Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОБЗОР НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОБЗОР НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кечерукова Марина Аламатовна

Статья представляет собой обобщение и синтез имеющейся на данный момент научной литературы в базах данных eLIBRARY.ru и ScinceDirect.com по проблемам высшего образования в условиях пандемии COVID-19. На основе проведенного анализа была предложена классификация научных трудов по четырем тематическим блокам: управленческому, социально-экономическому, методическому и психологическому. Выявлены наиболее разработанные аспекты изучения коронакризиса в образовании, такие как реакция преподавателей и студентов на новые условия обучения, психологические трудности, методические сложности, цифровое неравенство. Определены недостатки существующих исследований, к которым относятся слабая проработанность теоретического аппарата и минимальное количество эмпирических исследований практики применения отдельных педагогических технологий в образовательном процессе в период пандемии коронавируса. В целом отмечается, что научная литература отражает серьезную работу ученых по выявлению влияния пандемии на образовательный процесс, выводы исследователей могут послужить основой для выработки будущих управленческих решений в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION AMID THE COVID-19 PANDEMIC: LITERATURE REVIEW

A synthesis of the currently available scientific literature in the eLIBRARY.ru and ScinceDirect.com databases on higher education amidst the COVID-19 pandemic is presented. Based on the analysis, a classification of scientific articles was proposed. It falls into four thematic blocks: the managerial block, the socio-economic block, the methodological block and the psychological block. Most elaborate aspects of the study of the coronacrisis in education have been identified, such as teachers' and students' reactions to the new terms of education, psychological challenges, methodological challenges, and the digital divide. The limitations of the existing research have been explained, which include the insufficient elaboration of the theoretical apparatus and the minimum amount of empirical research on the experience of using certain pedagogical technologies in educational process during the coronavirus pandemic. Overall, it is noted that the scientific literature reflects serious work by scientists to identify the impact of the pandemic on the educational process, with findings that can serve as a basis for future management decisions in this area.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОБЗОР НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 152-156. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 152-156.

Научная статья УДК 378.14

https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.25

Высшее образование в условиях пандемии COVID-19: обзор научно-педагогических исследований

Марина Аламатовна Кечерукова

Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия, kechmarina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4742-8608

Аннотация. Статья представляет собой обобщение и синтез имеющейся на данный момент научной литературы в базах данных eLIBRARY.ru и ScinceDirect.com по проблемам высшего образования в условиях пандемии COVID-19. На основе проведенного анализа была предложена классификация научных трудов по четырем тематическим блокам: управленческому, социально-экономическому, методическому и психологическому. Выявлены наиболее разработанные аспекты изучения коронакризиса в образовании, такие как реакция преподавателей и студентов на новые условия обучения, психологические трудности, методические сложности, цифровое неравенство. Определены недостатки существующих исследований, к которым относятся слабая проработанность теоретического аппарата и минимальное количество эмпирических исследований практики применения отдельных педагогических технологий в образовательном процессе в период пандемии коронавируса. В целом отмечается, что научная литература отражает серьезную работу ученых по выявлению влияния пандемии на образовательный процесс, выводы исследователей могут послужить основой для выработки будущих управленческих решений в этой сфере.

Ключевые слова: COVID-19; высшее образование; дистанционное обучение; цифровое неравенство; цифровые компетенции; реверсивное обучение; психологический стресс

Для цитирования: Кечерукова М.А. Высшее образование в условиях пандемии COVID-19: обзор научно-педагогических исследований // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 152-156. https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.25.

Original article

Higher education amid the COVID-19 pandemic: literature review

Marina Al. Kecherukova

Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia, kechmarina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4742-8608

Abstract. A synthesis of the currently available scientific literature in the eLIBRARY.ru and ScinceDirect.com databases on higher education amidst the COVID-19 pandemic is presented. Based on the analysis, a classification of scientific articles was proposed. It falls into four thematic blocks: the managerial block, the socio-economic block, the methodological block and the psychological block. Most elaborate aspects of the study of the coronacrisis in education have been identified, such as teachers' and students' reactions to the new terms of education, psychological challenges, methodological challenges, and the digital divide. The limitations of the existing research have been explained, which include the insufficient elaboration of the theoretical apparatus and the minimum amount of empirical research on the experience of using certain pedagogical technologies in educational process during the coronavirus pandemic. Overall, it is noted that the scientific literature reflects serious work by scientists to identify the impact of the pandemic on the educational process, with findings that can serve as a basis for future management decisions in this area.

