УДК 378.147:91 А.Н. Новиков, М.С. Новикова
ОБЪЕДИНЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ: СУДЬБА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены классический и педагогический варианты географического университетского образования, которые имеют принципиальные отличия по прикладной направленности знаний выпускников и сфере их дальнейшей профессиональной самореализации.
Ключевые слова: географическое образование, педагогическое образование, классическое образование, учитель географии, самоидентификация, методика географии, теория географии.
A.N. Novikov, M.S. Novikova UNIVERSITY INTEGRATION: THE DESTINY OF PEDAGOGICAL GEOGRAPHICAL EDUCATION
The classical and pedagogical variants of the geographical university education that have fundamental differences on the applied orientation of graduate knowledge and the sphere of their further professional self-realization are considered in the article.
Key words, geographical education, pedagogical education, classical education, teacher of geography, selfidentification, geography methodology, geography theory.
Актуальность темы. Главная проблема географического образования в педагогическом вузе - это отсутствие четкой формулировки его специфики, отличие от классического географического образования. Эта проблема касается не только географического профиля, но и всего направления педагогического образования. Это одна из причин наблюдаемой сегодня масштабной компании, развернутой в нашей стране по ликвидации педагогических вузов путем объединения их с классическими или техническими университетами.
Не обошел этот процесс и Забайкальский край. Забайкальский государственный гуманитарнопедагогический университет имени Н.Г. Чернышевского - старейший вуз Забайкалья, образованный в 1938 году, 1 ноября 2012 года был присоединен к Забайкальскому государственному университету (ЗабГУ), который начал свою историю в 1974 году как технический институт.
Педагогическая общественность в масштабе страны не выделила специфику и социальную необходимость педагогического университетского образования, аргументированно не обосновала отличие его от классического университетского образования. В настоящее время эта проблема решается за счет внедрения компетентностного подхода. Смысл его в четкой формулировке перечня компетенций будущего педагога-географа и будущего ученого-географа.
Постановка проблемы. Качественное отличие педагогического географического образования от классического заключается в направленности его прикладного характера. Студенты должны не просто иметь знания по географии выше школьного уровня, но и уметь подбирать для каждой темы урока оптимальные методы преподавания, которые бы позволяли обеспечить максимально высокое качество усвоения материала учащимися средней школы. Например, если представить все предметы, которые преподают на кафедре географии, теории и методики преподавания географии (ГТиМОГ) ЗабГУ, в виде пирамиды, то по значению в обучении студента на вершине окажется дисциплина «Теория и методика обучения географии». Именно изучение этой дисциплины в сочетании с педагогической практикой выводит студентов на качественно новый уровень [1]. Географические дисциплины - это средняя часть пирамиды, а вот в основании лежат такие науки, как химия, физика, экономика, геология, биология. Педагогические дисциплины, представленные на каждом уровне, имеют свою иерархию. Превратить педагогическое образование в дополнительное к классическому и предать ему подчиненный характер - это изначально неверная установка.
Цель исследований. Проанализировать вопросы содержания и реализации педагогического образования в условиях реформы сокращения педагогических университетов (на примере географического образования).
Материалы исследований и их обсуждение. Особенности реализации университетского педагогического образования. К сожалению, не все преподаватели кафедры ГТиМОГ ЗабГУ осознают специфику именно педагогического географического образования. Здесь долгое время имела место подмена понятий, что вводило в заблуждение студентов, которые идентифицировали себя как будущие «географы», а не как «учителя географии». Различия в этих понятиях приходилось специально объяснять учащимся, причем в данном заблуждении они часто прибывали до выпускного курса, до завершения выпускной квалификационной работы (ВКР) [1]. Тематика ВКР по кафедре в прошлые годы не отражала педагогической специфики географического образования. Она соответствовала классическому географическому образованию. В качестве тем выбирались частные географические проблемы, а не проблемы преподавания отдельных вопросов
географии в средней школе. Однако в последние годы направленность работ изменилась, что выражается чаще в виде педагогического блока ВКР. Он посвящен проблемам преподавания рассматриваемой в ВКР географической темы в школьном курсе, но это не меняет название работ, которые так и не отражают педагогической специфики. Да и сам педагогический блок занимает 10-20 % от объема ВКР, а по содержанию больше напоминает приложение. Педагогическая тематика не находит места в первой теоретической главе. Студенты не задумываются о теории обучения географии.
