тической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Г.И. Щукиной. СПб., 2008.
4. Роботова А.С., Романенчук К.В. Педагоги-
ка как судьба. Очерки жизни и деятельности Раисы Г ригорьевны Лемберг: Документы, воспоминания. Публицистика и педагогические произведения / Под общ. ред. Г.А. Бордовского, В.А. Козырева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 291 с.
5. Гапоненков А. В жанре интеллектуальной
биографии // Новый мир. 2012. № 12.
6. Лотман Ю. Биография - живое лицо //
Новый мир. 1985. № 2.
7. Михайлин В., Беляева Г. Историк в исте-
рике. Учитель истории в советском кино рубежа 1960-1970-х годов // Неприкосновенный запас. 2012. № 85.
8. Хорошилова О. «Синяя говядина», «тон-
няги» и «корнеты». Форма гимназистов императорской России; // ТЕОРИЯ МОДЫ. Одежда. Тело. Культура. № 26 (зима 2012-2013); Зиновьева Л. Форма образа // Там же.
А.Н. НОВИКОВ, доцент Забайкальский государственный университет
м. с. Новикова, младший
научный сотрудник Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН
Высшее педагогическое образование в условиях реорганизации педагогических вузов
Специфика педагогического высшего образования проявляется как в организации процесса обучения в педагогическом вузе, так и в особенностях образовательной среды вуза, характере взаимодействия «преподаватель - студент », в специфике результата обучения, статуса преподавателей, менталитета студентов, в особенностях рефлексии. В условиях реорганизации педагогических вузов главная задача - сохранение сложившихся традиций, выражающих эту специфичность.
Ключевые слова: педагогическое образование, классическое образование, специфика студенческой и преподавательской среды, педагогическая подготовка преподавателя, педагогическая рефлексия, методика преподавания географии, теория географии, реорганизация педагогического университета
В настоящее время в России идет процесс сокращения числа педагогических вузов за счет присоединения их к классическим или техническим университетам. В 2012 г. Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, который являлся самым старым вузом Читы (1938 г.), был присоединен к Забайкальскому государственному университету (бывшему техническому университету, образованному в 1974 г.). Вопрос о целесообразности сохранения педагогического профиля подготовки студентов в классическом вузе прозвучал одним из первых. Переходить ли с под-
готовки учителей географии на подготовку географов-исследователей, с учителей истории на историков-исследователей?
Необходимо отметить, что в стране уже имеется опыт решения этого вопроса. Например, в Бурятском государственном университете (г. Улан-Удэ) студентам, обучающимся по географическим профилям, предлагают получить по желанию дополнительную квалификацию «преподаватель географии», пройдя дополнительные дисциплины психолого-педагогического цикла. Однако здесь возникает проблема совмещения педагогических практик с графиком основного учебного процесса.
На перекрестке мнений
35
Постановка проблемы. Присоединение педагогических вузов к классическим университетам порождает вопрос о сохранении педагогического образования в его отличии от классического образования. Именно угроза утраты высшего педагогического образования заставляет задуматься о его специфике, которую можно потерять в условиях присоединения педвуза к другим вузам (организация процесса обучения в педагогическом вузе, специфика среды студентов и среды преподавателей; взаимодействие «преподаватель - студент»; результат обучения; статус преподавателей; менталитет студентов).
Цель статьи - выявить специфические особенности высшего педагогического образования и его отличие от классического университетского образования.
Главной фигурой процесса образования, несомненно, является студент. В классическом вузе студенты с первых курсов ориентированы на научную деятельность. Преподаватели стараются помочь студенту найти свою тематику, которая бы прошла через его курсовые работы, выпускную квалификационную, а в отдельных случаях -и магистерские и кандидатские диссертации. В педагогическом университете иной путь, только небольшая часть студентов сохраняет преемственность в своих работах. Нас всегда удивляло несоответствие тематики курсовых работ студентов педвуза тематике их выпускных квалификационных работ. У наиболее сильных и способных к педагогической деятельности студентов на последнем курсе происходит переосмысление написанных ранее курсовых работ по географии и педагогике, что находит отражение в их выпускных квалификационных работах. Т акие студенты задумываются не о географической проблеме, а о том, как преподнести данную тему учащимся на уроке, какие формы урока выбрать, как сочетать различные методы. Например, курсовая работа студента посвящена климату России, а выпускная квали-
фикационная - проблемному обучению. Однако последнее рассматривается на примере темы «Климат России ».
Студенты классического вуза больше ориентированы на индивидуальную работу, на самостоятельный результат. Студенты педагогического вуза чаще работают в малых группах. К этому их обязывает предмет «Теория и методика обучения и воспитания (географии)», на котором моделируются различные педагогические ситуации. Сам процесс обучения больше напоминает работу театральной студии с распределением ролей. Студент учит роль учителя, пишет план урока, репетирует. На занятиях студенты по очереди выступают в роли учителя, а затем - в роли ученика. В этом процессе главным становится чувство коллективизма. Студент педвуза, конечно, работает на результат (как и студент классического университета), однако процесс обучения, дополняющийся педагогическими практиками, выходит на первое место. Студент меняет свою роль с обучаемого на обучающего не только в формате занятий по методике, но и в формате семестра, проходя педпрактику в школе. Эта смена существенно влияет как на характер, так и на сам стиль общения с людьми. Студент классического вуза не испытывает таких психологических метаморфоз. В целом студенты педагогического профиля более общительны.
