (Economics), Prof., Rector, Moscow Technological Institution, Moscow, Russia. E-mail: rector@mti.edu.ru
NIKUL’CHEVEvgeniy V. - Dr. Sci. (Technical), Prof., Vice-rector for scientific work, Moscow Technological Institution, Moscow, Russia. E-mail: e_nikulchev@mti.edu.ru PLUZHNIK Evgeniy V. - First vice-rector, Moscow Technological Institution,Moscow, Russia. E-mail: e_pluzhnik@mti.edu.ru
Abstract. This article is about the results of the implementation and effective functioning of innovative information technologies in the educational process of a technical institution of higher education. We offer technological solutions and options for assessing the effectiveness of innovation. Such innovative technologies as LMS-environment, cloud technology, iBook technology, mobile apps, social networks, export of education services, are under consideration.
Keywords: education innovation, innovative technology, virtual learning environment, high technology competence, cloud technology, mobile apps
References
1. Semenov A.V., Bubnov G.G. (2013) [Evaluation of strategic competitiveness of higher education
institution]. Еkonomika ipredprinimatel’stvo [Economy and Entrepreneurship]. No. 3 (32), pp. 190194. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Bubnov G.G., Pluzhnik E.B. (2012) [Your education enables success] Obrasovanie - put’ k uspekhu
[Education is a way to succcess]: Proc. Int. Forum «YEES 2012». Moscow, MTI, p. 9.
3. Soldatkin V.I., Lobachev S.L. (2009) [Model of online university on LMS moodle platform]. Vysshee
obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 9, pp. 103-110. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Pluzhnik E.V., Nikulchev E.V. (2013) [Functioning of educational systems in cloud infrastructure].
Izvestiya vuzov. Problemy poligrafii i izdatelskogo dela [Bulletin of universities. Problems of printing arts and publishing]. No. 3, pp. 96-105. (In Russ., abstract in Eng.)