Необходимо помнить, что темы ВКР вписываются в приложение диплома и у выпускника могут возникнуть сложности при трудоустройстве; тема должна отражать педагогическую квалификацию.
Не все преподаватели специальных географических дисциплин интересуются развитием педагогики средней школы, им тяжело адаптировать свой предмет к вопросам его преподавания, поэтому они предлагают студентам темы непедагогического содержания, а у студентов формируется искаженное представление о своей будущей квалификации.
Современная система университетского образования позволяет каждому студенту во время обучения моделировать индивидуальную траекторию обучения, изменять её, и изменять представление о своей будущей квалификации. Такая гибкость достигается за счет многоуровневой системы (бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура) и элективных курсов. Студентам первого курса необходимо вычитывать курс лекций по проблемам моделирования их личной траектории образования, в рамках которой освещать основные (возможные) образовательные стратегии. Современные студенты имеют возможность, переходя с одной ступени образования на другую, менять не только профили, но и направления. В этих условиях важно помочь человеку сохранить преемственность в образовании, особенно когда меняется педагогическое направление на непедагогическое, например, переход на такие направления, как психология, социология, менеджмент, которые получили развитие в университете. Переход на психологию должен сопровождаться переключением на вопросы поведенческой географии, на социологию - социальной, а на менеджмент -управленческой или менеджмента в системе образования. Смена направления должна давать студенту возможность приобрести уникальный набор компетенций и получить дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда за счет уникальной специализации.
Однако в интересах кафедры сохранение устойчивого воспроизводства педагогов-географов и гео-графов-исследователей. Если на подготовку первых направлен образовательный процесс, то подготовкой вторых кафедра не занимается, так как имеет педагогический, а не классический профиль.
Выпускники педагогического университета профиля «Географическое образование» не могут по глубине своих географических знаний конкурировать с выпускниками классических университетов. Если первых готовят для работы в средних школах, то вторых для научно-исследовательских институтов и географических исследований.
Необходимо отметить, что не все учителя, имеющие большой опыт работы в школе, осознают специфику выпускника педагогического университета по профилю «география» и перечень необходимых для него компетенций. В будущем процесс обучения на кафедре ГТиМОГ ЗабГУ должен перейти на принципиально новую концептуальную основу компетентностного подхода.
В рамках мероприятий «Дни карьеры» кафедрами совместно с ректоратом университета было проведено социологическое исследование, в ходе которого приглашенным на мероприятия учителям города Читы и Забайкальского края было предложено оценить компетентность студентов-практикантов старших курсов университета. Учителя должны были проанализировать структуру компетенций приходящих в школу молодых учителей. В анкетах нужно было назвать те компетенции, которые отсутствуют у будущих учителей и которые серьезно снижают качество обучения в школе. Учителя, большая часть из которых имеют большой педагогический стаж, не смогли правильно сформулировать необходимые компетенции и раскрыть их содержание. Объяснить неудовлетворительные результаты можно отсутствием современных знаний у учителей о таких понятиях, как компетенция, компетентность и рефлексия. Прежде чем организовывать подобное социологическое исследование, нужно было провести теоретико-методологический семинар для учителей по проблемам компетентности современного преподавателя средней школы.
Работа над новым учебным планом и новыми учебными программами третьего поколения, которые ориентированы на формирование у студентов конкретных компетенций, заставили преподавателей переосмыслить базовые принципы и специфику педагогического географического образования в университете, роль и место преподавателя географии в средней школе. Список специальных компетенций вынуждены вырабатывать преподаватели высшей школы, так как учителя с этой задачей не справились. Почти все университетские преподаватели не работают в школьной системе образования и знают ее проблемы.
В новом учебном плане наряду с традиционными предметами появились и новые дисциплины, которые направлены на формирование новых компетенций, необходимых современному учителю географии.
