СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Высшее образование в структуре жизненных целей молодежи
Заякина Ольга Александровна,
кандидат социологических наук, ведущий специалист по учебно-методической работе, доцент кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент» Московского авиационного института E-mail: [email protected])
В статье рассмотрены результаты исследований места высшего образования в структуре жизненных целей молодежи. Автором отмечается, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции, повышения уровня безработицы, изменения структуры рынка труда молодые люди переосмысливают свои профессиональные жизненные приоритеты. В статье приводится обзор результатов социологических исследований и статистических данных, посвященных важности высшего образования для молодежи и рассмотрению профессиональных жизненных целей данной категории населения. Автор указывает, что, по результатам исследований, в представлении россиян высшее образование все же не потеряло своей престижности, хотя и несколько сдало позиции. Основные профессиональные жизненные планы выпускников вузов связаны с работой по специальности и продолжением получения образование в магистратуре и аспирантуре, открытием собственного дела. Большинство опрошенных студентов-выпускников уверено, что смогут найти высокооплачиваемую работу. Особое внимание в статье уделяется трудностям, с которыми сталкиваются выпускники вузов при поиске работы.
Ключевые слова: жизненные цели, престиж высшего образования, ценностные ориентации, ценности, студенты.
в и
Введение
В условиях пандемии коронавирусной инфекции, повышения уровня безработицы, изменения структуры рынка труда молодые люди переосмысливают свои профессиональные жизненные приоритеты. Получение качественного образования и трудоустройство на хорошую должность являются вопросами, актуальными для студентов младших и старших курсов. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение жизненных планов и ориентиров молодежи важно для более эффективной организации обучения в учебном заведении и содействия трудоустройству по специальности.
В отечественной социологии исследования построения жизненных целей начали проводиться во второй половине ХХ века. Рассмотрение жизненных целей и стратегий, изменения ценностных ориентаций становится одной из главных тематик социологических исследований молодежи в отечественной науке. Анализ жизненных планов молодежи представлен в работах М.Н. Руткевича, Л.Я. Рубиной, В.Н. Шубкина. Жизненные ценности рассматривались в исследованиях Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой, А.Г. Здравомыслова. Трудовые жизненные цели анализировались в работах Ж.Г. Озерниковой, Н.В. Корж, Т.В. Хлоповой. Жизненные стратегии студенчества рассматривались Ю.Р. Вишневским, Я.В. Дидковской, Н.Ф. Наумовой, и др.
В справочной литературе дается следующее определение понятия «жизненные цели». Жизненные цели - «конечные результаты определенных этапов жизни, являющиеся основными ориентирами на жизненном пути в будущем» [4].
Жизненные цели личности задают направленность и «базовые принципы долгосрочного социального поведения в системе «социальных координат» [1, С.10] и формируются на основании общественных ценностей, усвоенных человеком в процессе социализации.
Студенческая молодежь как социальная группа имеет общий признак -- учебу в высшем или средне-специальном учебном заведении, а также характеризуется высокой социальной мобильностью, быстрой сменой статусов, стремлением быть непохожими на других, ориентацией на успешную жизненную карьеру. В студенческом возрасте человек приобретает опыт самостоятельного принятия жизненно важных решений, стремится постепенно реализовывать жизненные ожидания,
выбирает, чем он будет заниматься после окончания Вуза. Выстраивая свой жизненный путь, современные студенты ориентируются не только на свои стремления и амбиции, но и пытаются соответствовать требованиям времени, ощущают на себе воздействие происходящих в современном обществе процессов. Получение образования является одним из этапов реализации молодежью жизненных планов.
Методология исследования
В ходе исследования в 2021 году нами было опрошено 150 студентов инженерных специальностей 1-3 курсов московских вузов. вузы были выбраны по принципу доступности. Опрос студентов проводился методом онлайн-анкетирования с использованием доод1е-форм. В статье также используются данные статистики, результаты социологических опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения. Задачами исследования являлись изучение важности высшего образования для карьерного роста молодежи, а также анализ профессиональных жизненных целей студентов инженерных специальностей.
Результаты исследований и их обсуждение
В российских научных кругах на современном этапе ведется активная дискуссия о потере высшего образования своего главного места в ориентирах и жизненных целях молодежи. Сегодня средствами массовой информации широко пропагандируется идея быстрого успеха и получения высокого дохода без получения высшего образования. Данная идея находит отклик у некоторых представителей молодежи, которые стремятся быстро достичь материального благополучия.
Однако социологические исследования показывают, что в представлениях россиян высшее образование все же не потеряло своей престижности, хотя и несколько сдало свои позиции. Так, по данным ВЦИОМ, 81% респондентов, как в 2016 году, так и в 2021 году, хотели бы, чтобы их дети и внуки получили именно высшее образование.