Keywords: COVID-19; higher education; distance learning; digital divide; digital competences; reverse learning; psychological stress

For citation: Kecherukova M.A. Higher education amid the COVID-19 pandemic: literature review // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 152-156. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.20219.25.

Феномен влияния пандемии COVID-19 на жизнь общества стал серьезным вызовом для высших учебных заведений по всему миру. Академическое сообщество отреагировало на него незамедлительно. Первые научные статьи, описывающие трудности экстренного перехода на дистанционный режим обучения, были опубликованы уже в апреле 2020 г. [1]. По состоянию на начало августа 2021 г., в базе данных eLIBRARY.ru насчитывалось уже 1 258 статей (поиск по ключевым словам: COVID-19, образование, университет). Платформа ScienceDirect.com выдает 10 158 статей по аналогичному запросу (ключевые слова: COVID-19, education, university). Цель

данной статьи - обобщение и синтез имеющегося на сегодняшний день научного контента, выявление основных направлений, недостатков и дальнейших перспектив исследования высшего образования в условиях пандемии коронавируса.

Лейтмотивом, объединяющим научные исследования последних двух лет, является убеждение ученых в том, что трансформационные движения в системе высшего образования начались задолго до пандемии, а коронавирус стал своего рода триггером, ускорившим процесс изменений, точкой невозврата, ознаменовавшей невозможность возвращения к старым педагогическим и управленческим моделям. На сегодняшний день основной массив исследований составляют: анализы нормативных документов, описания педагогического опыта, результаты эмпирического сбора данных (анкетирование, интервью), фиксирующие реакцию субъектов образовательных отношений на новые реалии, продиктованные коронакризисом. Описывается опыт преподавания отдельных дисциплин [2], реакция преподавателей [3], студентов [4], в том числе обучающихся, получающих образование в другой стране [5], студентов с ограниченными физическими возможностями [6].

Анализ научных трудов позволяет очертить круг проблем, наиболее остро ощущаемых непосредственными участниками образовательного процесса. Представляется целесообразным разделить эти проблемы на четыре основных блока: управленческий, социально-экономический, методический, психологический.

В условиях коронакризиса особенно жестко тестировалась эффективность управленческой структуры университетов, способность руководства вузов противостоять вызову беспрецедентного масштаба. Наиболее полно эта проблема освещена в статье М.Н. Дудина и др. Авторы описывают вероятные кризисные сценарии постковидной реальности, которые необходимо учитывать при разработке новых моделей управления университетом. К негативным вариантам развития ситуации относятся: экономическая рецессия, усложняющая условия финансирования вузов; ограничение инструментов государственной и спонсорской поддержки, падение платежеспособности населения и, как следствие, снижение спроса на коммерческие образовательные услуги. В связи с этим менеджмент университета должен быть переориентирован на постоянную прокризисную модель, включающую пересмотр образовательных технологий в пользу экономически целесообразных, легко адаптирующихся к онлайн-, офлайн- и смешанным режимам обучения; оптимизацию педагогических и управленческих кадров; сокращение (в отличие от практикующейся в последние годы экспансии) недвижимого актива университета в связи с развитием онлайн-сегмента, широкое использование риск-ориентированных моделей финансового управления вузами [7].

С.Н. Дворяткина с соавторами рассматривает возможность внедрения новых методов риск-моделирования на основе алгоритмов машинного обучения, построения нейронных интеграторов и др. в систему управления образовательной деятельностью с целью снижения негативных последствий незапланированного хаоса, вызванного эпидемией COVID-19 [8].

В.А. Зернов и его коллеги отмечают, что особенно сильный удар пандемия нанесла по негосударственным вузам, возможности которых по гарантированному привлечению финансовых ресурсов значительно скромнее по сравнению с государственными университетами [9].

Отметим, что исследования такого рода немногочисленны. Можно предположить, что причина кроется в первостепенной необходимости в консолидации усилий по решению текущих проблем. В данной ситуации научная рефлексия по поводу новой образовательной реальности временно уходит на второй план.

