Научная статья на тему 'Реализация магистерской программы «Географическое образование» в условиях проявления метакомпетентностных противоречий конвергенции (на примере ФГБОУ во «Забайкальский государственный университет»)'

Реализация магистерской программы «Географическое образование» в условиях проявления метакомпетентностных противоречий конвергенции (на примере ФГБОУ во «Забайкальский государственный университет») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / МАГИСТРАТУРА / МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / GEOGRAPHIC EDUCATION / TRANSBAIKAL STATE UNIVERSITY / CONVERGENCE / MASTER''S DEGREE PROGRAM / METACOMPETENCE CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Александр Николаевич

Метакомпетентностные противоречия, которые возникают в образовательном процессе магистрантов, можно объяснить стремительным этапом становления отечественных магистерских программ. Метакомпетентностный подход это порождение конвергенции наук и технологий, что происходит в современной науке, практике и образовании. Метакомпетентностные противоречия это масштабные противоречия в системе образования, они проявляются на надкомпетентностном уровне и являются следствием объединения различных по характеру областей наук, методологических подходов и целевых установок. Первое метакомпетентностное противоречие в образовательном процессе магистерской программы «Географическое образование» заложено уже в её названии, которое объединяет географические и педагогические науки. Это противоречие лежит в плоскости конвергенции различных областей знания. В программе представлены как географические, так и педагогические дисциплины. Имеются и конвергентные педагогико-географические. Географические и педагогико-геогра-фические дисциплины не находят своего отражения в формулировках компетенций программ. Второе метакомпетентностное противоречие касается целевых установок: развивать магистратуру научноили практико-ориентированную. Третье метакомпетентностное противоречие порождается тем, что в магистратуру по географическому образованию поступают студенты, не имеющие педагогического географического образования или не имеющие педагогического образования вообще. Противоречие возникает между имеющимся и необходимым набором компетенций. Существование метакомпетентностных противоречий это атрибут процессов конвергенции наук и технологий. Разработка стратегии их разрешения лежит в плоскости теории и философии географического образования. Проблема заключается в том, что механизмы разрешения этих противоречий не всегда могут быть найдены. Однако необходимо находить пути смягчения, то есть адаптации к этим противоречиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Implementation of the Master''s Program "Geographical Education" in the Context of the Manifestation of Metacompetence Contradictions of Convergence (Based on the Example of FSBEI HE "Transbaikal State University")

Metacompetence contradictions that arise in the educational process of Master's degree students can be explained by the rapid formation of national master's programs. The metacompetence approach is the generation of the convergence of sciences and technologies that occurs in modern science, practice, and education. Metacompetence contradictions are large-scale contradictions in the education system. They are manifested at the overcompetence level and are the result of the unification of various fields of science, methodological approaches and goals. The first metacompetence contradiction in the educational process of the master's program "Geographical Education" is already laid down in its name, which unites geographical and pedagogical sciences. This contradiction lies in the convergence of different areas of knowledge. The program includes both geographical and pedagogical disciplines. There are also convergent pedagogical-geographical disciplines. Geographical and pedagogical-geographical disciplines are not reflected in the list of program competencies. The second metacompetence contradiction concerns the objectives: to develop a master's degree program that is scientific or practice-oriented. The third metacompetence contradiction arises from the fact that students who do not have pedagogical and geographical education or do not have pedagogical education at all enter the master's program in geographical education. A contradiction arises between the available and the required set of competencies. The existence of metacompetence contradictions is an attribute of the processes of convergence of sciences and technologies. The development of a strategy for their resolution lies in the theory and philosophy of geographical education. The problem is that the mechanisms for resolving these contradictions cannot always be found. However, it is necessary to find ways of mitigating, i. e. adapting to these contradictions.

