Научная статья на тему 'Высшее педагогическое образование в условиях реорганизации педагогических вузов'

Высшее педагогическое образование в условиях реорганизации педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ / ТЕОРИЯ ГЕОГРАФИИ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / SPECIFIC FEATURES OF STUDENTS’ AND TEACHERS’ ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL EDUCATION / CLASSICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL TRAINING OF UNIVERSITY TEACHERS / PEDAGOGICAL REFLECTION / TEACHING METHOD OF GEOGRAPHY / THEORY OF GEOGRAPHY / PEDAGOGICAL UNIVERSITY REORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Александр Николаевич, Новикова Мария Сергеевна

Специфика педагогического высшего образования проявляется как в организации процесса обучения в педагогическом вузе, так и в особенностях образовательной среды вуза, характере взаимодействия «преподаватель – студент», в специфике результата обучения, статуса преподавателей, менталитета студентов, в особенностях рефлексии. В условиях реорганизации педагогических вузов главная задача – сохранение сложившихся традиций, выражающих эту специфичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Александр Николаевич, Новикова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC CHARACTER OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF PEDAGOGICAL INSTITUTES REORGANIZATION

The specificity of pedagogical higher education lies first of all in the organization of the learning process in the pedagogical institute, and in the specificity of students’ and teachers’ environment; the interaction “teacher – student”; research and education results; teachers’ status; students’ mentality; reflection. In the condition of pedagogical university reorganization, the main task is to preserve the established traditions expressing this particular specificity.

Текст научной работы на тему «Высшее педагогическое образование в условиях реорганизации педагогических вузов»

тической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Г.И. Щукиной. СПб., 2008.

4. Роботова А.С., Романенчук К.В. Педагоги-

ка как судьба. Очерки жизни и деятельности Раисы Г ригорьевны Лемберг: Документы, воспоминания. Публицистика и педагогические произведения / Под общ. ред. Г.А. Бордовского, В.А. Козырева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 291 с.

5. Гапоненков А. В жанре интеллектуальной

биографии // Новый мир. 2012. № 12.

6. Лотман Ю. Биография - живое лицо //

Новый мир. 1985. № 2.

7. Михайлин В., Беляева Г. Историк в исте-

рике. Учитель истории в советском кино рубежа 1960-1970-х годов // Неприкосновенный запас. 2012. № 85.

8. Хорошилова О. «Синяя говядина», «тон-

няги» и «корнеты». Форма гимназистов императорской России; // ТЕОРИЯ МОДЫ. Одежда. Тело. Культура. № 26 (зима 2012-2013); Зиновьева Л. Форма образа // Там же.

А.Н. НОВИКОВ, доцент Забайкальский государственный университет

м. с. Новикова, младший

научный сотрудник Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН

Высшее педагогическое образование в условиях реорганизации педагогических вузов

Специфика педагогического высшего образования проявляется как в организации процесса обучения в педагогическом вузе, так и в особенностях образовательной среды вуза, характере взаимодействия «преподаватель - студент », в специфике результата обучения, статуса преподавателей, менталитета студентов, в особенностях рефлексии. В условиях реорганизации педагогических вузов главная задача - сохранение сложившихся традиций, выражающих эту специфичность.

Ключевые слова: педагогическое образование, классическое образование, специфика студенческой и преподавательской среды, педагогическая подготовка преподавателя, педагогическая рефлексия, методика преподавания географии, теория географии, реорганизация педагогического университета

В настоящее время в России идет процесс сокращения числа педагогических вузов за счет присоединения их к классическим или техническим университетам. В 2012 г. Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, который являлся самым старым вузом Читы (1938 г.), был присоединен к Забайкальскому государственному университету (бывшему техническому университету, образованному в 1974 г.). Вопрос о целесообразности сохранения педагогического профиля подготовки студентов в классическом вузе прозвучал одним из первых. Переходить ли с под-

готовки учителей географии на подготовку географов-исследователей, с учителей истории на историков-исследователей?

Необходимо отметить, что в стране уже имеется опыт решения этого вопроса. Например, в Бурятском государственном университете (г. Улан-Удэ) студентам, обучающимся по географическим профилям, предлагают получить по желанию дополнительную квалификацию «преподаватель географии», пройдя дополнительные дисциплины психолого-педагогического цикла. Однако здесь возникает проблема совмещения педагогических практик с графиком основного учебного процесса.