К социально-экономическому блоку проблем относится неравенство, связанное с разным уровнем доступа к цифровым образовательным технологиям. Этот феномен, определяемый современной наукой как цифровое неравенство, не ограничивается различиями технических возможностей доступа в интернет, а является следствием социального, экономического, а в некоторых случаях и расового расслоения общества. Пандемия обострила существующие проблемы неравенства во всех его проявлениях. ЮНЕСКО призывает образовательные организации по всему миру активизировать усилия по сдерживанию цифрового неравенства в образовании в условиях эпидемии коронавируса [10]. Интересно, что изначально онлайн-образование, в частности широкое использование массовых открытых онлайн-курсов (МООК), рассматривалось как инструмент снижения неравенства в доступе к знаниям, однако со временем не оправдало возложенных на него надежд [11]. Исследования связи между удовлетворенностью дистанционным обучением и социально-экономическим статусом студентов показали, что учащиеся из малообеспеченных семей чаще сталкивались с техническими сложностями, ощущали нехватку необходимых навыков для успешного обучения онлайн, испытывали стресс [12]. Проблема цифрового неравенства не только рассматривается с точки зрения доступности цифровых ресурсов, но, что не менее важно, подразумевает и неравенство в уровне сформированности цифровых компетенций, которые являются значимыми как в сфере образования, так и в любой другой профессиональной деятельности, а также в решении повседневных бытовых проблем в условиях локдауна [13].

Таким образом, мы переходим ко второму блоку трудностей - методическому. Методические проблемы - это в первую очередь отсутствие или недостаточный уровень сформированности цифровых навыков [14]. Подготовка и проведение занятий в онлайн-формате, освоение электронных образовательных платформ и средств коммуникации, поиск новых источников информации - все это при отсутствии достаточного опыта работы в цифровой среде становится источником дополнительного стресса для педагогов и учащихся. Преподаватели массово жалуются на возрастание реальной нагрузки и избыточную отчетность [15]. Студенты также отмечают чрезмерные нагрузки, трудности с усвоением материала [16]. Среди других методических вызовов упоминаются: проблема контроля качества дистанционного образования, отсутствие необходимых ресурсов проведения промежуточных и итоговых аттестаций, разработанной системы оценочных средств, рост числа случаев «академического жульничества» [17]. Наиболее страдают при этом прикладные специальности в силу их практической направленности, необходимости использования материально-технической базы вуза, прохождения производственной практики [18].

На сегодняшний день большинство научных трудов ограничиваются регистрацией различных проблем высшего образования в эпоху пандемии. Значительное меньшее число исследователей идут дальше - от выявления проблемы до описания опыта внедрения конкретной педагогической технологии в практику дистанционного обучения. К подобным публикациям чаще всего относятся статьи, посвященные рассмотрению практики применения метода реверсивного обучения (перевернутый урок). К примеру, S. Guraya пишет об успешном опыте использования технологии перевернутого урока на медицинском факультете университета Шарджи. Отмечается более глубокое усвоение программы курса обучающимися за счет многократного изучения материала - самостоятельного просмотра видеолекции и решения кейса, группового обсуждения на онлайн-занятии, выполнения постсессионных заданий в мини-группах [19]. J. Hart и др. также предлагали студентам самостоятельное ознакомление с новым материалом посредством видеолекций. Дальнейшее закрепление знаний осуществлялось с помощью выполнения виртуальных лабораторных работ и групповой дискуссии во время онлайн-урока [20]. S.H. Khan предлагает использовать бесплатные электронные ресурсы для рассылки заданий студентам и проведения дискуссий. Использование таких ресурсов в практике реверсивного обучения, по мнению автора, оправдано в развивающихся странах, так как платный контент может стать дополнительным вызовом для педагогов и учащихся [21]. Помимо перевернутого урока в научной литературе рассматриваются особенности применения командно-ориентированного [22] и проектного [23] методов обучения в вузе в период пандемии.

Четвертый блок проблем - психологические вызовы. Психогенные реакции населения на коронавирус были и остаются в фокусе внимания социологов и психологов по всему миру [24]. Человечество не впервые сталкивается с пандемией, но особенность текущего кризиса обусловлена дополнительными факторами стресса - зависимостью большой доли населения от интернета и социальных сетей, недоверием к экспертному мнению и увлечением теориями заговоров. Неслучайно глава Всемирной организации здравоохранения Т.А. Гебреисус заявил о необходимости бороться не только с пандемией COVID-19, но и с инфодемией [25], избыточным распространением как объективной, так и недостоверной информации о вирусе по каналам СМИ, соцсе-тям, мессенджерам и т.д. И.В. Васильева, ссылаясь на исследования чрезвычайных ситуаций в сфере здравоохранения в XX веке, утверждает, что во время масштабных эпидемий прошлого (гонконгский грипп, ближневосточный респираторный синдром) студенты оказывались в числе социальных групп, наиболее подверженных психологическому стрессу [26].