Текст научной работы на тему «Реализация магистерской программы «Географическое образование» в условиях проявления метакомпетентностных противоречий конвергенции (на примере ФГБОУ во «Забайкальский государственный университет»)»

http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 378.1

DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-37-42

Александр Николаевич Новиков,

кандидат географических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: [email protected]

Реализация магистерской программы «Географическое образование» в условиях проявления метакомпетентностных противоречий конвергенции (на примере ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»)

Метакомпетентностные противоречия, которые возникают в образовательном процессе магистрантов, можно объяснить стремительным этапом становления отечественных магистерских программ. Метакомпетентностный подход - это порождение конвергенции наук и технологий, что происходит в современной науке, практике и образовании. Метакомпетентностные противоречия - это масштабные противоречия в системе образования, они проявляются на надкомпетентностном уровне и являются следствием объединения различных по характеру областей наук, методологических подходов и целевых установок. Первое метакомпетентностное противоречие в образовательном процессе магистерской программы «Географическое образование» заложено уже в её названии, которое объединяет географические и педагогические науки. Это противоречие лежит в плоскости конвергенции различных областей знания. В программе представлены как географические, так и педагогические дисциплины. Имеются и конвергентные педагогико-географические. Географические и педагогико-геогра-фические дисциплины не находят своего отражения в формулировках компетенций программ. Второе метакомпетентностное противоречие касается целевых установок: развивать магистратуру научно- или практико-ориентированную. Третье метакомпетентностное противоречие порождается тем, что в магистратуру по географическому образованию поступают студенты, не имеющие педагогического географического образования или не имеющие педагогического образования вообще. Противоречие возникает между имеющимся и необходимым набором компетенций. Существование метакомпетентностных противоречий - это атрибут процессов конвергенции наук и технологий. Разработка стратегии их разрешения лежит в плоскости теории и философии географического образования. Проблема заключается в том, что механизмы разрешения этих противоречий не всегда могут быть найдены. Однако необходимо находить пути смягчения, то есть адаптации к этим противоречиям.

Ключевые слова: географическое образование, Забайкальский государственный университет, конвергенция, магистратура, метакомпетентностные противоречия

Введение. За рубежом система образования в магистратуре имеет многолетний опыт. Наша страна относительно недавно (с 2011 г.) перешла на двухуровневую систему «бакалавриат - магистратура». Противоречия, которые возникают в образовательном процессе магистрантов, можно объяснить стремительным этапом становления отечественных магистерских программ. В этих условиях чрезвычайно важно не только заимствовать зарубежный опыт, но и активно обмениваться уже наработанным отечественным опытом последних лет. В условиях жёсткой конкуренции университеты должны в кратчайшие сроки не только создать магистерские программы (как показал опыт Забайкальского государственного университета, это возможно), но и постоянно модернизировать их с учётом современных требований отечественного и международного образования. Одним из требований современного образования является конвергенция наук и технологий. В 2017 году представители философской науки провели круглые столы [1] для осознания этапа конвергенции, который пришёл на смену дивергенции, а вузы в срочном порядке организовали мозговые штурмы [9] для выяснения механизмов конвергенции на уровне магистерских программ. В ЗабГУ тоже необходимо запустить этот процесс.

Конвергенция в образовании - это процесс объединения дисциплин и преодоления метакомпетентностных противоречий.

В предыдущей своей статье [7] автор предложил свою концепцию конвергенции в формате образовательной программы бакалавриата «Безопасность жизнедеятельности и география» кафедры географии, теории и методики обучения географии (гТиМОГ) ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет». В рамках данной статьи продолжим эту тематику, но уже на уровне магистратуры и обозначим ряд метакомпетентностных противоречий, препятствующих процессу реализации магистерской программы «Географическое образование» на указанной кафедре.

Цель статьи - раскрыть проблемы реализации учебного процесса в магистратуре в условиях проявления метакомпетентностных противоречий (на примере ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»).

Методология и методы исследования. Г Ф. Ахмедьянова обобщает представления о метакомпетентностном подходе, представляя несколько трактовок понятия «метакомпетен-ция» [2]. В данной работе под ним понимается изучение обобщённой группы компетенций.

Метакомпетентностный подход - это порождение конвергенции наук и технологий, кото-

© Новиков А. Н., 2017

37

рая происходит в современной науке, практике и образовании. М. В. Ковальчук, организующий реализацию конвергенции в виде НБИКС-техно-логий (нано-, био-, инфо-, когнитивные, социо-гуманитарные), утверждает: «...по мере роста наших знаний о природе, развития исследовательского инструментария человечество начало искусственно делить единую природу на сегменты для их более лёгкого понимания, изучения. Так возникли физика, химия, биология, геология и т. д. В результате этих процессов человечество постепенно сформировало узкоспециализированную систему науки и образования, которая существует и успешно функционирует до сегодняшних дней» [5, с. 11]. Однако, по мнению указанного автора, сегодня мы вступаем в новый этап развития науки и образования, когда на смену дивергенции приходит конвергенция.