На перекрестке мнений

35

Постановка проблемы. Присоединение педагогических вузов к классическим университетам порождает вопрос о сохранении педагогического образования в его отличии от классического образования. Именно угроза утраты высшего педагогического образования заставляет задуматься о его специфике, которую можно потерять в условиях присоединения педвуза к другим вузам (организация процесса обучения в педагогическом вузе, специфика среды студентов и среды преподавателей; взаимодействие «преподаватель - студент»; результат обучения; статус преподавателей; менталитет студентов).

Цель статьи - выявить специфические особенности высшего педагогического образования и его отличие от классического университетского образования.

Главной фигурой процесса образования, несомненно, является студент. В классическом вузе студенты с первых курсов ориентированы на научную деятельность. Преподаватели стараются помочь студенту найти свою тематику, которая бы прошла через его курсовые работы, выпускную квалификационную, а в отдельных случаях -и магистерские и кандидатские диссертации. В педагогическом университете иной путь, только небольшая часть студентов сохраняет преемственность в своих работах. Нас всегда удивляло несоответствие тематики курсовых работ студентов педвуза тематике их выпускных квалификационных работ. У наиболее сильных и способных к педагогической деятельности студентов на последнем курсе происходит переосмысление написанных ранее курсовых работ по географии и педагогике, что находит отражение в их выпускных квалификационных работах. Т акие студенты задумываются не о географической проблеме, а о том, как преподнести данную тему учащимся на уроке, какие формы урока выбрать, как сочетать различные методы. Например, курсовая работа студента посвящена климату России, а выпускная квали-

фикационная - проблемному обучению. Однако последнее рассматривается на примере темы «Климат России ».

Студенты классического вуза больше ориентированы на индивидуальную работу, на самостоятельный результат. Студенты педагогического вуза чаще работают в малых группах. К этому их обязывает предмет «Теория и методика обучения и воспитания (географии)», на котором моделируются различные педагогические ситуации. Сам процесс обучения больше напоминает работу театральной студии с распределением ролей. Студент учит роль учителя, пишет план урока, репетирует. На занятиях студенты по очереди выступают в роли учителя, а затем - в роли ученика. В этом процессе главным становится чувство коллективизма. Студент педвуза, конечно, работает на результат (как и студент классического университета), однако процесс обучения, дополняющийся педагогическими практиками, выходит на первое место. Студент меняет свою роль с обучаемого на обучающего не только в формате занятий по методике, но и в формате семестра, проходя педпрактику в школе. Эта смена существенно влияет как на характер, так и на сам стиль общения с людьми. Студент классического вуза не испытывает таких психологических метаморфоз. В целом студенты педагогического профиля более общительны.

Нельзя не заметить различий в выступлениях на студенческих конференциях. Студенты педагогических направлений чувствуют себя увереннее, чем студенты классических направлений, их речь поставлена лучше, они умеют работать на аудиторию, при том что научный уровень докладов у студентов классических направлений в целом, как правило, выше. Самая распространенная ошибка среди студентов-педаго-гов заключается в том, что они не могут отделить свои научные результаты от результатов предшественников, которые занимались данной научной проблемой ранее.

У них, как и у всякого педагога, возникает желание рассказать о проблеме в целом, а не о своих персональных результатах, их больше заботит не то, как прирастить научное знание, а то, как донести до аудитории уже имеющееся. Поэтому конференции в педвузе часто превращаются в лекции. Студентов педагогических профилей так же сложно сделать исследователями, как студентов классических профилей -преподавателями. И дело здесь - в различной направленности мышления. Поэтому совмещение в едином учебном плане классических и педагогических программ подготовки возможно только формально.