Анкетирование студентов с целью выявления уровня тревожности в связи с пандемией и изменением привычного режима обучения проводилось в России [27], США [28], странах Европы [29] и Азии [30]. По результатам опросов, вне зависимости от страны, более половины респондентов признавались в негативном отношении к дистанционным занятиям, эмоциональной подавленности, чувстве тревоги. Обращается внимание на необходимость психологического сопровождения студентов и педагогов в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки [31 ], описывается опыт создания центров психологической помощи в отдельных университетах [32].

Преподаватели признавались, что находятся на гране профессионального выгорания [33]. Помимо увеличения реальной нагрузки, снижения социальных контактов и страха перед новым вирусом дополнительным фактором стресса для многих педагогов, по мнению В.В. Комлевой, стал психологический барьер. Речь идет об отторжении цифровых форм обучения, которое может быть связано как с психологическим напряжением, так и с общей тенденцией неприятия цифровизации (цифровой пессимизм), боязни технологического прогресса (технофобия), недоверия к благоприятным последствиям цифровой трансформации различных сфер общественной жизни [34].

Недостатком существующих на сегодняшний день научных трудов является слабая проработанность теоретической базы исследований. Вероятно, на данном этапе на первый план выходят вопросы всестороннего описания сложившейся ситуации, поисков возможных путей выхода из кризиса. Науке еще предстоит теоретическое осмысление коронакризиса в образовании с опорой на антропологические, социологические и философские концепции. Среди немногих социологических теорий чаще всего упоминается модель «цифрового разрыва» нидерландского социолога Я. Ван Дейка [35], рассматривающего социальное неравенство прежде всего как цифровой разрыв, изучающего его типы, причины и последствия. Новая образовательная реальность соотносится также с некоторыми положениями теории информационного общества, разработанной в трудах философов, социологов и культурологов XX века - Г.М. Маклюэна, Ю. Хабермаса и Э. Тоффлера [36], изучавших влияние информационных технологий и различных типов коммуникаций на развитие общества и экономики.

Проведенный нами анализ позволяет утверждать, что за полтора года с начала пандемии была проделана огромная работа по всестороннему исследованию влияния коронакризиса на систему высшего образования, выявлены и изучены проблемы организационного, методического, социального и психологического характера. Основные выводы научных трудов, возможно, будут учтены при разработке будущих управленческих решений, а также станут отправной точкой для дальнейших научных поисков. На наш взгляд перспективными направлениями исследования, еще не ставшими на сегодняшний день предметом специального научного изучения, могут быть философия и социология новой образовательной реальности, а также эмпирические исследования применения эффективных образовательных технологий в дистанционном и смешанном режимах обучения.

Список источников:

1. Crawford J., Butler-Henderson K., Rudolph J., Malkawi B., Glowatz M., Burton R., Magni P.A., Lam S. COVID-19: 20 Countries' Higher Education Intra-period Digital Pedagogy Responses // Journal of Applied Learning and Teaching. 2020. Vol. 3, iss. 1. Р. 9-28. https://doi.org/10.37074/jalt.2020.3.1.7 ; Vlachopoulos D. COVID-19: Threat or Opportunity for Online Education? // Higher Learning Research Communications. 2020. Vol. 10, iss. 1. P. 16-19. https://doi.org/10.18870/hlrc.v10i1.1179.

2. Захарова У.С., Вилкова К.А., Егоров Г.В. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 115-137. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-115-137 ; Stru-gielska A., Guttfeld D., Linke-Ratuszny M. Teaching Foreign Languages in Higher Education During the Corona Crisis // XLinguae. 2021. Vol. 14, iss. 1. P. 228-248. https://doi.org/10.18355/xl.2021.14.01.18.

3. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора / Р.Н. Абрамов [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 2. С. 59-74. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.014 ; Valjataga T., Poom-Valickis K., Rumma K., Aus K. Transforming Higher Education Learning Ecosystem: Teacher's Perspective // Interact. Des Archit. 2020. № 46. P. 47-69.

4. Dhar B. K., Ayittey F.K., Sarkar S.M. Impact of COVID-19 on Psychology Among the University Students // Global Challenges. 2020. Vol. 4, iss. 11. Р. 2000038. https://doi.org/10.1002/gch2.202000038 ; Jcques S., Quahabi A., Lequeu T. Remote Knowledge Acquisition and Assessment During the COVID-19 Pandemic // Project: Face Recognition and Its Applications.

2020. № 10. P. 120-138. https://doi.org/10.3991/ijep.v10i6.16205.