В условиях конвергенции магистр географического образования должен обладать не просто набором необходимых компетенций из педагогики и географии, но и иметь качественно иное мышление за счёт слияния и сочетания этих компетенций; моделировать процесс географического образования с учётом современных тенденций развития географической и педагогической наук.

В географическом образовании находят применение информационные, когнитивные и социогуманитарные технологии конвергенции географии и педагогики.

Метакомпетентностные противоречия - это масштабные противоречия в системе образования, они проявляются на надкомпетентностном уровне и являются следствием объединения различных по характеру областей наук, методологических подходов и целевых установок. Если провести аналогию метакомпетентностно-го подхода с глобальным подходом в географии, то можно сравнить его с анализом глобальных процессов и структур на картах мира, которые на плане местности (на уровне анализа отдельных компетенций) не всегда видны (например, тектонические разломы).

Результаты исследования и их обсуждение. Первое метакомпетентностное противоречие в образовательном процессе магистерской программы «Географическое образование» заложено уже в её названии, которое предполагает конвергенцию географических и педагогических наук. В программе представлены как чисто географические, так и чисто педагогические дисциплины. Однако имеются и переходные педагогико-географические. Например, «Теория и методика обучения географии». Если ознакомиться со всеми профессиональными компетенциями (ПК) программы, то становится понятно, что их содержание не отражает географическую и педагогико-географическую специфику. Для этого должны существовать особые - специаль-

ные компетенции. По нашему мнению, без формулировки специальных компетенций мы получаем компетенции действия без компетенций знания. Хотя специальные географические и педагогико-географические компетенции ещё не сформулированы и не прописаны, но процесс их формирования уже идёт, а значит, и метапред-метные противоречия уже намечаются. Задача современной педагогической мысли - сработать на опережение и выработать схемы их успешного разрешения, до фазы критических обострений, а если это неизбежно, то сгладить последствия. Если снова обратиться к аналогиям, то это как выявленные тектонические разломы в геологии, вдоль которых периодически наблюдаются землетрясения. Предотвратить их нельзя, но можно подготовиться.

Высшее педагогическое географическое образование в нашей стране,в частности в Забайкалье, имеет длительную историю. Однако взаимодействие педагогической и географической составляющей нуждается в современных конвергентных концепциях, которые бы учитывали внедрение компетентностного подхода и информатизацию образовательного процесса. Это тоже одна из задач дальнейшего совершенствования магистерских программ. Указанное метакомпетентностное противоречие имеет место и на уровне бакалавриата и магистратуры всего педагогического направления. Его можно отметить в биологическом, историческом, физическом и других направлениях.

Второе метакомпетентностное противоречие лежит в плоскости не диффузии (конвергенции пока не наблюдается) различных областей знания, как предыдущее, а целевых установок.

Как отмечает Л. В. Черепанова, «одним из важнейших направлений подготовки магистров педагогического образования... является научно-исследовательская работа. ОПОП магистратуры в реализации этого направления подготовки предусмотрена целостная система, представленная разнообразными организационными формами: самостоятельная работа при подготовке к практическим занятиям по дисциплинам; педагогическая, научно-педагогическая, научно-исследовательская практики; работа над выпускной квалификационной работой (магистерской диссертацией). Научно-исследовательская работа магистрантов направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций» [11, с. 39].

И. А. Гусева, поднимая проблему создания научной магистратуры, отмечает: «Знакомство с мировым опытом реализации магистерских программ показывает, что многие вузы чётко выделяют научно-ориентированные программы, освоение которых завершается присвоением степени магистра наук (Master of Science), и практико-ориентированные программы, освое-

ние которых завершается присвоением степени магистра искусств (Master of Art). Не использовать многолетний практический опыт - это не просто ошибка, но в условиях усиливающейся конкуренции вузов и процесса коммерциализации образования опасность оказаться в отстающих, а для каких-то вузов это может обернуться уходом с рынка образовательных услуг [3, с. 10]». С данным утверждением нельзя не согласиться. Однако, возникает вопрос: «Каким образом учесть этот опыт?»