Современных учителей при помощи системы грантов и аттестации приучают к занятию научноисследовательской работой. Современное педагогическое географическое образование вынуждено заимствовать элементы классического географического образования. Происходит сближение их содержаний. В
новом учебном плане стандарта третьего поколения нами были введены такие дисциплины, как история и теория географической науки, методология географической науки, актуальные проблемы географии, выпускные квалификационные работы.
Некоторые традиционные для педагогического географического образования дисциплины должны получить принципиально новые подходы обучения, что связано не столько с использованием новых технических средств, сколько с целями обучения и перераспределением нагрузки между аудиторной и самостоятельной работой в пользу последней.
Переход на стандарты нового поколения заставил переосмыслить опыт преподавания дисциплин, увидеть ущербность и нерациональность существовавших подходов преподавания традиционных дисциплин. Например, при разработке традиционной для кафедры дисциплины «Краеведение и туризм», исходя из современных требований к преподавателю географии в средней школе, пришлось пересмотреть содержание дисциплины.
Главной ошибкой в преподавании курса «Краеведение и туризм» была попытка его школьного моделирования. Преподаватели выводили студентов на экскурсии, что, конечно, требовало много времени, читали лекции о туристско-рекреационном потенциале, которые во многом дублировали материал курса «География Забайкалья».
После переработки в соответствии со стандартом третьего поколения курс стал называться «Организация туристской и краеведческой работы». Он должен сформировать специальные компетенции управленческого характера. О природном и социально-культурном своеобразии Забайкальского края, его туристско-рекреационном потенциале студенты узнают из других курсов географии. Основная задача курса «Организация туристской и краеведческой работы» сформировать компетенции менеджера в образовании, который может организовать детей, составить план исследований, детально продумать и решить материальнотехнические вопросы. Кроме того, в курсе предполагается изучение вопросов психологии: поведения в экстремальных ситуациях, психологические игры на сплочение коллектива, психология общения с людьми в группе туристов, взаимодействие с местными жителями в ходе сбора краеведческого материала.
Будущий педагог должен знать вопросы законодательства туристско-краеведческой работы, уметь правильно оформить результаты исследований. Часто преподаватели и студенты не видят принципиальной разницы между научной экспедицией и туристическим подходом.
Походов, названных по ошибке «экспедициями», преподавателями кафедры ГТиМОГ ЗабГУ совершено огромное количество, однако научных, правильно оформленных отчетов в виде статей и монографий, нет. Статьи в краевых и городских газетах не могут считаться в качестве таковых. Хотя популяризация научных знаний чрезвычайно важна, но это своеобразная научная оболочка, которая предполагает наличие научного ядра в виде серьезных научных исследований. Оболочка выступает посредником между наукой и широким кругом читателей, позволяет им в адаптированной форме узнать о научных открытиях. Для кафедры характерно наличие «безъядерной оболочки».
Новый курс вызывает критику со стороны преподавателей в связи с малым количестве лекционных часов и большой долей самостоятельной работы, которая занимает в новом плане 60 % учебного цикла. Критику можно понять, так как отведенные 16 ч на лекции и 28 ч на семинарские занятия - это очень мало для овладения знаниями и привития практических навыков. Но ведь эти часы и не предназначены для походов и тренировок по установке палатки, разведению костра и т.д. Самостоятельная работа студентов занимает 64 ч. Именно это время должно тратиться на практические занятия по туристическому делу. В ЗабГУ есть условия для реализации самостоятельной работы. Студенческий туристический клуб «ЯРиН» успешно работает и привлекает студентов различных факультетов.
Проблема преподавания курса «Краеведение и туризм» находила критику со стороны ведущих преподавателей. Ежегодно при распределении учебной нагрузки дисциплина доставалась тому преподавателю, которому заведующий не мог набрать нужное количество часов до выделенной квоты. Каждый год дисциплина передавалась от одного преподавателю к другому. Данный факт имел отрицательные последствия. Преподаватели не считали нужным модернизировать программы, приводить их в соответствие с новыми требованиями подготовки, не проводили научные исследования в области теории экскурсоведения, музееведения, краеведения. На кафедре нет ни одного собственного учебного пособия по этой дисциплине. Хотя, справедливо отметим, что заинтересованность туристско-краеведческой тематикой у студентов кафедры традиционно высокая. Причем, многие выпускники продолжили свои исследования на уровне написания кандидатских диссертаций. Однако главная задача кафедры выпустить не единицы талантливых географов-исследователей туризма, а десятки способных к организации детской туристско-краеведческой работы преподавателей школ. Поэтому перечень специальных компетенций должен отражать потребности школ.