Средне-специальное образование хотели бы для своих детей и внуков только 7% (в 2015 году - 4%). Около 60 процентов опрошенных россиян считают, что прямой зависимости между получением высшего образования и материальной обеспеченностью в будущем не существует (это на 9% меньше, чем в 2016 году)[3].
Опрос 1600 представителей экономически активного населения страны, проведенный в 2021 году сервисом по поиску работы SuperJob, показал, что 63% опрошенных считали престижным наличие высшего образования. Причем данной позиции придерживаются больше всего женщины, лица более старшего возраста, с высоким уровнем дохода.
В этом исследовании задавался также вопрос о том, что понимают респонденты под словосочетанием «хорошее образование». Как показал опрос, почти половина опрошенных россиян отме-
тили, что это образование, которое учит приобретать ключевые компетенции, 36% - которое учит приобретать знания самостоятельно, 10% - престижные вуз и факультет [5].
Примерно третья часть респондентов считает, что высокий уровень образования предполагает и высокий заработок. Однако, количество респондентов, выявляющих такую взаимосвязь, за последние пять лет, уменьшилось. Очевидно, это связано с тем, что в последние годы все более популярными становятся профессии с высоким заработком, не предполагающие высокого уровня образования. Успешные блогеры, SMM-менеджеры, визажисты и т.п., зачастую не имеющие никого образования кроме среднего, хвастаются перед молодежью своими большими заработками. У выпускников школ формируется ощущение, что достаточно окончить краткосрочные курсы и можно начать зарабатывать хорошие деньги.
Уровень получаемого молодым человеком образования, по мнению опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения респондентов, будет в основном зависеть от таких факторов, как материальное положение семьи (53%), желание учиться (48%), стремление родителей дать ребенку образование (34%), способности ребенка (29%) [3].
В исследовании мы задавали студентам инженерных специальностей вопрос о том, что больше всего повлияло на их выбор направления учебы. Наиболее популярными на этот вопрос были следующие ответы (можно было выбрать несколько вариантов ответа):
1) соответствие профессии наклонностям, способностям (78%),
2) возможность хорошо заработать (55,3%),
3) престиж профессии в обществе (37,3%).
Опыт работы по данной профессии, перспективы профессии в городе, советы родственников и друзей повлияли на выбор респондентов в меньшей степени.
Каковы же основные мотивы получения студентами высшего образования? На первом месте -получение новых знаний, на втором месте - получение диплома для устройства на хорошую работу, на третьем - стремление найти в вузе новых друзей. По мнению большинства опрошенных, хороший студент должен стремиться развивать свой интеллектуальный потенциал, ему нравится учится, и он - трудолюбив в учебе.
Рассмотрим жизненные планы студентов после окончания вуза. Работать по специальности собираются 54%. Примерно такое же количество респондентов собираются продолжить образование, поступив в магистратуру, аспирантуру - 52%, открыть собственное дело собираются 29%. Стать домохозяйкой, взять отпуск по уходу за ребенком планируют всего 4%.
В исследовании мы зафиксировали, что довольно большое число студентов (29%) хотят начать свой собственный бизнес. В ситуации появле-
сз о
о Л о
о сз о в
ния новых направлений и форм предпринимательской деятельности молодежь все больше задумывается о том, чтобы самостоятельно создать себе рабочее место и не зависеть от работодателя.
Около 61% опрошенных студентов считают, что смогут найти высокооплачиваемую работу после окончания вуза. Однако, велика и доля тех, кто затруднился ответить на данный вопрос (29%). Каждый десятый респондент переживает, что не сможет найти высокооплачиваемую работу.
Рынку труда на современном этапе мешают развиваться следующие факторы. Во-первых, существующая дискриминация по возрасту работника и опыту работы. Выпускникам вузов сложно найти работу с достойной зарплатой, так как руководители предприятий не готовы платить работникам без опыта столько, сколько специалистам с опытом. Во-вторых, выпускники вузов не хотят работать в бюджетных организациях за низкую зарплату. В-третьих, часто работодатели наделяют сотрудников слишком широким спектром обязанностей (один сотрудник вынужден выполнять ту работу, которую раньше выполняли несколько человек).
Трудности, с которыми столкнулись выпускники вузов в последние годы при поиске работы, были исследованы сервисом по поиску работы SuperJob (опрошено 350 выпускников вузов 2017-2019 г.). Главная трудность - отсутствие опыта работы (68%), на втором месте - отсутствие или небольшое количество подходящих вакансий (15%), на третьем - низкие зарплатные предложения (8%). Лишь 4% опрошенных отмечали, что трудностей при поиске работы не было [5].