Например, во Франции есть своя особенность: «В 2004 году в связи с изменениями в системах образования во всех европейских странах в контексте Болонского процесса была открыта двухлетняя магистерская программа, ведущая к диплому "Master" ("Мастер"), где первый год обучения в основном для одного профессионального направления общий, а со второго года идёт разделение на "Master recherche" ("Мастер-исследователь") и "Master professionnel" ("Мастер профессионального направления"). Появление этих типов магистерских программ во Франции является особенностью проводимой образовательной реформы» [6, с. 172].

И. А. Гусева предлагает: «Не только в рамках одного направления подготовки (экономика), но и в рамках одной магистерской программы в образовательной части ООП подготовки магистров осуществлять одновременно (курсив -И. Г.) и подготовку будущих учёных, и подготовку профессионалов-практиков» [3, с. 14].

Компромисс, казалось бы, найден. В совмещении есть экономическая целесообразность: учёных нужно гораздо меньше, чем профессионалов практиков. При небольших комплектациях групп выделять отдельную группу под будущих исследователей нет смысла.

В советское время для исследователей не выделяли отдельных групп. Наоборот, поощрялось, когда люди в теорию приходили из практики. Однако теоретическая физика, как научное направление, имела всегда отдельное оформление. А вот теоретическая география - нет. Судьба теоретиков-географов складывалась драматично.

У совмещения двух форматов есть побочный эффект. На кафедрах и в лабораториях руководителями становятся либо практики-управленцы, либо учёные-исследователи. Редко в одной личности совмещаются оба качества. Последние, генерируя идеи, окружают себя хорошими, но часто безыдейными исполнителями. После завершения блистательной научной карьеры руководителя оказывается, что такой коллектив не взрастил себе нового генератора идей. Примеров заката целых научных направлений множество. А истоки этих проблем - в совмещении форматов, произошёл перенос фокуса внимания на практиков.

У учёных-исследователей с теоретическим складом ума и склонностью к обобщениям особый психотип. В конкурентной борьбе с практиками они проигрывают конкуренцию за должности, титулы и степени. Очень часто их используют как доноров идей бездарные, но предприимчивые практики, быстро становясь кандидатами и докторами наук.

Отметим, что в академических институтах России несколько лет назад не случайно появилась должность научного руководителя. Это главный научный сотрудник - генератор идей, занимающийся только организацией научной деятельности института. Директор института -это теперь сугубо административная фигура.

Именно по этим причинам в западном научном мире форматы магистратуры поделили, выявляя теоретиков-исследователей и создавая для них специальные условия. В одной из своих работ автор уже высказывался против объединения форматов подготовки в бакалавриате классических географов и географов-педагогов [8].

Отметим, что исследовательская деятельность должна присутствовать и в практико-ориен-тированной магистратуре, как и в процессе подготовки бакалавров. Как справедливо отмечают С. И. Десненко и В. Ю. Проклова, «в настоящее время перед системой высшего педагогического образования стоят цели и задачи, направленные на подготовку педагога нового типа, способного успешно, творчески работать в современной, постоянно изменяющей школе. Одним из важнейших компонентов подготовки учителей, способных к самообразованию, самовоспитанию, рефлексии, обладающих достаточным уровнем профессионально-педагогической, исследовательской культуры, является исследовательская деятельность (курсив - С. Д. и В. П.)» [4, с. 29].

Третье метакомпетентностное противоречие порождается тем, что в магистратуру по географическому образованию поступают студенты, не имеющие педагогического географического образования или не имеющие педагогического образования вообще. Противоречие возникает между имеющимся и необходимым набором компетенций. Преподаватель попадает в сложную ситуацию, когда нужно организовать «режим подтягивания» некоторым студентам. Однако кафедра ГТиМОГ ЗабГУ при условии успешного прохождения вступительных испытаний с желанием принимает в магистратуру бакалавров без географического педагогического образования. Каждый такой студент, конечно же, требует гораздо больше внимания и сил, чем выпускник-бакалавр кафедры. Со студентами-выпускниками педагогических программ («Химическое образование», «Биологическое образование» и др.) схема работы уже налажена. Межпредметные связи географии с другими

школьными предметами чётко определены и отработаны. Необходимо отметить, что студенты, приходящие в магистратуру на географическое образование с негеографическим, но педагогическим образованием, часто очень удачно преодолевают это метакомпетентностное противоречие. Например, за счёт разработки интегрированных уроков, которые соединяют их предметы базовой подготовки с географией.