Среди преподавателей высшей школы выпускники педагогических специальностей качественно отличаются от выпускников классических программ. На кафедре географии, теории и методики обучения географии ЗабГУ, пока сохраняющей педагогическое направление подготовки, преподаватели имеют как педагогическое, так и классическое образование. Особый интерес у нас вызывают те, кто приходит из академических институтов, а именно - своей удивительной асимметрией в наборе профессиональных компетенций. Высокий уровень профессионализма в своей науке, как правило, у них соседствует с педагогическим дилетантизмом. Например, на кафедру приглашаются ученые-специалисты из академических институтов с целью усилить научную составляющую и привлечь студентов к исследованиям по наукам о Земле. Будучи экспертами в своих предметных областях, они, однако, не имеют представления о научных основах педагогики высшей школы. Предложение пройти курсы повышения квалификации по педагогике такие преподаватели воспринимают как унизительное; их лекции часто носят характер предметно-академического высказывания. Такому типу преподавателей лучше предоставлять нагрузку на старших курсах, студенты которых способны воспринимать в течение одной пары высоко-

научное монологическое объяснение. Известно, что некоторые доктора наук, работающие в академическихинститутах, получают звание профессора по специальности за подготовку кандидатов наук, при этом они могут вообще не иметь опыта чтения лекций. С такими профессорами, если они приходят в университет, студентам очень сложно общаться.

Посещая различные университеты, авторы часто наблюдают за социальной средой разных кафедр. Нельзя не заметить различий между коллективами педагогических и непедагогических кафедр. На непедагогических кафедрах преподаватели на переменах обсуждают научно-организационные вопросы, ведут разговоры о грантах, сообщают не без гордости о вышедших у них статьях или книгах. Разговоры о студентах идут реже. А вот преподаватели педагогических кафедр больше обсуждают своих студентов, они часто в курсе их проблем и забот. Такие кафедры напоминают школьную учительскую.

Разные установки преподавателей педагогических и непедагогических университетов и кафедр порождают различные стили общения преподавателя со студентами. Весьма показательно в этом плане обращение к студентам. На нашей кафедре почти все преподаватели обращаются к студентам на «ты», что объясняется их работой в прошлом в средней школе. Приходящие из академического института научные сотрудники обращаются к студентам на «Вы ». Отметим случай, замеченный авторами в одном из классических университетов Сибири, когда профессор к разным студентам обращался по-разному. Когда его спросили, чем это обусловлено, он объяснил, что обращение на «ты» нужно заслужить. Причем обращение на «ты» неоднозначно. Если оно адресовано нацеленному на учебу студенту - это свидетельство поощрения и признания. Имеется и другое «ты», которого «заслуживают» студенты слабые и нецелеустремленные. Все остальные сту-

На перекрестке мнений

37

денты слышат от этого профессора обращение на «Вы».

Многим преподавателям, особенно не имеющим педагогического образования, достаточно сложно отрегулировать отношения со студентами: они либо излишне авторитарные, либо слишком панибратские. Авторитарно-репрессивные установки и педагогические шаблоны, наличествующие у них как память о студенческой жизни, не соответствуют современности. Такие преподаватели сетуют обычно на слабый уровень подготовки студентов, на отсутствие у них мотивации. Тот факт, что студенты за последние годы изменились, что они живут в информационном обществе, что к ним требуется особый подход, не находит понимания. Таким преподавателям, не имеющим педагогического образования, нет смысла говорить о педагогике сотрудничества и субъект-субъектных отношениях.

У преподавателей-непедагогов, если можно так выразиться, слаба педагогическая рефлексия своей деятельности, профессионального развития. Проблема в том, что она реализуется без опоры на уже наработанный другими учеными психологопедагогический фундамент. Научная же рефлексия, напротив, развита у них очень хорошо. Преподаватели с педагогическим образованием имеют, как правило, обратную структуру рефлексии, а точнее, иную ее направленность; чаще всего она реализуется в педагогических науках, а не в преподаваемых ими предметах (географии, истории, физике). Поэтому на кафедрах бывшего ЗабГГПУ среди защит кандидатских и докторских диссертаций преобладали работы по педагогическим наукам. Мы считаем, что увеличение количества кандидатов и докторов педагогических наук обусловлено направленностью научной рефлексии преподавателей в педагогическом вузе. Поэтому логично, что почти все предметные кафедры (физики, географии, биологии) в последние годы существования Заб-ГГПУ к своему классическому названию

получили педагогическое дополнение. Например, кафедра географии стала кафедрой географии, теории и методики обучения географии.