5. Lorio J.C., Slivia A.V., Fonseca M.L. The Impact of COVID-19 on International Higher Education in Portugal: a Preliminary Analysis // Finisterra. 2020. № 55. P. 153-161.

6. Бонкало Т.И., Гребенникова В.М., Никитина Е.Ю. Готовность образовательных организаций к дистанционному профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья в период пандемии COVID-19 // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 73-95. https://doi.org/10.25588/CSPU.2020.159.6.005.

7. Дудин М.Н., Кононова Е. В. Управление высшим образованием в условиях больших вызовов и угроз, вызванных пандемией коронавируса COVID-19 // Проблемы рыночной экономики. 2020. № 2. С. 133-145. https://doi.org/10.33051/2500-2325-2020-2-133-145.

8. Дворяткина С.Н., Лопухин А.М. Поиск новых методологических подходов и методов в риск-менеджменте // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 2 (54). С. 35-47. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2021-54-2-35-47.

9. Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности / В.А. Зернов [и др.] // Материалы Московского академического экономического форума. 2020. Т. 223. С. 304-322. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2020-223-3-304-322.

10. UNESCO. COVID-19 and Higher Education: Today and Tomorrow. Impact Analysis, Policy Responses and Recommendations. 2020 [Электронный ресурс] // Right to Education. URL: https://www.right-to-education.org/resource/covid-19-and-higher-education-today-and-tomorrow-impact-analysis-policy-responses-and (дата обращения: 20.08.2021).

11. Бекова С.К., Терентьев Е.А., Малошонок Н.Г. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов // Вопросы образования.

2021. № 1. С. 74-92. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-74-92.

12. Lee J., Jeong H.J., Kim S. Stress, Anxiety and Depression Among Undergraduate Students During the COVID-19 Pandemic and Their Use of Mental Health Services // Innovative Higher Education. 2021. https://doi.org/10.1007/s10755-021-09552-y.

13. Ertl B., Csanadi A., Tarnai Ch. Getting Close to the Digital Divide: An Analysis of Impacts on Digital Competencies Based on the German PIAAC Sample // International Journal of Education Development. 2020. Vol. 78. Р. 102259. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102259.

14. Гузикова Л.А. Высшее образование: станет ли «эпидемия действий» образом будущего? // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10, № 36. С. 8-18. https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.36.01 ; Козлов А.В., Кань-ковская А.Р., Тесля А.Б. Исследование специфики формирования цифровых компетенций будущих специалистов индустрии 4.0 в условиях пандемии COVID-19 // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. № 4 (28). С. 52-66.

15. Федорова Л.А., Бутрова Е.В. Оценка влияния последствий пандемии COVID-19 на систему профессионального образования как основу социального развития человеческого капитала // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 4-1. С. 126-132. https://doi.org/10.17513/vaael.1657.

16. Jiang R. Knowledge, Attitudes and Mental Health of University Students During the COVID-19 Pandemic in China // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 119. Р. 105494. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105494.

17. Юрченко С.Г. Новые задачи управления качеством дистанционного образования в условиях режима повышенной готовности (COVID 19) // Вестник научно-методического совета по природообустройству и водопользованию. 2020. № 18. С. 13-25.

18. Захарова У.С., Вилкова К.А., Егоров Г.В. Указ. соч.

19. Guraya S. Combating the COVID-19 Outbreak with a Technology-Driven E-Flipped Classroom Model of Educational Transformation // Journal of Taibah University Medical Sciences. 2020. Vol. 15, iss. 4. P. 253-254. https://doi.org/10.1016/jjtumed.2020.07.006.

20. Hart J.H., Wendell D., Liu J., Lewandowski J., Funes-Lora M., Shih A. Teaching Manufacturing Process Using a Flipped Classroom Model // Procedia Manufacturing. 2021. Vol. 53. P. 773-781. https://doi.org/10.1016/j.promfg.2021.06.074.

21. Khan M.S.H., Abdou B.O. Flipped Classroom: How Higher Education Institutions (HELs) of Bangladesh Could Move Forward During COVID-19 Pandemic // Social Sciences and Humanities Open. 2021. Vol. 4, iss. 1. Р. 100187. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2021.100187.

22. Gaber D., Amin H.A.A., Shehata M.H. Online Team-Based Learning Sessions as Interactive Methodologies During the Pandemic // Medical Education. 2020. Vol. 54, iss. 7. P. 66-67. https://doi.org/10.1111/medu.14198.