В работе со студентами, не имеющими базового педагогического образования, преподаватели кафедры выходят на предельно высокий метакомпетентностный уровень. Это, в определённом смысле, вызов и проверка потенциала профессорско-преподавательского состава. В работе с такими студентами понятие «личная траектория образования студента» выходит не просто на метакомпетентностный уровень «педагогика - география», а включает в свою орбиту, казалось бы, не связанные с географией науки. Чем меньше связано базовое образование магистранта с характером магистерской программы, тем интереснее искать эту связь.

Со студентами без базового педагогико-гео-графического образования проводится большая работа не только по разрешению междисциплинарных метакомпетентностных противоречий, возникающих между основными дисциплинами их базового образования с одной стороны и географией и педагогикой - с другой, но и внутри-дисциплинарных. Например, между педагогикой и географией, а также и внутри этих наук.

Многие дисциплины магистратуры и бакалавриата имеют созвучные названия, например: «История и теория географической науки» (бакалавриат) и «История развития географии и географического образования». Это проявление цикличности образования. Однако уровни изучения качественно отличаются. Студенты, не изучавшие географические предметы на бакалавриате, самостоятельно прочитывают учебники и учебные пособия для бакалавров, однако времени для осознания информации не хватает. Это проявляется в дискуссиях на семинарских занятиях, в качестве представляемых ими эссе. Проявление метакомпетентностного мышления на междисциплинарном и внутридисциплинар-ном уровне - это одна из главных задач магистранта.

В качестве примера приведём следующую ситуацию с уже отмеченными дисциплинами по истории и теории наук. Когда магистранты приходят на первое занятие по истории развития географии и географического образования, то они задают следующий вопрос: «Мы снова будем проходить историю географических открытий и эволюцию географической мысли, которая дополнится только применением в образовательном процессе?» Приходится объяснять, что главная задача этой дисциплины не в более

подробном изучении истории - углубляться в историю можно до бесконечности, - а в новом концептуальном осознании уже изученного материала. Например, на одном из занятий мы знакомим магистрантов с концепцией исторических типов научной рациональности [10], а к семинарскому занятию студенты получают задание самостоятельно расписать переход от одного типа к другому в географических науках: картографии, метеорологии, климатологии, экономической географии.

В научной и учебной литературе эти вещи не расписаны, позаимствовать студенты этот материал не могут, им приходится самостоятельно осознавать историю развития того направления, которое они выбрали. Преподаватель же имеет возможность оценить качество мышления студента, увидеть среди них будущих мыслителей, которых стоит рассматривать как кандидатов в аспиранты.

По первому противоречию, возникшему из-за пограничного положения магистерской программы между педагогическими и географическими науками, отметим, что необходимо в перечне компетенций отразить не только профессиональные педагогические, но и специальные географические, которые существуют, однако, не получают своего отражения. Только после этого можно будет разрабатывать механизмы конвергенции и разрешения метакомпетентностных противоречий.

По второму - целевому метакомпетентнос-тному противоречию - согласимся с утверждением И. А. Гусевой: «Бесспорным является тот факт, что вузы, которые не заложат в свою стратегию развития создание научной магистратуры, неизбежно окажутся на обочине прогресса» [3, с. 17]. Для кафедры ГТиМОГ ЗабГУ, имеющей аспирантуру по географии, вопрос о научной магистратуре чрезвычайно важен. Однако совмещать форматы научно- и практико-ориенти-рованной магистратур в одной образовательной программе считаем ошибочно. По мнению автора, необходимо открыть отдельную магистратуру по философии и методологии науки, то есть готовить "Master of Science" в чистом виде. Ведь имеется же магистратура по педагогике высшей школы. Кадровый потенциал ЗабГУ вполне позволяет это сделать.