Нельзя не заметить различий в выступлениях на студенческих конференциях. Студенты педагогических направлений чувствуют себя увереннее, чем студенты классических направлений, их речь поставлена лучше, они умеют работать на аудиторию, при том что научный уровень докладов у студентов классических направлений в целом, как правило, выше. Самая распространенная ошибка среди студентов-педаго-гов заключается в том, что они не могут отделить свои научные результаты от результатов предшественников, которые занимались данной научной проблемой ранее.
У них, как и у всякого педагога, возникает желание рассказать о проблеме в целом, а не о своих персональных результатах, их больше заботит не то, как прирастить научное знание, а то, как донести до аудитории уже имеющееся. Поэтому конференции в педвузе часто превращаются в лекции. Студентов педагогических профилей так же сложно сделать исследователями, как студентов классических профилей -преподавателями. И дело здесь - в различной направленности мышления. Поэтому совмещение в едином учебном плане классических и педагогических программ подготовки возможно только формально.
Среди преподавателей высшей школы выпускники педагогических специальностей качественно отличаются от выпускников классических программ. На кафедре географии, теории и методики обучения географии ЗабГУ, пока сохраняющей педагогическое направление подготовки, преподаватели имеют как педагогическое, так и классическое образование. Особый интерес у нас вызывают те, кто приходит из академических институтов, а именно - своей удивительной асимметрией в наборе профессиональных компетенций. Высокий уровень профессионализма в своей науке, как правило, у них соседствует с педагогическим дилетантизмом. Например, на кафедру приглашаются ученые-специалисты из академических институтов с целью усилить научную составляющую и привлечь студентов к исследованиям по наукам о Земле. Будучи экспертами в своих предметных областях, они, однако, не имеют представления о научных основах педагогики высшей школы. Предложение пройти курсы повышения квалификации по педагогике такие преподаватели воспринимают как унизительное; их лекции часто носят характер предметно-академического высказывания. Такому типу преподавателей лучше предоставлять нагрузку на старших курсах, студенты которых способны воспринимать в течение одной пары высоко-
научное монологическое объяснение. Известно, что некоторые доктора наук, работающие в академическихинститутах, получают звание профессора по специальности за подготовку кандидатов наук, при этом они могут вообще не иметь опыта чтения лекций. С такими профессорами, если они приходят в университет, студентам очень сложно общаться.
Посещая различные университеты, авторы часто наблюдают за социальной средой разных кафедр. Нельзя не заметить различий между коллективами педагогических и непедагогических кафедр. На непедагогических кафедрах преподаватели на переменах обсуждают научно-организационные вопросы, ведут разговоры о грантах, сообщают не без гордости о вышедших у них статьях или книгах. Разговоры о студентах идут реже. А вот преподаватели педагогических кафедр больше обсуждают своих студентов, они часто в курсе их проблем и забот. Такие кафедры напоминают школьную учительскую.
Разные установки преподавателей педагогических и непедагогических университетов и кафедр порождают различные стили общения преподавателя со студентами. Весьма показательно в этом плане обращение к студентам. На нашей кафедре почти все преподаватели обращаются к студентам на «ты», что объясняется их работой в прошлом в средней школе. Приходящие из академического института научные сотрудники обращаются к студентам на «Вы ». Отметим случай, замеченный авторами в одном из классических университетов Сибири, когда профессор к разным студентам обращался по-разному. Когда его спросили, чем это обусловлено, он объяснил, что обращение на «ты» нужно заслужить. Причем обращение на «ты» неоднозначно. Если оно адресовано нацеленному на учебу студенту - это свидетельство поощрения и признания. Имеется и другое «ты», которого «заслуживают» студенты слабые и нецелеустремленные. Все остальные сту-
На перекрестке мнений
37
денты слышат от этого профессора обращение на «Вы».
Многим преподавателям, особенно не имеющим педагогического образования, достаточно сложно отрегулировать отношения со студентами: они либо излишне авторитарные, либо слишком панибратские. Авторитарно-репрессивные установки и педагогические шаблоны, наличествующие у них как память о студенческой жизни, не соответствуют современности. Такие преподаватели сетуют обычно на слабый уровень подготовки студентов, на отсутствие у них мотивации. Тот факт, что студенты за последние годы изменились, что они живут в информационном обществе, что к ним требуется особый подход, не находит понимания. Таким преподавателям, не имеющим педагогического образования, нет смысла говорить о педагогике сотрудничества и субъект-субъектных отношениях.