Для формулировки компетенций преподавателя географии средней школы авторами была проанализирована деятельность выпускника кафедры 1986 года, работающего в настоящее время учителем географии и директором средней школы пос. Нагорный (Нерчинский район Забайкальского края), кандидата педагогических наук А.В. Филинова. Успешный опыт организации научных исследований, оформление результа-
тов в виде экспозиций школьного краеведческого музея, краеведческой библиотеки и краеведческого архива. Анализ активной творческой позиции А.В. Филинова, его успехи как педагога и менеджера были взяты за основу формирования структуры компетенций курса «Организация туристской и краеведческой работы». Александр Викторович Филинов проводит мастер-классы для студентов, обучающихся по профилю «Географическое образование». Его ученики ежегодно пополняют ряды студентов кафедры.
Послевузовское обучение выпускников-педагогов в непедагогической аспирантуре. Исходя из того, что в Забайкальском крае нет классического географического образования, а потребность в географах-исследователях есть, некоторых своих выпускников-специалистов кафедра в течение нескольких лет направляет для обучения в аспирантуру Института природных ресурсов, экологии и криологии (ИПРЭК) СО РАН (до 2004 года Читинский институт природных ресурсов).
Подготовкой будущих кандидатов географических наук из педагогов занимался профессор Алексей Александрович Недешев (1922-1999 гг.), который хорошо знал специфику географов-педагогов, так как преподавал долгое время в нашем педагогическом институте до преобразования его в университет.
Методика работы профессора А.А. Недешева заключалась в первоначальном повышении уровня подготовки учителя географии до уровня выпускника классического университета. А.А. Недешев начинал работать со своими будущими аспирантами ещё во время обучения их на 4-5 курсах. По выражению Алексея Александровича, «выпускники педагогического университета были ему особенно интересны, тем, что много не знают в географии». Профессора привлекало отсутствие стереотипов восприятия географической реальности у выпускников-педагогов, которые имеются у выпускников-географов классических университетов. Уровень научной культуры у своих аспирантов профессор А.А. Недешев повышал за несколько месяцев и делал это осторожно, не навязывая готового видения проблемы, пытаясь развить имеющуюся у аспиранта индивидуальную оригинальность восприятия.
Выпускники классических университетов воспринимают географическую реальность в формате изученных концепций и теорий, чего нет у выпускников-педагогов. Педагоги всегда имели скромные знания по теории и методологии географии, то есть знания теорий, концепций, учений, методов. В плане знаний описательной (справочно-энциклопедической) географии студенты педагогической специальности почти не уступают студентам классических университетов.
Доктор географических наук А.А. Недешев опытным путем выявил необходимый перечень компетенций, который нужно было сформировать у аспиранта - выпускника педагогического вуза, чтобы сделать из него классического географа.
Перспективы педагогического университетского образования в Забайкальском государственном университете. В условиях объединения в единый Забайкальский государственный университет существуют три варианта трансформации педагогического географического образования.
Во-первых, оно может стать классическим географическим. Конечно, при объединении кадрового потенциала двух университетов это будет возможно. Хотя, существует вопрос о целесообразности такой трансформации. Выпускники-географы классических университетов больших городов (Москва, Санкт-Петербург, Иркутск) трудоустраиваются в их многочисленных научных центрах. В Чите ИПРЭК СО РАН является единственным научным институтом, который не сможет трудоустроить всех выпускников классического университета. Основным работодателем должна оставаться средняя школа.
Во-вторых, даже в формате классического университета можно сохранить педагогическое направление географического образования и его специфику.
В-третьих, возможно совмещение двух видов географического образования на основе классического образования. Конечно, в данном случае педагогическая составляющая не будет иметь приоритета. На наш взгляд, это наиболее вероятный вариант развития географического университетского образования в Забайкальском крае.
Литература
1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. - М.:
Мысль, 1983. - 350 с.
---------♦'----------