По третьему противоречию, обусловленному приёмом в магистратуру студентов, выдержавших вступительные испытания, но не имеющих необходимого базового образования и, следовательно, базового набора компетенций, отметим: такие специалисты необходимы, они обеспечивают конвергенцию педагогико-геогра-фической науки с другими науками, представителями которых они являются.

Выводы. Существование метакомпетентностных противоречий в образовании будет со-

провождать процессы конвергенции наук и технологий на всех этапах. Разработка стратегии их разрешения лежит в плоскости теории и философии географического образования. Проблема заключается в том, что механизмы разрешения этих противоречий не всегда могут быть найдены. Однако необходимо находить пути смягчения, то есть адаптации к этим противоречиям, но ни в коем случае не игнорировать их. Преподаватели, ведущие образовательный процесс у магистрантов, должны задумываться над метакомпетент-

ностными противоречиями, а не «замыкаться» в пределах своих предметов. На кафедре ГТиМОГ существует давняя традиция проведения научно-методологических семинаров. В 2018 году кафедра и весь Забайкальский государственный университет отметят 80 лет высшего педагогического образования в Чите. В рамках праздничных мероприятий кафедра планирует провести семинар для преподавателей, студентов и выпускников на тему «Высшее географическое образование: проблемы конвергенции».

Список литературы

1. Аршинов В. И., Алексеева И. Ю., Буданов В. Г. Философия управления сложностью в условиях конвергенции социогуманитарных и естественнонаучных знаний: материалы «круглого стола» // Философия науки и техники. 2017. Т. 22, № 1. С. 5-29.

2. Ахмедьянова Г. Ф. Метакомпетентностный подход к формированию траектории образовательного маршрута // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 607.

3. Гусева И. А. Научная магистратура: мечта или реальность? // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 9-17.

4. Десненко С. И., Проклова В. Ю. Преемственность в подготовке бакалавров физического образования к осуществлению исследовательской деятельности // Учёные записки ЗабГУ. 2013. № 6. С. 28-35.

5. Ковальчук М. В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее // Молодёжь и социум. 2012. № 4. С. 10-20.

6. Лаврентьева О. Г. Развитие магистратур педагогического направления в университетах Франции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 9, № 29. С. 172-176.

7. Новиков А. Н. Конвергенция образовательных программ бакалавриата в университетском образовании (на примере направленности «Безопасность жизнедеятельности и география» образовательной программы «Педагогическое образование» в ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет») // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогика. 2017. Т. 12, № 5. С. 20-26.

8. Новиков А. Н., Новикова М. С. Высшее педагогическое образование в условиях реорганизации педагогических вузов // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 34-38.

9. Свечкарев В. П., Фролова А. С., Гура О. Р., Рязанова Я. Я. Конвергентное образование: социальный аспект // Инженерный вестник Дона. 2016. Т. 40, № 1. С. 39.

10. Стёпин В. С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Вопросы философии. 2012. № 5. С. 18-25.

11. Черепанова Л. В. Магистерская диссертация как средство формирования профессиональных компетенций магистров педагогического образования (магистерская программа «Методические технологии в филологическом образовании») // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2014. № 6. С. 38-47.

Статья поступила в редакцию 05.09.2017; принята к публикации 10.10.2017

Библиографическое описание статьи

Новиков А. Н. Реализация магистерской программы «Географическое образование» в условиях проявления метакомпетентностных противоречий конвергенции (на примере ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет») // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 37-42. DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-37-42.

Aleksandr N. Novikov,

Candidate of Geography, Associate Professor, Zabaikalsky State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]

The Implementation of the Master's Program "Geographical Education" in the Context of the Manifestation of Metacompetence Contradictions of Convergence (Based on the Example of FSBEI HE "Transbaikal State University")