У преподавателей-непедагогов, если можно так выразиться, слаба педагогическая рефлексия своей деятельности, профессионального развития. Проблема в том, что она реализуется без опоры на уже наработанный другими учеными психологопедагогический фундамент. Научная же рефлексия, напротив, развита у них очень хорошо. Преподаватели с педагогическим образованием имеют, как правило, обратную структуру рефлексии, а точнее, иную ее направленность; чаще всего она реализуется в педагогических науках, а не в преподаваемых ими предметах (географии, истории, физике). Поэтому на кафедрах бывшего ЗабГГПУ среди защит кандидатских и докторских диссертаций преобладали работы по педагогическим наукам. Мы считаем, что увеличение количества кандидатов и докторов педагогических наук обусловлено направленностью научной рефлексии преподавателей в педагогическом вузе. Поэтому логично, что почти все предметные кафедры (физики, географии, биологии) в последние годы существования Заб-ГГПУ к своему классическому названию
получили педагогическое дополнение. Например, кафедра географии стала кафедрой географии, теории и методики обучения географии.
Отметим, что преподаватели, защитившие диссертации по непедагогическим наукам, высказываются за создание кафедры предметных технологий и концентрацию всех методистов, преподающих методику географии, химии, истории, на одной кафедре. Методисты выступают против такого решения, мотивируя свою позицию необходимостью сохранения слаженного союза предметника и методиста. Все это заставляет сомневаться в существовании единого раздела науки под названием «педагогика профессионального обучения».
Основная задача преподавателя - вывести студента из состояния равнодушия. Приходящие в университет преподаватели без педагогического образования считают, что их наука сама по себе интересна, а студент обязан внимать их монологу. Они концентрируются на предмете, а не на процессе. В университете нередки случаи, когда студенты, прослушав лекции у кандидата педагогических наук, не имеющего научных трудов по данной специальной дисциплине, усваивают этот предмет лучше, чем у ученого - узкого специалиста в этой предметной области. Процесс обучения не менее важен, чем содержание. У преподавателей с педагогическим образованием каждое занятие - это спектакль с перевоплощениями. В 2011 г. один из авторов статьи проходил курсы повышения квалификации, посещая лекции по педагогике высшей школы у академика РАО Ю.В. Сенько, который не просто вычитывал материал, а своим примером демонстрировал умение работать с аудиторией, удерживать на себе фокус её внимания. Это был настоящий пер-фоманс.
Студенческая среда классических и педагогических специальностей имеет различия в плане особенностей межличностного общения. При этом в обоих случаях она
изменяется от первого курса к выпускному. Например, студент или студентка, заходя утром перед первой парой в лекционную аудиторию, здоровается только с ближайшим окружением. На классических направлениях эта традиция чаще, чем на педагогических, сохраняется до выпускных курсов. Студенты-педагоги на старших курсах, заходя в аудиторию, выражают общее приветствие, причем для многих из них это настоящий выход на сцену.
Наблюдаются и другие социально-психологические различия. Так, сплоченность коллектива лучше у студентов-педагогов, а механизмы межличностной конкуренции здесь не такие жесткие. В классических университетах поощряется конкуренция, студентов, способных к научной деятельности, отмечают и привлекают к участию в научных проектах, грантах. На этой почве у них может формироваться чувство превосходства, высокомерное отношение к сокурсникам. Такие студенты, пополняя ряды научных сотрудников исследовательских институтов, «вносят свой вклад» в создание соответствующего психологического микроклимата. Авторам во время работы над кандидатскими диссертациями приходилось общаться с таким типом людей. Отметим, что, при всех способностях, отрицательных черт у них больше: высокомерие, замкнутость, эгоцентризм. Успешная научная карьера часто сочетается с неудачной личной жизнью.
Отметим еще одну сторону - отношение к результату научной деятельности. В педагогическом вузе характерно отношение к кандидатской и докторской диссертациям как к квалификационным работам,
а не как к поиску своего индивидуального научного направления, своего места в научном мире. Преподаватели педвузов редко сохраняют единую тематику исследований на протяжении всей профессиональной деятельности. Да и научные школы в педагогических вузах создаются реже, чем в классических университетах.
Высшее педагогическое образование в нашей стране имеет богатую историю, в ходе которой в нем сложились свои традиции, выражающие его специфичность. Эти особенности обусловлены уникальной системой подготовки будущих учителей. На наш взгляд, в условиях присоединения педагогических вузов к классическим наиболее правильным решением для сохранения специфики педагогического образования будет сохранение педагогических кафедр в формате педагогических институтов классических университетов с имеющимися у них традициями и направлениями подготовки студентов. Впрочем, у авторов есть понимание того, что статус классического университета для регионального вуза - это большой плюс. Поэтому курс на его укрепление за счет перевода со временем всех педагогичес-кихпредметных кафедр (географии, истории, математики) на классические направления подготовки будет, конечно, выдерживаться и впредь. Вряд ли университет будет содержать параллельно аналогичные кафедры для классическихипедагогических направлений подготовки. Потребность в оптимизации использования кадрового потенциала и материально-технической базы неизбежно обусловит двойственную специализацию кафедр и их укрупнение. Не выплеснуть бы вместе с водой и ребенка...