23. Бажутин А.А., Юдин Д.А. Применение метода проектов в условиях удаленного обучения // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 1 (290). С. 99-103. https://doi.org/10.47438/2309-7078_2021_1_99.

24. Pierce M., McManus S., Hope H., Hotopf M., Ford T., Hatch S.L., John A., Kontopantelis E., Webb R.T., Wessely S., Abel K.M. Mental Health Responses to the COVID-19 Pandemic: a Latent Class Trajectory Analysis Using Longitudinal UK Data // The Lancet Psychiatry. 2021. Vol. 8, iss. 7. P. 610-619. https://doi.org/10.1016/s2215-0366(21)00151-6 ; Stroud I., Gut-man L.M. Longitudinal Changes in the Mental Health of UK Young Male and Female Adults During the COVID-19 Pandemic // Psychiatry Research. 2021. Vol. 303. Р. 114074. https://doi.Org/10.1016/j.psychres.2021.114074.

25. Munich Security Conference [Электронный ресурс] // World Health Organization. URL: https://www.who.int/dg/speeches/detail/munich-security-conference (дата обращения: 20.08.2021).

26. Васильева И.В., Дерягина Л.Е., Чуманов Ю.В. Психосемантическое исследование представлений студентов о дистанционном образовании в период пандемии COVID-19 // Экология человека. 2020. № 12. С. 45-51. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2020-12-45-51.

27. Данилова Л.Н. COVID-19 как фактор развития образования: перспективы цифровизации и дистанционного обучения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (68). С. 124-135. https://doi.org/10.26105/SSPU.2020.68.5.008 ; Rezer Т. Social Values of Students in Conditions of Digitalization of Education and COVID-19 // Integration of Education. 2021. Т. 25, № 2 (103). С. 226-243. https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.226-243.

28. Lee J., Jeong H.J., Kim S. Op. cit. ; Olson R., Fryz R., Essemiah J., Crawford M., King A., Fateye B. Mental Health Impacts of COVID-19 Lockdown on US College Students: Results of a Photoelicitation Project // Journal of American College Health. 2021. Vol. 24. Р.1-11. https://doi.org/10.1080/07448481.2021.1891921.

29. Kaparounaki C.K., Patsali M.E., Mousa D-P.V., Papadopoulou E.V.K., Papadopoulou K.K.K., Fountoulakis K.N. University Students' Mental Health Amidst the COVID-19 Quarantine in Greece // Psychiatry Research. 2020. Vol. 290. Р. 113111. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.113111 ; Meda N., Pardini S., Slongo I., Bodini L., Zordan M.A., Rigobello P., Vi-sioli F., Novara C. Students' Mental Health Problems Before, During and After COVID-19 Lockdown in Italy // Journal of Psychiatric Research. 2021. Vol. 134. P. 69-77. https://doi.org/10.1016/jjpsychires.2020.12.045.

30. Dhar B.K., Ayittey F.K., Sarkar S.M. Op. cit. ; Srivastava S., Jacob J., Charles A.S., Daniel P., Mathew J.K., Shanthi P., Devamani K., Mahasampath G., Rabi S. Emergency Remote Learning in Anatomy During the COVID-19 Pandemic: A study Evaluating Academic Factors Contributing to Anxiety Among First Year Medical Students // Medical Journal Armed Forces India. 2021. Vol. 77, iss. 1. P. 90-98. https://doi.org/10.1016/j.mjafi.2020.12.012

31. Васильева И.В., Дерягина Л.Е., Чуманов Ю.В. Указ. соч. ; Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора ...

32. Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности ... ; Azorin C. Beyond COVID-19 Supernova. Is Another Education Coming? // Jornal of Professional Capital and Community. 2020. Vol. 5, iss. 3/4. P. 381-390. https://doi.org/10.1108/jpcc-05-2020-0019.

33. Петракова А.В., Канонир Т.Н., Куликова А. А., Орел Е. А. Особенности психологического стресса учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 / А.В. Петракова [и др.] // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93-114. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-93-114.

34. Комлева В.В. Доступность и качество высшего образования в условиях COVID-19: правительственные усилия в расчете на будущее // Вопросы управления. 2021. № 1 (68). С. 144-155. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2021-1-144-155.

35. Там же.

36. Назаров В.Л., Жердев Д.В., Авербух Н.В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 156-201. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-156-201.

Информация об авторе М.А. Кечерукова - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского индустриального университета, Тюмень, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=557339.

Information about the author M.A. Kecherukova - PhD in Philology, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=557339.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.08.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.09.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.