Metacompetence contradictions that arise in the educational process of Master's degree students can be explained by the rapid formation of national master's programs. The metacompetence approach is the generation of the convergence of sciences and technologies that occurs in modern science, practice, and education. Metacompetence contradictions are large-scale contradictions in the education system. They are manifested at the overcompetence level and are the result of the unification of various fields of science, meth-

y^ëHbie 3anwcKM 3a6ry. 2017. TOM 12, № 6

odological approaches and goals. The first metacompetence contradiction in the educational process of the master's program "Geographical Education" is already laid down in its name, which unites geographical and pedagogical sciences. This contradiction lies in the convergence of different areas of knowledge. The program includes both geographical and pedagogical disciplines. There are also convergent pedagogical-geographical disciplines. Geographical and pedagogical-geographical disciplines are not reflected in the list of program competencies. The second metacompetence contradiction concerns the objectives: to develop a master's degree program that is scientific or practice-oriented. The third metacompetence contradiction arises from the fact that students who do not have pedagogical and geographical education or do not have pedagogical education at all enter the master's program in geographical education. A contradiction arises between the available and the required set of competencies. The existence of metacompetence contradictions is an attribute of the processes of convergence of sciences and technologies. The development of a strategy for their resolution lies in the theory and philosophy of geographical education. The problem is that the mechanisms for resolving these contradictions cannot always be found. However, it is necessary to find ways of mitigating, i. e. adapting to these contradictions.

Keywords: geographic education, Transbaikal State University, convergence, master's degree program, metacompetence contradictions

References

1. Arshinov V. I., Alekseeva I. Yu., Budanov V. G. Filosofiya upravleniya slozhnost'yu v usloviyakh konvergentsii sotsiogumanitarnykh i estestvennonauchnykh znanii: materialy «kruglogo stola» // Filosofiya nauki i tekhniki. 2017. T. 22, № 1. S. 5-29.

2. Akhmed'yanova G. F. Metakompetentnostnyi podkhod k formirovaniyu traektorii obrazovatel'nogo marshruta // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 5. S. 607.

3. Guseva I. A. Nauchnaya magistratura: mechta ili real'nost'? // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 2. S. 9-17.

4. Desnenko S. I., Proklova V. Yu. Preemstvennost' v podgotovke bakalavrov fizicheskogo obrazovaniya k osush-chestvleniyu issledovatel'skoi deyatel'nosti // Uchenye zapiski ZabGU. 2013. № 6. S. 28-35.

5. Koval'chuk M. V. Konvergentsiya nauk i tekhnologii - proryv v budushchee // Molodezh' i sotsium. 2012. № 4. S. 10-20.

6. Lavrent'eva O. G. Razvitie magistratur pedagogicheskogo napravleniya v universitetakh Frantsii // Izvestiya Ros-siiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2007. T. 9, № 29. S. 172-176.

7. Novikov A. N. Konvergentsiya obrazovatel'nykh programm bakalavriata v universitetskom obrazovanii (na prim-ere napravlennosti «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti i geografiya» obrazovatel'noi programmy «Pedagogicheskoe obra-zovanie» v FGBOU VO «Zabaikal'skii gosudarstvennyi universitet») // Uchenye zapiski ZabGU. Ser. Pedagogika. 2017. T. 12, № 5. S. 20-26.

8. Novikov A. N., Novikova M. S. Vysshee pedagogicheskoe obrazovanie v usloviyakh reorganizatsii pedagogich-eskikh vuzov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 10. S. 34-38.

9. Svechkarev V. P., Frolova A. S., Gura O. R., Ryazanova Ya. Ya. Konvergentnoe obrazovanie: sotsial'nyi aspekt // Inzhenernyi vestnik Dona. 2016. T. 40, № 1. S. 39.

10. Stepin V. S. Nauchnaya ratsional'nost' v tekhnogennoi kul'ture: tipy i istoricheskaya evolyutsiya // Voprosy filo-sofii. 2012. № 5. S. 18-25.

11. Cherepanova L. V. Magisterskaya dissertatsiya kak sredstvo formirovaniya professional'nykh kompetentsii magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya (magisterskaya programma «Metodicheskie tekhnologii v filologicheskom obrazovanii») // Uchenye zapiski ZabGU. Ser. Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. 2014. № 6. S. 38-47.

Received: September 05, 2017; accepted for publication: October 10, 2017

Reference to the article

Novikov A. N. The Implementation of the Master's Program "Geographical Education" in the Context of the Manifestation of Metacompetence Contradictions of Convergence (Based on the Example of FSBEI HE "Transbaikal State University") // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Professional Education, Theory and Methodology of Teaching. 2017. Vol. 12, No. 6. PP. 37-42. DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-37-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.