Отметим, что преподаватели, защитившие диссертации по непедагогическим наукам, высказываются за создание кафедры предметных технологий и концентрацию всех методистов, преподающих методику географии, химии, истории, на одной кафедре. Методисты выступают против такого решения, мотивируя свою позицию необходимостью сохранения слаженного союза предметника и методиста. Все это заставляет сомневаться в существовании единого раздела науки под названием «педагогика профессионального обучения».

Основная задача преподавателя - вывести студента из состояния равнодушия. Приходящие в университет преподаватели без педагогического образования считают, что их наука сама по себе интересна, а студент обязан внимать их монологу. Они концентрируются на предмете, а не на процессе. В университете нередки случаи, когда студенты, прослушав лекции у кандидата педагогических наук, не имеющего научных трудов по данной специальной дисциплине, усваивают этот предмет лучше, чем у ученого - узкого специалиста в этой предметной области. Процесс обучения не менее важен, чем содержание. У преподавателей с педагогическим образованием каждое занятие - это спектакль с перевоплощениями. В 2011 г. один из авторов статьи проходил курсы повышения квалификации, посещая лекции по педагогике высшей школы у академика РАО Ю.В. Сенько, который не просто вычитывал материал, а своим примером демонстрировал умение работать с аудиторией, удерживать на себе фокус её внимания. Это был настоящий пер-фоманс.

Студенческая среда классических и педагогических специальностей имеет различия в плане особенностей межличностного общения. При этом в обоих случаях она

изменяется от первого курса к выпускному. Например, студент или студентка, заходя утром перед первой парой в лекционную аудиторию, здоровается только с ближайшим окружением. На классических направлениях эта традиция чаще, чем на педагогических, сохраняется до выпускных курсов. Студенты-педагоги на старших курсах, заходя в аудиторию, выражают общее приветствие, причем для многих из них это настоящий выход на сцену.

Наблюдаются и другие социально-психологические различия. Так, сплоченность коллектива лучше у студентов-педагогов, а механизмы межличностной конкуренции здесь не такие жесткие. В классических университетах поощряется конкуренция, студентов, способных к научной деятельности, отмечают и привлекают к участию в научных проектах, грантах. На этой почве у них может формироваться чувство превосходства, высокомерное отношение к сокурсникам. Такие студенты, пополняя ряды научных сотрудников исследовательских институтов, «вносят свой вклад» в создание соответствующего психологического микроклимата. Авторам во время работы над кандидатскими диссертациями приходилось общаться с таким типом людей. Отметим, что, при всех способностях, отрицательных черт у них больше: высокомерие, замкнутость, эгоцентризм. Успешная научная карьера часто сочетается с неудачной личной жизнью.

Отметим еще одну сторону - отношение к результату научной деятельности. В педагогическом вузе характерно отношение к кандидатской и докторской диссертациям как к квалификационным работам,

а не как к поиску своего индивидуального научного направления, своего места в научном мире. Преподаватели педвузов редко сохраняют единую тематику исследований на протяжении всей профессиональной деятельности. Да и научные школы в педагогических вузах создаются реже, чем в классических университетах.

Высшее педагогическое образование в нашей стране имеет богатую историю, в ходе которой в нем сложились свои традиции, выражающие его специфичность. Эти особенности обусловлены уникальной системой подготовки будущих учителей. На наш взгляд, в условиях присоединения педагогических вузов к классическим наиболее правильным решением для сохранения специфики педагогического образования будет сохранение педагогических кафедр в формате педагогических институтов классических университетов с имеющимися у них традициями и направлениями подготовки студентов. Впрочем, у авторов есть понимание того, что статус классического университета для регионального вуза - это большой плюс. Поэтому курс на его укрепление за счет перевода со временем всех педагогичес-кихпредметных кафедр (географии, истории, математики) на классические направления подготовки будет, конечно, выдерживаться и впредь. Вряд ли университет будет содержать параллельно аналогичные кафедры для классическихипедагогических направлений подготовки. Потребность в оптимизации использования кадрового потенциала и материально-технической базы неизбежно обусловит двойственную специализацию кафедр и их укрупнение. Не выплеснуть бы вместе с водой и ребенка...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.