Заключение
Высокий уровень образования не гарантирует выпускникам вузов устройство на высокооплачиваемую работу. Устроиться на хорошую работу по специальности выпускникам вузов мешают следующие факторы: отсутствие навыков по поиску работы, отсутствие опыта работы, несоответствие уровня предлагаемых зарплат ожиданиям выпускников, необходимость переобучения и освоения на новом месте работы большого количества новых навыков.
К сожалению, на современном этапе выпускник вуза, выходя из стен учебного заведения, обладает лишь набором общих знаний и навыков. Не случайно, по результатам исследований, хорошее образование у россиян связывается именно с приобретением необходимых компетенций.
Выходом из сложившейся ситуации является адаптация высшего образования к современным реалиям: внедрение факультативов, возможность участия студентов в конкретных научных проектах, в которых можно получить и совершенствовать © необходимые для будущей работы навыки. Ана-И лизируя современную ситуацию, нельзя не согла-й ситься с утверждением Ивана Груздева - директо-~ ра Центра внутреннего мониторинга Института об-^ разования НИУ ВШЭ, считающего неправильным
«говорить о том, что между направлениями подготовки в вузах и конкретными профессиями всегда можно провести прямое соответствие» [2]. Важно анализировать используются ли выпускниками в профессиональной деятельности компетенции, полученные в ходе обучения.
Литература
1. Митрюшин С.А. Жизненные цели студенческой молодежи как регулятор социального поведения: автореф. дис.к.социол.н. - М. 2008. - 22 с.
2. Мишина В. Карьеры разошлись с дипломами в разные стороны [Электронный ресурс] // Коммерсант. 2020. - Режим доступа: https:// www.kommersant.ru/doc/ 4492476 (проверено 11.01.2022).
3. Образование в России: востребованность, доступность, качество. Аналитический обзор. 28.01.2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obrazovanie-v-rossii-vostrebovannost-dostupnost-kachestvo (проверено 11.01.2022).
4. Словарь по профориентации и психологической поддержке [Электронный ресурс] // Словарь. - Режим доступа: http://med.niv.ru/ doc/dictionary/career-psychological-support/fc/ slovar-198.htm#zag-111 (проверено 11.01.2022).
5. Шестнадцать лет назад россияне считали хорошим образованием то, что учит учиться. Сегодня - что формирует профессиональные навыки. Социологические опросы. 18.11.2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.superjob.ru/research/articles/113187/16-let-nazad-rossiyane-schitali-horoshim-obrazovaniem-to (проверено 11.01.2022).
HIGHER EDUCATION IN THE STRUCTURE OF YOUTH'S LIFE GOALS
Zayakina O.A.
Moscow Aviation Institute
The article considers the results of research on the place of higher education in the structure of life goals of young people. The author notes that in the conditions of a pandemic of coronavirus infection, an increase in unemployment, changes in the structure of the labor market, young people rethink their professional life priorities. The article provides an overview of the results of sociological research and statistical data on the importance of higher education for young people and the consideration of professional life goals of this category of the population. The author points out that, according to the results of research, in the view of Russians, higher education has not lost its prestige, although it has somewhat lost ground. The main professional life plans of university graduates are related to work in the specialty and continuing education in graduate and postgraduate studies, opening their own business. The majority of the surveyed graduate students are confident that they will be able to find a high-paying job. The article pays special attention to the difficulties faced by university graduates when looking for a job.
Keywords: life goals, prestige of higher education, value orientations, values, students.
References
1. Mitryushin S.A. Life goals of student youth as a regulator of social behavior: abstract.dis.k.sociol.N. - M. 2008. - 22 p.
2. Mishina V. Careers diverged with diplomas in different directions [Electronic resource] // Kommersant. 2020. - Access mode: https://www.kommersant.ru/doc / 4492476 (checked on 11.01.2022).
3. Education in Russia: demand, availability, quality. Analytical review. 28.01.2021. [Electronic resource] - Access mode: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obrazovanie-v-rossii-vostrebovannost-dostupnost-kachestvo (checked 11.01.2022).
4. Dictionary of career guidance and psychological support [Electronic resource] // Dictionary. - Access mode: http://med.niv.ru/ doc/dictionary/career-psychological-support/fc/slovar- 198.ht-m#zag-111 (checked on 11.01.2022).
5. Sixteen years ago, Russians considered a good education that teaches to learn. Today - what forms professional skills. Opinion polls. 18.11.2021. [Electronic resource] - Access mode: https://www.superjob.ru/research/articles/113187/16-let-nazad-rossiyane-schitali-horoshim-obrazovaniem-to (checked on 11.01.2022).